1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
Быка. Сначала
медитируйте
на нем и добейтесь
его Милости.
Моя помощь
последует как
само собой
разумеющееся».
У Натеши Мудальяра
дома было
изображение
Бога Махешвары,
едущего на
быке, и он взял
его как поддержку
в медитации.
Несколькими
днями позже
пришел ответ
на письмо: «Махарши
не отвечает
на письма; вы
можете прийти
и увидеть его
лично».
Натеша
Мудальяр написал
еще раз — надо
быть уверенным,
что письмо
составлено
по приказанию
Шри Бхагавана,
— и затем отправился
в Тируваннамалай.
Следуя курсу,
предписанному
в сновидении,
он сначала
пошел в Великий
Храм города,
где имел даршан
(наслаждался
Присутствием)
Господа Аруначалешвары
и провел всю
ночь. Один из
брахманов,
которых он
встретил там,
старался отговорить
его от встречи
с Махарши.
«Послушай,
я провел шестнадцать
лет около Раманы
Махарши, напрасно
пытаясь получить
его ануграхам
(Милость).
Он равнодушен
ко всему. Даже
если ты расколешь
свою голову,
он не поинтересуется
спросить о
причине. Так
как его Милость
получить невозможно,
то в твоем визите
нет никакого
смысла».
Все это
замечательно
иллюстрирует
то Понимание,
которое Шри
Бхагаван требовал
от своих преданных.
Открытые сердца
найдут его
более заботливым,
чем мать, и будут
трепетать от
благоговения,
тогда как судящий
по внешним
знакам не найдет
ничего. Натеша
Мудальяр был
не из тех, кто
откладывает
намеченное.
Поскольку он
все-таки настаивал
на своем, другой
брахман сказал
ему: «Во всяком
случае таким
способом ты
можешь узнать,
будет ли тебе
огромное счастье
получить его
Милость. На
Горе есть Свами
по имени Сешадри,
который ни с
кем не общается
и имеет обыкновение
выпроваживать
людей, пытающихся
обратиться
к нему. Если ты
сможешь получить
от него хоть
какой-то знак
расположения,
то это будет
хорошим признаком
успеха».
На
следующее утро
Мудальяр встретился
с Д.
В. Субраманья
Айяром, коллегой
по профессии,
чтобы
отыскать
ускользающего
Сешадрисвами.
После долгих
поисков они
увидели его
и, к облегчению
и удивлению
Мудальяра, тот
сам подошел
к ним. Не нуждаясь
в рассказе об
их проблемах,
он обратился
к Натеше:
«Мое бедное
дитя! Почему
ты озабочен
и горюешь? Что
есть джняна
(Знание)?
После того как
ум отвергает,
один за другим,
все объекты
как преходящие
и нереальные,
ТО, которое
переживет это
устранение,
и есть джняна.
Джняна есть
Бог. Всё есть
ТО и только ТО.
Глупо бегать
то туда, то сюда,
считая, что
джняну
можно
достичь только
посещение горы
или пещеры. Иди
без страха».
Таким образом,
Сешадрисвами
дал не свою
упадешу
(наставление),
а именно Шри
Бхагавана и
теми же словами,
которые мог
употребить
Бхагаван.
Воодушевленные
этим благоприятным
пророчеством,
они стали подниматься
по горному
склону к Скандашраму
и около полудня
достигли его.
Пять или шесть
часов Мудальяр
просидел перед
Шри Бхагаваном,
и ни одно слово
не прозвучало
между ними.
Когда была
готова вечерняя
пища и Шри Бхагаван
поднялся, чтобы
уйти, Д. В. С. Айяр
сказал ему:
«Это человек,
который писал
те письма». Шри
Бхагаван пристально
посмотрел на
Мудальяра,
повернулся
и ушел, все еще
безмолвствуя.
Месяц
за месяцем
Натеша возвращался
на целый день
и сидел здесь,
умоляя в молчании,
но Шри Бхагаван
никогда не
говорил с ним,
а он не осмеливался
заговорить
первым. После
целого года,
прошедшего
таким образом,
Мудальяр не
мог дольше
выдержать этого
и, наконец, сказал:
«Я хочу узнать
и пережить, что
есть Милость
Бхагавана, так
как люди различаются
в своих описаниях
ее».
