Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Виктория Токарева - Рассказы и повести (сборник) [0]
Известность произведения: Низкая
Метки: prose_contemporary, sf_detective

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 

— Там Танька с летчиком. Гуляют! — крикнула Вероника. — А мое какое дело! — Как летчик к ней полезет целоваться, ты выходишь и говоришь: «Таня, иди домой, тебя папа зовет». А дальше действие развивалось следующим образом: летчик все прохаживался взад-вперед, ожидая того, кто его вызвал повесткой, Танька смотрела в спину летчика, а когда он оборачивался, тут же отводила глаза и напряженно смотрела перед собой. Летчику надоело ждать. Он остановился и спросил: — Девочка, а где тут у вас милиция? — Там… — Танька повела рукой. — Где там? — Возле колодца. — Возле какого колодца? — Возле клуба. — Девочка, я тебя очень прошу: если сюда придет милиционер, ты ему скажи, что я пошел прямо в милицию. Ладно? — Ладно. — Спасибо большое… Летчик улыбнулся какой-то неопределенной, очень вежливой улыбкой и пошел. Танька встала. Смотрела, как он уходит. — Товарищ летчик! — позвала она с отчаяньем. Летчик остановился. Обернулся. — Здрасте… — сказала Танька. Она действовала по программе Вероники. — Здравствуй, — удивился летчик. — Хотите, я вам спою? — Зачем? — еще больше удивился летчик. — Так просто… — Ну спой, — разрешил летчик, подумав. Танька в волнении сглотнула, набрала воздуха, выдохнула и сказала сердито: — Да не буду я! Еще чего! И в это время из кустов вышел Мишка Синицын. — Татьяна, тебя папа зовет, — небрежно бросил он Таньке. Глядел он, однако, не на Таньку, а на летчика и медленно к нему направлялся. Подошел к летчику, встал перед ним с грозным видом. — А ну мотай отсюда! — приказал он. — Ты это кому говоришь? — не испугался летчик. — Тебе, — не испугался Мишка. — Иди, иди, гуляй! — и легонько толкнул его ладошкой в грудь. — А в чем, собственно говоря, дело? — начал обижаться летчик. — А в том, — объяснил Мишка и толкнул летчика посильнее. — Да отстань ты, в конце концов, — обозлился летчик и толкнул Мишку так, что тот не устоял на ногах. — Ах, так? — бесстрашно завопил Мишка. — Ну, держись! Он вскочил на ноги и ринулся на летчика. Летчик схватил Мишку, завел ему руки за спину, повалил на землю, а сам сел сверху. — Сдаешься? — спросил летчик. — Вот фига тебе! — не сдавался Мишка и извивался под летчиком. Летчик еще плотнее притиснул Мишку к земле. — Товарищ летчик! Пустите его! Ему недавно аппендицит вырезали! Ему нельзя! — Танька взволнованно бегала вокруг дерущихся. — Товарищ летчик! Ну, пожалуйста! Летчик не обращал на нее никакого внимания, сидел на поверженном Мишке. Тогда Танька подняла с земли здоровенный сук, подошла сзади и стукнула летчика по макушке. Летчик ухватился за голову обеими руками, поднялся с Мишки. Обернулся, глядя на Таньку. И небо, и Танька, и лес слегка поплыли перед его глазами. — Ой! — смутилась Танька. — Извините, пожалуйста. — Ненормальная, — сказал летчик. Повернулся и пошел прочь, не глядя. Споткнулся о корягу и полетел в болото. Мишка вскочил на ноги и победно захохотал над посрамленным противником. Они подбежали к болоту и стали смотреть вниз. Внизу расходились круги. Круги разошлись. Стало гладко. — Потонул! — в ужасе молвила Танька. Мишка, не раздумывая, прыгнул в чем был. Танька — за Мишкой. Через несколько секунд они вынырнули — все в болотной тине. Летчик вынырнул метрах в десяти и пошел к противоположному берегу. — Товарищ летчик! — крикнула Танька. Летчик обернулся. — Только вы в милицию не ходите! Это я вам повестку прислала. — Вот я сообщу в твою пионерскую организацию. Будешь знать… — пригрозил летчик. — Хулиганка! — Герой кверху дырой! — крикнул Мишка. И разошлись по сторонам. Летчик в одну сторону. Танька с Мишкой в другую. — Зря ты влезла, — заметил Мишка, разводя коленями и руками кувшинки. — Я б ему тройной суплес провел… Выбрались из болота. Вода с обоих текла ручьями. Необходимо было выжать одежду. — Отвернись! — велела Танька и пошла в кусты. Мишка отвернулся и пошел в соседние заросли. Сбросил с себя рубашку, брюки, майку. — Э! — вдруг спохватился он. — А какую ты ему повестку прислала? — Свидание назначила! — крикнула Танька. — Зачем? — Влюбилась! — Чего? — Мишка вышел из кустов, с недоумением уставился на