Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Владимир Маяковский - Стихотворения. (1912—1917) [1912-1917]
Известность произведения: Высокая
Метки: Классика, Поэзия

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 

                Пустите!                 Меня не остановите.       Вру я,       в праве ли,       но я не могу быть спокойней.       Смотрите —       звезды опять обезглавили       и небо окровавили бойней!                 Эй, вы!       Небо!       Снимите шляпу!       Я иду!                 Глухо.                 Вселенная спит,       положив на лапу       с клещами звезд огромное ухо. [1914–1915 ]                         Флейта-позвоночник*         Пролог                За всех вас,       которые нравились или нравятся,       хранимых иконами у души в пещере,       как чашу вина в застольной здравице,       подъемлю стихами наполненный череп.                 Все чаще думаю —       не поставить ли лучше       точку пули в своем конце.       Сегодня я       на всякий случай       даю прощальный концерт.                 Память!       Собери у мозга в зале       любимых неисчерпаемые очереди.       Смех из глаз в глаза лей.       Былыми свадьбами ночь ряди.       Из тела в тело веселье лейте.       Пусть не забудется ночь никем.       Я сегодня буду играть на флейте.       На собственном позвоночнике.              1                Версты улиц взмахами шагов мну.       Куда уйду я, этот ад тая!       Какому небесному Гофману*       выдумалась ты, проклятая?!                 Буре веселья улицы узки.       Праздник нарядных черпал и черпал.       Думаю.       Мысли, крови сгустки,       больные и запекшиеся, лезут из черепа.                 Мне,       чудотворцу всего, что празднично,       самому на праздник выйти не с кем.       Возьму сейчас и грохнусь навзничь       и голову вымозжу каменным Невским!       Вот я богохулил.       Орал, что бога нет,       а бог такую из пекловых глубин,       что перед ней гора заволнуется и дрогнет,       вывел и велел:       люби!                 Бог доволен.       Под небом в круче       измученный человек одичал и вымер.       Бог потирает ладони ручек.       Думает бог:       погоди, Владимир!       Это ему, ему же,       чтоб не догадался, кто ты,       выдумалось дать тебе настоящего мужа       и на рояль положить человечьи ноты.       Если вдруг подкрасться к двери спаленной,       перекрестить над вами стёганье одеялово,       знаю —       запахнет шерстью паленной,       и серой издымится мясо дьявола.                 А я вместо этого до утра раннего       в ужасе, что тебя любить увели,       метался       и крики в строчки выгранивал,       уже наполовину сумасшедший ювелир.       В карты б играть!       В вино       выполоскать горло сердцу изоханному.                 Не надо тебя!       Не хочу!       Все равно       я знаю,       я скоро сдохну.                 Если правда, что есть ты,       боже,       боже мой,       если звезд ковер тобою выткан,       если этой боли,       ежедневно множимой,       тобой ниспослана, господи, пытка,       судейскую цепь надень.       Жди моего визита.       Я аккуратный,       не замедлю ни на день.       Слушай,       Всевышний инквизитор!                 Рот зажму.       Крик ни один им       не выпущу из искусанных губ я.       Привяжи меня к кометам, как к хвостам лошадиным,       и вымчи,       рвя о звездные зубья.       Или вот что:       когда душа моя выселится,       выйдет на суд твой,       выхмурясь тупенько,       ты,       Млечный Путь перекинув виселицей,       возьми и вздерни меня, преступника.       Делай, что хочешь.       Хочешь, четвертуй.       Я сам тебе, праведный, руки вымою.       Только —       слышишь! —       убери проклятую ту,       которую сделал моей любимою!                 Версты улиц взмахами шагов мну.       Куда я денусь, этот ад тая!       Какому небесному Гофману       выдумалась ты, проклятая?!              2                И небо,       в дымах забывшее, что голубо,       и тучи, ободранные беженцы точно,       вызарю в мою последнюю любовь,       яркую, как румянец у чахоточного.                 Радостью покрою рев       скопа       забывших о доме и уюте.       Люди,       слушайте!       Вылезьте из окопов.       После довоюете.                 Даже если,       от крови качающийся, как Бахус*,       пьяный бой идет —       слова любви и тогда не ветхи.       Милые немцы!       Я знаю,       на губах у вас       гётевская Гретхен*.                 Француз,       улыбаясь, на штыке мрет,       с улыбкой разбивается подстреленный авиатор,       если вспомнят       в поцелуе рот       твой, Травиата*.                 Но мне не до розовой мякоти,       которую столетия выжуют.       Сегодня к новым ногам лягте!       Тебя пою,       накрашенную,       рыжую.                 Может быть, от дней этих,       жутких, как штыков острия,       когда столетия выбелят бороду,       останемся только       ты       и я,       бросающийся за тобой от города к городу.                 Будешь за море отдана,       спрячешься у ночи в норе —       я в тебя вцелую сквозь туманы Лондона       огненные губы фонарей.                 В зное пустыни вытянешь караваны,       где львы начеку, —       тебе       под пылью, ветром рваной,       положу Сахарой горящую щеку.                 Улыбку в губы вложишь,       смотришь —       тореадор хорош как!       И вдруг я       ревность метну в ложи       мрущим глазом быка.                 Вынесешь на мост шаг рассеянный —       думать,       хорошо внизу бы.       Это я       под мостом разлился Сеной,       зову,       скалю гнилые зубы.                 С другим зажгешь в огне рысаков       Стрелку или Сокольники*.       Это я, взобравшись туда высоко,       луной томлю, ждущий и голенький.                 Сильный,       понадоблюсь им я —       велят:       себя на войне убей!       Последним будет       твое имя,       запекшееся на выдранной ядром губе.                 Короной кончу?       Святой Еленой*?       