1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
словесных
наставлений,
предпочитая
метод Дакшинамурти,
который учил
Тишиной, однако
молчание Махарши
не было тупым
и мрачным, словно
на похоронах.
Напротив, оно
было динамичным,
вибрирующим,
насыщенным
силой, что
подтверждено
переживаниями
многих среди
тысяч постоянных
посетителей
Его обители.
Тишина могла
очаровывать
— безмолвие
и спокойствие
ума гораздо
сильнее влияли
на них, чем чьи-либо
самые красноречивые
слова.
Это
бесценное
преимущество
— быть современником
такого великого
святого и провидца,
и, действительно
огромная трагедия,
если искренние
искатели не
воспользовались
Его
присутствием
в нашей
среде, в
то время как
люди из отдаленных
стран, почти
с конца света
обретали многое
от общения с
Ним и изучения
Его жизни и
наставлений.
В наших Писаниях
сказано, что
неизмеримый
духовный
выигрыш
ожидает
тех,
кто
практикует
в
присутствии
Существа,
осознавшего
Самость. Изучение
священных книг,
соблюдение
законов, церемонии
и ритуалы, джапа,
тапас12
или
йога,
паломничества
к святым гробницам
и водам — ничто
из этого не
может сравниться
с общением с
настоящим
джняни
в помощи
прогрессу
искателя на
духовном пути.
Нужно,
однако, постоянно
помнить о следующем.
Хотя
Милость Махарши,
подобно Милости
Самого Бога
неограниченна,
каждый может
получить ее
только в соответствии
со своими
способностями.
Как говорит
Тагор:
«Божья
Милость
бесконечна
и
изливается,
всегда
изливается,
но мы можем
собрать ее
только в наши
маленькие
ладони». Господь
Иисус говорит:
«Вот Я стою
у двери
и стучу»13.
Действительно,
Божья Милость
всегда стучится
в двери наших
сердец, но наше
эго, наш ум и
желания запирают
и баррикадируют
двери наших
сердец
и препятствуют
проникновению
ее вовнутрь
и выполнению
ее
работы.
Отдача
себя
этой
Милости
сотворит
чудеса
и совершенно
преобразует
качество наших
жизней. Но наше
смирение и
само-отдача
половинчаты,
как у того генерала,
который
сказал
своим
солдатам:
«Молитесь
Богу,
но
держите
ваш
порох
сухим».
Бог,
Гуру
и Самость
— одно и то же,
и если мы полностью
Великий
Храм на фоне
Аруначалы
Вид Шри
Раманашрама
с Аруначалы
Шри Бхагаван
на Аруначале
Бхагаван
Шри Рамана
Махарши —
Свет
Истины
доверились
Гуру,
то мы в
безопасности,
ибо наше достижение
цели этим обеспечено.
Сейчас
мы перейдем
к центральному
и едва ли не
единственному
наставлению,
которое Махарши
давал
всем
искателям для
самостоятельного
изучения и
опыта.
Сознание
бытия, вечноприсутствующее
чувство „Я
есмь”, которое
является постоянным
во всех трех
состояниях:
бодрствования,
дремы
(сна
со
сновидениями)
и глубокого
сна, представляет
Истину или
Реальность,
равнодушную
к тому, что
я есть,
такому, как «я
есть это тело»,
«я есть Рама»
или «я — учитель».
Даже после
глубокого сна
человек просыпается
и говорит: «Я
крепко спал».
Чувство «я
есмь» всегда
продолжает
существовать,
и оно является
нитью, ведущей
человека к
Реальности.
То,
которое сияет
внутри каждого
из нас как «Я
есмь», суть
Самость,
Истинное
Я,
единственная
реальность,
а все
остальное есть
просто кажимость.
В Библии также
ясно и выразительно
говорится, что
Бог сказал
Моисею:
«Я есмь
то Я есмь»14.
Стихи 13-й и 14-й
третьей главы
книги
„Исход”
резюмируют
миссию
Махарши,
а именно, что
„Я есмь” — это
имя Бога, и сознание
„Я есмь”, которое
каждый носит
внутри себя,
является голосом
Бога, или Самости,
Истинного Я.
Махарши
говорит всем
искренним
искателям
Истины: «На
каждом шагу
и по любому
поводу вы говорите
„я”, „я”: „я хочу
узнать это”,
„я чувствую
это”, „я думаю
это”
и так
далее. Спросите
себя, кто есть
этот „я”, откуда
эта „я”-мысль
возникает, что
является ее
источником.
Сохраняйте
свой ум твердо
установленным
на этой мысли,
чтобы исключить
все остальные
мысли, и этот
процесс рано
или поздно
приведет вас
к осуществлению
Самости, вашего
Истинного Я».
Прямой
метод, рекомендованный
Махарши, является
единственным
в своем роде.
Возможно, он
не покажется
легким, но своим
собственным
опытом Махарши
гарантирует
нам, что это
кратчайший,
безопаснейший
и наиболее
надежный метод.
Заключается
он в следующем.
Вы спрашиваете
себя: «Кто я?»
