Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

В. П. Крапивин - Голубятня на жёлтой поляне [1982-1983]
Известность произведения: Низкая
Метки: child_prose, child_sf, sf, Фантастика

Аннотация. М.: Эксмо, 2005 г. Серия: Владислав Крапивин Тираж: 5000 экз. + 8000 экз. (доп.тираж) ISBN: 978-5-699-10778-0 Тип обложки: твёрдая Формат: 84x108/32 (130x200 мм) Страниц: 608 Описание: Две повести и роман-трилогия примыкающие к циклу «В глубине Великого Кристалла». В оформлении переплета использована иллюстрация В. Терминатова. Содержание: Владислав Крапивин. Я иду встречать брата (повесть), c. 5-34 Владислав Крапивин. Голубятня на желтой поляне (роман-трилогия), c. 35-450 Владислав Крапивин. Голубятня в Орехове, с. 37-202 Владислав Крапивин. Праздник лета в Старогорске, с. 203-331 Владислав Крапивин. Мальчик и ящерка, с. 332-450 Владислав Крапивин. Серебристое дерево с поющим котом (повесть), c. 451-606 Примечание: Рисунок на обложке технически безграмотен. Такая железная дорога не сможет работать. Присмотритесь: рельс здесь уложен сразу на деревянные шпалы, накладка лежит поверх рельса и на самом краю каждой шпалы. У вагона вдалеке всего четыре колеса, причем колеса не объединены в колесные пары. У вагона есть габариты и переходная площадка, но отсутствует автосцепное и подвагонное оборудование. Доп. тираж 2007 года - 3000 экз. Доп. тираж 2007 года - 5000 экз.

Аннотация. Трилогия «Голубятня на желтой поляне» повествует о судьбе разведчика Дальнего космоса Ярослава Родина и его друзей, которые вступили в борьбу с цивилизацией паразитов - «Тех, которые велят». Эта книга о том, как сила человеческих привязанностей оказывается сильнее межгалактических расстояний, безжалостного времени и поселившегося в мире зла. Правда, чтобы преодолеть одиночество, взрослым и юным героям надо пройти немало трудных путей и порой решаться на смертельный риск...

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 

Тонко птица звенит. Позабыты все боли. Чист и ясен зенит. В этом ясном затишье Ласков солнечный свет. …И выходят мальчишки. Вдаль идут по траве.  Над лугами, над лесом Тишина, тишина. Лишь из песен известно. Что бывала война. От невзгод отгороженно Можно жить не спеша. …Почему же тревожен Их мальчишечий шаг?  Что подняло их рано? Чей далёкий призыв? Может, в их барабанах Эхо дальней грозы? Пальцы палочки сжали, Как сжимают наган. Травы бьют по изжаленным Загорелым ногам…  Вам никто не расскажет. Что разбило их сон. Эти мальчики стража На границах времен. Они струнками-нервами Чуют зло тишины: "Нет, ребята, не верим мы В слишком тихие сны.  Что-то стали на свете Дни беспечно легки. На уснувшей планете Прорастут сорняки. Чья-то совесть задремлет. Чья-то злоба взойдёт, И засохнут деревья, И моря сдавит лёд…" Солнце плечи им трогает, Ветер спутал вихры. И, быть может, тревога их – Что-то вроде игры. Но скользит тёмным крылышком Тень по сжатым губам. …Я вот этим мальчишкам Свой отдам барабан… "Это будто про Юрку, – уже не первый раз подумал Гелька. – Это Глеб уже, наверно, здесь написал, в Старогорске…" За окном, в траве под берёзами, скандалили воробьи. На них сипло и лениво гавкал от своей будки Дуплекс. Листья берёз золотились от осени и от солнца. Сквозь листья – на подоконник, на Гельку, на бумагу – падали тонкие лучи. Янка, если бы захотел, смог бы сыграть на них, как на струнах, "Осеннюю песню"… Нет, не осеннюю. Пусть придумает музыку к этой, про Юрку! Гелька ещё раз перечитал последние строчки. Между ними проступали бледно-голубые линии. Гелька перевернул лист. На обороте был рисунок будёновки. Гелька сжал губы, обхватил себя за покрытый колючими волосками затылок и минуты две сидел неподвижно. Потом выдернул из кармашка тонкий фломастер и написал на краю листа: Янка – Ну и что? – сказал Янка, словно успокаивая Гельку. – Это и понятно. Если разобраться, это же один и тот же лист. Только… только как бы в двойном существовании… Гелька всё ещё загнанно дышал от стремительного бега. Они сидели у Янки, на пустой веранде с разноцветными стеклами. На некрашеных половицах перед ними лежали два совершенно одинаковых листа из дневника Глеба. На изнанке листов было два абсолютно одинаковых рисунка: синяя будёновка с большой звездой. И две одинаковых надписи: "Янка"… – У них природа совершенно одна и та же. Это фактически один лист, – снова сказал Янка. – Всё-таки непонятно, – вздохнул Гелька. – Ну и что? – откликнулся Янка. – Разве мало случалось непонятного с той поры, как мы познакомились? А искорка – это понятно? Гелька не ответил. А что отвечать, Янка правильно говорил. – На свете вообще столько непонятного, – продолжал Янка. – Что такое музыка – это понятно? А электричество? Учёные до сих пор не знают, что это такое. А люди пользуются им давным-давно. А если бы люди боялись непонятного, что было бы на свете? – Иногда боятся, – сумрачно сказал Гелька. – Скважину вот закрыли. Папа целый месяц в столице живёт, всё добивается, чтобы разрешили исследование, а толку никакого. – А почему? – Не разрешают, и всё. Говорят, есть решение… – Гелька нудным голосом будто прочитал: – "Ввиду неясности результатов и возможности проявления непредвиденных последствий бурение сверхглубокой скважины приостановить на срок, необходимый для разработки новой программы и теории "Два Ц"…" – А что за теория? – Толком никто не знает… И какой срок, никто не знает. Наверно, не маленький, если вход зацементировали… – Гелька, а что в этой скважине обнаружили? Ты ничего толкового так и не рассказывал. – А я ничего толкового и не знаю… Бур не пошёл, будто в броню упёрся. Спустили микроробота с телеглазом, а он показывает на экране звёзды… – Будто землю насквозь прокопали и небо увидели? – Да нет. Небо-то увидели то самое, которое у них над головами. Те же созвездия. Дело было ночью… А потом всё погасло и робот не вернулся. Послали ещё одного, а на экране что-то непонятное… – Что? – Папа не стал говорить… Янка, у них же есть правило: пока открытие не выяснилось, это секрет… Да и вообще папа приехал какой-то хмурый. На себя не похожий… – Может, эта скважина – прямой тоннель в другие галактики, – сказал Янка. – Или в другие пространства… – Как те рельсы… Янка кивнул. И они долго молчали, думая про Юрку и Глеба, которые ушли за стрелку таинственного рельсового пути. Гелька прислонился к стенке и положил один листок с будёновкой себе на колени. Смотрел на рисунок. – Нам теперь и телефона не надо, – улыбнулся Янка. – Можем на этих листах переписываться – самая быстрая и тайная связь. – Ага… А то тётушка вечно локаторы настораживает, когда я по телефону говорю… Дома Гелька сразу попробовал новый вид связи. Написал: "Янка, приходи, как договорились. В 21.00". И под этой строчкой невидимый красный фломастер вывел : "Ладно". Гельке показалось, что слово