Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Эдуард Успенский - Меховой интернат [1989]
Известность произведения: Средняя
Метки: children, child_tale, Детская

Аннотация. Повесть-сказка о необыкновенной школе: в ней учатся бурундучок Бурундуковый Боря, белка Цоки-Цоки, волчонок Устин Летящий В Облаках, тушканчик Кара-Кусек, муравьед Биби-Моки, ласка Фью Алый Язычок, горностай Снежая Королева, бобрёнок Сева Бобров и ёжик Иглосски. А учительница у них - добрая и рассудительная девочка-четвероклассница по имени Люся.

Полный текст.
1 2 3 4 

— А он не может пойти. Не может! — захлопотала белочка. — Он ходить не умеет. Он лазает. Люся поджала губы — уж не разыгрывают ли ее? И сказала строго, с нажимом: — Сейчас к доске полезет Плюмбум-Чоки. Сначала из дырки посыпался мусор — зеленая труха. Затем закачался и задергался канат. Потом показалась длинная меховая лапа с цеплятельными пальцами. А затем вылез и сам Плюмбум-Чоки — большой ленивец в сиреневых трусищах по самую шею. "Ничего себе площадка молодняка! Ни в одном зоопарке нет таких зверей!" — подумала Люся. Плюмбум-Чоки медленно полз к доске. Вот он завис над ней, глядя на Люсю огромными спрашивающими глазами. — Напишите свое имя и свой возраст в людовецкой системе. Плюмбум начал царапать мелом что-то на доске. Люся не понимала: — Что это? на каком языке? на людовецком? на меховом? Чоки кончил царапать, а Люся так и не разобралась. — Что он написал? — обратилась она к классу. Весь класс, как один, встал на- передние лапы. Будто кого-то приветствовал. Люся даже оглянулась — не вошел ли кто? Никого не было. А класс плюхнулся обратно. И все подняли лапы. Больше всех тянулась белочка с первой парты. — Можно я? Можно я? — Можно. — Он написал: "Свинцовый Чоки. Семь лет". — На каком языке? — На кверхногамном. — Что это еще за язык такой — кверхногамный? — удивилась Люся. — Это когда кверх ногами пишут. Он же так висит. Люся повернулась к доске спиной и встала в позу ныряльщика. Так что доска предстала перед ней кверх ногами. И прочла: "Свинцовый Чоки. Семь лет". Теперь ей стало ясно все, кроме слова "свинцовый". — Почему Свинцовый Чоки? Ведь нужно Плюмбум. — Потому что плюмбум и есть свинец, — проскрипел ленивец. — Я — Свинцовый Чоки. Он говорил, как по тарелке царапал. — Спасибо, — сказала Люся. — Очень хорошо. Вот вам Вафельный Отметник. Откусите большой квадратурик. Она подала Отметник Чоки. Он не доставал, а она не дотягивалась. Тут Чоки рухнул вниз прямо на Люсю. Она даже перепугалась и шмыгнула под стол. Только Чоки не долетел до пола. Он повис на двух крючковатых лапах, как меховой ковер на веревке. "Так бы его и треснула выбивалкой!" — подумала Люся. Но драться не стала. А солидно, как положено учительнице, вылезла из-под стола и подала Отметник ученику. Плюмбум радостно отгрыз большую дольку и, сложившись, полез по канату в свою замусоренную дыру. В классе остался только резкий запах эвкалиптовых листьев. Люся внимательно осмотрела все углы в классе. Нет ли где еще какой норы? Того гляди, утконос вылезет или питон. — Теперь я бы хотела познакомиться… с юным пушистым созданием… Маленькая белочка исчезла под партой. — У которого такие толковые глаза… Такой застенчивый вид… Это создание, наверное, самое скромное во всем классе… очень любит грызть орехи, и сидеть под столом. Бельчонок сидел под партой и в ужасе дергал джинсовую штанину волка: — Это про тебя! Это про тебя! Волк оттолкнул белочку лапой: — Не дергай! Сам знаю. Он засмущался и, опустив глаза, пошел к доске. А белочка вылезла из-под парты очень довольная. Она покашивала глазами на Люсю и, наверное, считала себя самой хитрой в школе. В обеих системах — в людовецкой и в меховой. Еще бы! Она так здорово избежала вызова к доске! — Прошу вас, дорогой интернатник, напишите свое имя. "Юное пушистое создание" в виде лохматого дылды в джинсах и с пистолетами на боку нацарапало: УСТИН ЛЕТЯЩИЙ В АБЛАКАХ. Люся спросила у класса: — Где ошибка? Белочка