коварную Таньку. В траве у самой воды лежала оборванная цепочка с камешком «куриный бог». Город спал. Возле старинного лабаза, выстроенного когда-то купцами, а ныне именуемого «Универсам», дремал сторож с берданкой. По дороге, прихрамывая, плелся летчик Валерий Иванович Журавлев. — Дедушка, это какая деревня? — спросил он у сторожа. — Это город, — отозвался сторож. — Нижние Ямки. Летчик заглянул в карту. — Сбился, — сказал он после молчания. — Надо было восточнее брать. Первые лучи восходящего солнца освещали самолеты в крупных каплях росы. Громов и Фрося обихаживали свой аэродром. Фрося посыпала дорожки желтым песочком. А Громов подновлял свежими белилами посадочные квадраты. — Вась, а Вась… Глянь, — позвала Фрося. Громов выпрямился. Обернулся. По дорожке к бараку общежития плелся летчик. Грязь и тина на нем высохли, он был весь серый и походил на памятник себе. — Я ж говорила… А ты волновался, — заметила Фрося. Летчик увидел начальство. Остановился и вежливо поздоровался: — Здравствуйте… — Здрасте, здрасте… — сказала Фрося. Помолчали. — Красивый рассвет, — поделился летчик, преданно глядя на Громова. Громов не отреагировал. — Очень красивый, — сказала Фрося. Летчик оглядел себя. Потом сказал сконфуженно: — Упал. — Бывает… — отозвалась Фрося. — Ну, я пойду посплю… А то заблудился вон… Петлял… — Конечно, — ласково сказала Фрося. Летчик улыбнулся сконфуженно и пошел своей дорогой. Фрося и Громов провожали его глазами. Летчик вдруг обернулся и произнес восторженно: — Степью пахнет! — Ага. Пахнет, — согласилась Фрося. Опять помолчали. — Ну, я пошел, — пообещал летчик. — Конечно, — согласилась Фрося. Летчик удалился. — Алкаш к тому же, — заключил Громов. Коротко и ясно. В деревне утро начинается рано. Солнце только-только вернулось в Бересневку из Америки, а Танька уже вышла, потягиваясь, на крыльцо. Потянулась. Распахнула глаза и поздоровалась: — Здравствуй, утро! «Здравствуй, Танька!» — сказало бы утро, если бы умело говорить. Потом Танька вошла в сарай и поставила ведро под корову. — Здравствуй, Пальма! — сказала Танька. «Здравствуй, Таня», — сказала бы корова, если бы умела говорить. Струйки молока застучали о ведро. И вдруг утро наполнилось мяукающими звуками электрогитары. Танька прекратила доить. Вышла из сарая. Выглянула через забор, и вот что она увидела: Мишка Синицын сидел против своего дома с электрогитарой марки «Эврика». Рядом с ним сидела секретарша Мещерякова Малашкина Валя, босая и с грязными пятками. Мишка вопил песню про шикарный город Ялту, а Валя высокомерно поводила головой, будто имела прямое отношение и к Мишке, и к гитаре «Эврика», и к шикарному городу на южном берегу. Танька посмотрела на орущего Мишку, на разомлевшую от счастья соперницу. Метнулась в дом. Подскочила к проигрывателю. Поставила его на подоконник. Включила на полную мощность. «Бам-бам-бам-бам-бам! Это поют миллионы!» — заорал певец на всю деревню Бересневку. Мишка поставил регулятор на максимум и завопил громче проигрывателя. Шло состязание не на качество, а на громкость. Из соседней комнаты вышел Николай Канарейкин, молча выключил проигрыватель и вытащил предохранитель. Николай был человеком замкнутым и предпочитал словам поступки. У Таньки стало тихо, а Мишка ликующе вопил: Я-лта! Где растет голубой виноград, Ялта! Где цыгане ночами не спят. Ялта! Там, где мы повстречались с тобой… Танька закрыла окно и задернула занавески, но песня доставала ее самолюбие, и это было почти невыносимо. Тогда Танька надела юбку-миди, босоножки на платформе и вышла из дому. Мишка увидел Таньку. Быстро подвинул лицо к Вале и тихо сказал: — У меня соринка в глаз попала. А ну посмотри! Валя полезла руками Мишке в глаз, чтобы оттянуть веко. — Да ты глазами, глазами! Валя близко подвела свои глаза к Мишкиным. Они застыли лицо в лицо. Танька тем временем прошла за Мишкиной спиной в его двор. Завела мотоцикл, села и выехала со двора. — Эй! — Мишка вскочил. — Ты куда? — к летчику! В Ялту с ним полечу! — крикнула Танька, и мотоцикл, вихляя, понес ее по дороге. — Стой! — Мишка выбежал на шоссе и помчался по нему, сильно работая локтями и лопатками. Остановил грузовик. Сел и уехал. Два недоумевающих существа остались в деревне Бересневка: секретарша Мещерякова Малашкина Валя и корова Пальма. Летчик Журавлев и механик Кеша