и пытаетесь
удержать целиком
весь ум сконцентрированным
на получении
ответа на этот
вопрос. Правда,
внутри вас
будут возникать
различные
незваные мысли
и пытаться
отвлечь ваше
внимание. Однако
для всех этих
мыслей „я”-мысль
является источником
и пищей. Поэтому
как только та
или иная мысль
появляется,
спрашивайте,
не допуская
ее развития:
«Кто
получает
эту
мысль?»
Ответ
будет:
«я».
Тогда
спросите себя:
«Кто этот „я”
и откуда?» Махарши
говорит: «Не
будьте обескуражены
разнообразием
и множественностью
мыслей,
которые
пытаются
отвлечь вас.
Следуйте описанному
методу с верой
и надеждой, и
вы наверняка
достигнете
цели». И Он дает
пример. Вы осадили
крепость. Каждого
защитника,
покидающего
ее для вылазки,
вы будете сражать
ударом меча.
Убив последнего
из
них,
вы захватите
крепость. До
тех пор, пока
все мысли не
будут
уничтожены,
они
продолжают
выход.
Убивайте
их всех мечом
Исследования
«Кто я?», и в конце
концов крепость
будет взята.
Но победа достигается
не путем простого
бормотания
слов «Кто я?»,
обращенных
к себе. Интенсивное
усилие ума,
полная интроверсия
всех способностей,
тотальное
погружение
в поиск источника
возникновения
„я”
— все
это
необходимо
для
успеха.
В одном из своих
стихов Махарши
говорит:
«Ныряйте
глубоко внутрь
себя, в сокровенные
глубины
своего Сердца,
как искатель
жемчуга, сдерживая
речь и дыхание,
ныряет глубоко
в воду, и, таким
образом, достаньте
с помощью бдительного
ума сокровище
Самости
внутри себя»15.
Когда
все мысли исчезнут,
то и центральная,
или коренная,
мысль — „я”, ум
или эго — также
перестанет
существовать,
и Самость (то
есть Истинное
Я) в Сердце будет
одиноко сиять
как осознание
„Я — Я” — безмолвно,
самопроизвольно,
не описуемо
умом, нечто
такое, что может
быть пережито
лишь после
того, как ум
перестает
существовать.
Пребывать в
Самости, поскольку
эго исчезло
полностью, без
остатка, как
сгоревшая
камфора или
как река, ставшая
единой с океаном,
— это Мудрецы
и называют
Освобождением.
Нет смысла
философствовать
о том, каково
это состояние.
Те, кто испытал
его, говорят,
что оно исполнено
Мира и неизреченного
Блаженства,
но каждый должен
узнать это сам.
Как сказал
наш
Таюманавар16
на своем неподражаемом
тамили:
«Кто
может описать
и кто может
понять великолепие
Самости?
Если
вы становитесь
ТЕМ, то вы будете
ТЕМ,
и тогда
ТО само будет
говорить с
вами».
Но
когда сказано,
что Самость
внутри Сердца
будет говорить
с
тобой
или даст СЕБЯ
почувствовать
тебе,
то речь
идет не о физиологическом
органе с левой
стороны
груди, а о психическом
центре с ее
правой стороны.
Библия
также утверждает:
«Сердце мудрого
— на правую
сторону, а сердце
глупого — на
левую» (стих
2, глава 10, книга
Екклезиаста,
или Проповедника).
Махарши
цитирует
„Йогу-Васиштху”,
где
говорится,
что
сердце
с правой стороны
— это единственное,
что надо учитывать,
что Сердце
находится ни
внутри, ни снаружи,
что ОНО есть
везде, будучи
природой чистого
Сознания, основой
и источником
всего 17.
Учение
о том, что если
все мысли
прекращаются
и
ум
успокоен, то
Самость внутри
откроет СЕБЯ
и мы узнаем
реальное
блаженство,
в
Индии
общепринято.
Возьмем
в качестве
примера классическую
строфу Таюманавара:
«Если
человек остается
чистым, без
мысли,
Тогда
ТО есть Самость,
наша действительная
Обитель.
ТО есть
состояние
Милости.
Из
такой ништхи
Милость
струится,
как только
человек забывает
свое эго;
ТО, являющееся
сущностью
Милости,
победоносно
всходит изнутри.
ТО есть
само Блаженство,
больше ничего
нет.
Только
они, получившие
сокровище
такого
Блаженства,
Достигли
свободы от
нового рождения».
Это то
же учение, которое
суммировано
в Библии, в 11-м
стихе 46-го Псалма:
«Остановитесь
и познайте, что
Я Бог». Если мы
неподвижны
в Сердце, то
достигаем
действительной
мауны.
Мы все
можем познать
или достичь
Самости, Бога,
всегда извещающего
о Своем Присутствии
внутри каждого
из нас как «Я
есмь», «Я есмь».
Для
успокоения
ума необходимо
только повернуть
его вовнутрь
и заставить
погрузиться
в Сердце, обитель
Самости. Ум
— это
таинственная
сила, также
исходящая
из нас самих,
существующая
в Самости,
как призрак-змея
существует
в веревке-реальности.
