Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Владимир Маяковский - Стихотворения. (1912—1917) [1912-1917]
Известность произведения: Высокая
Метки: Классика, Поэзия

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 

           Эх ты, немец! Едем в Калиш,       Береги теперь бока лишь.              12                Как к Ивану-городу       Смяли немцу бороду.              13                Эх, и поле же у Торна,       На Берлин итти просторно!              14                Русским море по колено:       Скоро нашей будет Вена!              15                Немцу только покажи штык,       Забывает, бедный, фриштык.              16                С криком: «Deutschland uber alles!»       Немцы с поля убирались.              17                Франц-Иосиф с войском рад       Взять у сербов Белоград.       Только Сербия — она им       Смяла шею за Дунаем.              18                Вот как немцы у Сувалок       Перепробовали палок.              19                Подходили немцы к Висле,       Да увидев русских — скисли              20                Как начнет палить винтовка,       Немцу будто и не ловко.              21                Выезжали мы за Млаву       Бить колбасников на славу.              22                Хоть у немца пушки Круппа,       Обернулось дело глупо.              23                Шел в Варшаву — сел у Пылицы.       Хоть ревет, а драться силится.              24                И без шляпы и без юбок       Убежала немка в Любек.              25                Жгут дома, наперли копоть,       А самим-то неча лопать.              26                Немцы, с горя сев в Берлин,       Раздувают цепелин.              27                Как казаки цепелину       Ободрали пелерину.              28                Неужели немец рыжий       Будет барином в Париже?       Нет уж, братцы, — клином клин,       Он в Париж, а мы в Берлин.              29                Хочет немец, зол и рыж,       У французов взять Париж.       Только немцы у француза       Положили к пузу пузо.              30                Ах, как немцам под Намюром       Досталось по шевелюрам.              31                Турки, севши у Димотики,       Чешут с голоду животики.              32                Немка турка у Стамбула       И одела, и обула.              [1914 ]                Тезисы докладов                    О новейшей русской поэзии*           I. Борьба за освобожденное искусство и поэзия.      1) Философия искусства и философия жизни — два различных мира. Философия жизни — математическая логика, философия искусства — непосредственная интуиция.      2) Живопись и поэзия первые сознали свою свободу.      3) Аналогичность путей, ведущих к постижению художественной истины, у живописи и поэзии.      4) Цвет, линия, плоскость — самоцель живописи — живописная концепция, слово, его начертание, его фоническая сторона, миф, символ — поэтическая концепция.      II. Пройденные этапы русской поэзии.      1) Литературность поэзии.      2) Боязнь индивидуализма.      3) Аполлон и аполлонизм* — рассадники духовного филистерства.      III. Наши достижения — основа свободной поэзии.      1) Связь нашей поэзии с мифом, в частности с русским, культ языка как творца мифа.      2) Свойства слова — поэтический импульс.      3) Возрождение первобытной роли слова.      [1912 ]                    Пришедший сам*           I. Слово — самоцель поэзии  (рождение и развитие поэтического произведения обусловливается внутренней жизнью самого слова).      1) Слово против содержания.      2) Слово против языка (литературного, академического).      3) Слово против ритма (музыкального, условного).      4) Слово против размера.      5) Слово против синтаксиса.      6) Слово против этимологии.      II. У нашей поэзии нет предшественников.      Поэзия до нас.      1) Литературность поэзии.      2) Пушкин, Достоевский, Толстой, разница количественная, а не качественная.      3) Отсутствие импрессионизма.      4) Бальмонт: парфюмерия мысли.      5) Брюсов: бумажный оруженосец XX века.      III. Мы.      1) Возрождение истинной роли слова (народная песня).      2) Кубизм в слове.      3) Футуризм в слове.      4) Мы и эго-футуристы.      5) Мы и критики («Аполлон», ощипанный посланец античного мира).      [1913 ]                    Перчатка*           1) Ходячий вкус и рычаги речи.      2) Лики городов в зрачках речетворцев.      3) Berceuse[5] оркестром водосточных труб*.      4) Египтяне и греки, гладящие черных сухих кошек.*      5) Складки жира в креслах.      6) Пестрые лохмотья наших душ.      [1913 ]                    Достижения футуризма*           I. «Завтрашний день весь в футуризме».      1) Квазимодо. Критика*.      2) Газеты и журналы так милы в смехе.      3) Критика в хвосте поэзии*.                   Образцы вульгарной критики.        Корней Чуковский, Сергей        Яблоновский, Валерий Брюсов        и другие.                 4) Основы научной критики.      II. Мы в микроскопах науки.      1) Взаимоотношение сил жизни.      2) Город дирижер.      3) Группировка художественных сект.      4) Задача завтрашнего дня.      5) Достижения футуризма сегодня.                   Литературный параллелизм. Запад и мы.        Маринетти. Толстый роман, звукоподражание.        Самостоятельность русского футуризма.*        Люди кулака драки, наше презрение к ним.                 6) Русские футуристы Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, Крученых, Лившиц, Хлебников и Каменский Вас.      7) Различие в достижениях, позволяющее говорить о силе каждого.      8) Идея сегодняшнего футуризма как ценный вклад в идущую историю человечества.      [1913 ]                    Бабушкам академий*           1) Вчерашние достижения и сегодняшний день.      2) Группировки художественных сил в России.      3) «Бубновый валет» (переход на амплуа «домашние»).      4) Гончарова, Ларионов (би-ба-бо лучизма*).      5) «Союз Молодежи».      6) Знатные иностранцы.      7) Матисс, Пикассо, Бочиони*.      8) Сказки о русских подражателях.      9) Параллелизм в искусстве.      10) Завтрашний день — футуристы!      [1913 ]                    Первая олимпиада российского футуризма*           Поведет состязающихся Владимир Маяковский      I. Мы .      Новые гунны.      О меди и о мясе.      Гений без костюма.      Зачем узоры на лицах и галстуки из аршина весны?      Если есть Давид Бурлюк, значит «стальные грузные чудовища*» нужнее Онегина, а если пришел Игорь Северянин, значит Creme de violettes* глубже Достоевского.      Я какой?      II. Состязаются:  Вадим Баян* (стихи) Игорь Северянин (поэзы) Давид Бурлюк (стихи)      Владимир Маяковский (стихи и куски трагедии. Шла в Петербурге, Театр Комиссаржевской). [1914 ]                    Письма в редакцию                    Маяковский и др. Письмо в редакцию газеты «Новь»*           Под кличкой «русские футуристы» — группа, объединенная ненавистью к прошлому, но люди различных темпераментов и характеров. Оставляя в стороне слоновью игривость с фразами «тухлые яйца», «перронный букет», мы высказываем свое мнение о встрече Ф. Маринетти и наших к нему литературных отношениях. Отрицая всякую преемственность от итало-футуристов, укажем на литературный параллелизм: футуризм — общественное течение, рожденное большим городом, который сам уничтожает всякие национальные различия. Поэзия грядущего — космополитична.      Вот и вся сказка об учителе и учениках.      Авторами письма от 5 февраля были гг. Д. Бурлюк и В. Каменский, подписями же остальных, очевидно, воспользовались как цитатой. Насколько это допустимо, обратитесь к совести авторов.      Константин Большаков,      Владимир Маяковский,      Вадим Шершеневич.      [1914 ]                    Письмо в редакцию газеты «Биржевые ведомости»*           М. Г. г. Редактор!      Не откажите в любезности напечатать следующее письмо.      В только что вышедшем под редакцией А. Беленсона втором сборнике «Стрелец» мне пришлось выступить рядом с распоясавшимся В. Розановым. Правда, об участии в сборнике В. Розанова мне было заявлено А. Беленсоном раньше, но прошлое «Стрельца», сборника с чисто-литературными устремлениями, а также фамилия редактора казались мне достаточной гарантией отсутствия каких бы то ни было науськивающих строчек. К сожалению, именно такими строками полна статья Розанова «Из последних страниц истории русской критики». А. Беленсон в своем стихотворении «Автопортрет», помещенном в той же книге редактируемого им сборника, пишет: «Глаз осмысленно прищурен». Едва ли. Если бы глаз был прищурен осмысленно, не трудно было бы увидеть, насколько не идет охотно-рядская гримаса симпатичному лицу «Стрельца». Появление столь неприятного соседа заставляет меня считать себя впредь не имеющим к «Стрельцу» никакого отношения.      