стояли на летном поле и ковырялись в недрах вертолета. Вернее, ковырялся Кеша, а Журавлев стоял рядом и морочил ему голову. — Клапана проверь, пожалуйста… — Я ж только что проверял. Летчик постоял, потом пошел к кабине. Остановился. — А масло мы залили? — Да я ж десять лет работаю, — сказал Кеша. — А бензин? — Слушай, — заподозрил Кеша. — А ты что, не летал никогда? — Почему же не летал? — А чего ж боишься? — Почему боюсь? Ничего я не боюсь. — Ну и лети. — Я и лечу. Летчик залез в кабину. — Ну, я полетел, — предупредил он. — Ну и лети… Летчик огляделся по сторонам, как бы мысленно прощаясь со всем, что так не существенно, если с этим жить, так драгоценно, если с этим прощаться: с полем в ромашках, с простым деревянным срубом на краю поля… Фрося косила на аэродроме высокую траву, когда на нее, как на голову снег, свалился Мишка Синицын. — Где она? — в панике заорал Мишка. — Кто «она»? — не разобрала Фрося. — Танька! — Какая еще Танька? — Брось темнить! Вон мой мотоцикл. Мишка показал пальцем в сторону дома Громова, где стоял абсолютно такой же, как у Мишки, мотоцикл. Фрося глянула в ту же сторону. — Твой, как же… Разбежался. — А где он? — Кто «он»? — Летчик… — Тут все летчики… Фрося была бестолковая как пень, и Мишка готов был от нетерпения выскочить из собственной шкуры и бежать во все стороны одновременно. — Новый… Этот… В цепочках! Конь в сбруе! — Мишка пытался определить приметы летчика. — А, Журавлев? — сообразила Фрося. — Вон он! Она показала пальцем на взлетную площадку, от которой, крутя пропеллером, отделялся вертолет. — Стой! — завопил Мишка. — Держи его! — и ринулся к площадке. — Эй! Нельзя! — испугалась Фрося и помчалась за Мишкой. Мишка добежал первым. Ухватился за колесо, которое было в двух метрах над землей. Вертолет пошел вверх, увлекая за собой Мишку. Деревья стали отодвигаться, а облака, наоборот, приближаться. Мишка уцепился двумя руками. Сильный ветер отдувал его ноги. — «Чайка», «Чайка», я «Сокол»! У вас на колесе человек! — кричал Громов в рацию. Из окна Громова был виден вертолет и болтающийся в воздухе человек. — Начинайте посадку! Только аккуратно! Только аккуратно!.. На взлетной площадке собрался народ. Здесь был врач с носилками, Громов, механики и пожилой сержант милиции. Вертолет снижался. Все стояли, подняв головы, и смотрели на Мишку. Когда его ноги оказались на высоте человеческого роста, Кеша ухватил Мишку за коленки и, отодрав от вертолета, оттащил в сторону. Вертолет сел. Оттуда высунулся обескураженный летчик. — Что случилось? — спросил он. — Вот он! — Мишка вырвался из сильных рук механика. Рванул на себя дверь. Заглянул в салон. Там было пусто. Мишка подбежал к летчику и схватил его за галстук. — Где она? — Кто она? — не понял летчик. — А ты не знаешь? Танька! Канарейкина! — Какая еще Канарейкина? — Летчик сбросил Мишкины руки и отпихнул его. — Ты что, с ума сошел? — Ах, так? — Мишка снял пиджак, бросил его на землю и стал засучивать рукава. — Ну подожди, ходок крылатый! Я тебе сейчас так дам, что вспотеешь, кувыркавшись… — Секундочку, — вмешался Громов. — В чем дело, мальчик? Ты что шумишь? — Ей и семнадцати нет, а он лезет. Бессовестный! Ну что вылупился? Где она? Куда ты ее дел?! — Да нету тут Таньки! — вступилась Фрося. — И не было. Чего разорался! — Как это — нету? Вон мой мотоцикл стоит. — Это мой мотоцикл, — сказал Громов. — Это наш мотоцикл, — поправила Фрося. Мишка вгляделся в номерной знак. Понял ошибку. — А где же Танька? — растерянно спросил Мишка. — А вот пойдем со мной, и вместе поищем, — ласково предложил сержант Ефимов. Ефимов деликатно взял Мишку под локоть и повел к милицейскому газику. Усадил и увез. — Я тебя еще поймаю, — пообещал Мишка на прощание. — Ненормальный! — удивился летчик. — Какая Танька? Какая Канарейкина? — А тут у нас так, дорогой товарищ Журавлев, — пояснил Громов. — Это тебе не Москва. Провинция. Понял, о чем я говорю? — Ничего не понял. — Здесь ничего не скроешь. В одной деревне чихнешь, а в другой тебе «будь здоров» скажут. — Но поверьте, я действительно не знаю никакой Таньки. Честное слово! — поклялся летчик. — А вон она… — сказала Фрося. На летное поле на мотоцикле внеслась Танька. — Здравствуй, Таня! — крикнула Фрося. — Щас! — крикнула Танька и промчалась мимо собравшихся. Развернулась и промчалась в обратном