1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
к тому
же лежит за
пределами трех
состояний,
поскольку ОНА
может жить без
них и несмотря
на них.
Это
есть та Реальность,
которую
вам
следует
искать
в течение
так называемого
бодрственного
состояния
прослеживанием
ахам-вритти
до ее
Источника.
Интенсивная
практика в этом
исследовании
обнаружит,
что ум и
три его состояния
нереальны
и что
вы являетесь
вечным, безграничным
Сознанием
чистого
Бытия, Самостью,
Истинным Я, или
Сердцем.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Шри Свами
Сиддхешварананда
БХАГАВАН
ШРИ РАМАНА
МАХАРШИ
(Шри
Свами Сиддхешварананда
был знатоком
Веданты,
видным
деятелем Миссии
Шри Рамакришны,
руководителем
отделения
Миссии в Париже.
Будучи
в Индии, он
часто посещал
Ашрам и являлся
ревностным
почитателем
Бхагавана Шри
Раманы Махарши,
которому поклонялся
как живому
Воплощению
Истины, единому
со Вселенной
в целом, как
Самости Всего).
_________
Шри Рамана
Махарши развил
систему мысли
и философии
жизни, которая
воплощает
сущность
ведантических
учений. В Индии
философия жизни
может не иметь
абсолютно
никакого влияния
на людей, если
она не отражается
в практике
жизни того, кто
ей учит. Именно
жизнь человека
и его „осуществления”
дают возможность
для построения
философской
системы, приносящей
понимание и
открывающей
Горизонт, который
действует
на общество
в целом и совершенствует
отношения между
людьми.
Когда
мудрецы древней
Индии достигли
конечных истин,
выраженных
ими в Ведических
Гимнам и учениях
Упанишад, то
на них стали
смотреть как
на соль земли,
ибо они стали
маяками, направляющими
колеблющееся
человечество
на его путях.
Истина, обнаруженная
этими Великими,
скрыта в их
душе, и то, чему
они учат
человека,
есть только
средство
проникновения
в себя с целью
вынести на свет
тайное сокровище,
которым обладают
все. Это
право каждого
— провести свою
собственную
интроспекцию,
дарующую достоинство
человеческому
усилию, ибо все
мы являемся
законными
наследниками
Истины.
Упанишады
в этих терминах
и адресуют себя
всем искателям
Истины: «О Вы,
наследники
бессмертного
Блаженства!»
Разве может
существовать
нечто более
ободряющее,
чем эти слова
надежды? Не в
первородном
грехе человек
находит основание
своего существования,
оно — в золотом
пламени света
Атмана.
***
Непосредственное
переживание
Самопознания
называется
апарокшанубхути.
Оно отличается
от всевозможных
знаний, полученных
интеллектуальным
усилием, которое
всегда подразумевает
связь между
субъектом и
объектом,
и,
следовательно,
ограничено
пространством
и временем
и не имеет какой-либо
трансцендентальной
ценности. Человека,
получившего
это прямое
переживание
Самости,
считают
Освобожденным
еще при
жизни и
называют дживанмукта.
Наличие
таких людей,
являющихся
живыми воплощениями
Истины, делает
Истину доказуемой.
Ведантическое
Осуществление
этих великих
людей в действительности
дает возможность
практического
применения,
ибо их Осуществления
поднимают
уровень человеческого
сознания.
Это
именно тот
аспект Веданты,
который привлек
к своим положениям
внимание ученых.
Ведантическое
исследование
идет гораздо
глубже, чем
любой объективный
анализ вопроса,
оно касается
фундаментальной
основы восприятия
и как таковое
дает нам резюме
Истины лучше,
чем какая-либо
другая, ограниченная
точка
зрения.
Интерес, который
Запад питает
к жизни и учению
Шри Раманы
Махарши, доказывает
всеобщую
привлекательность
Веданты, которую
можно видеть
воплощенной
в Мудреце из
Тируваннамалая.
***
В
статье
по индийской
йоге М.
Лякомб из Парижского
университета
написал о Махарши:
«Его
личность
распространяла
силу,
содержащую
интеллект и
власть Самости...
Горящий взгляд,
сильный
и твердый
без жесткости,
олимпийская
мягкость жеста,
стройность
и изящество
неподвижного
тела — он рассматривался
превосходными
знатоками как
самый подлинный
йог, как
достигший
высочайшего
Осуществления».
Я цитирую
этот отрывок
только с целью
показать впечатление,
произведенное
посещением
Махарши на
того, кто высоко
оценил атмосферу,
окружающую
Мудреца.