Шри Бхагаван
ответил: «Я
всегда даю свою
Милость. Если
вы не можете
постичь ее, то
что мне делать?»
Даже
сейчас Мудальяр
не понял молчаливой
упадеши
(руководства)
и все еще пребывал
в замешательстве
по поводу того,
какому пути
он должен следовать.
Вскоре
после этого
Шри Бхагаван
явился ему во
сне и сказал:
«Пусть ваше
видение будет
единым и удаленным
от объектов,
как внешних,
так и внутренних.
Таким образом,
по мере того
как различия
исчезают, вы
будете продвигаться».
Мудальяр понял
совет применительно
к своему физическому
взгляду и ответил:
«Это не кажется
мне подходящим
путем. Если
такой незаурядный
человек, как
Вы, дает мне
подобный совет,
то кто посоветует
правильно?»
Но Шри Бхагаван
заверил его,
что это был
правильный
путь.
Дальнейшее
развитие событий
Мудальяр описал
сам: «Некоторое
время я следовал
этой упадеше,
полученной
во сне, а затем
увидел другой
сон. Шри Бхагаван
появился передо
мной в то время,
когда мой отец
стоял
рядом, и спросил,
указывая на
него: „Кто это?”
С некоторым
сомнением в
философской
точности ответа
я сказал: „Мой
отец”. Махарши
многозначительно
улыбнулся мне,
и я добавил:
„Мой ответ
соответствует
обычному языку,
но не философскому”,
потому что
вспомнил, что
я был не тело.
Махарши привлек
меня к себе и
положил свою
ладонь сначала
мне на голову,
а затем на правую
сторону груди,
надавливая
пальцем на
сосок, что ощущалось
довольно болезненно,
но поскольку
было его Милостью,
я вытерпел
это спокойно.
Я не знал тогда,
почему он давил
на правую сторону
груди вместо
левой» 1.
Таким
образом, потерпев
неудачу в приеме
безмолвного
посвящения,
Мудальяр получил
все-таки, пусть
даже и во сне,
посвящение
прикосновением.
Он
был одним из
тех, чей пыл и
желание постоянно
делать духовное
усилие приводили
к мысли отречься
от
домашней жизни
и быть нищим
странником.
Как и в других
случаях, Шри
Бхагаван не
поощрял это:
«Точно так же
как вы избегаете
домашних забот,
находясь здесь,
идите домой
и попробуйте
быть равным
образом незаинтересованным
и безучастным
там». Мудальяру
все еще недоставало
полного доверия
и убежденности
ученика по
отношению к
своему Гуру,
и он выполнил
отречение,
несмотря на
ясную установку
Шри Бхагавана.
Он обнаружил,
как и предсказывал
Шри Бхагаван,
что трудностей
на его пути
стало больше,
а не меньше, и
через несколько
лет возвратился
к семье
и снова принялся
работать. После
этого его преданность
углубилась.
Он сочинил
несколько
стихотворений
на тамили в
честь Шри Бхагавана.
И, наконец, он
получил, более
полно чем большинство
других, устные
наставления,
по которым так
тосковал, ибо
это
он был получателем
большей части
разъяснений,
собранных в
«Духовном
наставлении»,
в которых дано
самое замечательное
изложение
доктрины Гуру
и его Милости.
Ганапати
Шастри
Во всех
отношениях
выдающимся
среди преданных
был Ганапати
Шастри, известный
также как Ганапати
Муни (т. е. «Мудрец
Ганапати») и
получивший
почетный титул
Кавьякантха
(человек, чья
речь звучит
как поэзия) за
свое превосходство
в импровизации
санскритских
стихов на диспутах.
Это был человек
выдающейся
одаренности,
которая выдвинула
бы его в самый
первый ряд
современных
писателей и
ученых, имей
он достаточное
честолюбие,
и сделала бы
его великим
духовным Учителем
при полном
отсутствии
честолюбия,
но он остался
между этими
двумя. Слишком
сильно обращенный
к Богу, чтобы
искать успеха
или славы, он
был, тем не менее,
слишком озабочен
помощью человечеству
и его духовным
подъемом, чтобы
ускользнуть
от иллюзии
Я-есть-делатель.