Примите уверения в совершенном почтении.      В. Маяковский. 21 августа 1916 года.          Комментарии        Принятые сокращения     БММ — Библиотека-музей В. Маяковского.     ЦГАЛИ — Центральный государственный архив литературы и искусства.           Я сам     Журн. «Новая русская книга», Берлин, 1922, № 9; «13 лет работы», т. 1; «255 страниц Маяковского»; листы того же сборника с правкой Маяковского (БММ); Сочинения, т. I.     В первых трех изданиях автобиография заканчивалась 1922 годом. В апреле 1928 года Маяковский дописал «Я сам» для первого тома собрания сочинений, выпускавшегося Госиздатом, и довел изложение событий до 1928 года. В текст первого тома сочинений в настоящем издании внесены поправки, которые Маяковский сделал на отдельных листах текста «Я сам». Эти поправки, уточняющие даты и события, сделаны были, очевидно, тогда же и, повидимому, по случайным обстоятельствам не были внесены в печатный текст.     Следует учитывать, что автобиография «Я сам» в ряде оценок современных поэту литературных явлений носит ярко выраженный полемический характер.           Главное . В. В. Маяковский родился 7/19 июля 1893 года в селе Багдади — теперь Маяковски Грузинской ССР.           Состав семьи . Мать поэта — Александра Алексеевна (1867–1954); сестры Людмила Владимировна (род. 1884) и Ольга Владимировна (1890–1949).           1-е воспоминание . Как вспоминает Л. В. Маяковская, «Отец любил петь по-французски Марсельезу «Allons, enfants de la patrie». Дети не понимали по-французски. Тогда он пел: «Алон занфан де ля по четыре» и спрашивал: «Ну, а теперь понятно?»           Дурные привычки .     Как-то раз перед толпою соплеменных гор…  — из стихотворения Лермонтова «Спор».           Первая книга .     «Птичница Агафья»  — сентиментальный рассказ для детей Клавдии Лукашевич.           Экзамен . Маяковский держал экзамены в старший приготовительный класс Кутаисской гимназии в мае 1902 года, осенью начал посещать гимназию.           Гимназия .     Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника…  — Первые уроки рисования Маяковский брал в Кутаиси у художника Краснухи (см. воспоминания Л. В. Маяковской, журнал «Молодая гвардия», 1936, № 9).           Нелегальщина .     Опомнись, товарищ…  — из широко распространенной в эпоху первой русской революции песни неизвестного автора «К солдату».     А не то путь иной…  — из сатирического стихотворения неизвестного автора «Как у нас в городке…» (написанного в форме пародии на стихотворение А. К. Толстого «У приказных ворот…»).           905-й год .     Для меня революция началась так… убили генерала Алиханова…  — очевидная ошибка памяти; генерал Алиханов был убит в середине 1907 года (через год после переезда Маяковского в Москву). Можно предположить, что речь здесь идет о событии, которое имело широкий отклик по всей Грузии — об убийстве в Тифлисе Арсеном Джорджиашвили генерала Грязнова в январе 1906 года.           Социализм .     «Буревестник»  — издательство, выпускавшее социал-демократическую литературу.     «Долой социал-демократов!»  — Так называлась агитационная брошюра В. Бракке, разоблачавшая буржуазную клевету на рабочее движение и излагавшая идеи социал-демократии.     «Экономические беседы»  — Н. Карышева.     «Эрфуртская»  — Эрфуртская программа германской социал-демократии (принятая на съезде в Эрфурте в 1891 году).     Демосфен  — древнегреческий политический деятель (IV век до н. э.); по преданию, стремясь овладеть ораторским искусством, он, чтобы исправить изъян произношения, говорил речи на берегу моря, набрав камни в рот.     Рион  (Риони) — река, на которой стоит город Кутаиси.           Реакция .     Бауман  Н. Э. — видный деятель Коммунистической партии, был убит в Москве черносотенцами 18 октября 1905 года. Похороны Баумана превратились в огромную политическую демонстрацию.           906-й год .     Умер отец…  — Владимир Константинович Маяковский умер 19 февраля 1906 года. В июле 1906 года семья Маяковского переехала в Москву.           