1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
это.
Когда
кто-то упомянул
о смерти матери,
Махарши кратко
поправил говорившего:
«Она не умерла,
она поглотилась».
Описывая
потом процесс
поглощения,
Шри Бхагаван
сказал: «Внутренние
склонности
ума и тонкая
память прошлых
переживаний,
ведущие к будущим
возможностям,
стали очень
активными.
Сцена за сценой
прокручивались
перед ней в
тонком сознании,
внешние чувства
уже ушли. Душа
прошла через
серию переживаний,
избежав, таким
образом, необходимости
перерождения
и сделав возможным
Союз с Духом.
С души были
сняты, наконец,
тонкие оболочки,
прежде чем она
достигла
окончательного
места назначения,
высочайшего
мира Освобождения,
из которого
нет возвращения
в неведение».
Мощной
была поддержка,
оказанная Шри
Бхагаваном,
а глубокая
святость Алагаммы,
ее предшествующее
отречение от
гордыни и
привязанности
позволили
ей воспользоваться
этой помощью.
Махарши говорил
позже: «Да, в
ее случае —
успех; до этого
я делал
то же для Паланисвами,
когда приближался
его конец, но
была неудача.
Он открыл глаза
и умер». Махарши,
однако, добавил,
что в случае
с Паланисвами
не было полного
поражения, так
как хотя эго
и не погрузилось
в Атман,
но способ его
ухода показал
последующее
хорошее перерождение.
Когда
преданные
переживали
тяжелые утраты,
Шри
Бхагаван
часто напоминал
им, что умирает
только тело
и
только иллюзия
Я-есть-тело
создает из
смерти трагедию.
Теперь, по время
своей собственной
тяжелейшей
утраты, он не
выказывал
никакого горя.
Целую ночь он
и почитатели
просидели,
распевая песни
преданности.
Это равнодушие
к физической
смерти своей
матери — подлинный
комментарий
к его молитве
периода ее
предыдущей
болезни.
Возник
вопрос, как
распорядиться
телом. Бхагаван
сам
засвидетельствовал,
что она погрузилась
в Атман,
а не осталась
для перерождения
к иллюзии эго,
но чувствовалось
некоторое
сомнение в том,
что тело женщины-святого
следует не
кремировать,
а хоронить.
Тогда и вспомнили,
что в 1917 году этот
самый пункт
фигурировал
в серии вопросов,
которые Ганапати
Шастри и его
группа поставили
Шри Бхагавану,
и он
ответил утвердительно.
«Поскольку
джняна
(Знание)
и мукти
(Освобождение)
не различаются
в зависимости
от пола, тело
женщины-святого
также не требуется
кремировать.
Ее тело тоже
является жилищем
Бога».
В случае
ухода матери
из Ашрама, как
и при ее вступлении
в него, никто
не осмелился
спросить самого
Шри Бхагавана
о решении, а он
не объявлял
последнего.
Казалось, никому
не придет в
голову, что
ответ уже дан
в его молитве
1914 года:
«Укрой
мою мать Твоим
Светом
И сделай
ее единой с
Тобой.
Где тогда
необходимость
кремации?»
Шри
Бхагаван стоял,
молча наблюдая,
безучастно.
Тело матери
захоронили
у подножия
Горы, с южной
стороны, между
водоемом Политиртам
и святыней
Дакшинамурти.
На церемонию
прибыли родственники
и друзья, масса
людей пришла
из города. Священный
пепел,
камфора, фимиам
были брошены
в яму вокруг
тела, прежде
чем могила была
заполнена. Было
построено
каменное надгробие,
и на нем установлен
священный
лингам,
доставленный
из Бенареса.
Позднее на этом
месте воздвигли
храм, полностью
законченный
в
1949 году и известный
как храм Матрубхутешвара,
храм Бога,
проявленного
как Мать.
Как
приход матери
обозначил эпоху
в жизни Ашрама,
так и ее уход.
Вместо задержки
его развитие
усилилось. Были
преданные,
которые чувствовали,
что ее
присутствие,
словно шакти,
или
творческая
энергия,
стало более
могущественным,
чем раньше. Шри
Бхагаван однажды
сказал: «Куда
она ушла? Она
— здесь».