неуверенно дрогнуло. "Янка, может быть, ты не хочешь?" "Я хочу. Только…" "Что?" "…Ты не смейся, я сейчас объясню". "Я не буду смеяться!" – торпливо написал Гелька и очень встревожился. "Я почему-то стал бояться высоты. В прошлый раз полезли на крышу, и я весь обмер. А сегодня на шведской стенке опять". "Янка! Тогда не надо!" "Нет, я приду. Это надо перебороть". "Янка, а ты не заболел? Я, когда лежал с вирусом 7-ж, всё видел во сне, что лезу на колокольню Капитанской церкви, а потом падаю, падаю. Тоже было страшно". "Нет, Гелька, тут что-то другое. Ты не бойся, я приду"… Янка поднялся на крышу быстро, без остановки, но там сразу сел у кожуха энергосборника и прижался к нему поплотнее. Неловко сказал: – Что же со мной такое? Сроду не боялся… В Приморске на такие скалы лазил… – Может, пройдёт… – утешил Гелька. – Может быть… А если не пройдёт, я всё равно себя переборю… Открывай зонт… …Почти каждый вечер они забирались на Гелькину крышу и раскрывали зонт, оклеенный изнутри шелестящей фольгой. Это был маленький самодельный локатор. Провод шёл от него к микроприёмнику "Турист", подключённому к двум парам наушников. Локатор шарил по звёздам и горизонту. В наушниках трещало и попискивало, иногда пробивались обрывки передач. А Гелька и Янка ждали: не проклюнется ли какой-нибудь сигнал от Юрки и Глеба. Слова какие-нибудь или песенка знакомая… Ни о каких сигналах они с Юркой и Глебом не договаривались. Как их можно послать, никто не знал. Но пока зонтик-локатор выхватывал из эфира непонятные звуки, была хоть какая-то надежда. Очень крошечная, но всё-таки надежда… Вот и сейчас Гелька медленно водил по небу ручкой зонта, на котором тонким штыком торчала антенна. Янка, уже отдышавшийся от страха, наугад крутил ручку настройки. Вякала в наушниках музыка, перемешивались разные языки, потом наступала шелестящая космическая тишина… Наконец Гелька отложил зонт, снял наушники. Посмотрел вверх. Сентябрьскийпоздний вечер был чёрным, звёзды в зените казались громадными и раскидывали голубые лучи. – Янка, а почему Глеб написал, что на будёновке голубая звезда? Звёзды же всегда были красные. – Конечно, красные. Они были блестящие такие, эмалевые. А под них нашивались ещё звёзды – большие, их из сукна вырезали. У каждого рода войск – звезда своего цвета. У пехоты – малиновая, у артиллерии – чёрная, у конников – голубая… Конники в те времена были самой быстрой армией. – Я два года назад ездил в лагерь "Ласточка", там жили две лошади. Одна настоящая и одна робот. Мы на них катались, только не быстро, конечно… Янка улыбнулся в темноте: – Может, нам на Ваське покататься? – На нём покатаешься. Так лягнёт, что не захочешь… Интересно, почему они с Листиком не пришли? Раньше каждый вечер прибегали… – Может, костюм Ваське перешивают… – Или обоих дома засадили за школьные приключения. Янка сказал: – Васька вчера опять у меня выпытывал: какой был папа Ерёма, и как мы жили раньше, и какой был "Курятник"… Для него, для Васьки, это такая давняя давность… – Мне тоже иногда кажется, будто всё давно-давно было, – признался Гелька. – И иногда наоборот: будто вообще ничего по было. – Ага! Кажется, что прибежишь на станцию, а там "Курятник", а в нём Ерёма, Глеб, Юрка… – Зря начальник велел сломать вагон, – сказал Гелька. – Знаешь, Янка, я иногда думаю… Это, конечно, чушь, но бывает такая мысль: если бы "Курятник" остался, Юрка и Глеб скоро вернулись бы… По крайней мере, Юрка… Гелька не знал, конечно, что Юрка хотел вернуться и не смог. Когда тоска по Гельке, по Янке, по Старогорску вдруг сжала его и не пустила дальше, он виновато и быстро попрощался с Глебом. Скомканно сказал: – Гелька думает, что я его бросил. Наверно, так нельзя… И он пошёл назад. Он шёл долго, но огни Старогорска, которые казались близкими, вдруг растаяли, и впереди, над пустым степным горизонтом, встал быстрый рассвет. Юрка оглянулся. Глеба сзади, конечно, не было. А впереди… Что было впереди? Юрка постоял на шпалах. На прямом рельсовом пути посреди поля, где в траве начинали посвистывать птицы. Он был один и вполне мог заплакать от этого одиночества и от неизвестности. Но он не стал. – Раньше надо было думать, – сказал он себе. – Теперь шагай. Он поднял сухой стебель сорняка и, щёлкая им по рельсу, пошёл навстречу утреннему ветерку. И даже тихонько засвистел сквозь зубы. Он шагал быстро, и плетёный аксельбант барабанщика хлопал его по форменной рубашке… ВТОРОЙ ВИЗИТ МАГИСТРА В конце марта на теневых сторонах улиц ещё лежал грязный комковатый снег, а на солнечных пробивались у заборов зелёные кулачки лопухов и цвела мать-и-мачеха. И время от времени мелькали коричневые бабочки. Это, конечно, если погода была солнечная и безветренная. Но сегодня солнца не было. С ночи небо затянули скучные облака. Они были серенькие, невзрачные, но от них веяло такой безысходностью, что хотелось лечь и закутаться с головой. Занятия в классах шли кое-как, а после второго урока Яр велел распустить ребят. Он объявил, что весенние каникулы начинаются на два дня раньше. В другое время школа содрогнулась бы от радостных воплей, а нынче ребята разошлись тихие и насупленные – будто у каждого не меньше трёх двоек за четверть. Нет, кое-кто шутил, конечно, и баловался по дороге домой, но как-то нехотя, через силу… Чита не подчинился директорскому приказу. Он не пустил домой подшефных третьеклассников. Он собрал их в спортзале, устроил им крепкую разминку с прыжками и упражнениями, а потом затеял состязания метателей мячика. Самая трудная задача была попасть сразу в три качающихся кольца… Яр прислушивался к смеху и топоту третьеклассников со смесью удовольствия и тревоги. Чита, конечно, молодец. Но что будет дальше? Неизвестность выматывает. Чувствуешь, как злые силы готовят удар, а какой он будет и как от него защититься – не имеешь понятия. К тому же эта сегодняшняя неизвестность смешивалась с другой – давней и постоянной: почти три месяца от ветерков не было вестей. Тик отводил глаза, будто он виноват. Яр тоже отводил глаза. Словно тоже был виноват – тем, что мучил Игнатика невысказанным вопросом: "Не вернулся ли Денёк?" Впрочем, беспокойство беспокойством, а хлопотная директорская жизнь затягивала Яра с головой: планы занятий, совещание ореховских учителей и выборы единого школьного совета (наконец хоть какая-то власть!), грипп в первых классах, ремонт отопления. Да ещё уроки математики у шестиклассников и семиклассников… Яр, хмурясь и тревожась, прошёл в левое крыло школьного здания – здесь было его жильё. Данка на кухне звякала тарелками, хотя он тысячу раз просил не соваться в его хозяйство. Во-первых, сам справится, не инвалид. Во-вторых, тётушки-учительницы и так шепчутся чёрт знает про что… – Дарья, ну сколько раз я говорил… – Помолчи уж, – отозвалась Данка. – Вечно сидите с Глебом до ночи, а