Однако
европейцу,
воспитанному
на теологии
и западной
философии,
очень трудно
найти точки
соприкосновения
с концепцией
жизни Махарши.
Я
должен почтительно
заметить ученому
профессору,
что Махарши
в гораздо большей
степени таттва-джняни,
чем йог,
так как
Его концепция
жизни обнимает
всю жизнь, которая
для индийца
включает три
состояния:
джаграт,
свапна и
сушупти.
Йогическим
является переживание
„Я” как космического
отождествления,
которое принимает
бодрственное
состояние
джаграт
как неотъемлемую
сферу переживания.
Если искать
примеры этого
космического
и всеобщего
опыта „Я”, как
М. Лякомб называет
его, то в Индии
нет недостатка
в мистиках,
достигших
достаточного
осуществления
в переживании
такого рода.
Махарши,
однако, является
главным
образом
таттва-джняни,
и
сфера
Его
поиска
и
опыта
значительно
шире, чем
у мистика, так
как Мудрец
выходит за
пределы
всех трех состояний.
Махарши
использует
терминологию,
санкционированную
традицией и
всегда
употреблявшуюся
Мудрецами
Индии со времени
Упанишад.
Учение
Махарши полностью
согласуется
с философскими
и духовными
Писаниями
древней Индии
и берет начало
непосредственно
от великих
Мудрецов прошлого.
***
Всякий,
кто имел счастье
увидеть и наблюдать
Махарши, очень
хорошо знает,
что Он не является
ни „экстравертом”,
ни „интровертом”25.
Он — самый
нормальный
человек, которого
только можно
найти. Он является,
в сущности,
стхита-праджня
—
человеком,
твердо установившимся
в Истине.
Я
видел
Его,
казалось,
ушедшим
в Себя,
когда
каждый присутствующий
полагал,
что
Он
был
погружен
в
Свою
Собственную
Самость,
но в
этот момент
кто-то в конце
Холла26
ошибся в рецитации27
некоторых
тамильских
стихов, и Махарши
открыл глаза,
исправил ошибку,
а затем, снова
закрыв их,
возвратился
в Свое первоначальное
состояние.
Нельзя сказать,
что внешний
мир не интересует
Его. Он достиг
необычайной
степени концентрации,
и так как эта
концентрация
вечно опирается
на врожденное
состояние жизни
в джняне
или,
как ее называют
Мудрецы,
сахаджа
стхити,
Он
не
является
ни
интровертом,
ни
экстравертом.
Просто Он ЕСТЬ,
и Своим Знанием
окончательной
Реальности
Он является
единым
с
ТЕМ
в ЕГО
разнообразных
проявлениях,
Он един
со
Вселенной
как целым.
***
Когда
я увидел Его,
то нашел в Нем
совершенный
пример
описания, которое
Шри Шанкарачарья
дает в своей
«Вивекачудамани»,
разъясняя
в стихе 429 черты
дживанмукты:
«Тот,
кто, погрузив
ум в Брахмана,
тем не
менее полностью
бодрствует,
будучи свободным
от особенностей
бодрственного
состояния, и
чье осуществление
свободно от
любого желания,
должен
рассматриваться
как
человек,
освобожденный
еще при жизни».
Представление
об интроверсии
и экстраверсии
может применяться
только к тому,
чья философия
жизни основывается
лишь на опыте
бодрственного
состояния.
В
„Панчадаси”,
являющейся
авторитетным
текстом адвайты,
в 13-м стихе
Главы VI
мы находим
формулировку,
особенно значимую
в этом плане.
Автор, Видьяранья,
говорит:
«Уничтожение
мира и дживы
не
означает,
что
чувства
перестают
воспринимать
мир и проявления
эго,
из этого
должно возникать
решение об их
нереальной
природе. Исключение
составляет
случай, когда
люди
могут
находить
освобождение,
не предпринимая
никакого личного
усилия, как,
например,
во сне
без сновидений
или
в обмороке
(когда все восприятия
полностью
исчезают)».
Как
говорит Гита,
Атман,
забывший
Свою действительную
природу, полагает,
что
ОН есть эго и
творец
всех
действий, являющихся
причиной любых
недопониманий.
Человек, подобный
Махарши, то
есть превзошедший
эго, рассматривается
Упанишадами
как
Самость
Всего.
Если
мы хоть немного
побудем
рядом
с
Махарши,
то в
свете слов,
высказанных
Мудрецом о
философских
проблемах,
окажемся способными
лучше понять
эту
жизнь
Освещения,
которая, словно
Великий Огонь,
пылающий на
Горе Аруначале28,
является настоящим
Маяком
для тех, кто
хочет найти
в современной
Индии возрождающиеся
результаты
освященного
временем
учения
Упанишад.