Ниранджнянананда
Свами выбрал
своим местопребыванием
соломенную
постройку у
подножия Горы,
возведенную
рядом с надгробием.
Шри Бхагаван
остался в
Скандашраме,
но почти каждый
день спускался
по горному
склону к могиле
— около получаса
ходьбы. Затем
однажды, почти
шесть месяцев
спустя, ушел
на прогулку
и в процессе
ходьбы почувствовал
мощное побуждение
спуститься
к надгробию
и остаться
там. Когда он
не возвратился,
преданные
последовали
за ним туда, и
таким образом
был основан
Шри Раманашрам.
«Я переселился
из Скандашрама
не по своей
собственной
воле, — говорил
он позднее, —
что-то
повело меня
туда, и я подчинился.
Это было не мое
решение, а
Божественной
Воли».
Глава
9
Адвайта,
или недвойственность
Шри
Бхагаван не
был философом,
и его учение
во времени
совершенно
не изменялось.
Самые ранние
наставления
— «Само-исследование»
и «Кто я?» — с
точки зрения
теории, или
доктрины, не
отличаются
от тех,
что он давал
устно в последние
годы. Когда,
будучи
шестнадцатилетним
юношей, он постиг
свою тождественность
с Абсолютом,
с ТЕМ — Чистым
Бытием, лежащим
в основе всего
существующего,
— это было
бесформенное,
интуитивное
знание, доктринальные
подтексты
которого стали
осознаваться
уже позднее.
«Я еще не имел
представления,
что там *
была Сущность,
или
Безличная
Реальность,
поддерживающая
все,
и что Бог и я
оба были тождественны
ЕЙ. Позже, в
Тируваннамалае,
слушая Рибху
Гиту и
другие священные
тексты, я узнал
все это и обнаружил,
что в них анализировались
и присваивались
имена тому, что
было прочувствовано
мной без анализа
или наименования».
Речь идет не
о восприятии
мнений, но об
узнавании
Истины. То есть,
правильнее
сказать, в
прочитанном
и прослушанном
он не получал
убеждение, а
просто
открывал соответствие
тому, что уже
интуитивно
знал.
Индуизм
охватывает
все формы и
уровни духовной
доктрины; все
они имеют силу
и соответствуют
различным
подходам, которые
требуются людям
с разнообразными
темпераментами
и развитием.
Как и в западных,
и семитических
религиях, здесь
есть подход,
опирающийся
на любовь и
почитание
личного Бога.
Поэтому также
существует
Путь, когда
Бога видят
проявленным
во всех Его
творениях и
почитают служением
им. Однако
обнаружение
Чистого Бытия
как Духа человека,
Духа вселенной
и всех существ
— высочайшая
и окончательная
Истина, превосходящая
все остальные
уровни доктрины
без отрицания
их истинности
на своем собственном
плане. Такой
является доктрина
адвайты,
недвойственности,
которой учили
древние риши
и
более всего
— Шанкарачарья.
Это простейшая
и в то же самое
время наиболее
глубокая суть
конечной
Истины, лежащей
по ту сторону
всех путаниц
космологии.
Недвойственность
означает, что
только Абсолют
есть. Весь космос
существует
внутри Него,
не имея внутренней
реальности,
но будучи просто
проявлением
Абсолюта, который,
несмотря на
это, остается
вечно неизменным
и непроявленным.
Точно так же
люди и события
человеческого
сна существуют
внутри человека
и не имеют реальности
отдельной от
него, ничего
не добавляя
ему своим
возникновением
и не отнимая
ничего при
исчезновении.
Это значит, что
Абсолют есть
Я,
Атман,
космоса и каждого
существа.
Следовательно,
разыскивая
свое личное
«я» постоянным
исследованием
«Кто я?», человек
может осознать
свою тождественность
со Всеобщим
Бытием. То, чему
учил Шри Бхагаван,
было адвайтой
в
ее самом чистом
виде.