Во
время рождения
Шастри в 1878 году
(годом раньше,
чем родился
Шри Бхагаван)
его отец был
в Бенаресе
перед образом
Бога Ганапати
и имел видение
ребенка,
подбегающего
к нему от Бога,
и поэтому он
назвал сына
Ганапати. В
первые пять
лет своей жизни
Ганапати был
молчалив, подвержен
эпилептическим
припадкам и
казался кем
угодно, но не
многообещающим
ребенком. После
этого его лечили,
говорят, что
прикладыванием
каленого железа,
и он немедленно
начал выказывать
свои изумительные
способности.
В десятилетнем
возрасте он
написал стихотворение
на санскрите,
подготовил
астрологический
календарь,
изучил несколько
санскритских
произведений
(кавий)
и
грамматик. В
четырнадцать
Ганапати освоил
стихосложение
и главные книги
по риторике
санскрита
и его просодике
*,
прочел Рамаяну
**
и
Махабхарату
***,
некоторые из
Пуран.
Он
уже мог бегло
говорить и
писать на санскрите.
Подобно Шри
Бхагавану,
Ганапати имел
феноменальную
память. Он запоминал
все, что читал
или слышал и,
опять словно
Шри Бхагаван,
обладал способностью
аштавадханы,
то
есть мог в одно
и то же время
обращать внимание
на множество
различных
вещей.
Рассказы
о древних риши
зажгли
его духовной
жаждой,
и с восемнадцати
лет, почти сразу
после женитьбы,
он начал путешествовать
по Индии, посещая
святые места,
повторяя мантры
(священные
фразы) и совершая
тапас
(аскёзу).
В 1900 году он
присутствовал
на встрече
санскритских
пандитов
в
бенгальском
городе Надья,
где необычайная
способность
к стихотворной
импровизации
и блестящее
философское
дискутирование
завоевали ему
титул Кавьякантха,
о котором уже
говорилось
выше. В 1903 году
он приехал в
Тируваннамалай
и дважды посетил
Брахману Свами
на Горе. Некоторое
время Ганапати
работает школьным
учителем в
Веллоре, расположенном
в нескольких
часах езды
по железной
дороге от
Тируваннамалая.
Здесь он собрал
вокруг себя
группу учеников,
чтобы, используя
мантры,
развивать
шакти
(силу
или энергию)
каждого из
них до степени,
которая позволяет
ее тонкому
влиянию проникать
и духовно поднимать
целую нацию,
если не все
человечество.
Жизнь
учителя не
могла надолго
удержать его.
В 1907 году он снова
возвращается
в Тируваннамалай.
Но сейчас сомнения
начали одолевать
Ганапати. Он
уже подходил
к среднему
возрасту, но
при всех своих
блестящих
и обширных
познаниях, всех
своих мантрах
и
тапасе
все
еще не достиг
успеха ни в
Боге, ни в миру.
Он чувствовал,
что подходит
к смертному
концу. На девятый
день празднества
Картикай Шастри
вдруг вспомнил
о Свами на Горе.
Несомненно,
он должен получить
ответ. Как только
побуждение
пришло, Ганапати
Шастри начал
действовать
в этом направлении.
Под жарким
полуденным
солнцем он
взбирается
по горе к пещере
Вирупакша.
Свами сидел
один на террасе
пещеры. Шастри
пал ниц перед
ним, обнимая
его стопы
протянутыми
руками. Голосом,
дрожащим от
волнения, он
сказал: «Я прочел
всё, что должен
был прочесть.
Даже Веданта
шастру я
понял полностью.
Я
выполнял джапу
(призывание
Бога) до полного
удовлетворения.
Однако я до сих
пор не понял,
что такое есть
тапас.
Поэтому
я ищу убежища
у Ваших стоп.
Умоляю просветить
меня, раскрыв
природу тапаса».
Свами
обратил на него
свой пристальный
взгляд и после
пятнадцати
минут молчания
ответил: «Если
человек наблюдает,
откуда возникает
понятие „я”,
ум погружается
в ТО. Это есть
тапас.
Когда
при повторении
мантры
наблюдается
Источник, из
которого происходит
ее звук, ум
погружается
в ТО. Это есть
тапас».