с первой парты засверкала очками: — Можно я? Можно я? Она вышла из-за стола. И стало видно, как она хорошо одета. В яркую цветастую юбочку и жилетку. Она дописала: С ТРУДОМ. — Почему с трудом? — оторопела Люся. — Как почему? Как почему? — захлопотала белочка. — Волкам трудно летать. Они не умеют же. Птицы умеют. Мыши умеют. А волки не умеют. — Других ошибок нет? — Нет, — ответила белочка. — Я вижу, что есть. Вперед важно, вперевалочку вышел Иглосски. Большой специалист. Он зачеркнул букву "и" в слове "Устин" и написал "е". — Устен? — удивилась учительница. — Почему Устен? — У стен летает, — объяснил Иглосски. — В облаках у стен. — При чем тут стены?! — завопила Люся. — Ошибка в этом слове. — Она показала на слово "аблака". Весь класс принимал участие в исправлении написанного. Образовалась целая спасательная экспедиция. К ней присоединился еще и Сева Бобров. Зубастый Сева закричал: — Я знаю! Я знаю! "Аблака" — это неправильно. Надо написать "яблака". Получится: "Устин, летящий в яблаках". — В каких еще яблоках? - В обычных, — пояснил Сева. — Он вокруг яблони летает. От этих стен и яблок у Люси кругом пошла голова. — Неужели никто не знает? — Я знаю! — сказала Лаковая Молния. — Надо писать "в облаках". — Правильно, — похвалила ласку девочка. — Вот вам кусочек Вафельного Отметника. — А мне не дадут Отметника? — спросил устенный Устин. Люся не знала, как ей быть — дать ему понюхать плитку вафли в наказание за неграмотность или, наоборот, похвалить его за старательность и отломить кусочек. Она решила угостить волка. А нюхательно-воспитательные меры пока отложить. Яблоковый Устин аж засветился от радости неярким серым светом. Прогудел начинальник. Меховая братия забегала и замоталась, малышня повисла на Люсе. — Что мы будем делать? — кричали они. — Не знаю. — Давайте в залезалки играть. Давайте! — Это что такое? — Игра такая. Надо на крышу залезть. Кто выше всех залезет, тот победил. А остальные его стаскивают, — объяснил ежик Иглосски. — В прошлый раз победил Мохнурка. — И где он? — спросила Люся. — В ночевальне лежит. Перебинтованный. Он слетел сверху и поцарапался по дороге. — Это уже не залезалки, а бинтовалки получаются, — сказала девочка-учительница. — Только сегодня мы в это играть не будем. Мне пора домой. Меня папа с мамой ждут. Я боюсь, что мне дома "влеталки и разгонялки" устроят. — Это хорошая игра, во "влеталки", — сказала белочка. — Это влетать куда-нибудь надо? Зверята проводили Люсю, до ворот и долго махали лапами вслед и кидали вверх разные вещи. Эти вещи еще много времени взлетали над забором. Междуглавие третье. СПИСОК МЕШАНИЙ УЧИТЕЛЯМ НА УРОКАХ СО СТОРОНЫ УЧАЩИХСЯ Всю неделю ученица-учительница Люся Брюкина внимательно наблюдала за своими коллегами по учебе. Смотрела на тех, кто обучает, и на тех, кто обучается. И вот что было замечено. ПОНЕДЕЛЬНИК Спальников намазал доску воском, как лыжи. Поэтому Лушина, которая всю неделю учила арифметику с папой, не сумела даже написать условие задачи. Мел скользил. Учительница сердилась. — Ты, Лушина, нарочно это сделала. Потому что урока не выучила. — Я выучила, Мария Яковлевна. Это кто-то другой доску намазал. — А вот мы сейчас проведем контрольную работу на вычитание дробей и выявим, кто у нас диверсант. Ясно, что отличники доску натирать не станут. Кандидатами в диверсанты оказались: Спальников, Игорь Трофимов, Кира Тарасова и бедная Карина Мариношвили. Ей эта двойка была нужна больше всех. У нее и так по арифметике было две. ВТОРНИК Великолепный Киселев подрисовал усы на портрете знаменитого писателя Маяковского. Он оправдывался: — Все писатели как люди. И Чехов, и Толстой, и Некрасов, а он отрывается. Он какой-то ненастоящий, потому что без усов. — А ты много читал Маяковского? — Потому и не читал, что он без усов. Теперь начну. — Теперь ты пойдешь домой и приведешь родителей, — говорила Эмилия Игнатьевна — завуч. Очень умная и опасная женщина. — Твой папа без бороды и усов. Но я думаю, он