Московское . Воспоминания В. Канделаки о встречах с Маяковским в годы 1906–1910 см. в сборнике «Маяковский в Грузии», Тбилиси 1936.           Работа .     Бем  Е. — модная в то время художница-акварелистка, писавшая в ложнорусском стиле.           Гимназия .     Перевелся в 4-й класс пятой гимназии…  — в августе 1906 года. Выбыл из гимназии 1 марта 1908 года.           Чтение . Маяковский говорит о предисловии К. Маркса «К критике политической экономии».     «Две тактики»  — работа В. И. Ленина «Две тактики социал-демократии в демократической революции».           Партия . Маяковский вступил в РСДРП (большевиков) в начале 1908 года.     Держал экзамен в торгово-промышленном подрайоне…  — Не следует понимать буквально. Видимо, речь тут идет о выполнении Маяковским первых партийных поручений.     Поволжец  (В. Вегер) — в 1908 году член Московского комитета большевиков.     Смидович  П. — В 1908 году член Московского комитета большевиков.           Арест . Маяковский был арестован 29 марта 1908 года засадой полиции в подпольной типографии Московского комитета РСДРП (большевиков). При нем нашли 70 экземпляров прокламации «Новое наступление капитала», 76 экземпляров газеты «Рабочее знамя» и 4 экземпляра «Солдатской газеты». После допроса следователем Вольтановским 9 апреля был выпущен до суда под ответственность матери.     «Санин»  — роман М. Арцыбашева, проповедовавший культ эротических наслаждений. Получил скандальную известность.     …Кратковременная сидка…  — Второй раз Маяковский был арестован на улице 18 января 1909 года и выпущен на свободу 27 февраля. Никаких обвинений при этом ему предъявлено не было.     «Кресты»  — тюрьма в Петербурге. В то время, о котором говорит Маяковский, С. Махмудбеков был чиновником московского почтамта.           Третий арест . В связи с побегом женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы Маяковский был арестован 2 июля 1909 года, заключен сначала в Басманный, затем в Мясницкий полицейский дом, откуда вследствие «буйного поведения» был 18 августа переведен в центральную пересыльную (Бутырскую) тюрьму.           11 бутырских месяцев .     Во время сидки судили по первому делу…  — Заседание Московской судебной палаты по делу о тайной типографии МК РСДРП (большевиков) состоялось 9 сентября 1909 года. Суд признал Маяковского виновным, но совершившим преступление «без разумения». Постановил «отдать под ответственный надзор родителям». Маяковский был освобожден из-под ареста 9 января 1910 года.     Курлов П.  — занимал пост товарища министра внутренних дел.           Так называемая дилемма .     Вышиблен даже из гимназии, даже и из Строгановского…  — Маяковский был учеником приготовительного класса Строгановского художественно-промышленного училища в 1908–1909 годах.     «В небеса запустил ананасом»  — из стихотворения А. Белого «В горах».           Начало мастерства .     Учился у Жуковского…  — Маяковский учился в студии художника С. Жуковского около четырех месяцев в первой половине 1910 года. В середине года поступил в студию художника П. Келина и готовился к экзаменам в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.     Гольбейн  — Ганс Гольбейн Младший, немецкий художник XVI века, один из крупнейших мастеров искусства эпохи Возрождения.     Саша Черный  — поэт-юморист, сатирик. Его произведения рисовали русскую действительность эпохи реакции с мрачным сарказмом, высмеивали буржуазную и мещанскую мораль. Однако отсутствие идейной целеустремленности, бесперспективность ограничивали глубину его сатиры.           Последнее училище .     Сидел «на голове» год  — то есть учился рисовать голову. Маяковский поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества в августе 1911 года. Перед этим он пытался поступить в Высшее художественное училище при Академии художеств (Петербург), но оставил это намерение, видимо потому, что не мог получить свидетельство о политической благонадежности, без которого нельзя было поступить в Императорскую академию художеств.     Ларионов М.  — художник-футурист, был исключен из Училища живописи в 1910 году. (О футуризме см. в прим. к гл. «Памятнейшая ночь»*.)     Машков И.  — художник, также исключенный в 1910 году: входил в общество художников «Бубновый валет».           