1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
пошел по ней.
На некотором
расстоянии
от края дороги
стоял храм
Ганапати, и я
вошел в него».
Этот
случай весьма
характерен
для Шри Бхагавана.
И особенность
состоит в том,
что несчастье
или преданность
кого-либо из
его людей должны
были в дальнейшем
вызвать непроизвольный
отклик и вмешательство
в форме, которая
только и могла
быть названа
сверхъестественной.
Другая характерная
особенность
такова, что Шри
Бхагаван, обладая
всеми божественными
силами, совершенно
не интересовался
использованием
сил более тонких,
чем физический
мир,
и, когда подобные
вещи случались
в ответ на мольбу
преданного,
он мог сказать
с простодушием
ребенка: «Я
полагаю, что
такое делают
Сиддхи».
И
как раз этого
равнодушия
Ганапати Шастри
оказывался
не в состоянии
достичь. Он
как-то спросил:
«Является ли
поиск источника
„я”-мысли достаточным
для достижения
всех моих целей
или необходима
еще мантрадхьяна
(повторение
священных
формул)?» Всегда
одно и то же:
его цели, его
стремления,
возрождение
страны, оживление
религии.
Шри
Бхагаван ответил
коротко: «Первого
будет достаточно».
А когда Шастри
продолжал
говорить о
своих
целях и идеалах,
он добавил:
«Будет лучше,
если вы бросите
всю ношу на
Господа. Он
вынесет все
бремя, а вы
будете свободны
от него. Господь
сделает свою
часть».
В
1917 году Ганапати
Шастри и другие
почитатели
задали
ряд вопросов
Шри Бхагавану,
ответы на которые
составили книгу
под названием
Шри
Рамана Гита
— более
ученую и теоретическую,
чем большинство
подобных книг
*.
Характерно,
что в одном из
своих вопросов
Ганапати Шастри
спросил: «Если
кто-то, как это
бывает, достиг
джняны
(Само-реализации)
в ходе поиска
некоторых
особых сил, то
будут ли его
первоначальные
желания исполнены?»
И нигде быстрый
и тонкий юмор
Шри Бхагавана
не иллюстрируется
лучше, чем ответом,
который он дал:
«Если йогин,
хотя и начавший
йогу ради исполнения
своих желаний,
добыл между
тем Знание, то
бурной радости
не будет, даже
хотя его желания
тоже осуществились».
Около
1934 года Ганапати
Шастри с группой
своих последователей
обосновался
в деревне Нимпура
близ Карагпура
и до смерти,
двумя годами
позднее, полностью
посвятил себя
тапасу
(аскёзе).
После смерти
Ганапати
Шри Бхагавана
как-то спросили,
мог ли Шастри
достичь Реализации
в этой жизни,
и Махарши ответил:
«Как он мог?
Его санкальпы
(внутренние
склонности)
были слишком
сильны».
Ф.
X.
Хэмфри
Первый
западный почитатель
Шри Бхагавана
уже занимался
оккультизмом,
до того как
прибыл в Индию
в
1911 году. Ему было
только 21, и он
стал работать
в
полицейской
службе Веллора.
Хэмфри нанял
учителя,
некоего
Нарасимхайю,
чтобы тот учил
его телугу, и
на
первом же уроке
попросил достать
книгу на английском
языке по индийской
астрологии.
Со стороны
белого господина
это было странным
требованием,
но Нарасимхайя
уступил просьбе
и взял ему книгу
в библиотеке.
На следующий
день Хэмфри
задал еще более
удивляющий
вопрос: «Не
знаете ли Вы
здесь какого-нибудь
махатму?»
Нарасимхайя
коротко ответил,
что не знает.
Однако это
не спасло его
от дальнейшего
замешательства,
так
как на следующий
день Хэмфри
сказал: «Вы
вчера говорили
мне, что не знаете
никакого махатму?
Пусть
так, но сегодня
утром, как раз
перед пробуждением,
я видел вашего
Гуру. Он сидел
рядом, что-то
произнес, однако
я не понял».
Так как
Нарасимхайя
все еще выглядел
неубежденным,
Хэмфри продолжал:
«Первым человеком
из Веллора,
которого я
встретил в
Бомбее, были
Вы». Нарасимхайя
начал протестовать:
ведь он никогда
не был в Бомбее.