настоящий и всыплет тебе как следует, по-настоящему. Язвительный Игорь Трофимов подумал и сказал: — Вот учителя! Вот завучи! Человек в беду попал, а они острят, шутят. Нет, с такими людьми мы никуда не придем. СРЕДА На родительском собрании сердился дедушка Киры Тарасовой: Моя Кира говорит: "Если не купишь мне джинсы, я в школу не пойду. У нас все учащиеся в джинсах ходят. Даже директор. Я одна как из сельской местности в юбке югославской. Будто я отсталая". А где ж я ей эти джинсы возьму? Да ведь не простые надо, а фирмы Врангеля. Я ей говорю: "Этого Врангеля мы прогнали в революцию не для того, чтобы его штаны носить!" Она мне в ответ: "Темный ты, дедушка, ничего в истории не понимаешь. И в экономике. Вы ведь Врангеля прогоняли, а это Вранглер. — А моя просит счетную машинку! — сказала бабушка Карины Мариношвили. — Я ей было купила в магазине харьковскую за двести рублей. А она кричит: "Ты что мне покупаешь? Ее же надо в розетку включать. У всех японские машинки на батарейках. Размером с записную книжку. Они их под партой держат. И считают незаметно от учителя. Я с таким ящиком что делать буду? Ты бы мне еще телевизор приобрела. Чтобы я под партой клуб кинопутешествий смотрела!" А где мне купить эту японскую машинку? Мы, уборщицы, редко ездим в Японию подметать. Мы все здесь работаем. На трех работах. Уймите внучку! ЧЕТВЕРГ В классе событие. Пропал Главный Бумажный Получальник. То есть классный журнал. А так как Вафельного Отметника у нас не завели, пришлось притормозить школьные занятия. В поисках журнала перевернули учительскую, кабинет директора и три тонны макулатуры, собранной энтузиастами-прогрессистами из второго "Б" класса. Они прогрессисты потому, что собирали макулатуру не по указанию руководства школы, а по велению сердца. Но журнала не нашли. В конце дня пришла расстроенная отличница Королева и принесла журнал. Он был у нее в портфеле. Конечно, его похитила и запихнула туда не она. Это были чьи-то происки. Кто-то мечтал сорвать занятия по иностранному английскому языку. Провели контрольную с целью выяснения знаний учащихся и с целью выяснения проискантов. Кандидатами оказались Спальников, Игорь Трофимов, Кира Тарасова, блистательный Киселев и опять Карина Мариношвили. Ей эта двойка опять была нужнее всех. У нее по английскому была всего одна. ПЯТНИЦА Киселев и Тарасова решили попробовать курить. Купили в ларьке пачку "Явы". Сказали, что для больного папы. Тарасова красиво держала сигарету и по-красивому вытаращивала глаза. Киселев сделал две затяжки и упал. Оказалось, сигареты были бракованные. В табачную машину попал эбонитовый шарик от ручки. И она его искрошила. Тренированные курильщики выдерживали с трудом. Нетренированный Киселев чуть не пропал. На урок его привели под руки Трофимов и Спальников. Тарасова объяснила учительнице, что Киселев шатается, потому что тушил пожар. Вытаскивал пожарных из огня. У них была тренировка, а он не понял и спасал их за ноги. Мария Яковлевна не очень верила в спасение пожарных. Несмотря на убедительную деталь в смысле тренировки. Но от Киселева так несло жженым эбонитом, что пришлось согласиться. И Киселева в качестве награды за правдивость пустили проветриться в коридор. Там его увидел директор и сказал, что дышать свежим воздухом лучше всего во дворе с метелкой. И народный спаситель пожарных целых сорок пять минут превращал школу в город-сад. СУББОТА На уроке истории учитель Косолапов объяснял, что в средние века были феодалы — князья, их вассалы — помещики, и крестьяне, которые на всех работали. На что быстрый разумом Киселев заявил: — Точно. Как у нас в школе. Директор — феодал. Учителя — вассалы, а мы - крепостные крестьяне. Учитель Косолапов разбушевался: — Ничего себе крепостные! Барчуки вы! Живут в хороших квартирах. Им тепло на квартиру доставляют, вместо дров. Воду на квартиру. Для них телевизор изобрели — к ним зрелища на дом приходят. Они лошадь не то что запрячь не сумеют, просто не видели ее