направлении. — Эй, по полю нельзя ездить! — крикнул Кеша. — А я останавливаться не умею! — крикнула Танька. Кеша побежал за ней следом, давая на ходу советы: — Справа на рукоятке рычажок такой, видишь? — Вижу! — крикнула Танька. — Так вот его на себя нажми! Танька резко нажала. Мотоцикл стал как вкопанный. Танька вылетела, влекомая силой инерции, и грохнулась в траву. Поднялась, оправила юбку. Пригладила волосы. — Здрасте, — робко поздоровалась она. — Здрасте, — ответил Громов. Танька достала из кармана цепочку с камушком и пошла к летчику. Летчик на всякий случай попятился. — Товарищ летчик, я вашу цепочку привезла. Она отлетела, когда я вас палкой стукнула. Танька показала цепочку. — Куриный бог, — узнал Громов. — А говоришь: не знаешь. Журавлев оглядел присутствующих. Хотел что-то сказать. Не сказал. Пошел по полю, не оборачиваясь. — А цепочку-то? — крикнула Танька. Летчик ускорил шаг. — Чокнутый какой-то, — обиделась Танька. — Я вон искорябалась вся, пока довезла. — Тань, а за что ты его палкой-то стукнула? — поинтересовалась Фрося. — Да так… В коллектив хотела вовлечь… Танька пошла к мотоциклу. — Это Коли Канарейкина дочка, — сказала Фрося. — Ну и молодежь… — Громов покачал головой. — Тань, как отец? — поинтересовалась Фрося. — Техникум кончил? — Да нет! За второй курс только сдавать будет! Мне как отсюда ближе? Через площадь или по мосту? — По мосту. Тебя тут мальчик какой-то искал. — Это Мишка, — обрадованно догадалась Танька. — А где он? — В милиции… За столом сидел сержант Ефимов. Против него на потертой скамейке сидел Мишка. Ефимов пил чай и звонил по телефону, придерживая трубку плечом. Он набрал две цифры и спросил: — Петров? Привет, Петров! Ефимов из Верхних Ямок. Вам новую форму завезли? — Да ты про дело спрашивай! — вмешался Мишка. Про дело! Ефимов отмахнулся от Мишки. — А Коростылеву завезли. Нам всегда в последнюю очередь. — Там человек, может, насмерть разбился. А он про шмотки треплется! — возмутился Мишка. Ефимов отхлебнул чай и спросил: — Петров, там у тебя на участке аварии не было? Ну да, я знаю, что сообщили бы. Ну, пока… — Повернулся к Мишке: — Тебе же говорят: в нашем районе сегодня никаких аварий не было. Не бы-ло! Чаю хочешь? — А может, она через Лещевку поехала? — волновался Мишка. — Позвони, а? Не мог же человек вот так никуда не деться… Ефимов налил себе чай. Закусил печеньем. Набрал две цифры. — Сидоров! Ефимов из Верхних Ямок. Вам новую форму завезли?.. Завезли? А нам нет… В это время в комнату заглянула Танька. — Вот она! — подскочил Мишка. Ефимов положил трубку. — Здрасте, — поздоровалась Танька. — Миш, поехали! А то поздно уже. Мишка поднялся и твердо поглядел в глаза Ефимову: — Официально заявляю: эта гражданка угнала мой мотоцикл! — Миш, да ты чего? — оторопела Танька. — Я с вами не разговариваю, — официально сказал ей Мишка. — Вы не вмешивайтесь. Пишите! — велел он Ефимову. — Она угнала мой мотоцикл. — Чего это я буду писать? Сам и пиши, — сказал Ефимов. — Совсем одурел, — Танька пожала плечами. — А ты что думала, у нас личная собственность законом охраняется! — сказал Мишка. — Ну и жлоб же ты, Мишка… — А вы, гражданочка, садитесь, — предложил Ефимов Таньке. Танька села. — Пиши! — Ефимов дал Мишке чистый листок. — И напишу. — Мишка подвинулся к столу и стал писать. Танька и Ефимов ждали. — Девочка, тебе Егор Канарейкин родственник? — Дедушка… Ефимов разглядывал Таньку, потом спросил: — Значит, ты Коли Канарейкина дочка? — Да… — А Коля, значит, на Ляльке женился… — Ну да… На маме… — Гляжу и не пойму, на кого ж ты похожа… Вроде и на него и на нее. Как мама, все такая же певунья? — Да когда ж ей петь? На ней коровник в семьдесят коров. Да нас двое. Я-то уже взрослая, а за Вероникой глаз да глаз нужен. Знаете, такой возраст… — «Взрослая»… — передразнил Мишка. — Вот! Мишка поднялся и положил перед Ефимовым заявление. — Ознакомляю. — Ефимов поднял на Таньку глаза и стал читать: — «Гражданка Канарейкина Татьяна Николаевна, потеряв женскую гордость и скромность, украшающую советскую девушку, бегает за летчиком аморального поведения и с этой целью угнала принадлежащий мотоцикл марки „Молния“, номерной знак 11–17. Михаил Синицын». Ефимов с некоторым сомнением посмотрел на документ. Сказал: — Немножко не по форме. Ну ладно. Можете быть свободны. — Пошли, — сказал