Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Фридрих Шиллер - Мария Стюарт [1799]
Язык оригинала: DEU
Известность произведения: Средняя
Метки: dramaturgy

Аннотация. Эпоха Возрождения, эпоха раскрепощения личности, время обострения борьбы между католиками и протестантами. На этом историческом фоне и произошла самая романтическая драма XIV-го столетия. В трагедии она показана как вражда двух королев, Елизаветы и Марии. Королевские страсти, высокие конфликты: торжество и несгибаемость духа, тайная свобода и непокоренное человеческое достоинство. Образ Марии Стюарт сложен и противоречив. Она представляется то убийцей, то мученицей, то неумелой интриганкой и заговорщицей, то святой. Финал ее печален, Мария обезглавлена. Перевод с немецкого: Н. Вильмонт Примечания: Н. Славятинский

Полный текст. Открыть краткое содержание.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 

Меня убийцей звать! Зальюсь слезами Горючими над сестриной могилой… Ты здесь еще? Скажи, чтобы немедля Ко мне шел Дэвисон, и пусть пошлют За графом Шрусбери. Да вот он, кстати, И сам идет! Паж уходит. Явление тринадцатое Елизавета. Граф Шрусбери. Елизавета Вы, благородный лорд? Знать, важные вас привели дела В столь поздний час? Шрусбери Монархиня, всемерно Пекущийся о славе дел твоих, Я посетил сегодня замок Тауэр, Где Кэрл и Нау, писцы Марии Стюарт, Содержатся. Хотелось мне еще раз Увериться в правдивости их слов. Смущенный, долго не желал смотритель Меня пустить к ним. Наконец угрозы Дверь к заключенным отворили мне. Но, боже правый, что же я увидел! Всклокоченный, с безумием во взоре, Как под бичами фурий, на соломе Лежал шотландец Кэрл. Узнав меня, Упал он, извиваясь, словно червь, К моим ногам и, сжав мои колени, Меня молил, рыдая, и вопя, И заклиная именем Христовым, Ему поведать о судьбе Марии, Затем что слух об участи ее И к ним, в сырые склепы, просочился. Когда я, весть о казни подтвердив, Прибавил, что свидетельство его Сгубило королеву, он вскочил И с яростью, утроенной безумьем, Товарища свалил, схватил за глотку И стал душить, — едва их растащили. Тогда он на себя обрушил ярость, Бил в грудь себя и предавал проклятьям Ужасным совратителя-злодея! Признался, что солгал перед судом: Не подлинны посланья к Беббингтону — Его былой присяге вопреки; По настоянью Нау, он в них вписал Не то, что диктовала королева. Потом к окну он в ярости метнулся, Сорвал его с заржавленных петель И завопил так громко, что к нему Вся улица сбежалась. Он кричал, Что он писец шотландской королевы, Тот изверг, что ее оклеветал, Что проклят он, преступный лжесвидетель. Елизавета Он не в своем уме, вы говорите. Безумца и помешанного речи Не значат ничего. Шрусбери Но слишком много Его безумье значит. Королева! Дозволь молить тебя: не торопись! Пусть новое произведут дознанье. Елизавета Вам в угожденье, граф, да будет так! Хоть не могу поверить я в поспешность Чрезмерную моих достойных пэров. Но, чтобы успокоить вас, дознанье Возобновят. Еще не поздно, к счастью. На нашу честь монаршью не позволю Я даже тени подозренья пасть. Явление четырнадцатое Те же. Дэвисон. Елизавета Сэр, где приказ, который я вчера Вручила вам? Дэвисон Приказ? Елизавета На сохраненье Вам отданный? Дэвисон Как? Мне на сохраненье? Елизавета Народ меня о подписи молил. Что оставалось мне? Пришлось смириться. Приказ я подписала поневоле И вам вручила. Так хотела время Я выиграть. Подайте ж мне приказ! Шрусбери Да, сэр! Иначе обернулось все. Дознание должно возобновиться. Дэвисон Возобновиться? Боже милосердный! Елизавета Так где ж приказ? К чему увертки ваши? Дэвисон (в отчаянии) Всему конец! О, боже! Я погиб. Елизавета (поспешно его перебивая) Надеюсь, сэр, что вы… Дэвисон Злосчастный я! Нет у меня приказа! Елизавета Что? Шрусбери О, небо! Дэвисон Приказ уже давно в руках у Берли! Елизавета Вы так-то повинуетесь? Вчера Не строго ль я приказ хранить велела? Дэвисон Нет, государыня, ты не велела… Елизавета Меня во лжи дерзаешь обвинять? Приказ тебе вручила я для Берли? Дэвисон Не ясно и отчетливо, но… все же… Елизавета Презренный! Ты дерзаешь толковать Мои слова? И собственный, кровавый, В них смысл влагаешь? Если приключится Беда от твоего самоуправства, Ты жизнью мне заплатишь за нее! Граф Шрусбери! Вы видите, как имя Мое грязнят людишки эти? Шрусбери Вижу… Елизавета Как вы сказали? Шрусбери Если этот сквайр Здесь действовал на собственный свой страх Без твоего на то соизволенья, Он должен быть судим палатой пэров: Зане он предал имя королевы Презренью и проклятию столетий. Последнее явление Те же. Берли, позднее Кент. Берли (преклоняет колена перед королевой) Да здравствует державная жена! И все враги Британии да сгинут, Как эта Стюарт! Шрусбери закрывает лицо, Дэвисон в отчаянии ломает руки. Елизавета Отвечайте, лорд! Приказ о