никогда! А учителя с ними бьются, в их башки знания впихивают. Да раньше ни один сын императора в таких хороших условиях не рос. И велел крепостному Киселеву к следующему разу составить режим дня среднего крестьянина средней полосы России в средние века. А еще лучше крестьянки. С учетом топки печки, кормления домашних животных. (Причем не попугайчиков, хомячков и морских свинок, а коров, овец, лошадей, птицы.) С учетом приготовления обеда, стирки и других мелких радостей. К следующему разу выяснилось, что жизнь у крестьян средних веков была значительно тяжелее, чем у Киселева. Развлечений практически не было, если не считать работу в огороде — прополку и окучивание. Насчет каникул Киселев явно обходил крестьян. У них были только религиозные каникулы: Ильин день, пасха, рождество, может быть крещенские, и все! А трехмесячных летних и всяких там зимних не было. Да и в смысле еды сегодняшний крепостной Киселев далеко ушел вперед. В его школьной крепостной столовой был большой выбор блюд. И упитанные крестьяне младших классов за небольшую цену уничтожали продукты не хуже средневековой саранчи. И не только сельские щи да кашу, но и всевозможные пирожные. (Правда, с крестьянским уклоном: в виде корзиночек и картошки.) Особенным спросом, пользовался деревенский средневековый напиток "Пепси-кола". Что касается быта, модными были средневековые джинсы, карманные магнитофоны с записями народных мелодий и жевательная резинка клубничная рижская. Короче, жизнь сегодняшних Киселевских крепостных была во много раз лучше. И взрывчатая ситуация среди младших классов угасла. Все сразу успокоились, даже главный вождь всех школьных волнений, неформальный лидер — знаменитый Стенька Киселев. Глава четвертая. ХЕНДРИКИ ПРИЛЕТЕЛИ Вот оно — новое воскресенье. Вся меховая мелкота с воплем выкатилась навстречу девочке Люсе. Они ждали ее у самых ворот дачного поселка. Очевидно, о ее приезде они узнали от дежурного по нюхоскопу. Там, на балконе, наверняка дежурил загадочный перебинтованный Мохнурка — победитель игры в залезалки. Потому что его среди встречающих не было. Люся и зверята в обнимку пошли в поселок к интернатскому зданию. Застенчивая белочка в очках сказала Люсе: — Мой пап приехал. — Может быть, папа? — Нет, мой пап! Пап — это же он. Вот он и приехал. А если бы мама, то она приехала бы. — Вон ее пап стоит! — сказала Фьюалка. — Видите, рядом с Мехмехом. У дверей в класс, на крыльце, стоял Мехмех в легкомысленной зеленой шляпке с украшениями. А рядом — невысокий, начинающий полнеть белк. В светлом плаще с красиво поднятым воротником. — Здравствуйте, — шагнул он навстречу Люсе. — Это вам. От папо-мамовского собирания. Он протянул маленький прозрачный флакончик с зернышками. — Что это такое? — удивилась Люся. — Камертоновые семена. Целая музыкальная октава. Их надо посадить в землю и поливать купоросовой водой. — И что получится? — Музыка из живых цветов. Они будут тихонечко звенеть от ветра. И играть разные мелодии. Вы очень обрадуетесь. — Спасибо, большое спасибо, — сказала Люся. Про светомузыку она когда-то слыхала. Но про музыку из цветов… Интересно, а бывает дерево-музыка? Наверное, бывает. Тогда, значит, есть и целые лесо-симфонии у них… У кого у них? У меховых интернатников. — А что такое папо-мамовское собирание? — спросила она. — Обычный родительский комитет, — пояснил Меховой Механик.- Родители учеников к вам очень хорошо относятся. Интернатники в своих письмах только про вас и пишут. — Очень хорошее пишут, — сказал улыбчивый пап. — Можно я у вас на уроке посижу? Мне интересно посмотреть, чем живет сегодняшняя молодежь. — Сидите, пожалуйста, — сухо сказала Люся ("Тоже мне, меховой инспектор из роно!") и пошла в директорскую за Получальником. По Получальнику она выяснила, что неопрошенными в ее классе оставались только хитрющая белочка в очках с первой парты (та самая, к которой приехал пап) и загадочный Мохнурка. Который в Получальнике записан не был. Может быть, он