Мишка Таньке. — Вы идите, а гражданочку Канарейкину нам придется задержать, — сказал Ефимов. — Как — задержать? Нам еще до Бересневки сто десять километров пилить. — Ну как же… Ты обвиняешь человека в воровстве. По всем советским законам мы должны передать дело в суд, — объяснил Ефимов. Танька испуганно стала шить глазами. — В каком воровстве? — искренне удивился Мишка. — Ты же написал, что Канарейкина угнала твой мотоцикл? — А… Нет… Она не угоняла. Я ей сам дал. — Значит, сам? — А то… Зачем же ей красть? Она против меня живет. Улица Коккинаки, семь. А я — улица Коккинаки, четыре. От моего дома до ее — вот как отсюда досюда. Я ей крикнул: «Хочешь покататься?» Она говорит: «Давай!»… — Покататься… А права у нее есть? — Нет, — пискнула Танька. — А она и не ездила. Я ей говорю: «Хочешь покататься?» Она говорит: «Давай!», а я говорю: «Не дам, у тебя прав нету», и сам ее в город привез. А мотоцикл на аэродроме поставил. — Так чего ж тогда людям голову морочишь? — нахмурился Ефимов. — Пошутил, — Мишка чистосердечно улыбнулся. — Ну ладно, шутник, — Ефимов выкинул заявление в корзину. — Еще раз пошутишь, я тебе пятнадцать суток влеплю и наголо обрею. Шел дождь. Мишка и Танька стояли под деревом. Крона плохо защищала от дождя. Танька промокла и мелко дрожала. — На! — Мишка снял пиджак. Не глядя, протянул Таньке. — Мне не холодно, — гордо отозвалась Танька как советская девушка, не потерявшая скромность и гордость. — Как хочешь… На шоссе показались огни фар. Мишка подхватил канистру и выскочил на дорогу. Замахал руками. «Москвич» стал. Оттуда высунулся шофер. — Налей бензинчику, — попросил Мишка. — Бензин кончился. — Мишка кивнул на сиротливо стоящий на обочине мотоцикл. — А шланг есть? — Нету. — И у меня нет, — сказал шофер. — Ну, извини. Мишка вернулся к Таньке. — Надо самосвал останавливать, — сказал он. — Там болт внизу, отвинтишь, и порядок. Там бак с болтом. Понимаешь? — Ага, — сказала Танька, клацая зубами. — На! — Мишка опять протянул пиджак. — А то дрожишь как с похмелья. — Тогда и ты возьми половинку. Стояли под пиджаком, прижавшись. Дождь шуршал в листьях. — Жлоб ты все-таки, Мишка, из-за какой-то паршивой мотоциклетки готов на весь свет человека охаять, — сказала Танька. — Я же за тебя волнуюсь, дура, — возразил Мишка. — Он тебе голову заморочит и бросит. Будешь потом на всю жизнь несчастная… — Ты лучше за свою Малашкину волнуйся. А мы с Валерием Иванычем и без твоих советов проживем. — А за Малашкину чего волноваться? Она человек верный… Дед Егор не спал, когда в темноте в дом осторожно прокралась Танька. — Ты где это шатаешься? — настороженно поинтересовался он. Танька проворно вскарабкалась на печь, уютно устроилась. Полежала, послушала ночь. Мерно тикали ходики, откусывали от вечности секунды и отбрасывали их в прошлое. — Дедушка, — тихо спросила Танька, — а ты бабушку за что полюбил? — А она меня приворожила. — Как? — Танька приподнялась на локте. — Травой присушила… Как-то сплю, слышу, коты под окнами разорались. Высунулся, хотел шугануть, а тут меня за шею — цап! И вытащили. Связали. В рот кукурузный початок, а на палец какую-то травку намотали. Гляжу: двое надо мной ногами дрыгают и поют. А на другую ночь мне Евдокия приснилась. Будто идет среди берез вся в белом. Как лебедь. Думаю: с чего бы это она мне приснилась? Я ее вовсе не замечал. А потом уже после свадьбы она мне созналась, что приворожила. Братья Сорокины за бутылку самогона провернули это мероприятие. — А какая, песня? — спросила Танька. — Вот чего не помню, того не помню… И Дуню не спросишь. Танька задумалась… И представилась ей такая картина. …Летчик сидит на круглой поляне, как пастушок, и играет на трубе. Вдруг в кустах душераздирающе завопили коты. — Кыш! — припугнул летчик и бросил в кусты консервную банку. Коты заорали еще пуще. Тогда летчик поднялся… пошел в кусты, и в этот момент кто-то схватил его за ноги. А дальше было так: летчик лежал в траве связанный, с кукурузным початком во рту, а два одинаковых деда в валенках вытанцовывали над ним и пели: «Ходи баба, ходи дед, заколдованный билет…» Деды положили руки друг Другу на плечи и пошли легкой трусцой, перетряхивая ногами и плечами, как гуцулы. Светало. Летчик не спал. Он лежал одетый на кровати в общежитии, глядел в потолок. Слушал многоголосье