Тогда Хэмфри
объяснил, что
сразу по прибытии
в Бомбей его,
страдающего
от сильной
лихорадки,
положили в
госпиталь. Для
того чтобы
получить некоторое
облегчение
от страдания,
он мысленно
отправился
в Веллор, куда
должен был
приехать немедленно
после высадки,
если бы не болезнь.
Он пропутешествовал
в Веллор в астральном
теле и там увидел
Нарасимхайю.
Нарасимхайя
просто ответил,
что ничего не
знает об астральном
теле или каком-либо
ином, кроме
физического.
Однако на следующий
день для проверки
правдивости
сна он, прежде
чем уйти на
урок к другому
офицеру полиции,
оставил на
столе Хэмфри
пачку фотографий.
Тот просмотрел
их и сразу выбрал
снимок Ганапати
Шастри. «Здесь!
— воскликнул
он, когда учитель
вернулся. — Это
ваш Гуру».
Нарасимхайя
признал, что
так оно и есть.
После этого
Хэмфри снова
заболел и должен
был отправиться
в Оотакамунд
для восстановления
сил. Прошло
несколько
месяцев, прежде
чем он вернулся
в Веллор. При
этом он снова
удивил Нарасимхайю:
на этот раз
зарисовкой
горной пещеры,
увиденной во
сне, с ручьем,
бегущим перед
ней, и Мудрецом,
стоящим у входа.
Это могла быть
только Вирупакша.
Нарасимхайя
тотчас же рассказал
ему о Шри Бхагаване.
Хэмфри познакомили
с Ганапати
Шастри, в нем
зародилось
большое уважение
к Махарши, и в
том же месяце,
в ноябре 1911 года,
все трое предприняли
визит в Тируваннамалай.
Первое
впечатление
Хэмфри о необычайной
Тишине Шри
Бхагавана уже
цитировалось
в главе 6. В том
же письме, из
которого был
взят отрывок,
он также писал:
«Наиболее
трогательным
было зрелище
множества
крошечных детей
вплоть до семилетнего
возраста,
поднимающихся
на гору по
собственному
желанию, чтобы
прийти и сидеть
около Махарши,
хотя он мог не
сказать ни
слова и даже
не смотреть
на них целыми
днями.
Они не играли,
а просто сидели
спокойно, в
полной удовлетворенности».
Подобно
Ганапати Шастри,
Хэмфри стремился
помочь миру.
Хэмфри:
Учитель, могу
ли я помочь
миру?
Бхагаван:
Помогите себе,
и вы поможете
миру.
X:
Я хочу помочь
миру. Разве я
не могу быть
полезным?
Б: Да, помогая
себе, вы помогаете
миру. Вы находитесь
в мире, вы есть
мир. Ни вы не
отличаетесь
от мира, ни мир
не отличается
от вас.
X:
(после паузы).
Учитель, могу
ли я совершать
чудеса, как
раньше делали
Иисус и Шри
Кришна?
Б: Разве
кто-либо из
них, делая чудеса,
чувствовал,
что это он совершает
чудо?
X:
Нет, Учитель.
Это было
незадолго перед
тем, как Хэмфри
повторил свое
посещение.
«Я поехал
на мотоцикле
и поднялся к
пещере. Мудрец
улыбнулся,
когда увидел
меня, но нисколько
не удивился.
Мы вошли внутрь
и прежде чем
сели, он задал
мне вопрос о
том, что мог
знать только
я.
Очевидно,
он постиг меня
в тот момент,
когда увидел.
Каждый приходящий
к нему был открытой
книгой, и единственного
взгляда было
достаточно,
чтобы он открыл
ее содержание.
„Вы
еще не ели, —
сказал Махарши,
— и голодны”.
Я признался,
что голоден,
и он сразу позвал
челу
(ученика)
принести мне
пищу — рис, гхи,
фрукты
и т. п., поедаемую
с помощью пальцев,
так как индусы
не употребляют
ложек. Хотя я
имел практику
еды таким способом,
мне не хватало
проворства.