стаканы вымыть не можете. – В последнее время она стала спокойно-дерзкой и очень независимой. "Ах, как быстро взрослеет девочка", – сказал однажды Глеб. В комнате торчал, конечно, Алька. Он сидел у подоконника и смотрел на небо. Оглянулся на Яра. Тоскливо сказал: – Гадость какая. Просто не могу… – Что? Алька кивнул на облака. – Переживём, – сказал Яр. Алька слабо улыбнулся, потом сообщил: – Глеб приехал. Глеб оказался в крошечной комнатушке, где стояла кровать Яра и громоздились по стенам книжные полки. Он сидел на кровати и меланхолично вставлял в барабан блестящего револьвера длинные, как сигареты, патроны. – Ну что? – спросил Глеб, не поднимая головы. – Что? – спросил Яр. – Сволочная погода, – сказал Глеб. – Что-то они замышляют… – Я распустил ребят, – сказал Яр. Подумал и добавил: – Чита мобилизовал своих пацанов. – Чита – уникум, – веско проговорил Глеб. – Мне бы его в отряд сорок лет назад. Мы бы обязательно взорвали станцию Мост. – Ты же отказался от терроризма, – напомнил Яр. – Мы взорвали бы прежде, чем я отказался… Кстати, при чём здесь терроризм? – Это я так… – Яр помотал головой. – Чёрт возьми, до чего же тошно… И Тик провалился куда-то. Пошёл провожать одноклассников, сказал, на пять минут, а сам… – Я здесь, Яр, – сказал Игнатик. Он стоял в дверях. – Уф… – Яр сел рядом с Глебом и откинулся к стене с картой Полуострова. – Что в городе, Тик? – Пока ничего, – сказал Игнатик. – Не нравится мне это "пока"… – Мне тоже, – серьёзно ответил Игнатик. – Потихоньку собираются добровольные отряды милиции и спасатели. А что в них проку, если ими командуют т е, к о т о р ы е в е л я т… – Ты уверен? – Да, Яр, – сказал Игнатик. У него из-под руки сунулся в комнату Алька. Печально спросил: – Глеб, ты можешь выстрелить из форточки в небо? – Естественно. А смысл? – Может, в облаках появится дырка и пробьётся солнышко… – Это идея, – сказал Глеб. Повернул барабан и с отчётливым щёлканьем взвёл курк. – Не валяйте дурака, – озабоченно сказал Яр. – Однако… – начал Глеб. По тут, раздвинув Игнатика и Альку, шагнула в комнату Данка. Она сообщила с непривычной для неё насмешкой: – По коридору движутся их высокоучёная светлость Магистр. И все вздохнули с облегчением. Пускай всё что угодно, лишь бы не тоскливость и томительность. Магистра встретили в большой комнате. Он был на сей раз в кожаном пальто и модной шляпчонке – тоже кожаной. Этакий уверенный в себе учёный деятель, который привык следить за своей внешностью. Борода была образец аккуратности. – Здравствуйте, директор Яр, здравствуйте, молодые люди… – Магистр снял шляпу и небрежно положил на край стола. Сел без приглашения. Если бы он был человек, можно было бы подумать, что он слегка выпил для храбрости. Магистр поправил полы расстёгнутого пальто, закинул ногу за ногу и повернулся к Глебу: – Здравствуйте… Глеб Сергеевич. Если не ошибаюсь, мы с вами уже встречались. Глеб уселся напротив. – Не припоминаю, – сказал он, прищурив за очками веки. – Наверно, это было очень давно… Как же вы уцелели? – Вы тогда промахнулись. – Должен заметить, Магистр, что это не так, – вежливо поправил Глеб. – Я всегда стреляю точно. Видимо, у меня в тот момент кончились патроны. К сожалению… – Как вы понимаете, я об этом не сожалею, – улыбнулся Магистр. – У нас по многим вопросам разные мнения, – сказал Глеб. Яр тоже сел к столу, с третьей стороны. Ребята неслышно разошлись по углам. Алька посапывал, у него была лёгкая простуда. Магистр коротко пробарабанил по столовой клеёнке блестящими твёрдыми пальцами. – Очень хотелось бы, – произнёс он, – хотя бы раз прийти с вами к одному мнению. Честное слово, это в наших общих интересах. – Искорка недоступна, – сказал Яр. – Бормотунчики – упрямые существа. – Но можно сделать другую, – глядя в упор на Глеба, проговорил Магистр. – Вы ведь не забыли рецепт, Стрелок? – Не забыл… Нынешняя погода – ваших рук дело? – рассеянно сказал Глеб. – Наших, – сказал Магистр. – Зачем? – спросил Яр. Магистр погладил бороду и объяснил с нагловатой ленцой: – Пока так просто. Чтобы оказать психологическое давление… Потом посмотрим. Тем же тоном Глеб ответил ему: – Не будет вам искорки. – Жаль. Вы даже не представляете, как жаль… Да перестаньте вы, Стрелок, трогать под курткой ваш допотопный "форт-капитан". Мы давно изменили структуру, никакие пули нас не берут. Даже т е с а м ы е… Давайте лучше поговорим. Яр посмотрел на часы. – Алька и Данка, – сказал Яр. – Пожалуйста… – он незаметно надавил на это "пожалуйста", – смените Читу в спортзале, он занимается с ребятами третий час. Алька засопел сильнее, но безропотно пошёл к двери. Данка за ним. – Хотите чаю, Магистр? – добродушно спросил Яр. Магистр озадаченно мигнул. – Вообще-то… Вы понимаете, что это не в наших обычаях. Но если необходим такой ритуал… для заключения союза… Я готов. – Ради ритуала не надо, Магистр, – вздохнул Яр. (В это время появился Чита и неслышно встал у двери.) – Не будем переводить заварку и сахар, с продуктами у нас неважно. А союза всё равно не получится. – Но, Ярослав Игоревич! Подумайте… – Мы думали, Магистр. Хотите совета? И совет, и наш последний ответ. Уходите. Найдите себе какую-нибудь завалящую галактику, где нет разумной жизни, и устраивайте там свои фокусы сколько угодно… Боже мой, Магистр, неужели вы все настолько тупы? Неужели не понимаете, что здесь вы всё равно обречены? Вы столкнулись пока с самым началом сопротивления, с самыми крошечными его зародышами. А что будет, когда за вас возьмутся люди многих планет? И не таких замороченных, как эта, а сильных, дружных… – Ничего не будет, – холодно сказал Магистр. – Ни планет, ни людей. Стоит нам шевельнуть пальцем… – Что-то вы не очень им шевелите, – усмехнулся Глеб. – "Не будет людей"! А за чей счёт будете существовать вы? Магистр, вы же паразиты. – Тем более, – непроницаемо отозвался Магистр. – Тем более мы не можем воспользоваться советом. Для нас бесполезны галактики, где нет жизни. Да и галактик таких нет. – Но и здесь вам делать нечего, – сказал от двери Чита. Магистр оглянулся. – Ты не прав, мальчик. У нас есть цель… – И у нас, – жёстко произнёс Чита. – Чита… – сказал Яр. – Подожди, Яр! – У Читы зазвенел голос. – Я хочу быть честным. Пусть Магистр знает, что они рискуют. – Да, Магистр, – сказал Яр с ощущением собственного отчаянного риска. – Игры в цифру пять кончились. Сейчас другая математика. Мы можем вписать в ваш круг такой многоугольник, что круг разлетится в клочки… Магистр довольно долго молчал. Кажется, все семьсот двадцать девять его мозгов обдумывали слова Яра. Потом он отозвался с усталой ноткой: – Ничего вы не можете. Думаете, тот глупый случай на почтамте напугал нас? Даже вспоминать смешно… И не надейтесь закидать нас барабанными палочками. – Какими палочками? – искренне удивился Яр. – А! Вы не знаете… Ну, тем