Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Владимир Маяковский - Стихотворения. (1912—1917) [1912-1917]
Известность произведения: Высокая
Метки: Классика, Поэзия

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 

    А то, что это за     «Мясницкая, против почтамта!»     [1914 ]                Поэзовечер Игоря Северянина*         О поэзии Игоря Северянина вообще  сказано много. У нее много поклонников, она великолепна для тех, чей круг желаний не выходит из пределов:                Пройтиться по Морской с шатенками*.              Но зачем-то ко всему этому притянута война? Впечатление такое: люди объяты героизмом, роют траншеи, правят полетами ядер, и вдруг из толпы этих «деловых» людей хорошенький голос: «Крем де виолет», «ликер из банана», «устрицы», «пудра»! Откуда? Ах да, это в серые ряды солдат пришла маркитантка. Игорь Северянин — такая самая маркитантка русской поэзии.     Вот почему для выжженной Бельгии, для страдальца Остенде у него только такие «кулинарные» образы:                О, город прославленных устриц*!              Поэтому и публика на лекции особенная, мужчины котируются как редкость: прямо дамская кофейная комната у Мюра и Мерилиза*.     Публики для военного времени много.     Нетерпеливо прослушан бледный доклад Виктора Ховина*, ополчившегося на воинственный итальянский футуризм и пытавшегося теоретически обосновать воспевание «гурманства» и «трусости», о которой дальше проскандировал Северянин:                Да здравствует святая трусость*       Во имя жизни и мечты!              После вышел «сам». Рукоплескания, растущие с каждым новым стихотворением. Еще бы: «это — король мелодий*, это — изящность сама». Увлекаются голосом, осанкой, мягкими манерами, — одним словом, всем тем, что не имеет никакого отношения к поэзии. Да в самом деле, не балерина ли это, ведь он так изящен, ну, словом —                Летит, как пух из уст Эола*:       То стан совьет, то разовьет       И быстрой ножкой ножку бьет              [1914 ]                Бегом через верниссажи*         Для москвичей рождественская неделя — неделя верниссажей. Чуть ли не над каждой квартирой, способной вместить пятьсот полотен, взвиваются всецветные флаги, как будто в город въехали посольства каких-то фантастических государств. Теперь время, когда к каждому государству, даже когда-то дружелюбному, приглядываешься с опаской — как бы не ограбило; вот почему и к этим послам красочных держав подходишь забронированный недоверием.     Только, пожалуйста, не подумайте, что я — критик.     Я видел одного «критика» на верниссаже «Союза»: он так пристально уткнулся в пейзаж Жуковского, что я его заботливо попросил: «Пожалуйста, отойдите немножко, вы же нос можете в его голубеньких красочках вымазать, если картина не засохла».     Ужас профессиональной критики в том, что она в лучшем случае видит только саму картину, ни с чем ее больше не сравнивает; и так вот из года в год пишут: «В этом году Л. О. Пастернак написал себя в шубе, художник превосходно почувствовал мягкий рисунок каракуля; это, мол, хорошо: видно, что двигается вперед, а то в прошлом году он себя писал в сером пиджаке, а в позапрошлом — на балконе». Так высохла критика и стала бесстрастным каталогом картин.     В картинах запутались, как пошехонец в трех соснах, и не видят за ними леса — искусства.     Вот публика — это дело другое.     Она смотрит на искусство не как на массу безделушек, годных только для коллекционирования, а как на пророка, диктующего миру светлые законы грядущей жизни.     Что же нужно человеку и что ему дают?     Сейчас человек вышел из норок какого-то самоедского пережевывания самого себя, — ему нужно искусство, отмеченное сегодняшней всечеловеческой трагедией, чтобы под него, как под вдохновляющий боевой марш, стоило сражаться, не заботясь о себе.     Посмотрите идущих на верниссажи: вот девушка, ее помогающая рука отмечена благородным крестом; мужчины — в мундирах войны, а со стены плакаты с криком: «Помогите раненым» опять напоминают, что много уже художников пало под пулями и много траурных вдов!     Открывает ли им какую-нибудь радость, заменяет ли хоть одну потерю чем-нибудь великим сегодняшний художник?     Берите блиндированный авто и — по выставкам!     «Союз».     Это — самое ласковое государство и самое крепкое.     «Союз» — это накипь после все-таки бунтовавшей в свое время «Передвижной», слегка подмешанная вульгарными правилами западного импрессионизма: голубенький воздух, целые краски.     