1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
копию. Остальные
тринадцать
были записаны
им по памяти
позже, но Шри
Бхагаван проверил
их перед публикацией
*.
Ф.Х Хэмфри
Эчамма
Шивапракашам
Пиллай
Кавьякантха
Ганапати Муни
Натеша
Мудальяр
Некоторые
из ранних
почитателей
Шивапракашам
Пиллай: Свами,
кто я? Как достичь
спасения?
Бхагаван:
Непрерывным
внутренним
исследованием
«Кто я?» вы познаете
себя и таким
образом достигнете
спасения.
ШП: Кто
я?
Б:
Истинное
Я,
или
Атман,
не является
ни телом, ни
каким-либо
из пяти чувств
или объектов
чувств, ни органом
действия, ни
праной
(дыханием,
или жизненной
силой), ни умом,
ни даже состоянием
глубокого
сна, где нет
знания всего
перечисленного.
ШП:
Если Я
не
является ничем
из вышеперечисленного,
то кто же Я?
Б:
После отрицания
каждого из
вышеупомянутого
как «это не-Я»,
то, которое
одно остается,
и есть Я,
и
оно есть Сознание.
ШП: Какова
природа этого
Сознания?
Б:
Природа Сознания
есть Сат-Чит-Ананда
(Бытие-Сознание-Блаженство),
в котором нет
даже малейшего
следа «я»-мысли.
Его также именуют
мауна
(Тишина)
или Атман
(истинное Я}.
Оно
— единственное,
что ЕСТЬ. Если
троицу — мир,
эго и Бог —
рассматривать
состоящей из
отдельных
сущностей,
то они явятся
просто иллюзиями,
подобными
серебру в
перламутровой
раковине. Бог,
эго и мир есть
в действительности
Шивасварупа
(форма
Шивы) или Атмасварупа
(форма
Духа).
ШП: Как
постичь эту
Реальность?
Б:
Когда видимый
мир исчезает,
проявляется
истинная природа
видящего, или
субъекта.
ШП: Можно
ли осознать
ТО еще при видении
внешнего мира?
Б:
Нет, потому что
видящий и видимое
подобны веревке
и появлению
в ней змеи. Пока
вы не отбросите
призрак
змеи, вы не сможете
увидеть, что
существует
только веревка.
ШП: Когда
внешние объекты
исчезнут?
Б:
Если ум, который
является причиной
всех мыслей
и активностей,
исчезнет, внешние
объекты также
пропадут.
ШП: Какова
природа ума?
Б:
Ум
— это только
мысли. Это —
форма энергии,
сама проявляющаяся
как мир. Когда
ум погружается
в Атман,
то Я
осознается;
когда же ум
выходит наружу,
появляется
мир и Я
не
осознается.
ШП: Как
добиться исчезновения
ума?
Б:
Только
посредством
исследования
«Кто я?» Хотя
такое
исследование
тоже есть действие
ума, оно разрушает
все мысли, включая
и самое себя,
подобно палке,
используемой
при перемешивании
погребального
костра, которая
превращается
в пепел после
сгорания топлива
и трупа. Лишь
тогда приходит
Осознание,
Реализация
Я.
Дыхание
и другие признаки
жизненности
умолкают, «я»-мысль
разрушена.
Эго
и прана
(дыхание,
или жизненная
сила) имеют
общий источник.
Что бы вы ни
делали, делайте
без эгоизма,
то есть без
чувства «я
делаю это».
Когда
человек достигает
того состояния,
Атмана,
даже собственная
жена проявится
ему как
Всеобщая Мать.
Истинное бхакти
(преданность)
есть
отдача эго
Атману,
Я.
ШП: Есть
ли другие средства
для разрушения
ума?
Б: Кроме
само-исследования
нет других
подходящих
средств. Если
посредством
иных способов
ум стихает,
то он остается
спокойным
недолго и затем
вновь появляется,
возобновляя
свою прежнюю
активность.