Было
сказано не так
много слов, но
они насытили
Ганапати радостью,
ведь Милость
излучалась
от Свами. С
бьющей через
край жизненной
энергией, которую
он вкладывал
во всё, Шастри
написал друзьям
о полученной
упадеше
и
начал сочинять
стихотворные
восхваления
Свами на санскрите.
Он узнал от
Паланисвами,
что Свами раньше
носил имя
Венкатараман,
и объявил, что
отныне тот
должен быть
известен как
Бхагаван Шри
Рамана и как
Махарши. Имя
«Рамана» получило
употребление
немедленно.
Точно так же
и титул
Махарши (Маха-ршии,
великий
риши).
Долго
было
привычным
называть его
в речи и письменно
«Махарши».
Однако постепенно
среди почитателей
распространилась
практика обращения
к нему в третьем
лице: «Бхагаван»,
что означает
«Божественный»,
или просто
«Бог». Сам Шри
Бхагаван обычно
говорил безличностно,
избегая употреблять
слово «я». Например,
он
на самом деле
не говорил: «Я
не знал, когда
солнце поднимается
или садится»,
как цитировалось
в главе
5. Фраза звучала
так: «Кто знал,
когда солнце
поднимается
или садится?».
Иногда он также
ссылался на
свое тело как
«это». Только
в утверждениях,
где слово
«Бог» было бы
предпочтительным,
он использовал
слово «Бхагаван»
и говорил в
третьем лице.
Например, когда
моя дочь уходила
в школу и просила
его вспоминать
о ней, пока ее
не будет, ответ
был следующий:
«Если Китти
вспоминает
Бхагавана, то
Бхагаван будет
вспоминать
Китти».
Ганапати
Шастри также
любил ссылаться
на Шри Бхагавана
как на проявление
Бога Субраманьи,
но в этом почитатели
справедливо
отказывались
ему следовать,
чувствуя, что
рассматривать
Шри Бхагавана
проявлением
какого-либо
одного божественного
аспекта — значит
пытаться ограничить
Неограниченное,
И сам Шри Бхагаван
не соглашался
с таким отождествлением.
Один из посетителей
как-то спросил
его: «Если Бхагаван
является аватаром
Субраманьи,
как говорят
некоторые, то
почему он открыто
не скажет
нам об этом,
чтобы мы не
терялись в
догадках»?
Он
ответил: «Что
такое аватар?
Аватар — это
только
проявление
одного аспекта
Бога, тогда как
джняни
есть
Бог Сам».
Приблизительно
через год после
встречи со Шри
Бхагаваном
Ганапати Шастри
испытал замечательное
проявление
его Милости.
При медитации
в храме Ганапати
города Тирувотияра
он почувствовал
отвлечение
внимания и
пылко устремился
к Присутствию
и Руководству
Шри Бхагавана.
В этот момент
Шри Бхагаван
вошел в храм.
Ганапати Шастри
простерся перед
ним и, словно
поднимаемый
неведомой
силой, почувствовал
руку Шри Бхагавана
на своей голове
и необычайную
жизненную силу,
льющуюся через
его тело от
этого прикосновения.
Таким образом
он тоже получил
Милость прикосновением
от Учителя.
Впоследствии,
говоря об этом
происшествии,
Шри Бхагаван
сказал: «Однажды,
несколько лет
назад, я лежал
и проснулся,
когда ясно
почувствовал,
что мое тело
поднимается
все выше и выше.
Я мог видеть,
что физические
объекты внизу
становятся
все меньше и
меньше, пока
они совсем не
исчезли и все
вокруг меня
не стало безграничным
пространством
ослепительного
света. Через
какое-то время
я почувствовал,
что тело медленно
снижается и
физические
объекты внизу
начали появляться.
Я так полно
сознавал
происходящее,
что окончательно
сделал вывод:
именно этим
способом Сиддхи
(Мудрецы,
обладающие
сверхобычными
силами) путешествуют
на огромные
расстояния
в короткое
время, появляются
и исчезают
таким таинственным
способом. В то
время, как тело
таким образом
опустилось
на землю, и
случилось, что
я оказался в
Тирувотияре,
хотя никогда
ранее и не видел
этого места.
Я находился
на дороге и
|
The script ran 0.007 seconds.