Кешиного храпа. Потом встал, достал из-под кровати футляр, осторожно извлек оттуда трубу. Вышел в окно. Так было короче. Солнце всходило над полем, и в его лучах каждая травинка казалась розовой. Стояла такая тишина, будто сам господь бог приложил палец к губам и сказал: «Тес…» Летчик сел на пустой ящик из-под лампочек, вскинул трубу к губам и стал жаловаться. Он рассказывал о себе солнцу и полю и каждой травинке, и они его понимали. — Слышь? — Фрося толкнула Громова в бок. — А? Что? — проснулся Громов. — Опять хулиганит, — наябедничала Фрося. Громов прислушался. В рассветной тишине тосковала труба. — Который час? — спросил Громов. — Шести еще нету. — Ну это уж совсем безобразие! Громов вылез из-под одеяла и стал натягивать брюки. Вышел на улицу. Восход солнца, красота земли и высокое искусство трубача явились Громову во всей объективной реальности. Но Громов ничего этого не видел и не слышал. У него были другие задачи. Громов обошел Журавлева и стал прямо перед ним, покачиваясь с пятки на носок. Летчик увидел своего начальника. Перестал играть. Опустил трубу на колени. — Я вас разбудил. Извините, пожалуйста… — Лихач — раз… — Громов загнул один палец. — Пьяница — два. Бабник — три. Ночной трубач — четыре. Вот что, Журавлев, пишите-ка вы заявление об уходе. Сами. Так будет лучше и для вас, и для нас. Летчик спрятал трубу в футляр и, глядя вниз, сказал очень серьезно: — Василий Кузьмич, вы никому не скажете? — Что «не скажу»? — удивился Громов. — Я больной. — А как же вы комиссию прошли? — удивился Громов. — У меня необычная болезнь. Акрофобия. Боязнь высоты. — Ну-ну… — Громов покачал головой. Сел на ящик. Закурил. — Это у меня с детства. Я, знаете, когда был маленький, упал с качелей и с тех пор очень боюсь высоты. И падения. — А что ж ты в летчики пошел? — спросил Громов, переходя почему-то на «ты». — Назло себе. Чтобы преодолеть. — Да… — Громов потушил сигарету. Встал. — А может, и не надо преодолевать. Может, тебе лучше музыкой заняться. Играл бы себе на трубе. И не упадешь никогда. Риска никакого. — Я занимался. Я окончил музыкальное училище. — И чего? Платят мало? Так это смотря где… Вон у нас в ресторане «Космос» Митрофанов. Трубач. Вдвое больше меня зарабатывает. И живет по-человечески. Целый день на рыбалке, а вечером веселье. — Но ведь я считаю, что человек должен преодолевать трудности, а не идти у них на поводу, — твердо сказал летчик. — Ну-ну… — Громов встал. Перед тем как уйти, предупредил: — Ну, а насчет амурных дел ты давай поаккуратней. Тут у нас так: или женись, или не морочь голову, или я тебя вышвырну как кота, и никакая акрофобия тебе не поможет. Татьяна Канарейкина проехала на своем велосипеде мимо муравейника с муравьями, миновала Сукино болото, выехала на поле и покатила среди высокого ковыля. Трава была не кошена, скрывала велосипед, и если посмотреть со стороны, то можно было подумать, что Танька парит над шелковым ковылем. У крайней избы стояла бабка Маланья и смотрела с надеждой. А из окна правления высунулась соперница, Малашкина Валя, и крикнула: — Канарейкина! Тебя председатель зовет! Танька сошла с велосипеда, прислонила его к забору, поправила на багажнике тяжелую сумку. Возмутилась вслух: — Ну, Мишка… Из-за своей поганой мотоциклетки всю общественность на ноги поднял! Она подошла к правлению колхоза. Перед тем как войти, отряхнула юбку ладошкой, покрутила бедрами, чтобы шов стал на место. Сунулась в окно, чтобы посмотреть, как в зеркало, на свое отражение. В окне на нее строго смотрели председатель колхоза Мещеряков и солист ансамбля «Романтики» Козлов из девятого «Б». Мещеряков махнул рукой, дескать, заходи. Танька зашла и скромно присела на кончик стула. — Что такое Варна, знаешь? — спросил Мещеряков. — Что? — не поняла Танька. — Сигареты такие есть. «Варна». — Я не курю. Врет он все. — Кто врет? — Мишка. — Да подожди ты со своим Мишкой. Варна — это город в Болгарии, на море. Курорт. Усекла? — Усекла. — Чего ты усекла? — Курорт. — Ты слушай. Не перебивай. Мне сейчас звонили… Приехал мужик. Ездит по области. Собирает народные таланты. Потом, кто понравится, — возьмут в Саратов. А там, кто победит, — в Москву, а оттуда — в Болгарию на международные соревнования. Усекла? — Спортсменов? — Да ты слушай ухом, а не брюхом, — вмешался Козлов. — Тебе же