лучше. – Узнаем и это, – пообещал Яр. – А то, что вы боитесь барабанщиков, давно известно. Недаром не могли с ними справиться во время восстания. – Какого ещё восстания? – пренебрежительно спросил Магистр. – В Морском лицее. Магистр воскликнул тонко и раздражённо, как скандальный старик в очереди за макаронами: – Да ерунда какая! Враньё это! Не было никакого восстания! Была хулиганская выходка мальчишек, их пришлось… призвать к порядку. – Это так у них называется. "Призвать к порядку", – сказал Глеб. – Именно так. – Магистр успокоился. – А потом кто-то сочинил легенду. Не было никаких барабанщиков. – Были, – сказал от двери Чита. – Не было. Я могу доказать. И показать, как это было. – Как показать? – спросил Яр. – Очень просто. Мнемофильм. – Что? – Запись памяти. Я видел такие трюки, – объяснил Глеб. – Именно запись памяти. Точная и объективная. – Магистр оглядел комнату. – У вас найдётся какой-нибудь металлический лист? – Поднос годится? – спросила Данка. – Вполне, – сказал Магистр. Яр оглянулся на Данку. И она, и Алька стояли рядом с Читой. – А как же ребята? – нахмурился Яр. – Они там сами занимаются, – быстро объяснил Алька. – Они разнесут спортзал. – Не разнесут, – успокоил Чита.– С ними Яшка Звонок. Он человек надёжный, командир первой пятёрки. Магистр пренебрежительно усмехнулся. Данка принесла поднос – чёрный, с намалёванным букетом. – Ничего, что с рисунком? – Абсолютно безразлично, – сказал Магистр. Поднос прислонили на столе к стопке учебников. Тик, Алька, Данка и Чита встали за спиной у Яра. Глеб придвинулся к столу и положил растрёпанную бородку на кулаки. – Минутку. Я сосредоточусь, – вежливо сказал Магистр. Чёрнй лак и букет на подносе исчезли. Растаяли в открывшейся глубине. Возникло окно, сохранившее волнисто-овальную форму подноса… Это было похоже на передачу в хорошем стереовизоре. Только без звука. Стали видны край каменного дома и башня с зубцами. Между башней и домом был проход, из него выбегали и выходили, оглядываясь, мальчишки. – Видите? – сказал Магистр. – Это те, кто не захотел участвовать в скандальном эпизоде. Их никто не задерживал. – Это ушли самые маленькие, – сказал Игнатик. – И те, кому не хватило оружия. Изображение качнулось, и стал виден мощёный крепостной двор. Очень отчётливо. Даже почувствовалось, какие нагретые солнцем каменные плиты. На плитах, привалившись к фундаменту башни, сидел длинный человек в чёрном. Его стало видно крупно, во весь экран. Человек закрыл глаза и держался за плечо. На худом его подбородке была кровь. – Это директор Морского лицея. Вот что сделали с ним юные "повстанцы", которых поэт Глеб Дикий опоэтизировал в своих песнях, – сказал Магистр. – А что директор держит? – спросил Алька. В левой руке директор сжимал что-то вроде короткого спиннинга. Удилище лежало поперёк его длинных раскинутых ног. Оно было сломано. Магистр не ответил. Директора не стало видно, и появилась двойная шеренга ребят. Они стояли, держа приставленные к ногам карабины. Карабины были с плоскими штыками, и на остриях горели искры солнца. Шеренги колыхнулись и опять замерли. Мальчик с перевязанным синей тряпицей коленом шагнул вперёд, вскинул правую руку и что-то крикнул. Будто прямо зрителям. Но, конечно, не им. Потом он опять вскинул руку и опять крикнул. Видимо, его не послушали. Мальчик пожал плечами, обернулся и что-то сказал ребятам. В первой шеренге каждый опустился на колено, оба ряда взяли карабины наизготовку. Прямо на зрителей был направлен теперь двойной ряд ощетинившихся штыков. Лиц мальчишек нельзя было разглядеть, но чётко виднелись чёрные глазки ружейных стволов. Потом эти глазки беззвучно вспыхнули бледными огоньками. Яр на секунду зажмурился. Ребята передёрнули затворы и снова подняли приклады к плечам. Сделали шаг назад и снова ударили неслышным залпом. – В кого же они так? – стараясь быть очень спокойным, спросил Яр. – В нас, – ответил Магистр. Мальчишки выстрелили снова. Перед ними, шагах в трёх, поднялся над плитами ряд пыльных столбиков. Будто бросили на камни тяжёлые железные шарики. Чита за спиной у Яра тихонько скрипнул зубами. – Не было меня там… – сказал Глеб. – Не было, – согласился Магистр. – И хорошо. Зачем лишние жертвы… – Да вы просто гуманист, – заметил Яр. – А нельзя ли посмотреть, что там делали ваши коллеги? До которых не долетали пули… – К сожалению, нет. Я был в атакующем ряду и на своих не смотрел. Смотрел вперёд. – Судя по всему, атака была доблестная, – сказал Глеб. – Может быть, мне выключить запись? – Отчего же? – сказал Яр. – Досмотрим до конца. Вы нам пока ещё ничего не доказали. Он пытался найти в мальчишечьих шеренгах кого-нибудь из знакомых. Но издалека не разглядеть было, где там Денёк и курчавый Косматик, и тот… в оранжевой майке. "Я посижу тут немножко с вами, ладно?.." "Только огонь помню и как мы стреляли. Карабин так здорово отдавал в плечо, а пули не летели"… "Но никто не боялся. Никто. Даже те, кто не успели…" Что – не успели? Стена летучего пламени колыхнулась перед ребятами и на миг закрыла их от зрителей. Яр вздрогнул. Мальчишки скомкали шеренги, смешались, но продолжали стрелять. Они быстро отходили к каменному выступу, по которому тянулась железная лестница. Яр понял, что это угол башни. Опять полыхнул огонь… Мальчишки стали по одному взбегать по ступенькам. За часто взлетающими крыльями огня их стало видно совсем плохо. Потом Яр увидел зубчатый верх башни. Увидел как бы снизу, со двора. Ребята на башне уже не стреляли. Они отомкнули штыки и теперь били ими по стволам. Ударяли ритмично, враз – отбивали резкую мелодию какого-то марша. Среди них мелькнула жёлтая рубашка и жёлтые летучие волосы. "Денёк!.." Но огонь поднялся клубящимся валом, взвился к башенным зубцам и словно смахнул несколько мальчишек. Они взлетели, исчезли, и огонь на их месте скрутился на миг в спиральные языки. "Как я могу на это смотреть?" – леденея внутри, подумал Яр. Но смотрел. И другие смотрели. Магистр небрежно произнёс: – Видите, никаких барабанщиков. Просто лихорадочный звон и шум перепуганных ребятишек. – Однако вы боялись подойти, – глухо сказал Глеб. – Да… Они случайно выбрали ритм из пяти тактов. Это нас задержало на время. Но это совсем не барабанщики из песни. Не правда ли, Глеб Сергеевич? – Неправда! – звонко сказал Алька. – А вон тот! Он же с барабаном! У обугленного зубца стоял темноволосый мальчишка и вскидывал руки с тонкими палочками. – А, этот… Он же всего один, – отозвался Магистр. – Всего-навсего. Да и барабан у него не настоящий. Смотрите… Мальчишка придвинулся. Будто оказался здесь, в комнате. И было странно, что не слышно ударов. Он бил грубо оструганными палочками не то в кожу, не то в клеёнку, туго натянутую на круглый походный котелок. На его грязной голубой рубашке мотался измочаленный аксельбант. Глеб