Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Шри Махарши - Весть истины и прямой путь к себе [0]
Язык оригинала: IND
Известность произведения: Средняя
Метки: antique, religion_esoterics

Аннотация. Какова истинная природа человека? Что такое Истинное Я человека? О познании человеком себя философы размышляют, говорят и пишут тысячелетиями. В книге даются ответы на данные вопросы на примере учения Шри Рамана Махараши

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 

в связи с чем-нибудь грубым и не может быть самим по себе. Именно ум называют тонким телом или душой (дживой). 9. Каков путь исследования для понимания природы ума? То, что возникает в этом теле как „я”, есть ум. Если же исследовать, где в теле впервые возникает „я”-мысль5, то обнаруживается, что она появляется в Сердце. Имен­но в НЕМ первоисточник ума. Даже если человек будет постоянно думать „я”, „я”, то он обязательно придет к этому месту. Из всех мыслей, возникающих в уме, ,,я”-мысль — самая первая, и лишь за ней поднимаются другие мысли. Только после появления местоимения перво­го лица возникают местоимения второго и третьего лица, то есть без „я” не было бы „ты” и „он” („других”). 10. Как может ум стать спокойным? Посредством исследования „Кто я?”. Мысль „Кто я?” разрушит все остальные мысли и, подобно палке, ис­пользуемой при перемешивании погребального костра, в конце концов сгорит и сама. Только после этого воз­никает Само-осуществление. 11. Каковы средства для постоянного удержания мысли „Кто я?”. При появлении других мыслей надо не следовать за ними, а спрашивать: «Для кого они возникают?». Без­различно, сколько будет мыслей, но при возникновении каждой из них следует прилежно спрашивать: «Для кого возникла эта мысль?». [Сразу или после серии вопросов — ответов в сознании]6 должен всплыть ответ: «Для ме­ня». Если же после этого спросить: «Кто я?», то ум воз­вращается к своему источнику и происходит успокоение возникшей мысли. При повторении такой практики ум приобретает способность оставаться в своем источнике. Когда ум, являясь тонким, выходит наружу через мозг и органы чувств, появляются грубые имена и формы, но если он остается в Сердце, то имена и формы ис­чезают. Состояние, в котором ум удерживается от вы­хода и сохраняется в Сердце, называется „обращен­ность вовнутрь” (антар-мукха). Разрешение уму вы­ходить наружу из Сердца называется „обращенность вовне” (бахир-мукха). Таким образом, когда ум остается в Сердце, „я”, являющееся источником всех мыслей, уходит, а Самость, существующая всегда, будет сиять. Что бы ни делалось, должно совершаться без эгоизма „я”. Если действовать подобным образом, то все пред­станет как сущность Шивы (Бога). 12. Разве нет других средств для успокоения ума? Кроме Исследования нет других подходящих средств. Если посредством иных способов достигается види­мый контроль за умом, то создается впечатление, что он управляем, однако ум все же выходит из повино­вения, как только прекращается контроль. Управление дыханием также успокаивает ум, но он будет спокойным только пока дыхание контролируется; однако при воз­вращении дыхания к обычному ритму ум снова начи­нает двигаться и блуждать под влиянием своих васан (остаточных впечатлений). Ум и дыхание имеют один источник. Мысль поистине есть природа ума, а „я”-мысль — первая мысль ума; это и есть ахамкара (эгоизм). Именно там, где зарождается ахамкара, берет свое начало и дыхание. Поэтому, когда ум успокаивается, то дыхание управляемо, и наоборот, когда дыхание управляемо, ум успокаивается. Однако в глубоком сне дыхание не прекращается, хотя ум и спокоен. Это происходит по воле Бога — чтобы сохранить тело и чтобы другие люди не вообразили, что оно мертво. В состоянии бодрствования и в самадхи, когда ум ста­новится неподвижным, дыхание управляемо. Дыхание есть грубая форма ума. До самой смерти ум удерживает дыхание в теле, а когда тело умирает, он забирает дыхание с собой. Поэтому