Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Александр Блок - Стихотворения [1901-1921]
Известность произведения: Высокая
Метки: poetry, Поэзия

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 

  14 ноября 1902  « Запевающий сон, зацветающий цвет…»     Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет.   Открывая окно, увидал я сирень. Это было весной – в улетающий день.   Раздышались цветы – и на темный карниз Передвинулись тени ликующих риз.   Задыхалась тоска, занималась душа, Распахнул я окно, трепеща и дрожа.   И не помню – откуда дохнула в лицо, Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.   Сентябрь‑декабрь 1902   « Я к людям не выйду навстречу…»     Я к людям не выйду навстречу, Испугаюсь хулы и похвал. Пред Тобой Одною отвечу, За то, что всю жизнь молчал.   Молчаливые мне понятны, И люблю обращенных в слух: За словами – сквозь гул невнятный Просыпается светлый Дух.   Я выйду на праздник молчанья, Моего не заметят лица. Но во мне – потаенное знанье О любви к Тебе без конца.   14 января 1903   « Потемнели, поблекли залы…»     Потемнели, поблекли залы. Почернела решотка окна. У дверей шептались вассалы: «Королева, королева больна».   И король, нахмуривший брови, Проходил без пажей и слуг. И в каждом брошенном слове Ловили смертный недуг.   У дверей затихнувшей спальни Я плакал, сжимая кольцо. Там – в конце галлереи дальней Кто‑то вторил, закрыв лицо.   У дверей Несравненной Дамы Я рыдал в плаще голубом. И, шатаясь, вторил тот самый – Незнакомец с бледным лицом.   4 февраля 1903  « Всё ли спокойно в народе?..»     – Всё ли спокойно в народе? – Нет. Император убит. Кто‑то о новой свободе На площадях говорит.   – Все ли готовы подняться? – Нет. Каменеют и ждут. Кто‑то велел дожидаться: Бродят и песни поют.   – Кто же поставлен у власти? – Власти не хочет народ. Дремлют гражданские страсти: Слышно, что кто‑то идет.   – Кто ж он, народный смиритель? – Темен, и зол, и свиреп: Инок у входа в обитель Видел его – и ослеп.   Он к неизведанным безднам Гонит людей, как стада… Посохом гонит железным… – Боже! Бежим от Суда!   3 марта 1903   « Отворяются двери – там мерцанья…»     Отворяются двери – там мерцанья, И за ярким окошком – виденья. Не знаю – и не скрою незнанья, Но усну – и потекут сновиденья.   В тихом воздухе – тающее, знающее… Там что‑то притаилось и смеется. Что смеется? Мое ли, вздыхающее, Мое ли сердце радостно бьется?   Весна ли за окнами – розовая, сонная? Или это Ясная мне улыбается? Или только мое сердце влюбленное? Или только кажется? Или все узнается?   17 марта 1903  « Я вырезал посох из дуба…»     Я вырезал посох из дуба Под ласковый шепот вьюги. Одежды бедны и грубы, О, как недостойны подруги!   Но найду, и нищий, дорогу, Выходи, морозное солнце! Проброжу весь день, ради бога, Ввечеру постучусь в оконце…   И откроет белой рукою Потайную дверь предо мною Молодая, с золотой косою, С ясной, открытой душою.   Месяц и звезды в косах… «Входи, мой царевич приветный…» И бедный дубовый посох Заблестит слезой самоцветной…   25 марта 1903   « Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…»     Ей было пятнадцать лет. Но по стуку Сердца – невестой быть мне могла. Когда я, смеясь, предложил ей руку, Она засмеялась и ушла.   Это было давно. С тех пор проходили Никому не известные годы и сроки. Мы редко встречались и мало говорили, Но молчанья были глубоки.   И зимней ночью, верен сновиденью, Я вышел из людных и ярких зал, Где душные маски улыбались пенью, Где я ее глазами жадно провожал.   И она вышла за мной, покорная, Сама не ведая, что будет через миг. И видела лишь ночь городская, черная, Как прошли и скрылись: невеста и жених.   