сидит на потолке, в дыре вместе с сиреневотрусовым… трусным… В дыре вместе с Плюмбум-Чоки? В классе все были на своих местах, и все встали на задние лапы. Причем представитель папо-мамовского собирания сделал то же самое. И парта под ним скрипела. — Блюм, — сказала Люся через минуту. Все блюмкнулись. — Кто у меня еще ни разу не был у доски? — спросила Люся, в упор глядя на белочку с первой парты. Ее звали Цоки-Цоки. — Кто еще ни разу не отвечал? — Мохнурка! Мохнурка! — захлопотала белочка. — Он еще ни разу не отвечал. — А где он? Он здесь? — спросила Люся. — Здесь! Здесь! — волновалась белочка. — Он в печке сидит. Люся удивилась и прошла по классу вдоль стенки с печкой. — Что он там делает? Дверца печки раскрылась, и появилась хитрая усатая мордочка. Черная-пречерная, как кусок темноты. Мордочка сверкнула глазами и сказала: — Я там прячусь. — От кого? Дверца снова перелистнулась: — От света. И дверца захлопнулась. Люся обратилась к ученикам: — Кто мне объяснит, почему юный Мохнурка сидит в печке? И почему он прячется от света? Все интернатники подняли лапы вверх. Даже хулиганистый Кара-Кусек. — Скажите вы, — попросила Люся Лаковую Молнию. Фьюалка встала из-за парты и сказала: — Он норный. Дверца печки приоткрылась на спичечный коробок, и высунулся кусочек носа: — Я норный. Я очень норный. Фьюалка продолжала: — Все норные боятся света. Живут в темноте. — Очень живут! Очень живут! — забормотал носик из печки. — Спасибо, — поблагодарила Люся Фыоалку. — Но что же, он все время так и сидит в печке? Или его приносят сюда в чемодане? Или у него есть сюда подземный ход из спальни? Лаковая Молния разволновалась. Она стала цокать, сокращаться и вытягиваться: — Его не но-йс-сят в цеймодане. Его в ойсках, в оцках нойсят… Он сам ойски нойсит. Церные. — Ношу! Ношу! — прокуковал Мохнурка из печки, как кукушка из часов. — Черные очки. Очень черные. Разговор запутывался, и вмешался еще один разъяснитель — Сева Бобров. Он так объяснил: — Девочка Люся, он из кротовых. Они под землей живут. Они темноту любят. А на улице очки носят темные. От солнца. — Да! — затараторила Цоки-Цоки. — У меня простые очки, стеклянные. А у него черные. — Где же его очки? — спросила Люся. — Почему он без них? — Можно я скажу? — закричал ежик Иглосски. — Когда он в залезалки играл, они разбились. — Очень, очень разбились! — закуковал Мохнурка. — Его перебинтовали, и он выздоровел, — продолжал ежик. — А очки перебинтовать не удалось! — горестно высунулся крот из печки, как из справочного окошка. — А ну, малыш, примерь вот это! — раздался голос с задней парты. Это белочкин пап достал роскошные противосолнечные очки. Всеволод Бобров взял очки и засунул их в печку. Дверца распахнулась, и оттуда торжественно выбрался наружу упитанный кротенок. Черный-пречерный, и вдобавок весь в саже. Он подошел к Люсе, протянул ей лапу и вежливо представился: — Мохнурка Великолепный. Люся пожала лапу и увидела, что она тоже в саже. — Вот что, уважаемый Мохнурка, возьмите веник и подметите себя. Потом пойдите на пруд вместе с Бобровым и вымойтесь как надо. После этого мы будем знакомиться. Мохнурка не стал бунтовать. Он взял веник и стал смахивать на всех сажу. — Не подметается! — сказал он, пытаясь хлестать себя, как в бане. — Можно я его подмету? Можно я? — захлопотала белочка. — Я и пропылесосить могу. — Хорошо, — разрешила Люся. — Берите этого очень норного юношу, отчистите и приведите обратно. Троица с удовольствием удалилась. А Люся сказала: — Сегодня мы будем проходить… будем… мы будем разбирать предложение на составные части. Она сложила руки за спиной и важно зашагала по классу. — Возьмем хотя бы такое предложение. — Она задумчиво посмотрела на потолок. Там предложения не было… На учеников. Они не подсказывали. На белочного папа… Он сам ждал, что же возьмут? И наконец в окне она увидала. Там было предложение: "Грузовик едет". — Возьмите ваши тетрадки и запишите такое предложение. Лохматый Устин в облаках