Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Владислав Ходасевич - Стихотворения [-]
Известность произведения: Средняя
Метки: poetry, Поэзия, Сборник

Аннотация. Издание предлагает первое, ориентированное на возможную полноту Собрание стихотворений В. Ф. Ходасевича (1886-1939), творчество которого относится к самым значительным явлениям русской поэзии начала XX века. " Сборник «Молодость», 1908 " Сборник «Счастливый домик», 1914 " Сборник «Путем зерна», 1920 " Сборник «Тяжелая лира», 1922 " Сборник «Европейская ночь», 1927 " Стихотворения, не собранные в сборники и неопубликованные при жизни " Из черновиков " Шуточные стихотворения

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 

  * * *   Я сон потерял, а живу как во сне. Всё музыка дальняя слышится мне.   И арфы рокочут, и скрипки поют — От музыки волосы дыбом встают.   [Но кто-то………………………рукой, И звук обрывается с болью такой,] ………………………………………………… Как будто бы в тире стрелок удалой Сбивает фигурки одну за другой.   И падают звуки, а сердце горит, А мир под ногами в осколки летит.   И скоро в последнем, беззвучном бреду Последним осколком я сам упаду.     * * *   Косоглазый и желтолицый, С холщовым тюком на спине, Я по улицам вашей столицы День-деньской брожу в полусне.   Насмехайтесь и сквернословьте, Не узнаете вы о том, Как дракон на шелковой кофте Лижет сердце мое огнем.     * * *   Мечта моя! Из Вифлеемской дали Мне донеси дыханье тех минут, Когда еще и пастухи не знали, Какую весть им ангелы несут.   Всё было там убого, скудно, просто: Ночь; душный хлев; тяжелый храп быка. В углу осел, замученный коростой, Чесал о ясли впалые бока,   А в яслях… Нет, мечта моя, довольно: Не искушай кощунственный язык! Подумаю — и стыдно мне, и больно: О чем, о чем он говорить привык!   Не мне сказать…   Январь 1920, ноябрь 1922   * * *   В этих отрывках нас два героя, Незнакомых между собой. Но общее что-то такое Есть между ним и мной.   И — простите, читатель, заранее: Когда мы встречаемся в песий час, Всё кажется — для компании Третьего не хватает — вас.   10 декабря 1922 Saarow   * * *   Он не спит, он только забывает: Вот какой несчастный человек. Даже и усталость не смыкает     Этих воспаленных век.   Никогда ничто ему не снится: На глаза всё тот же лезет мир, Нестерпимо скучный, как больница, Как пиджак, заношенный до дыр.   26 декабря 1922 Saarow   * * *   Пыль. Грохот. Зной. По рыхлому асфальту, Сквозь запахи гнилого мяса, масла Прогорклого и овощей лежалых, Она идет, платочком утирая Запекшиеся губы. Распахнулась На животе накидка — и живот Под сводом неба выгнулся таким же Высоким круглым сводом. Там, во тьме, В прозрачно-мутной, первозданной влаге, Морщинистый, сомкнувший плотно веки, Скрестивший руки, ноги подвернувший, Предвечным сном покоится младенец — Вниз головой.         Последние часы Чрез пуповину, вьющуюся тонким Канатиком, досасывает он Из матери живые соки. В ней же Всё запрокинулось, всё обратилось внутрь — И снятся ей столетий миллионы, И слышится умолкших волн прибой: Она идет не площадью стесненной, Она идет в иной стране, в былой. И призраки гигантских пальм, истлевших Давным-давно глубоко под землей, И души птиц, в былой лазури певших, Опять, опять шумят над головой.   1914–1922   * * *   Старик и девочка-горбунья Под липами, в осенний дождь. Поет убогая певунья Про тишину германских рощ.   Валы шарманки завывают; Кругом прохожие снуют… Неправда! Рощи не бывают, И соловьи в них не поют!   Молчи, берлинский призрак горький, Дитя язвительной мечты! Под этою дождливой зорькой Обречена исчезнуть ты.   Шарманочка! Погромче взвизгни! С грядущим веком говорю, Провозглашая волчьей жизни Золотожелчную зарю.   Еще бездельники и дети Былую славят красоту, — Я приучаю спину к плети И каждый день полы мету.   