1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Тень
от
дерева
приятна,
вне
её — обжигает
жара. Человек,
много ходивший
под солнцем,
ощущает блаженство
прохлады, когда
достигает тени.
Тот,
кто
постоянно
уходит
из
тени
на
солнце,
и затем
возвращается
обратно в тень
— глупец. Мудрый
неизменно
остается в
тени. Подобно
этому ум знающего
Истину не покидает
Брахмана.
Ум невежды,
наоборот,
периодически
уходит в мир,
ощущая страдания,
и лишь
на короткое
время возвращается
к Брахману,
чтобы
пережить счастье.
В действительности
же то, что
называют
миром,
есть
только
мысль.
Когда
мир
исчезает,
то есть
когда
нет мысли,
ум испытывает
счастье, но
если мир
появляется,
ум подвержен
страданию.
25. Что
такое проницательность
Мудрости
(джняна-дришти)?
Оставаться
спокойным —
вот что называется
проницательностью
Мудрости.
Для
этого
надо
растворить
ум
в Самости.
Телепатия,
знание прошлых,
настоящих и
будущих событий,
ясновидение
не составляют
проницательности
Мудрости.
26. Какова
связь между
отсутствием
желаний и Мудростью?
Отсутствие
желаний есть
Мудрость. Они
не различаются,
это одно и то
же. Отсутствие
желаний — это
воздержание
от движения
ума к какому-либо
объекту, а Мудрость
означает, что
объекты не
появляются.
Другими словами,
когда не ищется
ничего, кроме
Самости, — это
непривязанность
или отсутствие
желаний, а
неоставление
Самости — это
Мудрость.
27. В
чем разница
между Исследованием
и медитацией?
Исследование
состоит в удержании
ума в Самости.
Медитация же
заключается
в размышлении
о том, что медитирующий
есть Брахман,
Бытие-Сознание-Блаженство.
28. Что
такое Освобождение?
Исследование
природы
своей Самости,
находящейся
в оковах,
и осознание
своей истинной
сущности есть
Освобождение.
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПЕСНЬ
Однажды1,
когда Бхагаван
беседовал с
посетившим
его
пандитом о
великих достоинствах
Бхагавадгиты,
один из преданных
заметил, что
удержать в
памяти все 700
стихов очень
трудно, а потому
попросил отметить
один стих, который
следовало бы
запомнить
как
квинтэссенцию
Гиты.
Бхагаван
указал 20-й стих
из десятой
главы:
Я
— Атман,
о
Гудакеша2,
в Сердце
каждою существа
Я пребываю;
Я — начало
и середина, и
также конец
всех существ.
Позднее
Он выбрал 42 стиха
и расположил
их так, что
композиция
может служить
общим руководством
искателю Истины
в его садхане.
Он же дал переводы
этих стихов
на языки тамили
и малаялам.
***
Санджая
сказал:
1
Ему (Арджуне),
преисполненному
сострадания
и отчаяния,
потрясенному
горем, рыдающему,
Эти
слова сказал
Мадхусудана3: II
: 1
Благой
Господь сказал:
2
Это
тело, о сын Кунти4,
названо кшетра
(поле);
Того,
кто его познаёт,
Мудрецы именуют
кшетраджня
(Познающим
поле).
XIII : 1
3
Знай Меня
также как Познавшего
Поле во всех
полях,
о
Бхарата5:
Знание
Поля и Познавшего
Поле
считаю
Я истинным
Знанием.
XIII
:
2
4
Я —
Атман,
о Гудакеша,
в Сердце
каждого существа
Я пребываю;
Я — начало
и середина, а
также конец
всех существ.
Х : 20
5
Смерть
не избегнуть
рожденным,
неизбежно
умерших рожденье;
Так не
горюй ты о том,
что предотвратить
невозможно.
II :
27
6
Он никогда
не рождается,
не умирает;
не прекращается
Он никогда, не
возникнув:
Нерожденный,
Пребывающий,
Вечный, Первобытный
—
гибели
нет для Него,
когда тело
убито.
II
: 20
7
Не рассекаем
Он, Он не сжигаем;
не увлажняемый,
Он также
неиссушаем.
Он —
Пребывающий,
Всепроникающий,
Стойкий,
Непоколебимый
и Вечный.
II : 24
8
Познай
— неразрушимо
ТО, посредством
чего всё это
пропитано;
Невозможно
разрушение
этого Неизменного.
II
: 17
9
Отсутствует
существование
у нереального
и нет
прекращения
для Реальности.
Истина
обоих этих
утверждений
зрима Провидцами
Сущности.
II
: 16
10
Как
всепроникающий
эфир
не загрязнен
вследствие
своей тонкости,
Так и
Самость, пребывающая
везде, не загрязнена
в теле.
XIII
: 32
11
Ни солнце,
ни луна, ни огонь
не освещают
ЭТО;
И откуда
достигшим нет
возврата,
ТО — есть
Моя Высочайшая
Обитель.