ШП:
Но когда все
эти инстинкты
и склонности
(васаны),
например
к самосохранению,
будут в нас
подчинены?
Б:
Чем больше вы
уходите внутрь
Я,
тем
больше эти
склонности
вянут и в конце
концов умирают.
ШП:
Неужели на
самом деле
возможно искоренить
васаны,
просочившиеся
в наши умы за
многие рождения?
Б:
Никогда не
занимайте ум
такими сомнениями,
а погрузитесь
в Я
с
твердой решимостью.
Если ум постоянно
направлен к
Атману
посредством
само-исследования,
то в конечном
счете он растворится
и превратится
в Атман.
Когда вы почувствовали
какое-либо
сомнение, не
пытайтесь
разъяснить
его, а познайте,
кто тот, у кого
это сомнение
возникло.
ШП: Как
долго следует
практиковать
такое исследование?
Б:
Пока в вашем
уме есть хоть
малейший след
импульсов,
вызывающих
мысли. Пока
враги находятся
в осажденной
крепости, они
продолжают
делать вылазки,
но если вы
истребляете
каждого защитника
по
мере его выхода,
то в конце концов
крепость падет.
Точно так же,
всякий раз,
когда мысль
поднимает
голову, сокрушайте
ее указанным
исследованием.
Раздавить все
мысли в их источнике
—
это называют
вайрагъя
(бесстрастие).
Поэтому вичару
(само-исследование)
необходимо
продолжать
до реализации
Атмана,
осознания Я.
Требуется
лишь постоянно
и непрерывно
вспоминать
Атман.
ШП:
Но
разве этот мир
и все, что в нем
происходит,
не есть
результат
Божьей воли?
А если «да», то
почему Его воля
проявляется
именно таким
образом?
Б:
Бог не имеет
намерения. Он
не ограничен
каким-либо
действием.
Мирские активности
не могут повлиять
на Него. Возьмите
аналогию с
солнцем. Солнце
всходит без
собственного
желания, цели
или усилия,
но как только
оно взошло, на
земле начинается
многообразная
деятельность:
линза под его
лучами в фокусе
дает огонь,
бутон лотоса
раскрывается,
вода испаряется,
и каждое живое
существо
приступает
к своей деятельности,
поддерживает
ее
и, наконец,
прекращает.
Но солнце не
затрагивается
какой-либо
подобной активностью,
так как оно
просто действует
согласно своей
природе, по
установленным
законам, без
всякого намерения
и
является только
свидетелем.
То же относится
и к Богу.
Или возьмите
аналогию с
пространством,
или
эфиром. Земля,
вода, огонь и
воздух — все
пребывают
в нем, видоизменяются
в нем, однако
они никак не
затрагивают
эфир, или пространство.
То же
самое и с Богом.
Бог не имеет
желания или
цели в
Его действиях
творения, сохранения
и разрушения,
взятия назад
и спасения,
которым подвластны
существа. Так
как существа
пожинают плоды
своих действий
согласно законам
Бога, то и ответственность
лежит на них,
а не на Нем. Бог
не ограничен
какими-либо
действиями.
Высказывание
Шри Бхагавана
о том, что истинная
природа видящего
мир появится
только тогда,
когда все видимое
исчезнет, не
следует принимать
буквально как
обусловливающее
отсутствие
сознавания,
невосприятия
физического
мира. Речь идет
о состоянии
бесформенного
транса, или
нирвикальпа
самадхи,
в
котором предметы
перестают
казаться реальными
и видятся только
как формы,
принимаемые
на себя Атманом.
Это становится
ясным из следующего
примера: «змея
и веревка»,
традиционного
примера, который
использовал
и Шри Шанкара.
В сумерках
человек видит
сложенную
витками в кольцо
веревку, ошибочно
принимает ее
за змею, а потому
пугается. На
рассвете
он выясняет,
что это была
только веревка
и его страх был
напрасным.
Реальность
Бытия — веревка,
а иллюзия змеи,
напугавшая
человека, — мир
объектов.