Но если у «Передвижной» была в прошлом борьба, вызов, брошенный академии уходом не желавших подчиняться изжитому классицизму молодых, то у этих не было никакого искания… Это — эклектики. Взяли готовые, нравящиеся публике приемы от всех течений и приспособили их к выделыванию хорошеньких картинок.     Единственный больной нерв этих художников — боязнь не понравиться.     Впрочем, с этим нервом они великолепно справились, выставляя в продолжение двенадцати лет одинаковые, совершенно одинаковые картины. Эта общая признанность куплена ими ценою низведения живописи до обойного ремесла.     Скучны и этот вечный «дачник» С. Ю. Жуковский и аленький с розовеньким К. Коровин, перенесший в станковую живопись «Гайда, тройка» декоратора. Да, под этим флагом — «зеленый с белым» — примостились послы вульгарного вкуса из державы прочного благополучия.     «Передвижная».     Проходишь по унылым залам, как по газетной передовице: все мораль и идеи.     Конечно, быть строгим на этой выставке неуместно. Невольно вспоминаешь строчки из автобиографического стихотворения Бальмонта:                Но в расцвете не забудьте*, что и смерть, как жизнь, прекрасна       И что царственно величье холодеющих могил.              Возвышенные столицы это поняли и посылают передвижникам только скучающих институток под надзором классных дам.     Но вот беда.     «Передвижная» двигается. Единственная кочующая по всем городам России. Вдруг где-нибудь в Таганроге подумают, что эти три приторные и сальные очередные львицы Бодаревского и есть настоящее лицо ищущей красоты России.     Флаг «желтый, лиловый и белый».     Смотришь на его древко и боишься — вдруг зашатается, выползет из-под него костлявый мертвец и завоет по Гоголю:     «Ох, душно мне, душно!»     Думаешь рассеять чувство скуки хоть выставкой «Московского общества художниц»: все-таки молодое общество, к тому же феминизм, принимающий такие размеры, ведь должен же дать что-нибудь яркое.     Может быть, осуществилась мечта Северянина:                Въезжает дамья кавалерия*       Во двор дворца под алый звон!              Идешь. Есть хорошие картины. Смотришь каталог: Илья Машков, Казимир Малевич.     Позвольте, да это ж мужчины! А все остальное — букетики в круглых золоченых рамочках.     Грустно, если                Так процветает Амазония,       Вся состоящая из дам!              Отчего нет значительного молодого искусства?     Ведь есть же юноши, еще не тронутые ни жаждой быть украшением гостиной, ни сединой маститых.     Вот они!     Выставка Училища живописи, ваяния и зодчества.     Сначала удивляешься, отчего верниссаж — в первый день праздников: ведь в этот день люди делятся обычно на визитеров и сидящих дома. Спросил облеченного в вельвет ученика.     — Эх! — мрачно махнул он рукой. — Все равно к нам настоящая публика не пойдет.     Отчего?     Оттого, что ежегодная чистка училища от сколько-нибудь проявляющих самостоятельность учеников сделала ученические картины или робкими классными этюдами с натурщика, или более или менее добросовестной копией с профессора.     Рассматривать их можно только по группам: вот группа под К. Коровина, вот — под А. Васнецова.     Под этим «зеленым с желтым» флагом — ненужная, уже должная быть пройденной, азбука.     Конечно, есть на выставках подтверждающие критику исключения: Крымов — в «Союзе», Келин — портреты на «Передвижной», Машков… хорошо, но случайно.     Придут молодые, сильные художники и заставят отозвать послов из этих враждебных хорошеньких государств.     А пока ненужно и старчески зло смотрят эти вывески ушедшей молодости.     «Передвижная» — 43 года.     Ученическая — 36 лет…     [1914 ]                О разных Маяковских*         1     Милостивые государыни и милостивые государи!     Я — нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками, фраками и пиджаками скромность и приличие.     Я — циник, от одного взгляда которого на платье у оглядываемых надолго остаются сальные пятна величиною приблизительно в дессертную тарелку.     Я — извозчик, которого стоит впустить в гостиную, — и воздух, как тяжелыми топорами, занавесят словища этой мало приспособленной к салонной диалектике профессии.     Я — рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь надежда найти свое имя…     Я —…     Так вот, господа пишущие и говорящие обо мне, надеюсь, после такого признания вам уже незачем доказывать ни в публичных диспутах, ни в проникновенных статьях высокообразованной критики, что я так мало привлекателен.     Таков вот есть Владимир Владимирович Маяковский, молодой человек двадцати двух лет.     