Но есть высокое веселье, Идя по улице сырой, Как бы новоселье Суровой праздновать душой.     * * *   Помню куртки из пахучей кожи И цинготный запах изо ртов… А, ей-богу, были мы похожи На хороших, честных моряков.   Голодали, мерзли — а боролись. И к чему ж ты повернул назад? То ли бы мы пробрались на полюс, То ли бы пошли погреться в ад.   Ну, и съели б одного, другого: Кто бы это видел сквозь туман? А теперь, как вспомнишь, — злое слово Хочется сказать: «Эх, капитан!»   Повернули — да осволочились. Нанялись работать на купца. Даже и не очень откормились — Только так, поприбыли с лица.   Выползли на берег, точно крабы. Разве так пристало моряку? Потрошим вот, как на кухне бабы, Глупую, вонючую треску.   А купец-то нами помыкает (Плох сурок, коли попал в капкан), И тебя не больно уважает, И на нас плюет. Эх, капитан!   Самому тебе одно осталось: Греть бока да разводить котят. Поглядишь — такая, право, жалось. И к чему ж ты повернул назад?   28–29 января 1923 Saarow   * * *   Раскинул под собой перину, Как упоительную сень. Сейчас легонько отодвину Свою дневную дребедень.   Еще играет дождик мелкий По запотелому стеклу. Автомобильной свиристелкой Прочмокали в пустую мглу.   Пора и мне в мои скитанья. Дорога мутная легка — Сквозь каменные очертанья В лунеющие облака.   1 марта 1923 Saarow   * * *   Я родился в Москве. Я дыма Над польской кровлей не видал, И ладанки с землей родимой Мне мой отец не завещал.   России — пасынок, а Польше — Не знаю сам, кто Польше я. Но: восемь томиков, не больше, — И в них вся родина моя.   Вам — под ярмо ль подставить выю Иль жить в изгнании, в тоске. А я с собой свою Россию В дорожном уношу мешке.   Вам нужен прах отчизны грубый, А я где б ни был — шепчут мне Арапские святые губы О небывалой стороне.   25 апреля 1923 Saarow  В кафе     Мясисто губы выдаются С его щетинистой щеки, И черной проволокой вьются Волос крутые завитки.   Он — не простой знаток кофеен, Не сноб, не сутенер, — о, нет: Он славой некою овеян, Он провозвестник, он поэт.   Лизнув отвиснувшие губы И вынув лаковый блокнот, Рифмует: кубы, клубы, трубы, Дреднот, вперед, переворот.   А сам сквозь дым английской трубки Глядит, злорадно щуря взор, Как бойко вскидывает юбки Голодных женщин голый хор.   Ему противна до страданий Арийских глаз голубизна, Арийских башен и преданий Готическая вышина,   Сердец крылатая тревога, Колоколов субботний звон… Их упоительного Бога Заочно презирает он.   И, возвратясь из ресторана И выбросив измятый счет, Он осторожно из кармана Какой-то сверток достает.   28 февраля, 25 августа 1923 Saarow   НЭП     Если б маленький домишко, Да вокруг него садишко, Да в погожий бы денек Попивать бы там чаек —   Да с супругой Акулиной Да с дочуркой Октябриной Д'на крылечке бы стоять — Своих курочек считать,   Да у каждой бы на лапке Лоскуток из красной тряпки — Вот он, братцы, я б сказал, — «Нацьональный идеал»!     * * *   «Проходят дни, и каждый сердце ранит, И на душе — печали злая тень. Верь, близок день, когда меня не станет: Томительный, осенний, тусклый день».   Ты мне прочел когда-то эти строки, Сказав: кончай, пиши романс такой, Чтоб были в нем и вздохи и намеки Во вкусе госпожи Ростопчиной.   Я не сумел тогда заняться ими, Хоть и писал о гибнущей весне. Теперь они мне кажутся плохими, И вообще не до романсов мне.   Я многие решил недоуменья, Из тех, что так нас мучили порой. И мир теперь мое ласкает зренье Не    , но честной наготой.   Мариенбад  27 мая 1836     Оставил дрожки у заставы,     Побрел пешком. Ну вот, смотри теперь: дубравы     Стоят кругом.   Недавно ведь мечтал: туда бы,     В свои поля! Теперь несносны рощи, бабы     И вся земля.   Уж и возвышенным, и низким     По горло сыт, И только к теням застигийским     Душа летит.   