Утверждение,
что подавление
мыслей в их
источнике
есть вайрагъя,
также
требует разъяснения.
Смысл вайрагьи
— бесстрастие,
непривязанность,
спокойствие.
Вопрос Шивапракашама
Пиллая о том,
когда инстинкты
и скрытые наклонности
в человеке
будут подчинены,
показывает,
что он чувствовал
необходимость
стремиться
к вайрагъе.
Шри
Бхагаван, в
сущности, говорил
ему, что вичара,
или
само-исследование,
есть кратчайший
путь к вайрагье.
Страсть
и привязанность
находятся в
уме. Следовательно,
когда ум контролируется,
они подчиняются,
и это есть вайрагъя.
Приведенные
выше вопросы
позднее были
увеличены
в объеме и
упорядочены
в форме книги
«Кто я?», возможно,
наиболее широко
принятого и
высоко ценимого
толкования
учения, написанного
Шри Бхагаваном
в прозе *.
Около
1910 года Шивапракашам
Пиллай уже
пришел к заключению,
что официальная
служба утомительна
и препятствует
садхане,
или
духовному
поиску. Он был
достаточно
состоятелен,
чтобы вести
жизнь домохозяина,
не прибегая
к заработку,
а поэтому уволился
со службы. Тремя
годами позже
Шивапракашам
Пиллай столкнулся
с необходимостью
принять решение
— было ли его
увольнение
уходом от мирской
жизни или
он просто покинул
наскучившее
и удержал приятное.
Его жена умерла,
и надо было
выбирать: жениться
снова или начать
жизнь садху.
Он
был еще только
средних лет
и имел девушку,
к которой был
сильно привязан.
При новой женитьбе
и создании
новой семьи
также возник
бы и вопрос о
деньгах.
Шивапракашам
Пиллай сначала
избегал спрашивать
Шри Бхагавана
об этих делах,
возможно, постигая
сердцем, каким
будет ответ,
и поэтому попытался
получить его
другим способом.
Он выписал на
листке бумаги
нижеследующие
четыре вопроса.
1. Что я
должен делать,
чтобы избежать
всех печалей
и забот на земле?
2. Следует
ли мне жениться
на девушке,
которая занимает
мои мысли?
3. Если
нет, то почему
нет?
4. Если
брак должен
состояться,
то как поступить
при возникновении
необходимости
в деньгах?
С этим
текстом он
пошел в храм
Вигнешвары
— аспекта Бога,
которому с
детства имел
привычку молиться.
Шивапракашам
Пиллай поместил
записку перед
кумиром и бодрствовал
всю ночь, умоляя,
чтобы ответы
появились
записанными
на ней или чтобы
он мог получить
какой-либо знак
или видение.
Однако
ничего не произошло,
и у него не
оставалось
другого выхода,
кроме обращения
к Свами. Он пошел
в пещеру Вирупакша,
но все еще избегал
задавать
вопросы. День
за днем он откладывал
их. Даже хотя
Шри Бхагаван
никогда не
поощрял кого-либо
отрекаться
от домашней
жизни, это не
означало, что
он благословит
отпущенного
на свободу
самим провидением
намеренно
вернуться за
ее второй дозой.
Шивапракашам
Пиллай постепенно
чувствовал,
что ответ
вынашивается
в нем самом из
видения собственной
жизни Свами
в ее безмятежной
чистоте, полностью
равнодушного
к женщинам,
абсолютно
незаинтересованного
в деньгах. Дата,
установленная
для отъезда,
подошла,
а вопросы все
еще не были
заданы. В тот
день было множество
людей, так что
даже если бы
Шивапракашам
Пиллай пожелал
все-таки поставить
свои вопросы,
то он не смог
бы этого сделать
без огласки.
Он сидел, пристально
глядя на Свами,
и вдруг увидел
нимб ослепительного
света вокруг
его головы и
золотистого
ребенка, неожиданно
появившегося
из нее и затем
возвратившегося
обратно. Был
ли это живой
ответ, что потомство
— не от плоти,
но от Духа?