Давид Бурлюк . Д. Бурлюк — художник и поэт, футурист, участник и организатор вместе с В. Хлебниковым и В. Каменским первого футуристического альманаха «Садок судей» (1910).           В курилке .     «Остров мертвых»  — симфоническое произведение С. Рахманинова «Остров смерти»; исполнялось в «Благородном собрании» (теперь Колонный зал Дома Союзов) 4 февраля 1912 года.           Памятнейшая ночь . В этой и некоторых других главках автобиографии говорится о футуризме.     Маяковский видел в футуризме главным образом силу, способствующую крушению «старья в искусстве», ошибочно трактовал его как направление прогрессивное. В действительности же футуризм как художественное течение отражал общий кризис буржуазной культуры. Выступая против символистов и акмеистов, футуристы исходили из тех же субъективно-идеалистических концепций художественного творчества, порывали с реалистическими традициями.     Маяковский выступал вместе с футуристами, однако в сущности поэзия Маяковского, с ее гуманистическим пафосом, смелым и страстным революционным протестом против самих устоев эксплуататорского общества, уже в ранний период творчества решительно противостояла футуризму, как и всем другим декадентским течениям.           Так ежедневно .     «Багровый и белый»  — начальные слова стихотворения Маяковского «Ночь», напечатанного в альманахе «Пощечина общественному вкусу».           Прекрасный Бурлюк ….     Завез к себе в Новую Маячку…  — имение в Херсонской губернии, которым управлял отец Бурлюка.     Привез «Порт» и другое.  — «Порт» — одно из ранних стихотворений Маяковского.           «Пощечина ».     «Пощечина общественному вкусу»  — первый сборник русских футуристов с участием Маяковского; вышел в декабре 1912 года. В нем были напечатаны стихотворения Маяковского «Ночь» и «Утро».           Пошевеливаются .     Выставки «Бубновый валет». Диспуты…  — Имеются в виду диспуты о новой живописи, которые устраивало в 1912–1913 годах общество художников «Бубновый валет», стоявшее на позициях «искусства для искусства». Большинство художников «Бубнового валета» находилось под сильным влиянием французских импрессионистов. Маяковский на диспутах выступал против «Бубнового валета», обвиняя его в консерватизме.           Разумеется . Постановлением совета Училища живописи, ваяния и зодчества Маяковский и Бурлюк были исключены из Училища 21 февраля 1914 года.           Август .     Пошел записываться добровольцем…  — Маяковский подал заявление о принятии добровольцем в армию 24 октября 1914 года. 12 ноября на основании справки Охранного отделения о политической неблагонадежности Маяковского ему в этой просьбе было отказано.     Полковник Модль  — начальник Московского охранного отделения.           Зима .     «Ах, закройте, закройте глаза газет.»  — из стихотворения Маяковского «Мама и убитый немцами вечер», написанного в октябре 1914 года.           Куоккала . Живя первую половину лета 1915 года в Куоккала (теперь Репино), Маяковский бывал у писателя К. Чуковского, режиссера Н. Евреинова, художника И. Репина….     Ем репинские травки…  — И. Репин был вегетарианцем.     Мустамяки  — дачная местность под Петроградом, где жил в то время М. Горький.           «Новый сатирикон » — еженедельный сатирический журнал, издававшийся с 1914 года в Петербурге под редакцией А. Аверченко. Выступая против бюрократического произвола, отдельных пережитков крепостничества, сатириконцы, однако, не выходили за рамки буржуазно-либеральной оппозиции.           Призыв . Маяковский был призван на военную службу 8 октября 1915 года. В письме к родным писал: «…Я призван и взят в Петроградскую автомобильную школу, где меня определили в чертежную как умелого и опытного чертежника». Маяковский прослужил в автомобильной школе до октября 1917 года.           16-й год .     Окончена «Война и мир»…  — В 1916 году отрывки поэмы «Война и мир», предназначенные для печати в журнале «Летопись», не были пропущены цензурой. Поэма появилась в печати только после революции (см. примечания к поэме*).           26 февраля , 17-й год .     Гучковеет…  — от имени Гучкова, крупного московского промышленника, военного и морского министра во Временном правительстве. После 1917 года белоэмигрант.     «Большевики искусства».  — С лекцией «Большевики искусства» Маяковский выступил в Москве 24 сентября 1917 года.           Август .     Ухожу из «Новой жизни»…  — «Новая жизнь» — полуменьшевистская газета; начала выходить в апреле 1917 года. В дальнейшем стала откровенно меньшевистской.           Январь .     Пишу киносценарии…  — В первой половине 1918 года Маяковский написал три киносценария: «Не для денег родившийся» (по роману Джека Лондона «Мартин Иден»), «Барышня и хулиган» (по повести Э. Амичис «Учительница рабочих») и «Закованная фильмой». Во всех трех картинах Маяковский снимался в главных ролях.           18-й год .     Заходил в Пролеткульт к Кшесинской…  — Маяковский неточно относит это к 1918 году. Известно о нескольких посещениях Маяковским Пролеткульта в первые месяцы его организации весной 1917 года. Общество пролетарских искусств (так назывался тогда Пролеткульт) помещалось в бывшем дворце придворной балерины Кшесинской (в Петрограде).           25 октября , 18-й год .     Окончил мистерию…  — Постановка «Мистерии-буфф» была осуществлена силами театральной молодежи, собранной по газетному объявлению.     Андреева М. Ф.  — заведующая театральным отделом Петроградского Совета.           19-й год .     В Выборгском районе организуется комфут…  — Речь идет о попытке создать литературную организацию «Коммунистов-футуристов».     …Издаем «Искусство коммуны»…  — «Искусство коммуны» — еженедельная газета (орган Отдела изобразительных искусств Наркомпроса); выходила в Петрограде с декабря 1918 года по март 1919 года при участии Маяковского.     Пошел в агитацию РОСТА…  — Маяковский работал в РОСТА (Российском телеграфном агентстве) над текстами и рисунками плакатов с октября 1919 года по январь 1921 года, после чего выпуск «Окон» был перенесен в Главполитпросвет (см. т. 3 наст. издания).           21-й год .     …Ставлю второй вариант мистерии…  — Второй вариант «Мистерии-буфф» написан был Маяковским в 1920–1921 годах; поставлен в Театре РСФСР Первом 1 мая 1921 года. В честь III конгресса Коминтерна «Мистерия-буфф» шла в переводе на немецкий язык в цирке в конце июня 1921 года.     Стал писать в «Известиях»…  — Первое стихотворение Маяковского в «Известиях» — «Прозаседавшиеся» — было напечатано 5 марта 1922 года. Это стихотворение высоко оценил В. И. Ленин (В. И. Ленин . Сочинения, т. 33, стр. 197–198).           22-й год .     Организую издательство МАФ…  — В издательстве МАФ (Московская ассоциация футуристов) вышли книги Маяковского: «Люблю», «Маяковский издевается» и двухтомное собрание сочинений «13 лет работы».     Поэма «Пятый интернационал» не была завершена. Маяковский написал две части поэмы из задуманных восьми.           23-й год .     Организуем «Леф»…  — Левый фронт искусств — одна из литературных групп, существовавших в 20-е годы, возглавлявшаяся Маяковским, выпускала журнал «Леф», ответственным редактором которого был Маяковский. Всего в 1923–1925 годах вышло 7 номеров. В «Лефе» принимал участие ряд известных советских поэтов (Асеев, Каменский, Кирсанов, Пастернак и другие). Маяковский стремился объединить участников «Лефа» на платформе коммунистической идеологии, пафоса строительства революционного искусства, борьбы за утверждение, как он писал в заявлении по поводу издания журнала, «тенденциозного реализма, основанного на использовании технических приемов всех революционных художественных школ». При всей определенности исходных позиций Маяковского на страницах журнала находили место ошибочные «теории» лефовцев — вульгарно-социологического и формалистического характера.     В 1927 году начал выходить под редакцией Маяковского журнал «Новый Леф». В середине 1928 года Маяковский вышел из группы «Леф», считая, что «мелкие литературные дробления изжили себя». Объясняя свой уход из «Лефа», Маяковский говорил, что «Леф» — это эстетическая группа, которая приняла нашу борьбу как факт, как таковой, и сделала из революционной литературы замкнутое в себе новое эстетическое предприятие».           25-й год . Сборник «Сам пройдись по небесам» издан не был.           1927-й год . С июля 1927 года и до конца жизни Маяковский активно сотрудничал в «Комсомольской правде».     Книга «Универсальный ответ» не была написана.           1928-й год .     