Кое-кто
может опасаться,
что доктрина
Единого Я
лишает
их личного
Бога, Которому
они могут молиться,
но для такого
опасения нет
оснований, ибо
пока длится
реальность
молящегося
эго, сохранится
и реальность
Бога, Которому
оно молится;
пока человек
считает свое
эго реальностью,
мир вне и Бог
над эго также
будут реальностями
для него. Это
уровень дуалистической
религии и личного
Бога, являющийся
истиной, но
не окончательной
Истиной. «Все
религии постулируют
три основы:
человек, Бог
и мир. Только
пока
длится эго,
человек говорит:
„Единое проявляет
Себя этими
тремя” или „Эти
трое действительно
трое”. В высочайшем
состоянии,
присущем Я,
Атману,
эго угасло»
1.
Некоторые
люди к тому же
восстают против
концепции
нереального
мира, даже несмотря
на то, что принимают
реальность
Духа, из-за того,
что не понимают,
в каком смысле
мир нереален.
Шри Бхагаван
часто объяснял
это, и нигде
нет большей
четкости, чем
в
следующей
формулировке,
записанной
С. С. Коганом:
«Шанкарачарью
критиковали
за его философию
майи
(иллюзии),
не понимая
существа вопроса.
Он дал три
утверждения:
что Брахман
реален,
что вселенная
нереальна и
что Брахман
есть
вселенная.
Шанкара не
останавливался
специально
на втором
утверждении,
ибо третье
объясняет
остальные
два. Оно означает,
что, когда вселенная
воспринимается
отдельно от
Брахмана,
восприятие
является ложным
и иллюзорным.
Это равнозначно
тому, что феномен
реален, когда
переживается
как Атман,
и иллюзорен,
когда видится
отдельным от
Атмана».
Учение
Шри Бхагавана
является
исключительно
практичным.
Он излагал
теорию только
в ответ на особые
нужды и запросы
преданных и
как необходимую
основу
практики. Когда
ему однажды
напомнили *,
что Будда
отказывался
откликаться
на вопросы о
Боге, Махарши
ответил с одобрением:
«По существу,
Будда больше
интересовался
направлением
искателя к
практике
осознания
Блаженства
здесь и теперь,
чем академическими
дискуссиями
о Боге». Поэтому
он сам также
часто отказывался
удовлетворять
пустое любопытство,
вместо этого
поворачивая
спрашивающего
к необходимости
садханы,
или
усилия. На вопрос
о состоянии
человека после
смерти Шри
Бхагаван мог
ответить:
«Почему вы
хотите знать,
чем вы будете,
когда умрете,
раньше того,
что вы есть
сейчас? Сначала
узнайте, кем
вы являетесь
теперь». Сейчас
и извечно человек
есть бессмертный
Атман
позади данной
и каждой другой
жизни, но услышать
это или поверить
этому — недостаточно:
необходимо
стремиться
к реализации
бессмертного
Я.
Подобным
образом на
вопрос о
Боге он мог
ответить: «Почему
вы хотите узнать
о Боге раньше,
чем вы узнали
самого себя?
Сначала найдите,
кто вы».
Способ,
которым это
должно быть
сделано, описывается
в главе 14, но
поскольку в
следующей главе
уже рассказывается
о наставлениях
Шри Бхагавана
преданным,
следует упомянуть
о них и его учении
здесь.
Учение
Шри Раманы не
было «философией»
в обычном смысле
этого термина
— ведь он (как
явствует из
ответов Шивапракашаму
Пиллаю в следующей
главе), учил
своих последователей
не продумывать
проблемы до
конца, а устранять
мысли. Может
показаться,
что речь идет
о притуплении
ума, но, как Шри
Бхагаван объяснил
Полю Брантону
в разговоре,
цитированном
в главе
2, истинно как
раз обратное.
Человек тождествен
Атману,
который есть
чистое Бытие,
чистое Сознание,
чистое Блаженство,
но ум творит
иллюзию отдельной
индивидуальности.
В глубоком сне
ум успокоен,
и человек един
с
Атманом,
не сознавая
этого.