И в день морозный, солнечный, красный – Мы встретились в храме – в глубокой тишине: Мы поняли, что годы молчанья были ясны, И то, что свершилось,– свершилось в вышине.   Этой повестью долгих, блаженных исканий Полна моя душная, песенная грудь. Из этих песен создал я зданье, А другие песни – спою когда‑нибудь.   16 июня 1903, Bad Nauheim  « Светлый сон, ты не обманешь…»     Светлый сон, ты не обманешь, Ляжешь в утренней росе, Алой пылью тихо встанешь На закатной полосе.   Солнце небо опояшет, Вот и вечер – весь в огне. Зайчик розовый запляшет По цветочкам на стене.   На балконе, где алеют Мхи старинных баллюстрад, Деды дремлют и лелеют Сны французских баррикад.   Мы внимаем ветхим дедам, Будто статуям из ниш: Сладко вспомнить за обедом Старый пламенный Париж,   Протянув больную руку, Сладко юным погрозить, Сладко гладить кудри внуку, О минувшем говорить.   И в алеющем закате На балконе подремать, В мягком стеганом халате Перебраться на кровать…   Скажут: «Поздно, мы устали…» Разойдутся на заре. Я с тобой останусь в зале, Лучик ляжет на ковре.   Милый сон, вечерний лучик… Тени бархатных ресниц… В золотистых перьях тучек Танец нежных вечерниц…   25 февраля 1904   « Темная, бледно‑зеленая…»   М. А. Олениной д'Альгейм     Темная, бледно‑зеленая Детская комнатка. Нянюшка бродит сонная. «Спи, мое дитятко».   В углу – лампадка зеленая. От нее – золотые лучики. Нянюшка над постелькой склоненная… «Дай заверну твои ноженьки и рученьки».   Нянюшка села и задумалась. Лучики побежали – три лучика. «Нянюшка, о чем ты задумалась? Расскажи про святого мученика».   Три лучика. Один тоненький… «Святой мученик, дитятко, преставился… Закрой глазки, мой мальчик сонненький. Святой мученик от мученья избавился».   23 ноября 1903  « Мой любимый, мой князь, мой жених…»     Мой любимый, мой князь, мой жених, Ты печален в цветистом лугу. Повиликой средь нив золотых Завилась я на том берегу.   Я ловлю твои сны на лету Бледно‑белым прозрачным цветком. Ты сомнешь меня в полном цвету Белогрудым усталым конем.   Ах, бессмертье мое растопчи,‑ Я огонь для тебя сберегу. Робко пламя церковной свечи У заутрени бледной зажгу.   В церкви станешь ты, бледен лицом, И к царице небесной придешь,‑ Колыхнусь восковым огоньком, Дам почуять знакомую дрожь…   Над тобой – как свеча – я тиха. Пред тобой – как цветок – я нежна. Жду тебя, моего жениха. Всё невеста – и вечно жена.   26 марта 1904   « Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь!..»     Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь! Дай мне вздохнуть, освежить мою грудь!   В темных провалах, где дышит гроза, Вижу зеленые злые глаза.   Ты ли глядишь иль старуха‑сова? Чьи раздаются во мраке слова?   Чей ослепительный плащ на лету Путь открывает в твою высоту?   Знаю – в горах распевают рога, Волей твоей зацветают луга.   Дай отдохнуть на уступе скалы! Дай расколоть это зеркало мглы!   Чтобы лохматые тролли, визжа, Вниз сорвались, как потоки дождя,   Чтоб над омытой душой в вышине День золотой был всерадостен мне!   Декабрь 1906  « В густой траве пропадешь с головой…»     В густой траве пропадешь с головой. В тихий дом войдешь, не стучась… Обнимет рукой, оплетет косой И, статная, скажет: «Здравствуй, князь.   Вот здесь у меня – куст белых роз. Вот здесь вчера – повилика вилась. Где был, пропадал? что за весть принес? Кто любит, не любит, кто гонит нас?»   Как бывало, забудешь, что дни идут, Как бывало, простишь, кто горд и зол. И смотришь – тучи вдали встают, И слушаешь песни далеких сел…   Заплачет сердце по чужой стороне, Запросится в бой – зовет и манит… Только скажет: «Прощай. Вернись ко мне» – И опять за травой колокольчик звенит…   12 июля 1907   Девушка из Spoleto     Строен твой стан, как церковные свечи. Взор твой – мечами пронзающий взор. Дева, не жду ослепительной встречи – Дай, как монаху, взойти на костер!   