резко подался вперёд. Полыхнул жёлтый огонь. Мальчик медленно повернул большеглазое тёмное лицо с закушенной губой. Взглянул на всех отчаянно и упрямо. Глеб сдавленно сказал: – Юрка… ОСОБАЯ ЦЕЛЬ 1 Гелька и Янка шли из школы. Лениво брели и молчали. Сентябрь кончался, но дни стояли по-прежнему тёплые. Было совсем безветренно. Пушистые семена белоцвета висели в воздухе неподвижно. На пустырях цвели мелкие городские ромашки, и над ними летали поздние бабочки. Солнце ещё грело сквозь рубашки плечи, но не сильно – словно осторожно трогало на прощанье тёплой ладошкой. У Гельки в такие дни было спокойное тихое настроение. Даже тревога за Юрку почти угасала, и казалось, что скоро всё объяснится и всё будет хорошо… Гелька сказал: – Пойдём к реке, Янка… – Зачем? – Янка оторвался от своих мыслей. Что это были за мысли, Гелька не знал. Но, видимо, не такие спокойные, как Гелькины. – Просто так, – сказал Гелька. – Вода уже холодная… – Янка смотрел как-то озабоченно. – Да не купаться же. Посидим на обрыве. Вон какой хороший денёк.. – Что? – Янка остановился. Не то испугался, не то сильно удивился. Или обиделся? Гелька тоже испуганно остановился. – С тобой что? Янка… Янка сморщил лицо, тряхнул головой. – Ты скажи… Ты что сейчас сказал? Гелька ошеломлённо пробормотал: –А что такого… Сказал: хороший денёк… – Сейчас… – Янка опять поморщился. Уронил с плеча сумку, быстро сел на край каменного тротуара, обхватил колени, съёжил плечи – на них горбились мягкие погончики школьной рубашки. Гелька торопливо сел рядом. Тихое настроение пропало, и опять пришла тревога – она стала такой привычной в дни августа и сентября. Гелька ничего не спросил. Он ждал, что скажет Янка. Янка медленно посмотрел из-за поднятого плеча. Горько прошептал: – Теперь ясно, почему она кружилась… – Что? – Голова… Помнишь, как я стал бояться высоты? – Ну… не так уж ты боялся. Это хоть с кем бывает, – осторожно сказал Гелька. – Это случайно. Янка уткнулся носом в колени. Сказал опять шёпотом : – Не случайно… Это всегда так бывает перед тем, как начинаешь летать. Очень боишься высоты, и этот страх надо пересилить… Теперь-то я всё вспомнил. – Янка… – Гелька, я не Янка. Гелька, не показывая испуга, сказал очень бережно: – Пойдём домой потихонечку. Ты, наверно, немного заболел. Тогда вечером продрогли на свалке… – Гелька, я правда не Янка… – А кто? – Меня звали знаешь как? Да-ни-ил. Данила, Данилка… Данька… Мама звала Денёк. Потом и все так звали… – Ну, хорошо. Пойдём к маме… – Да я не про эту маму. Той мамы нет… – тихо сказал Янка. – Ну… смотри. Листик и Васька идут. Давай мы тебя домой проводим. А? Янка быстро встал. Накинул на плечо белый ремень сумки. Отбросил назад волосы. И сделался какой-то непривычный: сразу подросший, строгий, незнакомый. Сказал негромко, но решительно: – Лучше пойдём к тебе, Гелик. На крышу. Все вместе. Там никто не мешает, я про всё расскажу. Они проговорили до вечера. В сентябре сумерки приходят рано. Они зябкие, осенние. Но у нагретого кожуха энергосборника на крыше было тепло. Над головами зажглись первые звёзды. Янка грустно сказал: – Я с самого начала чувствовал, что Юрка уйдёт. И что я должен ему помочь. Это была особая цель. Думаете, я тогда случайно вагон с искоркой разогнал? Я понимал, что так надо. Только не знал, зачем… Всё случилось раньше времени, потому что появился Глеб. Мы с ребятами не рассчитали… Ну, кто мог подумать, что в Старогорске неизвестно откуда появится какой-то Глеб? Из-за него всё и сорвалось… – Может, всё-таки не сорвалось? – робко спросил Листик. Они с Васькой почти всё время молчали, но теперь Листик подал голос. – Как же не сорвалось? – с беспощадной досадой сказал Янка. – Я должен был увести Юрку к отцу вот сейчас, в сентябре, когда всё вспомню… Отец просил хотя бы узнать про Юрку, весточку от него принести, а все ветерки решили: это не выход. Решили, что надо вытащить Юрку туда вот такого, пока он не вырос, рвануть его на сорок лет вперёд. Через все эти чёртовы пространства и временные поля, напролом… А я это дело провалил. – Но ты же не виноват, – сказал Гелька. – Какая разница, виноват я или нет? Юрка-то с отцом никогда не встретятся. – А может, всё-таки встретятся? – робко проговорил Листик. – Может, Юрик отца сам найдёт? Янка трахнул кулаком по энергосборнику и сказал почти со слезами: – Ну как вы не понимаете? Он его н е н а ш ё л. Раз он был с нами во время восстания. Теперь-то я знаю, что Музыкант – это Юрка… А восстание было за сорок лет до того, как на Планете появился Яр… – Да как это может быть? – беспомощно спросил Гелька. – Юрка ушёл от нас полтора месяца назад. А эскадер-"девятка" ещё не построен… Так не бывает. Он говорил это уже не первый раз. – Значит, бывает… – уныло ответил Янка. – Значит, о н и замкнули время в кольцо. – Эти… которые клоуны? – прошептал Листик и придвинулся к Гельке. – Ну да… – А как это "в кольцо"? Мы ещё не проходили… – Этого никто не проходил и никто не понимает, – со вздохом сказал Янка-Денёк. – Но они замкнули. Вот и пошла карусель. – Янка… – Гелька морщился, будто решал головоломку. – Но если ты вернёшься… Когда ты вернёшься т у д а, ты же можешь встретить Яра и объяснить, что Юрка стал ветерком. Что он теперь в Пустом Городе. Они же смогут увидеться. Ну… хоть ненадолго… – Да не вернусь я туда, – устало проговорил Янка. – Время-то в кольце. Меня принесёт к самому началу, и всё опять… Опять перестрелка Берегов, пароход тонет, на котором мама и я. Меня воздушной волной в воду… Потом лицей, восстание… Потом мы – ветерки, летаем, летаем столько лет. Наконец – поляна, Яр, я лечу сюда. Делаюсь совсем крошечный, живу в Приморске, потом здесь… И снова круг. И мне кажется, так было уже тысячу раз… Прозвучало в тихом Янкином рассказе такое отчаяние, что Гелька передёрнул плечами и плотнее прижался к тёплому кожуху. Листик недоумённо спросил: – А зачем делаться крошечным? Нельзя разве сразу? – Сразу… нет, нельзя, – вздохнул Янка. – Если ветерок хочет надолго превратиться в человека, он это может, но надо с самого начала. Будто бы только родился… Это совсем даже не плохо, я так и хотел. Хорошо ведь, когда ты снова настоящий и у тебя есть дом и родные… – Янка виновато улыбнулся. – Это называется "идти в подкидыши". Другие ветерки тоже так делают. Некоторые… – А почему не все? – шёпотом спросил Гелька. – Кое-кто не умеет. А многие боятся… – Разве это опасно? – Это не опасно… Ветеркам вообще ничего не опасно. Только в конце очень тяжело… Ну, когда приходит время улетать. Когда знаешь, что надо прощаться навсегда… – А разве обязательно улетать? – спросил Листик. – Такой закон природы у нас. Если ты подкидыш и если исполняется тебе столько лет, сколько было раньше… ну, когда ты навеки сделался ветерком, тогда ты всё вспоминаешь и тебя уносит обратно… Гелька через силу