Желающих еще больше укрепить уверенность в справедливости моих слов прошу внимательно изучить прилагаемую при этой статье фотографическую карточку: микроцефала с низким и узким лбом слабо украшает пара тусклых вылинявших глаз.     К этому убийственному заключению я пришел вовсе не для того, чтоб лишить честного заработка своих же товарищей по перу, а просто это так и есть.     Но, черт возьми, какое вам до всего этого дело?     Когда вы смотрите на радугу или на северное сияние, — вы их тоже ругаете? Ну, например, за то, что радугой нельзя нарубить мяса для котлет, а северное сияние никак не пришить вашей жене на юбку? Или, может быть, вы их ругаете вместе и сразу за полное равнодушие к положению трудящихся классов Швейцарии?     Считая вас всех за очень умных людей, полагаю, что вы этого не должны были бы делать.     Не делаете потому, что у радуг есть свои определенные занятия, выполняемые ими талантливо и честно.     Так, пожалуйста, изругав нахала, циника, извозчика двадцати двух лет, прочтите совершенно незнакомого поэта Вл. Маяковского.     2     Милостивые государыни и милостивые государи!     Не правда ли, только убежденный нахал и скандалист, исхищряющий всю свою фантазию для доставления людям всяческих неприятностей, так начинает свое стихотворение:                Вы мне — люди,       И те, что обидели,       Вы мне всего дороже и ближе.       Видели,       Как собака бьющую руку лижет?              A не для того ли только нож хулигана заносится над детищами тех поэтов, которые не мы, — чтоб от упивания сюсюканьем расслабленных каждый из вас перешел к гордости и силе?                Нам, здоровенным,       С шагом саженьим,       Надо не слушать, а рвать их,       Их,       Присосавшихся бесплатным приложением       К каждой двуспальной кровати.       Нам ли смиренно просить — помоги мне,       Молить об гимне, об оратории?       Мы сами творцы в горящем гимне,       Шуме фабрики и лаборатории.              Рекламист?! Разве он не только для того позволяет назвать себя Заратустрой, чтоб непреложнее были слова, возвеличивающие человека?                Слушайте!       Проповедует, мечась и стеня,       Сегодняшнего дня крикогубый Заратустра!       Мы,       С лицом, как заспанная простыня,       С губами, обвисшими, как люстра,       Мы,       Каторжане города — лепрозория,       Где золото и грязь изъязвили проказу,       Мы чище венецианского лазорья,       Морями и солнцами омытого сразу.       Плевать, что нет у Гомеров и Овидиев       Людей, как мы —       От копоти в оспе.       Я знаю,       Солнце б померкло, увидев       Наших душ золотые россыпи.       Жилы и мускулы просьб верней.       Нам ли вымаливать милостей времени?       Мы каждый держим в своей пятерне       Миров приводные ремни.              Подумайте, если не устает непонимаемый и непринятый вытачивать и вытачивать строчки, — то не потому ли только, что знает: ножами будут они в ваших руках, когда крикнут:                Идите, голодненькие, потненькие, покорненькие,       Закисшие в блохастом грязненьке,       Идите!       Понедельники и вторники       Окрасим кровью в праздники.       Пускай земле под ножами припомнится,       Кого хотела опошлить,       Земле, обжиревшей, как любовница,       Которую вылюбил Ротшильд.              Что же? — и освистанным быть не обидно ведь:                Я, проходящий у сегодняшнего племени,       Как длинный скабрезный анекдот,       Вижу идущего через горы времени,       Которого не видит никто.              И если для его прихода надо, чтоб:                Это взвело на Голгофу аудиторий       Петрограда, Москвы, Одессы, Киева,       И не было ни одного, который       Не кричал бы:       Распни,       Распни его!              все равно нахалу, цинику, извозчику и рекламисту одна радость знать —                Когда, приход его мятежом оглашая,       Выйдете радостные,       Вам я       Душу вытащу,       Растопчу,       Чтоб большая,       И окровавленную дам, как знамя.              Милостивые государыни и милостивые государи!     Строчки стихов взяты из второй трагедии поэта Маяковского — «Облако в штанах».     Всю книгу, обрадованные, прочтете, когда выйдет.     Выйдет в октябре.     Страшно заинтересованные читатели, которым, конечно, трудно будет ждать до октября, могут читать журнал «Взял», он выйдет значительно раньше*.     Это будет великолепный журнал российского футуризма.     Не правда ли, какой тонкий переход от поэта Маяковского к молодому человеку двадцати двух лет?     Все-таки как будто такой развязный тон недостоин поэта? А мне какое дело? Вы, которые думаете иначе,                Как вы смеете называться поэтом       И, серенький, чирикать, как перепел?       