Поэтому он дал
мне ложку в
виде кокосового
ореха, улыбаясь
и беседуя время
от времени. Ты
не можешь представить
себе ничего
более прекрасного,
чем его улыбка.
Я пил молоко
кокосового
ореха, беловатое,
напоминающее
коровье, и очень
вкусное, в которое
он сам добавил
несколько
крупинок сахара.
Когда
я закончил еду,
то был еще голоден,
и он, зная
это, приказал
принести добавку.
Махарши знал
всё, и когда
другие понуждали
меня, уже сытого,
съесть фрукт,
он сразу останавливал
их.
Я
должен был
извиниться
за свою манеру
питья, но он
сказал только:
„Не беспокойтесь”.
Индусы
очень щепетильны
в этом. Они никогда
не пьют
жидкость маленькими
глотками и не
касаются сосуда
губами, а выливают
жидкость прямо
в рот. Таким
образом многие
могут пить из
одной и той же
чашки без боязни
заразиться.
Пока
я ел, он рассказывал
о моем прошлом
другим и очень
точно. Но он
видел меня до
этого лишь
однажды, а потом
— сотни и сотни
других людей.
Он просто включил,
как это бывает,
ясновидение,
точно так же,
как мы обычно
обращаемся
к энциклопедии.
Я сидел около
трех часов,
слушая его
учение.
Позднее
я захотел пить,
так как ехал
сюда в сильную
жару, но не высказал
этого. Однако
Махарши
узнал и попросил
челу
принести
мне какого-нибудь
освежающего
напитка.
Наконец
настало время
уйти, я поклонился,
как мы обычно
делали, и пошел
к выходу из
пещеры, чтобы
надеть обувь.
Он тоже подошел
к выходу и сказал,
что я опять
могу прийти
видеть его.
Удивительно,
какое изменение
производит
в человеке
пребывание
в его Присутствии!»
Нет
сомнения в том,
что сидевший
перед Шри Бхагаваном
был для него
открытой книгой.
Тем не менее
Хэмфри наверняка
ошибался, говоря
о ясновидении.
Хотя Шри Бхагаван
видел людей
насквозь, чтобы
помогать и
руководить
ими, он не использовал
каких-либо
сверхъестественных
сил на человеческом
уровне. Его
память на лица
была такой же
феноменальной,
как и
на книги. Из
тысяч приходивших
Махарши никогда
не забывал
преданного,
который хоть
раз посетил
его, и узнавал
человека, даже
если тот возвращался
годы спустя.
Он помнил историю
жизни каждого
почитателя,
а Нарасимхайя
должен был
рассказать
ему о Хэмфри.
Он выказывал
крайнюю осторожность,
когда лучше
всего было не
говорить о
каком-либо
вопросе, но
обычно имел
простоту и
бесхитростность
ребенка и, словно
ребенок, мог
сказать о ком-нибудь
прямо ему в
лицо, совершенно
без стеснения
и не вызывая
замешательства.
Что касается
еды и
питья, то Шри
Бхагаван был
не только внимателен
к другим,
но невероятно
наблюдателен
и следил, будет
ли гость удовлетворен.
Чудотворные
силы сами начали
проявляться
в Хэмфри,
но Шри Бхагаван
предостерегал
его не потворствовать
им, и тот оказался
достаточно
сильным, чтобы
сопротивляться
искушению.
Действительно,
под влиянием
Шри Бхагавана
он вскоре утратил
весь свой интерес
к оккультизму.
Кроме
того, Хэмфри
перерос заблуждение,
почти универсальное
для Запада и
все более обычное
на современном
Востоке, что
помочь человечеству
можно только
внешней активностью.
Ему было сказано,
что, помогая
себе, человек
помогает миру.
Этот афоризм,
который школа
laissez
faire
*
ошибочно
считает истиной
в экономическом
смысле, на самом
деле истинен
и духовно,
поскольку в
духовном плане
богатство
человека
не уменьшает,
но увеличивает
богатство
других.