проговорил: – А тебе… когда? – Мне в день восстания было ровно двенадцать. А сейчас будет через неделю… – А дома… ты расскажешь? – Я маме и папе ничего не буду говорить… Может, они и не станут так горевать, они же знают, что я не родной, а приёмный… "Всё равно будут", – подумал Гелька. – А дедушке я всё рассказал. Он меня больше всех любил… любит. – Когда же ты успел? – спросил Гелька. – Сегодня. Когда ты обедал, а я сумку домой относил. "Обедал…" – горько усмехнулся про себя Гелька, вспомнив, как кусок не лез в горло, а тётя Вика сердито кудахтала рядом. И спросил: – А он что… дедушка-то? Янка лег на кровельный пластик, положил лицо на согнутые руки. Глухо ответил: – Он такое сказал… Обнял меня и говорит: "Я это давно чувствовал… Ничего. Скоро я умру, а ты летай, мой ветерок. Пока не порвётся кольцо…" – Разве оно порвётся? – быстро спросил Гелька. – Когда? – печально отозвался Янка. – Кто его порвёт? Раздался скрежет. Это по ребристому пластику съехал на твёрдом заду с гребня крыши Васька. До сих пор он сидел выше всех и не говорил ни слова. Теперь он включил фиолетовые глаза и сказал: – А почему бы и нет? – Что? – хмуро спросил Гелька. – Почему бы его не порвать? Это кольцо. – Васька, ты, конечно, умный, – печально сказал Гелька. – Но ты ещё… ты мало в физике разбираешься. Это не простое кольцо, а время. Где оно, как ты за него схватишься? – За него и не надо, – металлическим голосом ответил Васька. Таким голосом он говорил, когда капризничал или хвастался. – Должна быть модель. Янка быстро поднялся. – Что? Васька встал и включил на верхушке энергосборника лампочку. Засунул резиновые ладони в тесные кармашки матросского костюмчика. – Физику я знаю теперь в пятьсот раз лучше вас, – небрежно сообщил он. – Позавчера я прочитал семитомник доктора физических наук Лаптева, а вчера "Общую теорию пространства" профессора Окаямы… – Он прошёлся вокруг кожуха. Штаны его от езды по крыше были сзади изодраны в клочья. Но это Ваську ничуть не смущало. – Я долго вас тут слушал, – заявил он.– Я специально выключил блок чувствительности, чтобы не переживать вместе с вами. Когда все расстраиваются и хнычут, хоть один кто-то должен оставаться с ясной головой. – Перестань топать, – попросил Гелька. – Говори толком. – Говорю толком. Эти существа, название которых точно не определено, – "клоуны", "манекены", "люди, которые велят", – они не могут работать без модели. Им нужна была искорка, чтобы работать с галактикой. Это модель. Без неё у них пока ничего не получается. Они замкнули время, это у них получилось. Значит, где-то замкнули модель, кольцо. Разомкнётся кольцо модели – разомкнётся время. – Где она, эта модель? В каком космосе её найдёшь?.. – сказал Янка. – Думать надо, – ответил Васька с ноткой самодовольства. – Ты думал? – быстро спросил Гелька. – Думал. Поезд, который идёт на станцию Мост. Сначала все молчали. Потом Листик удивлённо спросил: – Какой мост? – Подожди, Огонёк, – сказал Гелька. Они стояли на крыше тесной кучкой, Васька – посередине. Он был тёплый, как походная печка. – Этот поезд идёт через три пространства, – медленно проговорил Янка. – А может быть, и больше… И всегда в одну сторону… Да, это кольцо. – Разве он не идёт обратно, когда приходит на станцию Мост? – спросил Гелька. Янка помотал головой. – Нет станции Мост. Никто её не видел. – Есть, – важно сказал Васька. – Только она растянута по всему кольцу. Вся рельсовая дорога – это станция Мост. Дело не в поезде, а в самом рельсовом пути. Он и есть кольцо. – Значит, что? – Янка-Денёк выпрямился по-боевому. И Гельке показалось, что где-то заиграла музыка "Восстание". – Будем рвать рельсы? – Где? – спросил Гелька. Васька сказал: – Станция растянута, по Мост всё-таки есть. – Ой… – прошептал Листик-Огонёк. – Это, значит, тот, где свалка? 2 Первый раз они увидели Мост в августе. Был вечер с яркой круглой луной. Пришло уже время отправляться домой – до этого они долго лазили среди старых автомашин, сломанных холодильников, стереовизоров, ржавых труб и батарей отопления. Нашли много интересных непонятных штук и разных деталей для Васьки, который ещё не был готов. Листик сильно расцарапал руку, и Гелька сказал, что надо зайти к старухам: промыть и перевязать. Они, конечно, будут ворчать, но ничего не поделаешь. Старухи жили в жестяных кибитках на краю свалки. Жили тесно, в пыли и ржавчине, поэтому их, наверно, и звали ржавыми ведьмами. А может, и потому, что они вправду были немного колдуньи. Высокая седая ведьма с замотанным горлом – Эльвира Галактионовна – в самом деле заворчала на ребят. Но ворчала недолго. Смазала чем-то холодным и шипучим царапины Листика, и они тут же затянулись. Потом она сердито сунула Листику, Янке и Гельке по горсти слипшихся леденцов и прохрипела: – Теперь, молодые люди, гуляйте-ка домой. У нас тута свои дела, неча на наши старушечьи забавы глядеть. Полнолуние нонче, бабки танцевать будут, так что оревуар… – Спасибо, до свиданья, – по очереди сказали все трое. Но когда вышли из ведьминого жилища, Гелька прошептал : – Посмотрим? Они ещё никогда не видели, как танцуют ржавые ведьмы, только слышали об этом от робота Ерёмы, Васькиного отца. Прячась за грудами лома, они пробрались к "танцевальной площадке". Это был пустырь на южном краю свалки. Он зарос татарником и белоцветом. Там и тут среди сорняков торчали бочки из-под смазки и бензина. Ребята притаились. Ведьмы ковыляли к бочкам. Подолы широких цыганских юбок цеплялись за татарник и белоцвет. Под луной тускло искрились пластмассовые бусы. Ведьм было шестеро. Каждая, подойдя к бочке, замирала, странно вытягивалась, потом, будто её подбрасывали снизу, подлетала и вскакивала на круглое железное дно. Бочка отвечала гулким ударом. – Что это они? – прошептал маленький Листик. Он был на свалке первый раз и немного боялся. Гелька тихо ответил: – Не бойся… Ничего такого, они же ведьмы. …Никто не знал, откуда ржавые ведьмы взялись и зачем живут на свете. Ходили слухи, что давным-давно на месте свалки был цыганский табор и старухи остались здесь с тех незапамятных времён. Была также сказка, что когда-то свалкой правил, как король, тощий ржавый старик – то ли колдун, то ли сумасшедший. Он говорил, что со временем весь мир превратится в свалку ржавого железа и ему, старику, придёт пора править этим миром. А ведьмы станут ржавыми придворными дамами… Рассказы эти, скорее всего, были сплошные фантазии… "А может быть, старик был из тех?" – подумал Гелька, прячась за мятой автомобильной дверцей. Ему тоже стало жутковато. Но тут же он вспомнил, что старухи никогда не делали зла мальчишкам (если не считать ворчанья)… Старухи замерли на бочках. На фоне лунного неба они казались статуями из заброшенного парка. Вдруг одна ударила каблуком. Ей ответила другая. За ними топнули сразу