Сегодня надо кастетом       Кроиться миру в черепе.              [1915 ]                Капля дегтя*         «Речь, которая будет произнесена при первом удобном случае»     Милостивые государи и милостивые государыни!     Этот год — год смертей: чуть не каждый день громкою скорбью рыдают газеты по ком-нибудь маститом, до срока ушедшем в лучший мир. Каждый день тягучим плачем голосит петит над множеством имен, вырезанных Марсом. Какие благородные и монашески строгие выходят сегодня газеты. В черных траурных платьях похоронных объявлений, с глазами, блестящими кристальной слезой некролога. Вот почему было как-то особенно неприятно видеть, что эта самая облагороженная горем пресса подняла такое непристойное веселье по поводу одной очень близкой мне смерти.     Когда запряженные цугом критики повезли по грязной дороге, дороге печатного слова, гроб футуризма, недели трубили газеты: «Хо, хо, хо! так его! вези, вези! наконец-то!» (страшное волнение аудитории: «Как умер? футуризм умер? да что вы?»)     Да, умер.     Вот уже год вместо него, огнеслового, еле лавирующего между правдой, красотой и участком, на эстрадах аудиторий пресмыкаются скучнейшие когано-айхенвальдообразные старики. Год уже в аудиториях скучнейшая логика, доказывание каких-то воробьиных истин вместо веселого звона графинов по пустым головам.     Господа! да неужели вам не жалко этого взбалмошного, в рыжих вихрах детины, немного неумного, немного некультурного, но всегда, о! всегда смелого и горящего. Впрочем, как вам понять молодость? Молодые, которым мы дороги, еще не скоро вернутся с поля брани; вы же, оставшиеся здесь для спокойного занятия в газетах и прочих конторах; вы — или неспособные носить оружие рахитики или старые мешки, набитые морщинами и сединами, дело которых думать о наиболее безмятежном переходе в другой мир, а не о судьбах русского искусства.     А знаете, я и сам не очень-то жалею покойника, правда из других соображений.     Оживите в памяти первый гала-выход российского футуризма, ознаменованный такой звонкой «пощечиной общественному вкусу». Из этой лихой свалки особенно запомнились три удара под тремя криками нашего манифеста.     1. Смять мороженницу всяческих канонов, делающую лед из вдохновения.     2. Сломать старый язык, бессильный догнать скач жизни.     3. Сбросить старых великих с парохода современности.     Как видите, ни одного здания, ни одного благоустроенного угла, разрушение, анархизм. Над этим смеялись обыватели как над чудачеством сумасшедших, а это оказалось «дьявольской интуицией», воплощенной в бурном сегодня. Война, расширяя границы государств, и мозг заставляет врываться в границы вчера неведомого.     Художник! тебе ли тоненькой сеточкой контуров поймать несущуюся кавалерию. Репин! Самокиш*! уберите ведра — краску расплещет.     Поэт! не сажай в качалку ямбов и хореев мощный бой — всю качалку разворотит!     Изламыванье слов, словоновшество! Сколько их, новых во главе с Петроградом, а кондуктрисса! умрите, Северянин! Футуристам ли кричать о забвении старой литературы. Кто за казачьим гиком расслышит трель мандолиниста Брюсова. Сегодня все футуристы. Народ футурист.     Футуризм мертвой хваткой ВЗЯЛ Россию.     Не видя футуризма перед собой и не умея заглянуть в себя, вы закричали о смерти. Да! футуризм умер как особенная группа, но во всех вас он разлит наводнением.     Но раз футуризм умер как идея избранных, он нам не нужен. Первую часть нашей программы — разрушение мы считаем завершенной. Вот почему не удивляйтесь, если сегодня в наших руках увидите вместо погремушки шута чертеж зодчего, и голос футуризма, вчера еще мягкий от сентиментальной мечтательности, сегодня выльется в медь проповеди.     [1915 ]      Приложение                Тексты для издательства «Сегодняшний лубок»*         Лубки — плакаты     1                Сдал австриец русским Львов,       Где им зайцам против львов!                 Да за дали, да за Краков       Пятить будут стадо раков!              2                Австрияки у Карпат       Поднимали благой мат.                 Гнали всю Галицию       Шайку глуполицую.              3                Шел австриец в Радзивилы,       Да попал на бабьи вилы.              4                У Вильгельма Гегенцоллерна       Размалюем рожу колерно.                 Наша пика — та же кисть,       Если смажем — ну-ка счисть!              5                В славном лесе Августовом       Битых немцев тысяч сто вам.                 Враг изрублен, а затем он       Пущен плавать в синий Неман.              