упражнение дыхательного контроля есть только вспомогательное средство для успокоения ума (манониграха) и оно его не уничтожает (манонаша). Медитация на формах Бога, повторение мантр, ог­раничения в пище и т. п., как и практика дыхатель­ного контроля, лишь помогают в успокоении ума. Практикой медитации на формах Бога и повторения мантр ум становится однонаправленным, однако он по своей природе склонен блуждать. Подобно слону, дер­жащему только цепь, вставленную в его хобот, ум, за­нятый именем или формой, будет схватывать только их. Когда ум расширяется в виде бесчисленных мыслей, каждая мысль его ослабевает, но после растворения мыслей ум становится однонаправленным и сильным. Для такого ума Само-исследование становится легким. Из всех ограничений наилучшим является употребление саттвической пищи7 в умеренном количестве; в этом случае саттвические качества ума8 возрастают, что будет полезно при Само-исследовании. 13. Остаточные впечатления об объектах кажутся нескон­чаемыми, словно волны океана. Когда же они все будут устранены? По мере совершенствования медитации на Самости васаны будут разрушаться. 14. Неужели возможно растворить все васаны, пришед­шие из безначального времени, и оставаться своей Истинной Природой? Не поддаваясь сомнениям, возможно это или нет, следует неуклонно держаться медитации на Самости. Даже великий грешник не должен предаваться унынию и причитать: «О, я великий грешник, как же я могу быть спасен?»; следует полностью отвергнуть мысль «я — грешник» и ревностно заниматься медитацией на Самости, ибо только тогда успех наверняка обеспечен. Нет двух умов — одного хорошего и другого дурного; ум только один. Это лишь остаточные впечатления бы­вают двух сортов — благоприятные и неблагоприятные. Когда ум находится под влиянием благоприятных впе­чатлений, его называют хорошим, а неблагоприятных — дурным. Не надо позволять уму прельщаться мирскими объ­ектами и заниматься тем, что касается других людей. Какими бы плохими ни были другие люди, к ним нельзя проявлять ненависть. Следует воздерживаться от желания и ненависти. Всё, что отдано людям, дается и самому себе. Если эта истина понята, кто откажет другим? Когда самость возникает, всё (остальное) возникает, когда самость успокаивается, то и все становится спокойным. В какой степени наше поведение отличается смирением, в такой же степени будут хорошими и результаты. Если ум успокоен, можно жить где угодно. 15. Как долго следует практиковать Исследование? Пока в уме сохраняются васаны (впечатления об объектах), практика Исследования «Кто я?» обязательна. По мере возникновения мыслей их следует разрушать — здесь и теперь — в самом источнике их появления, ис­пользуя Исследование. Непрерывное созерцание Самости до момента ЕЁ осознания — это единственное, что сле­дует делать. Пока враги находятся в крепости, они продолжают делать вылазки, но если их истреблять по мере появления, то мы возьмем крепость. 16. Какова природа Самости? То, что существует, в действительности есть только Самость, Истинное Я. Мир, джива (индивидуальная душа), Бог — всё это только видения в НЕЙ, подобно отливу серебра в перламутре, ибо эта триада появля­ется одновременно и одновременно исчезает. Самость есть то, где абсолютно нет „я”-мысли и что называют „Тишиной”. Самость Сама по Себе есть мир; Самость Сама есть джива, Самость Сама есть Бог — все есть Шива, Самость. 17. Разве всё не есть работа Бога? Солнце всходит без собственного желании, принятии решения или усилия, однако только от одного его присутствия искрится камень, расцветает лотос, испа­ряется вода, люди выполняют свои разнообразные дела и затем отдыхают. Как иголка движется в присутствии магнита, так дживы, управляемые тремя (космическими) функциями9 пли пятеричной божественной деятель­ностью10, благодаря лишь присутствию Бога выполняют свои действия, а затем приходят к покою в соответ­ствии с их индивидуальными кармами. Бог не имеет намерения, и никакая карма не затрагивает Его. По­добно этому, мирские действия не влияют на солнце, а достоинства и недостатки низших четырех элементов не влияют на всепроникающий Эфир11. 