говорят: народные таланты. Самодеятельность. — Ну и что? — спросила Танька. — Так вот, ансамбль просит, чтобы ты у них пела, — пояснил Мещеряков. — А то у них солистки нет. — Это они народные таланты? — Танька с пренебрежением показала на Козлова. — Надо Маланью или Пахомова выставить. Пахомов на ложках, и на балалайке… — Во-во… — отреагировал Козлов. — Его сейчас вся область ложками и балалайками… А мы по нему электричеством ударим. — По кому? — не разобрала Танька. — По мужику, который таланты собирает, — пояснил Козлов. — Ну, чего смотришь? Тебя же общественность просит. А ты кочевряжишься… А еще комсомолка… Культмассовый сектор. — Давай, давай, Татьяна, соглашайся, а то некогда мне. Меня народ ждет… — Тогда и Мишку надо ввести, — поставила Танька свои условия. — Да ну его! — отказался Козлов. — Он аритмичный. — Без Мишки я не буду. — Ладно. Бери Мишку, — согласился Мещеряков. — Собирайте свою шантрапу и репетируйте. — И трубача из Верхних Ямок надо взять. — Из Верхних Ямок нельзя, — запретил Козлов. — Он не наш. — Владимир Николаевич, это летчик, который нас опыляет. Вместе хлеб сеем. Можно сказать, член бригады. — Ну, если вместе, значит, наш. Бери. — Тогда пусть мне Малашкина на бланке официальное письмо отстукает: так, мол, и так… А я представитель общественности. Николай Канарейкин сидел в аудитории машиностроительного техникума напротив очкастого парня и, беззвучно шевеля губами, смотрел в потолок. Очкастый полистал зачетную книжку Николая, потом спросил, нарушив тягостную тишину: — Николай Егорович, сколько вам лет? — Сорок пять, — ответил Николай. — Понятно… А зачем вы учитесь? — Мещеряков заставляет. Мещеряков действительно хотел, чтобы у него в колхозе были дипломированные кадры. Очкастый протянул Николаю зачетку, вежливо пригласил: — Приходите на будущий год. Николай взял зачетку и пошел к двери, и в это время из его правой штанины выпала шпаргалка гармошкой. Студенты-заочники, каждый из которых годился ему в сыновья, дружно и беззлобно засмеялись. Николай шагнул через шпаргалку. Вышел из кабинета в коридор. Из коридора на улицу. Залез в газик, снял свои ботинки, переобулся в резиновые сапоги, заляпанные подсохшей светлой грязью. В это время к газику подошел сержант Ефимов. — Привет, Коля, — поздоровался Ефимов. — А я дочку твою вчера видел. Просто красавица вымахала… — Где ты ее видел? — хмуро удивился Николай. Танька сидела на почте, сортировала письма и думала о своем. Не о письмах же ей думать. И представилась ей такая картина: …Громов вынес на летное поле небольшой столик. Фрося поставила стул. — Спасибо большое, — поблагодарила Танька. — Ручка с чернилами нужна? — спросила Фрося. — Нет. У меня шариковая, — отказалась Танька и вежливо кивнула летчику. — Приступайте. Летчик встал перед Танькой и вскинул трубу к губам. Заиграл мелодию зарубежного автора из фильма «История любви». А Танька запела — негромко, вкрадчиво и с вариациями. Получилось просто потрясающе. Фрося и Громов не выдержали красоты мелодии и, взявшись за руки, лирически затанцевали за спиной у летчика. — Секундочку… — Танька остановила летчика и обратилась к танцующим: — Простите, я не могу вас взять. Вы не из нашего района. Те вздохнули и скромно сели на траву. — А вы играйте, — сказала Танька летчику. Тот не играл. Широко раскрытыми глазами смотрел на Таньку, будто в первый раз ее видел. — Какая вы… — с восхищением проговорил летчик. — Мы уедем с вами в Саратов, потом в Москву, потом в Варну. Мы завоюем весь мир, как Армстронг и Элла Фитцжеральд… — Играйте, играйте, не отвлекайтесь, — скромно, но с достоинством ответила Танька… …В этот момент распахнулась дверь, и в помещение почты вошел летчик Валерий Иванович Журавлев — не в видении, а на самом деле. Рядом с ним был маленький лысый мужик, который не присутствовал в Танькиных мечтах и поэтому как бы подтверждал реальность происходящего. Летчик подошел к соседнему окошку и сдал почтовичке Клаве корреспонденцию в бумажном мешке. Потом расписался в ведомости и, ни слова не говоря, направился к двери. — Товарищ летчик! — окликнула Танька и поднялась со своего стула. Вам письмо! Танька достала из сумки письмо — то самое, которое отстукала секретарь Мещерякова Валя Малашкина на официальном бланке. — От кого? — холодно спросил летчик. — От меня, — растерянно