Пишу поэму «Плохо»…  — Поэма не была написана. Во второй половине года Маяковский написал пьесу «Клоп».     Стихотворения        Ночь  (стр. 33). Альм. «Пощечина общественному вкусу», М. 1912 (вышел в декабре); «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.     Об этом стихотворении Маяковский говорит в автобиографии: «первое профессиональное, печатаемое».           Утро  (стр. 34). Альм. «Пощечина общественному вкусу», М. 1912 (вышел в декабре); «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; «Избранный Маяковский»; Сочинения, т. I.           Порт  (стр. 36). Альм. «Садок судей», т. II, П. 1913 (вышел в феврале); «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.     Написано в конце декабря 1912 г. (см. «Я сам»*).           Уличное  (стр. 37). Альм. «Садок судей», II, П. 1913; «Кофта фата»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.           Из улицы в улицу  (стр. 38). Листовка «Пощечина общественному вкусу», М. 1913 (вышла в феврале); альм. «Требник троих», М. 1913; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.           А вы могли бы ? (стр. 40). Автограф (строки 5-10, ЦГАЛИ); альм. «Требник троих», М. 1913 (вышел в марте); «Для первого знакомства»; «Простое как мычание»; «Все сочиненное», фонографическая запись авторского чтения (1920); «13 лет работы», т. I; «Избранный Маяковский»; «Для голоса»; Сочинения, т. I.           Вывескам  (стр. 41). Альм. «Требник троих», М. 1913; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; «Избранный Маяковский»; Сочинения, т. I.     Строка 6. Созвездие «Магги»  — световая реклама бульонного экстракта, выпускавшегося фирмой «Магги».           Театры  (стр. 42). Альм. «Требник троих», М. 1913; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; «Избранный Маяковский»; Сочинения, т. I.     Строка 6. У блеклой женщины Карьера…  — Э. Каррьер — французский художник конца XIX века.           Кое-что про Петербург  (стр. 43). Альм. «Требник троих», М. 1913; «Простое как мычание», «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.           За женщиной  (стр. 44). Альм. «Требник троих», М. 1913; «Простое как мычание». «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.     В тексте альманаха вместо строк 13–16 четыре строки точек — очевидно, по требованию цензуры.     Я (стр. 45). Альм. «Дохлая луна», 1 и 2 изд., М. 1913, 1914; «Для первого знакомства»; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.     Это и следующие за ним три стихотворения составляют цикл стихов «Я!», который был выпущен литографированным изданием в мае 1913 г.           Несколько слов о моей жене  (стр. 46). Сб. «Я!»; альм. «Дохлая луна», 1 и 2 изд., М. 1913, 1914; «Для первого знакомства»; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.           Несколько слов о моей маме  (стр. 47). Сб. «Я!»; альм. «Дохлая луна», 1 и 2 изд., М. 1913, 1914; «Для первого знакомства»; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.     Строка 26. Аванцо  — магазин художественных изделий, находившийся в Москве на Кузнецком мосту.           Несколько слов обо мне самом  (стр. 48). Сб. «Я!»; альм. «Дохлая луна», 1 и 2 изд., М. 1913, 1914; «Для первого знакомства»; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.     Строки 12 и 13. Разночтения в первопечатном тексте — очевидно, подцензурный вариант.           Исчерпывающая картина весны  (стр. 50). Беловой автограф (ЦГАЛИ); альм. «Дохлая луна», 1 и 2 изд., М. 1913, 1914; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.           От усталости  (стр. 51). Альм. «Дохлая луна», 1 и 2 изд., М. 1913, 1914; корректура «Для первого знакомства»; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.           Любовь  (стр. 52). Альм. «Дохлая луна», 1 и 2 изд., М. 1913, 1914; корректура «Для первого знакомства»; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.           Мы  (стр. 53). Альм. «Дохлая луна», 1 и 2 изд., М. 1913 и 1914; «Для первого знакомства»; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 дет работы», т. I; Сочинения, т. I.     Строка 10. Разночтение в тексте альманаха — очевидно, подцензурный вариант.           Шумики, шумы и шумищи  (стр. 54). Альм. «Дохлая луна», 1 и 2 изд., М. 1913, 1914; «Для первого знакомства»; «Простое как мычание»; альм. «Весенний салон поэтов», М. 1918; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т: I.           