18. Из преданных — кто самый великий? Тот, кто полностью отдает себя Самости, которая есть Бог, является наиболее преданным. Отдать себя Богу — значит постоянно пребывать в Самости, не думая ни о чем, кроме Самости. Какие бы ноши ни опускались на Бога, Он несет их. Если всё движется высочайшей властью Бога, то зачем нам, не подчиняясь ей, постоянно занимать себя мыслями о том, что и как следует делать, а что и почему делать не следует? Мы знаем, что поезд везет все грузы, так для чего после посадки держать свой багаж на голове, причиняя себе неудобства, когда можно положить его на полку и ощущать покой? 19. Что такое непривязанность? Если все возникающие мысли уничтожаются без остатка в самом месте их возникновения, это и есть непривязанность. Подобно ловцу жемчуга, прикрепляю­щему к поясу камень, чтобы опуститься на дно моря, каждый из нас должен вооружиться непривязанностью, чтобы нырнуть внутрь себя и достать жемчужину Са­мости. 20. Могут ли Бог или Гуру Освободить душу? Бог и Гуру только показывают Путь Освобождения, но сами не приводят душу к состоянию Освобож­дения. В действительности же Бог и Гуру не различаются. Как добыча, попавшая в пасть тигра, не может выр­ваться, так и те, кто попал в сферу милостивого взгляда Гуру, будут спасены Им и не будут потеряны; однако каждому следует своими собственными усилиями про­двигаться по Пути, показанному Богом или Гуру, и достичь Освобождения. Осознать себя можно только своим собственным Глазом Знания. Разве тому, кто есть Рама12, требуется зеркало, чтобы узнать, что он действи­тельно Рама? 21. Необходимо ли тому, кто стремится к Освобожде­нию, исследовать природу категорий (таттв)? Как человек, желающий выбросить мусор, не нужда­ется в анализе его содержимого, так и тот, кто хочет познать Самость, не имеет надобности в подсчете числа категорий и исследовании их свойств; единственное, что он должен сделать, — это отвергнуть все категории, скры­вающие Самость. Мир следует рассматривать как сно­видение. 22. Между бодрствованием и сновидением нет разницы? Бодрствование — длительно, а сновидение — коротко; других различий нет. Как события бодрствования ка­жутся реальными лишь при бодрствовании, так и собы­тия сна — в период сна. В сновидении ум принимает другое тело. И в бодрствовании, и во сне имена и формы появляются одновременно. 23. Есть ли какая-либо польза в чтении книг для тех, кто стремится к Освобождению? Все Священные тексты говорят, что для обретения Освобождения следует сделать ум спокойным, а поэтому их основным Наставлением является требование успо­коить ум; понявшему это нет нужды в бесконечном чтении. Чтобы успокоить ум, необходимо только выяснить внутри себя, что такое Самость, Истинное Я, а как можно вести этот поиск в книгах? Следует познать свою Самость собственным глазом Мудрости. Истинное Я пребывает внутри пяти оболочек13, а книги находятся вне их. Так как Самость должна быть найдена от­брасыванием этих пяти оболочек, то тщетно искать ЕЁ в книгах. Придет время, когда потребуется забыть все свои знания. 24. Что такое счастье? Счастье — это сама сущность Самости, счастье и Самость не различаются. Счастья нет ни в одном объ­екте мира, но из-за нашего невежества мы воображаем, что получаем счастье от объектов. Когда ум направ­ляется наружу, он испытывает страдания. Действитель­но, лишь когда его желания исполнены, он возвращается к своему источнику и наслаждается счастьем — Са­мостью. Подобным образом в состояниях глубокого сна, самадхи, при обмороке или когда желаемое достигнуто, а нежелательное устранено, ум обращен вовнутрь и наслаждается чистой Самостью — Счастьем. Таким об­разом, ум двигается без отдыха, то выходя из Самости, то возвращаясь к НЕЙ.

The script ran 0.003 seconds.