несколько. Ещё, ещё… Удары каблуков по гудящему железу перешли в рассыпчатый грохот, но тут же в грохоте пробился чёткий ритм. Рубленая мелодия какого-то быстрого и дерзкого танца. Ведьмы запрокидывали разлохмаченные головы, угловато выбрасывали руки, ломались в талии, юбки метались вокруг них, а железный ритм гремел над пустырём… – Во рубят, – прошептал Янка. – На три четверти… Танец ржавых ведьм гулко стучал, рокотал и рассыпался под зелёным лунным небом. Постепенно он стал казаться не таким громким. Зато узор его ритма сделался сложнее, красивее. Сквозь гулкие удары пробивалась россыпь мелких тактов, они переплетались, обгоняя друг друга… Потом в танец проник посторонний, пришедший издалека гул. Это был нарастающий шум поезда. Старого поезда, какие до сих пор бегают на дачных линиях. Они мчатся по рельсам с деревянными шпалами и гремят колёсами на стыках. Откуда он мог взяться? Поблизости не было рельсовых путей. Гелька, Янка и Листик запереглядывались. В это время за пустырём, в сотне метров от пляшущих ведьм, возник в светлом от луны воздухе чёрный мост. Громадный, похожий на великанские ворота. Это был мост без начала и без конца. Его края терялись, таяли в воздухе – неясные и размытые. И вот на одном таком краю возникла голова поезда – допотопный локомотив с прожектором впереди и клочкастым шлейфом дыма над топкой. Паровоз выскочил на мост из ничего и потянул из этого ничего чёрные вагоны – с площадками сзади и спереди, с неяркой цепочкой оконных огоньков… Это был не мираж. В земле отдался дробный гул колёс, прилетел запах угольной гари. А танец ржавых ведьм гудел и рокотал, будто ничего не случилось. …Взрослые, когда сталкиваются с непонятным, порою пугаются и делают вид, что ничего не произошло. Ничего, мол, такого нет. Нет – вот и всё. Гелька, Янка и Листик так не могли. На следующий вечер они устроили засаду на южном краю пустыря, в зарослях бурьяна и "бабкиных бус". И опять плясали ржавые ведьмы, и опять возник мост. На этот раз совсем рядом с ребятами. – Бежим! – скомандовал Гелька, хотя было страшно. И они помчались к мосту, и, как всегда, сухие ягоды "бабкиных бус" хлёстко лупили их по ногам. Опоры моста были сложены из бугристых глыб – чешуйки слюды в граните искрились от луны. Гелька потрогал камень. Гранит был влажный и холодный. В щели между глыбами были вбиты ржавые скобы – они лесенкой уходили вверх, к огороженному тонкими перилами полотну. Высота была большущая – метров тридцать. И на этой высоте с нарастающим и угасающим гулом снова прошёл поезд. – Ещё одна загадка Старогорска, – сумрачно сказал Гелька. – Что-то они мне уже надоели. А ведьмы плясали. Прошло полминуты, и мост исчез – мгновенно, без колыхания воздуха, без единого звука. Прямо тут, рядом, только что был и сгинул. И казалось невероятным, что он сию минуту поднимался над головами – громадный, прочный… …На следующий день Гелька спросил Эльвиру Галактионовну. Небрежно так спросил, будто о пустяке. – А что это за мост появляется по вечерам? Да ещё с поездом… – Подглядывали небось за нами? – неласково отозвалась Эльвира. – Да нет. Просто когда шли со свалки, посмотрели назад, а там мост… – Подглядывали, подглядывали! – сказала другая ведьма – толстая и довольно добродушная Таисья. – Всё им знать охота… Да и пущай. Мост как мост, мы и сами не поймём зачем… Как большая луна да как мы пляшем, он и выскакивает не поймёшь откудова. Ну и ладно, нам-то что… – Может, какое-то явление резонанса? – прошептал Гельке Янка. – Чего-чего? – подозрительно спросила Эльвира. – А ну, брысь отсюда… Разорвать кольцо – это значит разрушить Мост. Это они понимали. И они верили, что, если кольцо порвётся, Юрка найдёт отца. Янка-Денёк не будет больше сгорать в пожаре крепости, отыщется Глеб, встретятся друзья, рассыплются или сбегут куда-нибудь "клоуны" и "манекены". И, наверно, случится ещё много хорошего. Что именно – пока неясно, да и неважно. Главное – взорвать Мост. Но чем? – Чтобы такую махину грохнуть, атомная бомба нужна, – безнадёжно сказал Гелька. Васька снисходительно разъяснил: – Не надо грохать махину. Главное, чтобы лопнули рельсы. И бомба нужна совсем небольшая. Все хмыкнули – невесело и сердито. Листик сказал Ваське: – Их что, в "Детском мире" продают? – Это предоставьте мне, – солидно ответил Васька. Назавтра, после школы, Васька притащил во двор к Гельке шар величиной с небольшой арбуз. Шар был покрыт косматой ржавчиной и весил, наверно, не меньше двух пудов. Васькины дюралевые ножки гнулись и подламывались, когда он, откинувшись назад, тащил эту тяжесть. У будки Дуплекса Васька уронил шар в траву. Земля ухнула, будка подскочила. Старый Дуплекс выбрался из будки, обнюхал незнакомую вещь и лизнул Ваську в брюхо с клеймом "Промнефтегаза". Он любил роботёнка. Гелька подозрительно спросил: – Это что за грузило? – Им стреляли из пушки, – сообщил Васька. – В старые времена, когда ещё нас не было и даже папы Ерёмы… – И ты хочешь им рельсы рвануть! – понял Гелька. – Балда же ты, Васька, хоть и с искоркой. Это же не бомба, а ядро без начинки. Васька не ответил. Всем своим видом презирая Гельку, он счистил с ядра ржавчину. Взял пластиковую миску Дуплекса, начисто вытер её остатками изодранной матроски. Бухнул в миску ядро. – Зачем? – спросил Гелька. – Жёрнов, – сухо сообщил Васька. – Собери семена белоцвета. – Зачем? – Меньше спрашивай, больше делай, – приказал Васька. Но смилостивился и объяснил: – Из них будет взрывчатый состав. – Сколько мегатонн? – печально поинтересовался Гелька. Было ясно, что в голове у Васьки замкнулись контакты. – Не умничай, – сказал Васька. – Я у ржавых бабок стащил и прочитал старинную книгу. Там рецепты. В семенах белоцвета взрывчатая сила земли. Гелька вдруг вспомнил: возьмёшь созревшую коробочку белоцвета, согреешь в кулаке, и она – чпок! – лопается там. И мягкая упругая сила сама расталкивает пальцы. Разожмёшь их – и на ладони целый ком белого пуха. Маленькое облако. Оно растёт, шевелится, от него начинают отрываться летучие семена, окружённые, как лучами, невесомыми волосками. Гелька обрадованно и пристыженно кинулся к забору, где белоцвета было полным-полно и семена ещё не все облетели. Прибежали Янка и Листик. Узнали, в чём дело, начали помогать. Васька ворочал в миске ядро, оно истирало семена в светлую пыль. Дуплекс, наклонив голову, наблюдал за работой. Иногда он чихал от мелкого пуха, который летал над самодельной мельницей. Васька показал ржавый напёрсток. Объяснил, что это мерка на один заряд. Предки ржавых ведьм рвали такими зарядами толстые цепи, когда убегали из пещеры железного дракона. – То цепи, а то кольцо. Надо пять зарядов, – серьёзно сказал Янка. – С чего ты взял? – обиделся Васька. – Знаю. Они боятся цифры пять. – Тогда тащите ещё семян. К вечеру мука из белоцвета была готова. Её замешали на