Уж и мечта, и жизнь — обуза     Не по плечам. Умолкни, Парка! Полно, Муза!     Довольно вам!   26 марта 1924 Рим   * * *   Как совладать с судьбою-дурой? Заладила свое — хоть плачь. Сосредоточенный и хмурый, Смычком орудует скрипач.   А скрипочка поет и свищет Своим приятным голоском. И сам Господь с нее не взыщет Ей всё на свете нипочем.   4 апреля 1924 Рим   * * *   Великая вокруг меня пустыня, И я — великий в той пустыне постник. Взойдет ли день — я шторы опускаю, Чтоб солнечные бесы на стенах Кинематограф свой не учиняли. Настанет ночь — поддельным, слабым светом Я разгоняю мрак и в круге лампы Сгибаю спину и скриплю пером, — А звезды без меня своей дорогой Пускай идут.     Когда шумит мятеж, Голодный объедается до рвоты, А сытого (в подвале) рвет от страха Вином и желчью, — я засов тяжелый Кладу на дверь, чтоб ветер революций Не разметал моих листов заветных. И если (редко) женщина приходит Шуршать одеждой и сиять очами — Что ж? я порой готов полюбоваться Прельстительным и нежным микрокосмом…     * * *   Кто счастлив честною женой, К блуднице в дверь не постучится. Кто прав последней правотой, За справедливостью пустой Тому невместно волочиться.     * * *   Нет ничего прекрасней и привольней, Чем навсегда с возлюбленной расстаться И выйти из вокзала одному. По-новому тогда перед тобою Дворцы венецианские предстанут. Помедли на ступенях, а потом Сядь в гондолу. К Риальто подплывая, Вдохни свободно запах рыбы, масла Прогорклого и овощей лежалых И вспомни без раскаянья, что поезд Уж Мэстре, вероятно, миновал. Потом зайди в лавчонку banco lotto, Поставь на семь, четырнадцать и сорок, Пройдись по Мерчерии, пообедай С бутылкою «вальполичелла». В девять Переоденься и явись на Пьяцце И под финал волшебной увертюры «Тангейзера» — подумай: «Уж теперь Она проехала Понтеббу». Как привольно! На сердце и свежо и горьковато.     * * *   Как больно мне от вашей малости, От шаткости, от безмятежности. Я проклинаю вас — от жалости, Я ненавижу вас — от нежности.   О, если б вы сумели вырасти Из вашей гнилости и вялости, Из     болотной сырости, Из…     * * *   Сквозь дикий грохот катастроф Твой чистый голос, милый зов Душа услышала когда-то…   Нет, не понять, не разгадать: Проклятье или благодать, — Но петь и гибнуть нам дано, И песня с гибелью — одно. Когда и лучшие мгновенья Мы в жертву звукам отдаем — Что ж? Погибаем мы от пенья Или от гибели поем?   А нам простого счастья нет. Тому, что с песней рождено, Погибнуть в песне суждено…    Мы     Не мудростью умышленных речей Камням повелевал певец Орфей.   Что прелесть мудрости камням земным? Он мудрой прелестью был сладок им.   Не поучал Орфей, но чаровал — И камень дикий на дыбы вставал   И шел — блаженно лечь у белых ног. Из груди мшистой рвался первый вздох.   ………………………………………………… …………………………………………………   Когда взрыдали тигры и слоны О [прелестях] Орфеевой жены —   Из каменной и из звериной тьмы Тогда впервые вылупились — мы.   Париж   Утро     То не прохладный дымок подмосковных осенних туманов, То не на грядку роняет листочки свои георгин: Сыплются мне на колени, хрустя, лепестки круассанов, Зеленоватую муть над асфальтом пускает бензин.   [Всё это присказки только. О сказках помалкивать надо. Знаем о чем помолчать. ] Понапрасну меня не учи. Славлю я утренний кофе на светлом моем перекрестке, Пыль под метлою гарсона и солнца косые лучи.     * * *   В последний раз зову Тебя: явись На пиршество ночного вдохновенья. В последний раз: восхить меня в ту высь,     Откуда открывается паденье.   В последний раз! Нет в жизни ничего Святее и ужаснее прощанья. Оно есть агнец сердца моего,     Влекомый на закланье.   В нем прошлое возлюблено опять С уже нечеловеческою силой. Так пред расстрелом сын объемлет мать     Над общей их могилой.   13 февраля 1934

The script ran 0.003 seconds.