Точно как Хэмфри
видел Шри Бхагавана
во время первой
встречи словно
«неподвижное
тело, из которого
необычайно
лучится Бог»,
так и каждый,
согласно своей
способности,
есть передающая
станция невидимых
влияний. В состоянии
гармонии и
свободы от
эгоизма всякий
человек неизбежно
и непроизвольно
испускает
гармонию, проявляет
он внешнюю
активность
или
нет, а когда
его собственная
природа беспокойна
и эго
сильно, излучается
дисгармония,
хотя внешне
человек может
в это время
совершать
богослужение.
Несмотря
на то что Хэмфри
никогда не жил
со Шри Бхагаваном,
а только посетил
несколько раз,
он впитал его
наставления
и получил его
Милость. Письмо,
посланное им
другу в Англию,
было опубликовано
позднее в
«Международной
психологической
газете» и осталось
превосходным
представлением
Учения.
«Учитель
— человек, который
медитирует
единственно
на Боге, он швырнул
свою личность
целиком в море
Бога, утопил
и забыл ее там,
став лишь
инструментом
Бога, и когда
его рот открывается,
то говорит
слова Бога без
усилия или
преднамеренности,
и когда он поднимает
руку, Бог вновь
течет сквозь
нее, творя чудо.
Не
думайте слишком
много о физическом
феномене и
подобных тому
вещах. Их число
— легион, и как
только вера
в физическое
явление утвердится
в сердце искателя,
такие феномены
сделают свою
работу. Ясновидение,
яснослышание
и подобное им
не имеют ценности,
когда значительно
большее просветление
и Мир возможны
без них, чем
с ними. Учитель
рассматривает
эти силы как
форму самопожертвования!
Представление,
что Учитель
— это просто
человек, долгой
практикой,
молитвой или
чем-либо подобным
достигший
различных
оккультных
сил, абсолютно
ошибочно. Учитель
всегда ни в
грош не ставил
оккультные
силы, ибо он не
нуждается в
них
в своей каждодневной
жизни.
Феномены,
которые мы
видим, странны
и удивительны.
Но самое изумительное
из всего мы не
осознаем.
Оно есть та
единая и одна
единственная,
неограниченная
сила, ответственная:
а) за все
видимые нами
феномены и
б) за сам
акт видения
их.
Не
останавливайте
ваше внимание
на всех этих
изменяющихся
явлениях жизни,
смерти и феноменах.
Не думайте даже
о действительных
актах видения
или восприятия
их, но лишь о
ТОМ, которое
видит все эти
вещи, — ТОМ, которое
ответственно
за все это. Сначала
это будет казаться
невозможным,
но постепенно
результат будет
чувствоваться.
Потребуются
годы постоянной,
ежедневной
практики согласно
наставлениям
Учителя. Отдайте
четверть часа
ежедневно этой
практике.
Старайтесь
держать ум
непоколебимо
установленным
на ТОМ, которое
видит. ОНО внутри
вас. Не ожидайте
обнаружить,
что ТО есть
нечто определенное,
на котором ум
может быть
легко
установлен.
Это будет не
так. Хотя нахождение
такого ТО займет
годы, результаты
подобной
концентрации
будут видимы
в течение четырех
или пяти месяцев
— во всех видах
бессознательного
ясновидения,
Мира ума, в силе
справляться
с бедами, в силе
вокруг, однако
всегда бессознательной
силе1.
Я
дал тебе это
учение в тех
же самых словах,
в которых
Учитель передает
его близким
челам.
Пусть
впредь вся твоя
мысль в медитации
будет не действием
видения, не
тем, что ты видишь,
но непоколебимо
установленной
на ТОМ, которое
видит.
Человек
не получает
награды за
Достижение.
Тогда он понимает,
что не хочет
ее. Как говорит
Кришна:
„Ты имеешь
право на работу,
но не на ее плоды”
*.
Истинное достижение
— это просто
почитание, и
почитание есть
достижение.
Если
ты сидишь и
осознаешь, что
мыслишь только
благодаря
единой жизни
и что ум, вдохновленный
этой единой
жизнью на действие
мышления,
есть часть
целого, которое
суть Бог, то ты
разубедишься
в существовании
ума как отдельной
сущности; и в
результате
ум и тело, так
сказать, физически
исчезают.
Единственно,
что остается,
— Бытие, являющееся
сразу и существованием
и не-существованием,
необъяснимое
словами или
|
The script ran 0.007 seconds.