6                1. Обвалилось у Вильгельма       Штыковое рыжеусие,       Как узнал лукавый шельма       О боях в восточной Пруссии.                 2. Опустив на квинту профиль,       Говорит жене — Виктории:       Пропадает наш картофель       На отбитой территории.                 3. Как же вышло это, ишь ты,       Что сижу теперь в галоше я?       А сулили Конопишты       Предприятие хорошее.                 4. Рим надул нас, подло бросив,       Плох союз с турецким пекарем.       Чую — дядя Франц-Иосиф       Будет в Киеве аптекарем.                 5. Женка! Эх! Уйдем в безбурье!       Я набрел на мысль прекрасную:       Мы откроем в Петербурге       Королевскую колбасную.                 6. Так и вышло. В Пятой роте       Продаёт мясное крошево.       «Эй, ребята! Аль зайдете!       Право купите задешево!»              7                Выезжал казак за Прут,       Видит — немцы прут да прут.                 Только в битве при Сокале       Немцы в Серет ускакали.              8                Эх и грозно, эх и сильно       Жирный немец шел на Вильно,                 Да в бою у Оссовца       Был острижен, как овца.              9                Подошел колбасник к Лодзи,       Мы сказали: «Пан добродзи!»                 Ну, а с Лодзью рядом Радом,       И ушел с подбитым задом.              10                Глядь, поглядь, уж близко Висла;       Немцев пучит — значит, кисло!              11                Под Варшавой и под Гродно       Били немцев как угодно.                 Пруссаков у нас и бабы       Истреблять куда не слабы!              12                Масса немцев пеших, конных       Едут с пушками в вагонах,                 Да казаки на опушке       Раскидали немцам пушки.                 И под лих казачий гомон       Вражий поезд был изломан!              13                Ну и треск же, ну и гром же       Был от немцев подле Ломжи!              14                Немец рыжий и шершавый       Разлетался над Варшавой,                 Да казак Данило Дикий       Продырявил его пикой.                  И ему жена Полина       Шьет штаны из цепелина.              15                Немцы! Сильны хоша вы,       А не видеть вам Варшавы.                 Лучше бы в Берлин поперли.       Все пока не перемерли.              16                Эх ты немец, при да при же,       Не допрешь, чтоб сесть в Париже.                 И уж братец — клином клин:       Ты в Париж, а мы в Берлин!              17     Вильгельмова карусель                «Под Парижем на краю       Лупят армию мою,                 А я кругом бегаю,       Да ничего не сделаю».              18                У союзников французов       Битых немцев полный кузов,                 А у братцев англичан       Драных немцев целый чан.              19                Эх, султан, сидел бы в Порте,       Дракой рыла не попорти.              20                Плыли этим месяцем       Турки с полумесяцем.                 Как бы турки у Синопа       Не увидели потопа.              21                Англичан у Гельголанда       Сторожила немцев банда,                 Да сломали чресла у       «Гебена» и «Бреслау»*.                 А турки в Константинополе       Взяли и заштопали.                 Как бы с этого у турка       Не облезла штукатурка.              22                1. Хвастал Кайзер на параде —       Выпью чаю в Петрограде.                 2. Едет с ситным и с закуской,       Да подметил немца русский,                 3. И у Равы Русы       Ему выдрал усы.                 4. Эх, пустить бы эту птицу       Пить сибирскую водицу.              Лубки — открытки     1                Живо заняли мы Галич,       Чтобы пузом на врага лечь.              2                Эх, и милый город Лык,       Поместился весь на штык!              3                Как заехали за Лык —       Видим — немцы прыг да прыг!              4                Не ходи австриец плутом —       Будешь битым русским кнутом.              5                По утру из Львова вышли,       Заночуем в Пржемышле.              6                Как австрийцы да за Краков       Пятят, будто стадо раков.              7                Скоро, скоро будем в Краков —       Удирайте от казаков!              8                Как орда Вильгельма, братцы,       Стала в поле спотыкаться.       Да в бою под Ковно       Вся была подкована.              9                Выезжали мы из Ковны,       Уж от немцев поле ровно.              10                Ах ты, милый город Люблин,       Под тобой был враг изрублен.              11    

The script ran 0.001 seconds.