(Выдержки
из английского
перевода
оригинальной
статьи на
французском
языке,
выполненного
А.
У.
Чадвиком).
Часть
вторая
ПРЯМОЙ
ПУТЬ К СЕБЕ
КТО
Я?
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПЕСНЬ
КТО
Я?
В
основе этого
произведения
— ответы Бхагавана
Шри
Раманы Махарши
на вопросы
одного
из
первых
Его
учеников
Шивапракашама
Пиллая1.
Последний
привел
в порядок вопросы
и ответы, тщательно
их обработал
и представил
Бхагавану для
одобрения.
Затем они были
опубликованы
в виде связного
изложения,
статьи. В настоящей
книге принята
первоначальная
редакция.
***
Поскольку
все живые существа
желают быть
счастливыми
и не страдать,
поскольку
каждый с чрезвычайной
любовью
относится к
самому себе
и поскольку
только счастье
—
причина
любви,
то для достижения
этого счастья,
которое является
природой каждого
и которое каждый
испытывает
в состоянии
глубокого
сна,
где
ум
безмолвствует,
человеку следует
познать самого
себя.
Основным средством
для этого является
путь Знания,
исследование
формы „Кто
я?”.
1. Кто Я?
Грубое
тело,
состоящее
из
семи
частей2
(дхату),
не есть
Я; пять чувственных
органов познания
— слух, осязание,
зрение, вкус
и обоняние,
которые
воспринимают
соответственно
звук, поверхность
тел, цвет, вкусовые
ощущения и
запах, — не есть
Я; пять органов
волевого движения,
т. е. органы речи,
передвижения,
схватывания,
выделения и
порождения,
которые имеют
как
соответствующие
им функции
речь, передвижение,
схватывание,
выделение и
воспроизведение,
— тоже не есть
Я;
пять
жизненных
сил,
прана
и
т.
д.3,
которые
выполняют
соответственно
пять функций
— вдыхание и
т.
п.,
—
не
есть
Я;
даже
ум,
который
мыслит,
не
есть
Я;
также
и
неведение4,
наделенное
только
васанами
(остаточными
впечатлениями
об объектах),
не содержащими
ни объектов,
ни деятельности,
тоже не есть
Я.
2. Если
Я
не
является
ничем
из
вышеперечисленного,
то кто
же Я?
После
отрицания
всего вышеупомянутого
как „не
это-не
это”
то
Осознание,
которое
одно остается,
и
есть Я.
3. Какова
природа этого
Осознания?
Природа
Осознания есть
Сат-Чит-Ананда
(Бытие-Сознание-Блаженство)
.
4. Когда
наступает
осуществление
Самости?
Когда
мир, который
есть то, что
видимо, устраняется,
наступает
осуществление
Самости, которая
есть Истинный
Видящий.
5. Можно
ли осуществить
Самость и тогда,
когда мир
воспринимается
как реальный?
Нельзя.
6. Почему?
Видящий
и объект зрения
подобны веревке
и змее.
Как осознание
того, что веревка
есть субстрат,
не придет, пока
не кончится
заблуждение
об иллюзорности
змеи,
так
и
осуществление
Самости,
которая
есть Субстрат,
не
будет
достигнуто,
если не
устранена вера
в реальность
мира.
7. Когда
мир исчезнет
как объект?
Когда
ум, который
является причиной
всех видов
познания и
действия, успокоится,
мир исчезнет.
8. Какова
природа ума?
То,
что называют
„умом”, есть
чудесная сила,
находящаяся
в Самости, и
она является
причиной
возникновения
всех мыслей.
Не существует
ума отдельно
от мыслей, а
поэтому мысль
и есть природа
ума. Отдельно
от мыслей нет
и независимой
сущности, называемой
„миром”. В
глубоком сне
нет ни мыслей,
ни мира. В состояниях
же бодрствования
и сна со сновидениями
существуют
и мысли, и мир.
Как паук выпускает
паутинку и
потом снова
втягивает её
в себя,
так и
ум
проецирует
мир вне
себя и снова
растворяет
его в себе. Когда
ум выходит из
Самости, мир
возникает, и
поэтому, если
мир кажется
реальным, то
Самость не
появляется;
когда же, сияя,
появляется
Самость,
мир себя
не обнаруживает.
При настойчивом
исследовании
природы ума
последний
придет к
концу,
оставив
лишь Самость.
То,
что
отнесено
к Самости,
есть Атман
(Истинная
Природа
человека,
его
Истинное
Я).
Ум
всегда
существует
только
|
The script ran 0.003 seconds.