Счастья не требую. Ласки не надо. Лаской ли грубой тебя оскорблю? Лишь, как художник, смотрю за ограду, Где ты срываешь цветы,– и люблю!   Мимо, все мимо – ты ветром гонима – Солнцем палима – Мария! Позволь Взору – прозреть над тобой херувима, Сердцу – изведать сладчайшую боль!   Тихо я в темные кудри вплетаю Тайных стихов драгоценный алмаз. Жадно влюбленное сердце бросаю В темный источник сияющих глаз.   3 июня 1909   « Дух пряный марта был в лунном круге…»     Дух пряный марта был в лунном круге, Под талым снегом хрустел песок. Мой город истаял в мокрой вьюге, Рыдал, влюбленный, у чьих‑то ног.   Ты прижималась все суеверней, И мне казалось – сквозь храп коня – Венгерский танец в небесной черни Звенит и плачет, дразня меня.   А шалый ветер, носясь над далью,‑ Хотел он выжечь душу мне, В лицо швыряя твоей вуалью И запевая о старине…   И вдруг – ты, дальняя, чужая, Сказала с молнией в глазах: То душа, на последний путь вступая, Безумно плачет о прошлых снах.   6 марта 1910, часовня на Крестовском острове  На железной дороге   Марии Павловне Ивановой     Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая.   Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом.   Три ярких глаза набегающих – Нежней румянец, круче локон: Быть может, кто из проезжающих Посмотрит пристальней из окон…   Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели.   Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом…   Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул – и поезд в даль умчало.   Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая… Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая…   Да что – давно уж сердце вынуто! Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов…   Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей – довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена – все больно.   14 июня 1910  Унижение     В черных сучьях дерев обнаженных Желтый зимний закат за окном. (К эшафоту на казнь осужденных Поведут на закате таком).   Красный штоф полинялых диванов, Пропыленные кисти портьер… В этой комнате, в звоне стаканов, Купчик, шулер, студент, офицер…   Этих голых рисунков журнала Не людская касалась рука… И рука подлеца нажимала Эту грязную кнопку звонка…   Чу! По мягким коврам прозвенели Шпоры, смех, заглушенный дверьми… Разве дом этот – дом в самом деле? Разве так суждено меж людьми?   Разве рад я сегодняшней встрече? Что ты ликом бела, словно плат? Что в твои обнаженные плечи Бьет огромный холодный закат?   Только губы с запекшейся кровью На иконе твоей золотой (Разве это мы звали любовью?) Преломились безумной чертой…   В желтом, зимнем, огромном закате Утонула (так пышно!) кровать… Еще тесно дышать от объятий, Но ты свищешь опять и опять…   Он не весел – твой свист замогильный… Чу! опять – бормотание шпор… Словно змей, тяжкий, сытый и пыльный, Шлейф твой с кресел ползет на ковер…   Ты смела! Так еще будь бесстрашней! Я – не муж, не жених твой, не друг! Так вонзай же, мой ангел вчерашний, В сердце – острый французский каблук!   6 декабря 1911   « Есть в дикой роще, у оврага…»     Есть в дикой роще, у оврага, Зеленый холм. Там вечно тень. Вокруг – ручья живая влага Журчаньем нагоняет лень. Цветы и травы покрывают Зеленый холм, и никогда Сюда лучи не проникают, Лишь тихо катится вода. Любовники, таясь, не станут Заглядывать в прохладный мрак. Сказать, зачем цветы не вянут, Зачем источник не иссяк? – Там, там, глубо ко, под корнями Лежат страдания мои, Питая вечными слезами, Офелия, цветы твои!   3 ноября 1898  Моей матери

The script ran 0.002 seconds.