Половодье
экстаза захватило
его. Напряжение
длительного
периода сомнений
и нерешительности
было разрушено,
и он зарыдал
в полнейшем
облегчении.
Когда Шивапракашам
Пиллай рассказал
другим почитателям
о случившемся,
то кто-то засмеялся
или отнесся
скептически,
а некоторые
заподозрили,
что он принял
наркотик, и
это служило
иллюстрацией
атмосферы
нормальности,
преобладавшей
вокруг Шри
Бхагавана.
Хотя можно
было собрать
многие примеры
видений и необычных
случаев, о них
обычно говорили
очень редко
за пятьдесят
и более лет
проявления
Шри Бхагавана
среди нас.
Поглощенный
радостью Шивапракашам
Пиллай оставил
все мысли об
отъезде в этот
день. На следующее
утро, сидя перед
Бхагаваном,
он снова имел
видение. В это
время тело
Бхагавана
сияло, словно
утреннее солнце,
а ореол вокруг
него напоминал
полную луну.
Затем Шивапракашам
опять увидел
все тело Шри
Бхагавана,
покрытое священным
пеплом, и глаза,
пылающие
состраданием.
Двумя днями
позже он снова
имел видение,
когда тело Шри
Бхагавана было
из чистого
хрусталя.
Шивапракашам
Пиллай был
потрясен и
боялся
уходить, чтобы
не исчезла
радость, нараставшая
в его сердце.
В конечном
счете он вернулся
в свою деревню,
получив ответ
на вопросы,
которые так
и не задал, и
провел остаток
своих дней в
целомудрии
и аскёзе *.
Все перечисленные
здесь переживания
он описал в
поэме на тамили.
Шивапракашам
Пиллай написал
также и другие
стихи, восхваляющие
Шри Бхагавана.
Некоторые из
них все еще
поют преданные.
Натеша
Мудальяр
Не
все посетители
понимали молчаливую
упадешу
(наставление)
Шри Бхагавана.
Натеша Мудальяр
в конце концов
понял, но это
заняло у него
много времени.
Он был учителем
начальной
школы, когда
прочел Вивекананду
и загорелся
страстным
желанием отречься
от мира и найти
Гуру. Друзья
рассказали
ему о Свами
на Горе Аруначале,
но добавили,
что почти безнадежно
искать его
упадеши
(руководства).
Тем не менее
Мудальяр решил
попробовать.
Это происходило
в 1918 году, и Шри
Бхагаван был
уже в Скандашраме.
Мудальяр пошел
туда и сел перед
ним, но Шри Бхагаван
оставался
безмолвным,
и Мудальяр, не
осмеливаясь
заговорить
первым, ушел
разочарованным.
Потерпев
неудачу в этой
попытке, он
путешествовал,
посещая других
Свами, но не
нашел никого,
в ком чувствовал
Божественное
Присутствие
и кому мог отдать
себя. После
двухлетних
бесплодных
поисков он
написал
длинное письмо
Шри Бхагавану,
умоляя его не
быть
эгоистически
равнодушным
к судьбе страстно
стремящихся
душ и спрашивая
разрешения
прийти вновь,
поскольку
первый визит
был безрезультатным.
Месяц прошел
без ответа.
Тогда он послал
заказное письмо
с уведомлением
о вручении, в
котором написал:
«Несмотря на
множество
перерождений,
через которые
я должен пройти,
мне предопределено
получить упадешу
от
Вас и только
от Вас одного.
Поэтому Вы
снова должны
будете родиться
для этой цели,
если откажете
мне в этой жизни
как слишком
неподготовленному
или незрелому
для получения
Вашей упадеши.
Я
клянусь в этом».
Через
несколько дней
Шри Бхагаван
явился ему во
сне и сказал:
«Не думайте
постоянно обо
мне. Вы должны
прежде всего
получить Милость
Бога Махешвары,
Господа
|
The script ran 0.009 seconds.