соке из "бабкиных бус". Васька сказал, что так полагается по рецепту. Давить сок из сухих ягод было делом каторжным. Но ядро помогло справиться и с этим. "Всё-таки это лучше, чем замешивать на крови", – подумал Гелька, вспомнив искорку. Было уже поздно, тётя Вика занудно кричала из окна, что пора ужинать. Пахнувшую травяным соком кашицу вмазали в шашки. Это были обыкновенные шашки для игры. Пустые. Перевернёшь – и она как чашечка. Но само их название напоминало старинные рассказы про войну: там были толовые шашки для взрыва мостов. Васька сказал, что смесь должна сохнуть трое суток. – А полнолуние не кончится? – встревожился Гелька. – Успеем, – сказал Янка. И вздохнул. У него оставалось пять дней. 3 Эти последние дни с Янкой показались Гельке длинными-длинными. Ветерок Денёк, если глядеть со стороны, был прежним Янкой. Даже в школу ходил как обычно. На переменах гонял с одноклассниками мячик во дворе, рисовал в классе стенгазету, отвечал на уроках. И никто, кроме Гельки и Янкиного деда, не знал, какая у него, у Янки, в душе печаль. Даже Листик и Васька этого толком не понимали. Для Листика всё это, наверно, было похоже на игру, а Васька предусмотрительно отключил блок чувствительности… Погода всё ещё стояла тёплая и тихая, и в этой тишине таилась особая замедленность, растянутость времени. Теперь каждая встреча с Янкой была для Гельки событием. Каждый шаг имел особый смысл. Каждый разговор делался большим куском жизни. Впрочем, потом Гельке казалось, что разговор в эти дни был один, только тянулся долго-долго. …После уроков Гелька, смущаясь, даже мучаясь, попросил: – Янка, сыграй "Восстание"… "Ты ведь понимаешь, что потом его мне никто не сыграет", – добавил он мысленно. И Янка понял. – Только не дома, – сказал он. – А то дедушка ещё сильнее загорюет… Янка прихватил скрипку, и они ушли за станцию, на пустырь с рельсовым тупиком, где ещё недавно стоял вагон "Курятник" и где под бетонным блоком были зарыты обломки робота Ерёмы. От "Курятника" теперь не осталось и следа, вагон разобрали по приказу начальника станции. Янка встал между рельсов и заиграл. И Гельке снова показалось, что вокруг Янки носит разноцветные листья быстрый ветер… Янка опустил смычок и слабо улыбнулся: – Я боялся, что разучусь… Нет, это навсегда, наверно. Гелька отцепил от воротника бронзовую ящерку. – Янка, вот… Будешь улетать, держи крепче. Пусть будет тебе на память. И как талисман. Янка вскинул глаза. – Талисман? – Ну… это мне так просто в голову пришло. Папа эту ящерку на бетоне отпечатал, там, на скважине. Как будто заклинание сделал: пускай бетон прочный, а ящерка всё равно пробьётся… Может, и мы ещё пробьёмся друг к другу. Возьми. – Хорошо. Только не сейчас, Гелька. Потом, когда уж совсем… полечу. – Янка… А как это – лететь т у д а? Долго? Янка-Денёк тихо сказал: – Это не поймёшь, долго ли. Просто серая пустота, без времени… Только страшно… – Почему? Ты же говорил, что ветеркам ничего не опасно. – Да я не про опасность. Боюсь, что опять окажусь в самом начале. Опять война, восстание, и опять я ничего не помню… Если бы вернуться прямо на поляну, к нашим! Полететь бы в Пустой Город, отыскать Юрку, привести к отцу. Пускай хоть на несколько минут. Оба понимали, что это возможно, если только порвётся кольцо. Ну и что же? Оно порвётся! Очень скоро! Недаром же в тайнике под будкой Дуплекса набирает силу волшебный состав из непокорной травы белоцвета… А пока они шли по рельсам, и Гелька держал ящерку на ладони, а Янка гладил её мизинцем. Он сказал: – В крепости, где был Морской лицей, водились ящерки-каменки. У одного мальчика даже была ручная… – Разве их можно приручить? – У него получилось. Он был добрый… Немножко на тебя похожий, только поменьше. – Он тоже стал ветерком? – Нет, он хотел, но не успел. – А что с ним сделалось? – Я не знаю, Гелька. В том огне трудно было всё запомнить. Наверно, Юрка отослал его с другими ребятами из крепости. – А почему он отослал ребят? – Юрка сразу понимал, что мы долго не продержимся. Главное было – освободить тех четверых. А потом уходить. Поэтому он велел остаться только ветеркам. – А тех четверых освободили? – Да, они успели уйти. А мы уже не успели. Появились э т и… Мы говорим: пропустите нас и мы уйдём без боя. А они наступают… А ведь с нами были не только ветерки. – А кто ещё? – Многие. Те, кому достались карабины, не хотели их отдавать и не ушли, когда еще было время. Ни один. Сказали: если надо, будем драться… – А что с ними стало? – прошептал Гелька. Янка промолчал. Гелька спросил: – Янка… Денёк! А как стать ветерком? Ну, не навсегда, а так, чтобы летать? Янка-Денёк медленно шагал по сгнившим шпалам, цеплял сандалетами головки осенних ромашек, что росли между рельсов. – Секрет, что ли? – тихо спросил Гелька. – Не секрет… Надо, во-первых, перейти или переплыть Реку. Во-вторых, надо знать заклинание. Оно написано на чёрной плите, на Башне Ветров. Есть такая башня в Пустом Городе. А потом, когда будет решительный момент, надо преодолеть страх и прыгнуть с высоты… Гелька вспомнил, как в прошлом году они с Юркой ныряли со вздыбленной кормы старого лихтера. – У меня, наверно, получится… – прошептал он. – А реку я уже два раза переплывал. – Гелька! – встревоженно сказал Янка. – Это ведь не та река. И ты не знаешь заклинания. – Разве ты мне его не скажешь? – Я… конечно, я скажу… И он сказал вполголоса пять слов – таких простых и лёгких, что Гелька даже засмеялся: – И это всё? – Да. Но, Гелька… По-моему, каждый должен прочитать их сам. Там, на башне… И там же переплыть Реку… – Разве она шире нашей? – Да нет, не шире… – Тогда какая разница? – Не знаю… Гелька, ты всё-таки не рискуй. – Ладно… – рассеянно отозвался Гелька. А для себя кое-что прочно решил. Пускай только закончится эта история с Мостом. Они всё рассчитали до секунды. Мост появлялся каждый вечер, когда светила полная луна и рокотал над пустырём железный танец. В двадцать один час двадцать три минуты Мост вырастал из воздуха – громадный и чёрный, – а ещё через две минуты по нему проскакивал поезд. Потом пробегали ещё пятьдесят две секунды – и Мост пропадал. Терялся где-то в других пространствах и временах. Наверно, в тех, где по замкнутому кольцу мчалась жизнь Юрки, Глеба, скадермена Ярослава Родина, ветерков. Жизнь целой Планеты. И может быть, ещё многих планет… За две минуты забраться по скобам на тридцатиметровый мост – это можно. Две секунды на метр. Главное, не бояться. Потом, когда промчится поезд, надо приложить к рельсу волшебные шашки, завёрнутые в неволшебную фольгу. К одной из шашек будет подключён длинный провод электровзрывателя (взрыватель должен смастерить Васька). Затем быстро-быстро спуститься, залечь в рытвине и включить батарейку. Поезд будет уже далеко, те, кто едут в нём, не пострадают.

The script ran 0.005 seconds.