Буре жизни оседлав валы,       я — равный кандидат       и на царя вселенной       и на       кандалы.                 Быть царем назначено мне —       твое личико       на солнечном золоте моих монет       велю народу:       вычекань!       А там,       где тундрой мир вылинял,       где с северным ветром ведет река торги, —       на цепь нацарапаю имя Лилино       и цепь исцелую во мраке каторги.                 Слушайте ж, забывшие, что небо голубо,       выщетинившиеся,       звери точно!       Это, может быть,       последняя в мире любовь       вызарилась румянцем чахоточного.              3                Забуду год, день, число.       Запрусь одинокий с листом бумаги я,       Творись, просветленных страданием слов       нечеловечья магия!                 Сегодня, только вошел к вам,       почувствовал —       в доме неладно.       Ты что-то таила в шелковом платье,       и ширился в воздухе запах ладана.       Рада?       Холодное       «очень».       Смятеньем разбита разума ограда.       Я отчаянье громозжу, горящ и лихорадочен.                 Послушай,       все равно       не спрячешь трупа.       Страшное слово на голову лавь!       Все равно       твой каждый мускул       как в рупор       трубит:       умерла, умерла, умерла!       Нет,       ответь.       Не лги!       (Как я такой уйду назад?)       Ямами двух могил       вырылись в лице твоем глаза.                 Могилы глубятся       Нету дна там.       Кажется,       рухну с помоста дней.       Я душу над пропастью натянул канатом,       жонглируя словами, закачался над ней.                 Знаю,       любовь его износила уже.       Скуку угадываю по стольким признакам.       Вымолоди себя в моей душе.       Празднику тела сердце вызнакомь.                 Знаю,       каждый за женщину платит.       Ничего,       если пока       тебя вместо шика парижских платьев       одену в дым табака.                 Любовь мою,       как апостол во время оно,       по тысяче тысяч разнесу дорог.       Тебе в веках уготована корона,       а в короне слова мои —       радугой судорог.                 Как слоны стопудовыми играми       завершали победу Пиррову*,       я поступью гения мозг твой выгромил.       Напрасно.       Тебя не вырву.                 Радуйся,       радуйся,       ты доконала!       Теперь       такая тоска,       что только б добежать до канала       и голову сунуть воде в оскал.                 Губы дала.       Как ты груба ими.       Прикоснулся и остыл.       Будто целую покаянными губами       в холодных скалах высеченный монастырь.                 Захлопали       двери.       Вошел он,       весельем улиц орошен.       Я       как надвое раскололся в вопле.       Крикнул ему:       «Хорошо!       Уйду!       Хорошо!       Твоя останется.       Тряпок нашей ей,       робкие крылья в шелках зажирели б.       Смотри, не уплыла б.       Камнем на шее       навесь жене жемчуга ожерелий!»                 Ох, эта       ночь!       Отчаянье стягивал туже и туже сам.       От плача моего и хохота       морда комнаты выкосилась ужасом.                 И видением вставал унесенный от тебя лик,       глазами вызарила ты на ковре его,       будто вымечтал какой-то новый Бялик*       ослепительную царицу Сиона евреева.                 В муке       перед той, которую отдал,       коленопреклоненный выник.       Король Альберт*,       все города       отдавший,       рядом со мной задаренный именинник.                 Вызолачивайтесь в солнце, цветы и травы!       Весеньтесь, жизни всех стихий!       Я хочу одной отравы —       пить и пить стихи.                 Сердце обокравшая,       всего его лишив,       вымучившая душу в бреду мою,       прими мой дар, дорогая,       больше я, может быть, ничего не придумаю.                 В праздник красьте сегодняшнее число.       Творись,       распятью равная магия.       Видите —       гвоздями слов       прибит к бумаге я.              [1915 ]                Война и мир         Пролог                Хорошо вам.       Мертвые сраму не имут.       Злобу       к умершим убийцам туши.       Очистительнейшей влагой вымыт       грех отлетевшей души.                 Хорошо вам!       А мне       сквозь строй,       сквозь грохот       как пронести любовь к живому?       Оступлюсь —       и последней любовишки кроха       навеки канет в дымный омут.                 Что им,       вернувшимся,       печали ваши,       что им       каких-то стихов бахрома?!       Им       на паре б деревяшек       день кое-как прохромать!                 Боишься!       Трус!       Убьют!       А так       полсотни лет еще можешь, раб, расти.       Ложь!       Я знаю,       и в лаве атак       я буду первый       в геройстве,       в храбрости.                 О, кто же,       набатом гибнущих годин       званый,       не выйдет брав?       Все!       А я       на земле       один       глашатай грядущих правд.                 Сегодня ликую!       Не разбрызгав,       душу       сумел,       сумел донесть.       Единственный человечий,       средь воя,       средь визга,       голос       подъемлю днесь.                 А там       расстреливайте,       вяжите к столбу!       Я ль изменюсь в лице!       Хотите —       туза       нацеплю на лбу,       чтоб ярче горела цель?!              Посвящение                Лиле                    8 октября.       1915 год.       Даты       времени,       смотревшего в обряд       посвящения меня в солдаты.                 «Слышите!       Каждый,       ненужный даже,       должен жить;       нельзя,       нельзя ж его       в могилы траншей и блиндажей       вкопать заживо —       убийцы!»                 Не слушают.       Шестипудовый унтер сжал, как пресс.       От уха до уха выбрили аккуратненько.       Мишенью       на лоб       нацепили крест       ратника.                 Теперь и мне на запад!       Буду идти и идти там,       пока не оплачут твои глаза       под рубрикой       «убитые»       набранного петитом.              Часть I    

The script ran 0.003 seconds.