Адище города  (стр. 55). Альм. «Молоко кобылиц», М. 1914 (вышел в конце 1913); «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I: Сочинения, т. I.           Нате ! (стр. 56). Альм. «Рыкающий Парнас», П. 1914 (вышел в январе); «Для первого знакомства»; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы»; «Избранный Маяковский»; Сочинения, т. I. Написано в середине октября 1913 года. Прочитано Маяковским на открытии Литературного кабаре «Розовый фонарь» в Мамоновском Переулке в Москве, 19 октября 1913 года.           Ничего не понимают  (стр. 57). Альм. «Рыкающий Парнас», П. 1914; «Для первого знакомства»; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; «Избранный Маяковский»; Сочинения, т. I.           В авто  (стр. 58). «Кофта фата»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.     Датируется 1913 годом предположительно.           Кофта фата  (стр. 59). «Первый журнал русских футуристов», М. 1914, № 1–2 (вышел в марте); корректура «Для первого знакомства»; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы, т. I; «Избранный Маяковский»; Сочинения, т. I.     Строка 12. Би-ба-бо  — кукла, надеваемая на руку.           Послушайте ! (стр. 60). «Первый журнал русских футуристов», М. 1914, № 1–2; «Простое как мычание»; «Все сочиненное» — фонографическая запись авторского чтения (1920); «13 лет работы», т. I; «Избранный Маяковский»; Сочинения, т. I.     Строка 8. Разночтение в журнальном тексте — очевидно, подцензурный вариант.           А все-таки  (стр. 62). «Первый журнал русских футуристов», М. 1914, № 1–2; «Для первого знакомства»; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.           Еще Петербург  (стр. 63). «Первый журнал русских футуристов», М. 1914, № 1–2; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.     В журнальном тексте разночтение в строке 7: «А с крыш смотрела какая-то дрянь» (вместо «А с неба») — очевидно, подцензурный вариант.           Война объявлена  (стр. 64). Журн. «Новая жизнь», М. 1914, № 8; альм. «Война» (1 и 2 изд.), М. 1914; альм. «Весеннее контрагентство муз», М. 1915; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.     Посвящение в тексте альманаха: О. В. Р. — О. В. Розенблюм. Дата «20 июля 1915 г.» — очевидная ошибка, стихотворение написано в июле 1914 г.           Мама и убитый немцами вечер  (стр. 66). Беловой автограф (ЦГАЛИ); газ. «Новь», М. 1914, 20 ноября; альм. «Весеннее контрагентство муз», М. 1915; «Для первого знакомства»; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.     Строка 30. Ковно  — Каунас, город в Литве.     Дата в тексте альманаха «Октябрь 1915 г.» — очевидная ошибка, стихотворение написано в первой половине 1914 года.           Скрипка и немножко нервно  (стр. 68). Беловой автограф (ЦГАЛИ); журн. «Театр в карикатурах», М. 1914, № 18, 30 ноября; «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; «Избранный Маяковский»; Сочинения, т. I.     Строка 8. Кузнецкий  — Кузнецкий мост, улица в Москве.           Мысли в призыв  (стр. 70). «Кофта фата»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.     Датируется предположительно 1914 годом (первые месяцы войны).     Строка 33. «Анатэма»  — мистическая пьеса Л. Андреева.     Строка 53. Спарта  — древнегреческое государство, в котором весь строй жизни был организован на военный лад.           Я и Наполеон  (стр. 72). Беловой автограф (БММ); альм. «Весеннее контрагентство муз», М. 1915 (вышел в мае); «Для первого знакомства», «Простое как мычание»; «Все сочиненное»; «13 лет работы», т. I; Сочинения, т. I.     Строка 26. Уже у Ноева оранжереи…  — цветочный магазин Ноева, находившийся в Москве на Петровке.     Строка 54. Солнце Аустерлица…  — слова, произнесенные Наполеоном на рассвете дня Бородинской битвы (под Аустерлицем в 1805 году Наполеон одержал крупную победу).     Строка 63. В Яффе в 1799 году Наполеон посетил чумный госпиталь.     Строка 67. Аркольский мост  — мост в итальянском местечке Арколе, где в 1796 году произошло ожесточенное сражение французских войск под предводительством Наполеона с австрийскими войсками. Наполеон, возглавлявший одну из штурмовых колонн, едва не был убит.

The script ran 0.001 seconds.