XV
: 6
12
Это названо
Непроявленным,
Непреходящим;
Высочайшим
провозглашено
Состояние,
из которого,
раз достигнув,
не возвращаются;
ТО
— есть Моя Высочайшая
Обитель. VIII
: 21
13
Без гордости,
без иллюзии,
преодолевшие
позор
привязанности,
Всегда
пребывающие
в Самости,
отказавшиеся
от желаний,
Освободившиеся
от противоположностей,
подобных
удовольствию
и страданию,
Незаблуждающиеся
достигают той
Неизменной
Обители.
XV
: 5
14
Тот, кто
оставляет
указания Писаний
и действует
под влиянием
желания,
Не достигает
ни совершенства,
ни счастья,
ни Высочайшего
Состояния.
XVI
: 23
15
Кто видит
Высочайшего
Господа
равно
пребывающим
во всех существах,
не гибнущим
в их гибели,
Тот
истинно видит. XIII
: 27
16
Лишь
неуклонной
преданностью,
о Арджуна,
Можно
Меня познавать
и наблюдать
и
воистину достичь,
о Парантапа6.
XI
: 54
17
Вера
каждого человека,
о Бхарата,
согласуется
с его сущностью;
Человек
соткан из веры:
в чем его вера,
то — он.
XVII
: 3
18
Кто имеет
сильную веру
и, преданный
ей, обуздал
чувства — обретает
Знание;
И, обретя
Знание, он быстро
достигает
Высочайшего
Мира.
IV
: 39
19
Тем, кто
владеет собой
и кто
почитает Меня
с любовной
преданностью,
Я
даю ту буддхи-йогу7,
посредством
которой они
достигают Меня.
X
: 10
20
Из сострадания
к ним, пребывая
в их Сердце,
Я рассеиваю
сверкающим
Светочем Знания
их темноту,
порожденную
Невежеством.
X
: 11
21
В тех,
в ком Незнание
уничтожено
джняной,
Эта
джняна,
как солнце,
освещает Высочайшее
ТО.
V
: 16
22
Великими,
говорят они,
являются чувства;
манас
— выше чувств,
а выше манаса
— буддхи;
Но
пребывающий
выше буддхи
— Атман. III
: 42
23
Так
зная Того,
пребывающего
выше буддхи,
утвердив
себя посредством
Атмана,
Рази
врага, о мощнорукий,
в форме желания,
столь
труднопреодолимого.
III
: 43
24
Как
возгоревшееся
пламя превращает
топливо в пепел,
о Арджуна,
Так
и Пламя джняны
превращает
в пепел все
кармы.
IV
: 37
25
Его, чьё
каждое начинание
лишено желания
или мотива,
чьи
кармы
сожжены
в Пламени джняны,
Ученый
именует Озаренным. IV
: 19
26
Вокруг
великих подвижников,
свободных
от желания и
гнева,
покоривших
свой ум и осознавших
Себя,
Сияет
Блаженство
Брахмана. V
: 26
27
Мало-помалу
следует достигать
спокойствия
стойко
обузданным
буддхи,
Установив
ум пребывающим
в Самости
и ни о чем
не помышляя.
VI
: 25
28
Куда бы
ни ускользал
ум — в изменчивости
и колебаниях,
—
Отовсюду
его следует
извлекать,
лишь
Самости приводя
в подчиненье.
VI
: 26
29
Мудрец,
искренне ищущий
Освобождения,
обуздавший
чувства, ум,
интеллект,
Без желания,
страха или
гнева —
действительно
Освобожден
навеки.
V
:
28
30
Самость,
пребывающую
во всех существах,
и все
существа пребывающими
в Самости
Видит
устойчивый
в йоге,
зрящий
на всё беспристрастно.
VI
: 29
31
Я укрепляю
и защищаю
благополучие
тех,
кто, медитируя
на Мне,
Почитают
Меня одного,
всегда пребывая
в настрое
преданности.
IX
: 22
32
Из них
— джняни, с
Божественным
вечно единый,
чья преданность
сосредоточена
в Едином,
является
наиболее
превосходным;
Ибо
для джняни
Я бесконечно
дорог и он дорог
Мне.
VII
: 17
33
После
многочисленных
жизней
джняни
обретает
убежище во Мне,
осознав,
что Васудева8
есть всё.
Очень
труднонаходим
подобный
махатма9. VII
: 19
34
Когда
человек оставляет,
о Партха10,
все ума
вожделенья,
радуясь полностью
только
в Себе,
Самостью,
Его
именуют в Мудрости
стойким. II
: 55
35
Тот достигает
Мира, кто, прочь
все желанья
отбросив,
Остаётся
бесстрастным,
лишенным „я”
и „моё”.
II
: 71
36
Кем мир
не беспокоится
и чей покой не
нарушаем миром,
Свободный
от ликования,
нетерпения,
страха, волнения
—
он Мне
дорог.
XII
: 15
37
Равный
к почести и
бесчестию, к
другу и недругу
равный,
Отрекшийся
от всех начинаний,
он
именуется
превзошедшим
гуны.
XIV
: 25
38
Для того,
кто насыщается
здесь и теперь
только
Самостью,
Самостью
удовлетворен
и только
на Самости
сосредоточен,
—
нет
обязанностей.
III
: 17
39
|
The script ran 0.003 seconds.