смертной казни от меня Вы получили? Берли Нет, о королева! От сэра Дэвисона. Елизавета Он приказ От моего вам имени вручил? Берли Нет, государыня! Елизавета И вы дерзнули Его исполнить, не спросясь меня? Приказ был справедлив. Его в вину Никто нам не поставит! Но как смели Вы посягнуть на милосердье наше? А потому — я изгоняю вас. (Дэвисону.) А вас, кто так преступно власть свою Превысил и дерзнул мое доверье Столь низко обмануть, ждет суд строжайший! Пусть в Тауэр отведут его и судят На жизнь и смерть! Я требую возмездья! Мой благородный Толбот, в вас одном Я встретила советчика благого. Так будьте же наставником моим! Шрусбери Не изгоняй своих вернейших слуг, В темницу не бросай их! Для тебя Они трудились и… молчали стойко. А мне дозволь, монархиня, вернуть Тебе печать, которую хранил я Двенадцать лет, доверьем облеченный. Елизавета (уязвленная) Как, Шрусбери? Ужель меня покинуть Хотите вы? Шрусбери Прости, я слишком стар; Иссохшая рука моя не в силах Скреплять печатью новые дела. Елизавета Ужель меня покинет человек, Мне спасший жизнь? Шрусбери Я сделал слишком мало. Спасти не мог я лучшие ростки В твоей душе! Живи и царствуй мирно. Противница мертва. Теперь ты можешь Не ведать страха и не чтить святынь. (Уходит.) Елизавета (входящему графу Кенту) Позвать мне графа Лейстера! Кент Лорд просит Простить его — во Францию он отбыл. Елизавета овладевает собой и стоит спокойная и величественная. 1800 ПРИМЕЧАНИЯ МАРИЯ СТЮАРТ MARIA STUART История шотландской королевы Марии Стюарт увлекла Шиллера еще в юности. Но только 26 апреля 1799 года Шиллер записал в своем рабочем календаре: «Начал изучать историю Марии Стюарт» (по немецкой «Истории королевы Елизаветы Английской» Архенгольца). 4 июня новая запись: «Приступил к работе над «Марией Стюарт». 24 июля было закончено первое действие, и на следующий же день начата работа над вторым, которое было готово спустя месяц, 26 августа. У Шиллера появляется надежда, что к концу 1799 года он закончит пьесу. Пометка, сделанная 11 мая 1800 года, гласит: «Читал собравшимся у меня актерам четыре акта «Марии Стюарт». Последний, пятый, акт Шиллер пишет в уединенном замке Эттерсбург с 16 мая, а 9 июня 1800 года он уже заносит в свой календарь: «Окончил «Марию Стюарт». Спустя пять дней после окончания работы состоялась исподволь подготовленная, при участии автора, премьера «Марии Стюарт» на сцене Веймарского театра (14 июня 1800 г.), а через полгода трагедия была поставлена в Берлине. Напомним вкратце некоторые исторические факты. При отце Елизаветы Генрихе VIII (род. в 1491 г., король Англии в 1509–1547 гг.) и Эдуарде VI (род. в 1537 г., король Англии в 1547–1553 гг.) в Англии победила реформация — ее поддержала значительная часть дворянства, стремившаяся захватить церковные земли. Парламентскими актами 1536–1539 годов все монастыри были закрыты, а их имущество перешло в королевскую казну. Конфискованные королем земли постепенно передавались в руки дворян и буржуазии; представители последней, становясь земельными собственниками, быстро пополняли собой ряды нового дворянства. Победа реформации ознаменовалась жестоким террором; за неподчинение новой, англиканской церкви казнили, как за государственную измену. Но когда на престол вступила Мария Тюдор (1553–1558 гг.), дочь Генриха VIII и испанской инфанты, был восстановлен католический культ. Контрреформация проводилась тоже методами жесточайшего террора, а внешнеполитически она выразилась в сближении с Испанией, одним из проявлений которого был брак Марии Тюдор с Филиппом (будущим королем испанским Филиппом II). При новой английской королеве Елизавете, последней представительнице династии Тюдоров (род. в 1533 г., королева Англии в 1558–1603 гг.), вновь победили, ценою новых насилий и потоков крови, сторонники англиканской церкви и враги Испании, опоры католицизма. Силы контрреформации стали группироваться вокруг родственницы Тюдоров, шотландской королевы Марии Стюарт (даты жизни: 1542–1587), — в ней ее сторонники видели законную наследницу английской короны, в отличие от Елизаветы, рожденной от брака Генриха VIII с Анной Болейн (1507–1536), которая была казнена по обвинению в супружеской измене: отец объявил Елизавету «незаконной» дочерью, не имевшей права на английский престол. В 1568 году Мария, спасаясь от восставшей против нее шотландской кальвинистской знати, бежала в Англию, но была там заточена в замок и спустя девятнадцать лет казнена по обвинению в заговоре с целью убийства Елизаветы. В этой казни Шиллер усмотрел типичный пример ненавистной ему политической тирании и политического ханжества (говоря о Елизавете, Карл Маркс указывал на «гнусный характер ее правления и на бедствия народа в ее царствование». — «Архив Маркса и Энгельса», т. VII, 1940, с. 379).

The script ran 0.01 seconds.