ответила Танька. Летчик молчал, смотрел на Таньку со странным выражением. Танька вышла из-за перегородки. — Не подходи! — неожиданно приказал летчик. — Да вы не бойтесь, — успокоила Танька. — Я к вам по делу. Танька протянула письмо. Летчик взял это письмо, разорвал его на две части, потом на четыре, потом разодрал в клочья. Бросил в пластмассовое ведро для мусора и сказал лысому мужику: — Вы свидетель! Что вы делаете? Ну что вы делаете? — возмутилась Танька. — Это ж документ. Летчик повернулся к Таньке спиной. Вышел и хлопнул дверью. Сошли с крыльца. Летчик вдруг остановился, снял с себя ботинки и пошел босиком. — Заземляюсь, — объяснил он свои действия. — Чтобы электричество вышло. — Простите, эта девушка ваша знакомая? — поинтересовался лысый человек. — Нет. Она меня преследует. — А… Любовь… — мечтательно проговорил человек и поднял лицо к небу. В небе висело одно-единственное кучевое облако. Летчик тоже посмотрел в небо и тоже увидел это облако. — Хорошо быть молодым, — сказал вдруг лысый человек. — Все говорят: хорошо, хорошо… А я пока от своей молодости ничего хорошего не вижу. Живу не там. Делаю не то. — Это неправильно. Надо жить Там. И делать То. — Я от себя не завишу. Я завишу от обстоятельств. — И я от себя не завишу. Я завишу от случая. Как золотоискатель. — И до каких пор зависеть? — спросил летчик. — Пока кому-нибудь не надоест: вам или случаю. Подошли к правлению колхоза. — Спасибо, что подбросили, — поблагодарил «золотоискатель». — Но если и здесь вокально-инструментальный ансамбль, то я просто повешусь. Возле леса стоял вертолет «МК 44–92», а возле вертолета-сестры Канарейкины. Танька и Вероника. Танька забивала в сопло огромную кормовую тыкву, а Вероника стояла рядом и руководила. — Еще щелочка осталась, — показала Вероника. — Тут самое главное герметичность. До конца забивай. Танька стала забивать до конца. — Думаешь, не взлетит? — усомнилась она. — Никуда не денется, — убежденно сказала Вероника. — Вон Вадим Мишке в прошлом году выхлопную трубу картошкой забил, так он три дня свою мотоциклетку завести не мог. Идет! — ахнула Вероника. К вертолету босиком, держа ботинки в руке, шел летчик. — Товарищ летчик! — окликнула Танька. Летчик не отозвался. Залез в свой вертолет и стал там надевать ботинки. Это было очень унизительно. — Пусть, пусть полетает, — ехидно заметила Вероника. Заработали винты. Девочек обдало ветром. Зажмурившись, они стали пятиться. — А говорила: не заведется! — крикнула Танька. — Все равно не полетит! — крикнула Вероника. Вертолет отделился от земли, стал набирать высоту. Сестры растерянно переглянулись. — Товарищ летчик! — заорала Танька. — Стойте. У вас там тыква в трубе! Вертолет поднялся метра на три и рухнул на некошеный луг, именуемый в авиации «квадратом сорок пять». — А я что говорила! — восторжествовала Вероника. Она подбежала к Таньке и толкнула ее в спину. — Иди пой! — велела она. Летчик вылез из кабины, верее, даже выпал. — Живой! — обрадовалась Танька. Летчик приподнялся, отошел от вертолета. Сел в отдалении, уперся глазами в пространство. У него было такое выражение лица, какое, наверное, и бывает у людей, потерпевших авиационную катастрофу. — Контузия, — сказала Вероника. Танька подошла к летчику, присела перед ним на корточки и заглянула в глаза. — Больно? — ласково спросила она. — Я упал, — пожаловался летчик. — Я знаю. Я видела. — Спой ему, — снова посоветовала Вероника. — Не надо, — попросил летчик. Он поднялся и пошел к вертолету, неотрывно глядя на него. — В чем дело? Ничего не понимаю… — пробормотал он, обходя вертолет. — Валерий Иванович, вы не ищите! Это я вам тыквой выхлопную трубу забила! Я ж вам кричала… Летчик подошел к соплу и увидел, что оно действительно забито большой тыквой. Он обернулся и некоторое время с пристальным недоумением смотрел не Таньку. — Зачем? — тихо спросил он. — Потому что мне надо с вами поговорить, а вы не слушаете. — Ну, говори. Танька молчала. — Ну, говори, говори… — Я вам цепочку принесла. — Танька достала из кармана цепочку и протянула летчику. Тот взял ее с Танькиной ладони. Спросил: — Все? — Нет, не все! Я хотела вам сделать официальное предложение! — Теперь все? — Теперь все. — Так вот. Запомни: если я тебя еще раз увижу… — Летчик медленно пошел на Таньку.

The script ran 0.014 seconds.