В самадхи
он
составляет
одно с Атманом
— полностью
сознательно,
не в темноте
неведения, но
в свете знания.
Если вмешательство
ума устранено,
сознание Атмана
может, посредством
Милости Гуру,
пробудиться
в Сердце, таким
образом подготавливая
для этого
блаженного
Тождества, для
состояния,
являющегося
не тупостью
или неведением,
но лучезарным
Знанием, чистым
переживанием
«Я есмь».
Многие
могут чувствовать
отвращение
к идее разрушения
ума или (что
приводит к тому
же) отдельной
индивидуальности
и найти ее ужасающей.
Однако это
происходит
с нами ежедневно
в глубоком сне
и, далекие от
страха перед
засыпанием,
мы находим
глубокий
сон желательным
и приятным,
даже хотя ум
в нем
успокаивается
только бессознательно,
путем неведения.
С другой стороны,
в экстазе или
в глубоком
восторге ум
на мгновение
поглощается
и успокаивается
в отрывочном
переживании
блаженства,
которое есть
его истинная
природа. Сами
слова «восторг»
и «экстаз»
указывают на
выход за пределы
индивидуальности,
ибо этимологически
«восторг»
означает нечто
уносящее, увлекающее,
а «экстаз» —
пребывание
вне себя. Выражение
«это захватывает
дыхание» в
действительности
означает «это
захватывает
мысль», т. к.
источник мысли
и дыхания один
и тот же — как
Шри Бхагаван
объяснил, говоря
о контроле
дыхания. Истина
состоит в том,
что индивидуальность
не утрачивается,
но расширяется
до Безграничности.
Устранение
мыслей проводится
ради сосредоточения
на более глубоком
сознании, лежащем
по ту сторону
и за пределами
мысли. Далекое
от ослабления
ума, оно усиливает
его, так как
учит концентрации.
Шри
Бхагаван часто
подтверждал
это. Только
слабый и неконтролируемый
ум то и дело
отвлекается
посторонними
мыслями и изводится
бесполезными
заботами; ум,
который достаточно
силен, чтобы
сосредоточиться
(не важно на
чем), может изменить
направление
своей
концентрации
к устранению
мыслей при
поиске Атмана,
и наоборот —
усилие уничтожить
мысли предписанным
способом дает
силу и способность
концентрации.
Когда поиск
доведен до
конца, способности
ума не утрачиваются.
Шри Бхагаван
пояснил это,
сравнивая ум
джняни
с
луной на небосводе
в полдень: она
светит, но этот
свет не требуется
в большем сиянии
освещающего
ее солнца.
Глава
10
Некоторые
из ранних почитателей
Хотя
доктрина, которой
учил Шри Бхагаван,
никогда не
изменялась,
способы наставления
варьировались
в соответствии
с характером
и пониманием
спрашивающего.
За годы, проведенные
на Горе, сохранились
записи переживаний
некоторых из
его преданных
и разъяснений,
полученных
ими; небольшая
часть этих
записей представлена
ниже. Действительно,
можно сказать,
что опыт последователей
Шри Бхагавана
составляет
его биографию,
так как он сам
был утвержден
в Неизменности,
лежащей по ту
сторону событий
и переживаний.
Шивапракашам
Пиллай
Среди
преданных Шри
Бхагавана
Шивапракашам
Пиллай был
одним из интеллектуалов,
он увлекся
философией
в университете
Мадраса и уже
размышлял над
тайнами Бытия.
В 1900 году он был
направлен на
службу
в почтовое
отделение
государственного
Департамента
округа Южный
Аркот. Два года
спустя работа
привела его
в Тируваннамалай,
и он услышал
о молодом Свами,
живущем на
Горе. Шивапракашам
Пиллай был
очарован уже
первым посещением
и стал преданным.
Он задал четырнадцать
вопросов и,
поскольку
Свами все еще
сохранял Молчание,
вопросы и ответы
были записаны.
Ответ на последний
вопрос Свами
написал на
куске шифера,
и Шивапракашам
Пиллай тотчас
же снял с него
|
The script ran 0.01 seconds.