Пока ум существует,
джива,
мир и Бог
— все трое
существуют,
но когда
он исчезает,
то остается
только Самость.
Посмотрите
на собаку, сделанную
из камня. Когда
вы видите
собаку, вы забываете
о камне, из которого
она сделана.
Когда же ваше
внимание установлено
на этом камне,
вы не видите
собаки; собака
исчезла, остался
только
камень.
Повороту
ума вовнутрь
препятствует
наше убеждение,
что мир реален.
Но, как уже
говорилось
выше, мир
— это только
видимость,
творение
ума. Современная
наука также
обнаружила,
что, в предельной
форме существует
не атом, не вещество,
каким бы тонким
оно ни
было, а единственно
энергия или
волны, вихри
или центры
энергетических
вибраций.
Определенные
классы вибраций
результируются
в появлении
одного предмета,
а некоторые
другие классы
вибраций — в
появлении
другого и так
далее. Все эти
предметы, которые
мы называем
мир, являются
феноменами,
призраками,
проистекающими
из единой энергии,
единственно
реальной, которую
адвайта
веданта называет
Самость, или
Атман.
Мы
всегда отождествляем
свое чувство
„Я” с нашими
телами. На основе
Собственного
опыта Шри Рамана
Махарши говорит,
что когда мы
поворачиваем
ум вовнутрь
и начинаем
Исследование
«Кто я?», это
„я” исчезает
из поля зрения
подобно „другу
жениха”
в известной
тамильской
притче.
На
большой свадьбе
хорошо одетый
человек, не
знакомый никому
из присутствующих,
был принят
всеми за
„друга жениха”
и некоторое
время
пользовался
особым
вниманием на
всех застольях
и иных церемониях.
Но позже,
когда люди
начали интересоваться,
расспрашивать
друг друга, кто
же этот всеми
уважаемый
гость, щеголь
тихо исчез.
Махарши говорит,
что эго,
которое
мы кормим,
балуем и столь
высоко ценим,
не имеет в реальности
отдельного
или независимого
существования
само по себе,
и в тот момент,
когда мы начинаем
исследование
его источника
и природы, оно
исчезает подобно
„другу жениха”.
Ум
или эго понуждают
вас верить, что
вы есть тело.
Но и ум, и
тело — оба
перестают
существовать
для
вас
в глубоком
сне. В это время
вы их не осознаете,
но, однако, при
пробуждении
ощущаете свежесть,
а в дальнейшем
чувствуете,
что это именно
вы получили
удовольствие
неомраченного
счастья глубокого
сна. Это „Я”,
которое продолжает
существовать
даже
в
глубоком
сне,
когда вы
не
осознаете
ни тела,
ни ума,
давая вам
незамутненное
счастье при
отсутствии
ума, тела и всех
объектов чувственных
радостей в поле
сознания, это
„Я” есть источник
всего вашего
блаженства
и
отражение
реальной
Самости, Истинного
Я внутри вас.
Поэтому преследуйте
это „Я”, как
собака преследует
запах своего
хозяина,
и такой путь
приведет вас
к
Сердцу,
где
пребывает
Самость, Истинное
Я. Вот в чем
заключается
Весть, принесенная
Махарши. Исследование
«Кто я?» — это
единственный
метод, значение
которого Он
постоянно
подчеркивал.
Шри
Бхагаван, однако,
совсем не отрицал
каких-либо
других хорошо
известных
методов, таких,
как карма,
бхакти или
раджа
йоги,
повторение
мантр,
церемонии
почитания,
посещение
храмов,
соблюдение
ритуалов
и т.
п., выбранных
преданными
для достижения
Бога. Он советовал
каждому следовать
тому методу,
который кажется
ему
наилучшим
или самым легким.
Он
уверял
нас, что
все паломники,
идущие различными
путями, достигнут
одной Цели,
которая, Он
настаивал, есть
осуществление
Сат-Чит-Ананды,
Одно-без-второго.
Все ученые
диспуты
об
адвайте,
двайте
или
вишишта-адвайте
Он считал
пустыми и
бесполезными,
ибо погружение
в Самость
возможно лишь
при условии,
что деятельность
ума в действительности
сведена к нулю.
Мимоходом
следует упомянуть
вопрос о чудесах
и сверхъестественных
силах. Махарши
не является
торговцем
чудесами и
поэтому, далекий
от рекламы
способности
к чему-либо
сверхчеловеческому,
Он имел обыкновение
отрицать всю
обязательность
каких-либо
чудесных
переживаний,
которые Его
почитатели
могли получить
и искренне
приписать Его
особой Милости
по
отношению
к ним.
Два Его стиха
сжато формулируют
Его точку
зрения
по этому вопросу:
«Знание
Самости только
и является
действительной
сиддхи.
Все
другие сиддхи
воображаемы,
подобны тем,
что
мы пожинаем
во сне со сновидениями»18.
«Обретение
сиддхи
невозможно
иначе
как
с
помощью
и
|
The script ran 0.005 seconds.