поднял лапу: — Учительница девочка Люся, а что такое тетрадки? Люся подумала и вытащила из портфеля тетрадку по английскому и показала ее классу. Только издалека. (Кому хочется вблизи показывать свою тройку за контрольную.) — Учительница девочка Люся, — сказал Устин, — мы не знали, что это называется тетрадка. Мы называем это — листалка. Бывает листалка в клетку, а бывает в ромбик или в горошек. Какую достать? Что делать с ромбиковой листалкой или горошиковой, Люся не знала. Но виду не подала: — Дорогие интернатники, достаньте листалки в клеточку. И возьмите писалки. Интернатники зашуршали. — И напишите в листалках такое предложение: ГРУЗОВИК ЕДЕТ. Меховые школьники как по команде свесили языки направо и стали писать. Люся ходила по рядам и смотрела в тетра… то есть в листалки. Каких там только ошибок не было! И "грузАвик", и "кузовик". И было сказано, что он "едИт" и даже что он "йедёт". Люся спросила: — Из каких частей состоит это предложение? Пусть ответит ученик Биби-Моки. Биби-Моки выбрался из-за парты, и стало видно, что он не ученик, а ученица. Потому что Биби-Моки была в ярко-зеленой короткой юбочке. Она сказала застенчивым голосом: — Из двух частей. Из действователя и действа. — Правильно, — сказала Люся. Хотя она впервые в жизни слышала про действователь и действо. Она знала, что есть подлежащее и сказуемое. - А теперь мы расширим это предложение и запишем его так: СИНИЙ ГРУЗОВИК ЕДЕТ С ДРОВАМИ ПО ДАЧНОМУ ПОСЕЛКУ. Все ученики снова вытащили языки и заработали. И снова в тетрадях появились "КрузАвики", "пАселки" и даже возник какой-то загадочный "е-дед с дровами". Отворилась дверь. Интернатники сделали стойку на лапах. Только зря, потому что вошла бригада, брошенная на чистку Мохнурки. Мохнурка начальственно сказал: — Блюм! В этот раз он был чистый, но мокрый. Хоть развешивай его на канате сушить. "Куда бы его пристроить?" — подумала Люся. На плане в Получальнике Мохнурки не было. — Есть у вас свое место? — спросила Люся. — Нет, — ответил крот. — Я сверхнормный. "Мало того, что он норный, он еще и сверхнормный! — подумала Люся. — Не сажать же его в печку". Девочка взяла стул и устроила Мохнурку рядом с Иглосски. — Давайте я тоже буду учитель? — предложил он, подняв на Люсю черные очки. — Я буду ваш заместитель. — Нет! — рассердилась Люся. — Ты не будешь учитель. Ты будешь отвечатель. Вот видишь, на доске написано предложение: СИНИЙ ГРУЗОВИК ЕДЕТ С ДРОВАМИ ПО ДАЧНОМУ ПОСЕЛКУ. — Из каких частей оно состоит? — Люся посмотрела на Мохнурку. — Из… из… из вот каких. Из грузовика и поселка. — И все? — Нет не все. Еще из колес, из кузова, из кабины, из шофера, из дач, из много-много дров… — Ты ничего не забыл? — ехидно спросила учительница. — Он шины забыл! — закричал Бурундуковый Боря. — Еще горин! — подпрыгнул на задней парте тушканчик. — Какой такой "горин"? — Который в моторе горит. Без него машина не уедет. — Нет, дорогие интернатники, это мы с вами никуда не уедем, если так будем предложение разбирать на части. Как мы уже выяснили, в этом предложении есть действователь — "грузовик" и действо, то есть действие, — "едет". В моей людовецкой школе действователь называют подлежащим, а действование — сказуемым. А что можно сказать о слове "синий"? Какой это член предложения? — Синий, — сказал Мохнурка. "Сам ты синий!" — чуть-чуть не закричала Люся. Потому что с появлением этой темноты из печки жизнь в классе явно осложнилась. — Это определение. Это слово определяет, какой грузовик. Описывает его. Рассказывает о нем. Характеризует его. Понятно? — спросила она у красавицы ласки с первой парты. — Понятно, — ответила ласка. — Значит, как называется этот член предложения? — Характеризователь. — Допустим… Есть еще характеризователи в предложении? — Есть, — ответила ласка. — Слово "дачный". — Правильно. А больше нет? — Больше нет. — Нет есть! — возразил Мохнурка. — Да? — удивилась Люся. — Какие же? — Там дрова березовые. Я сам видел. — Что ты там видел, не имеет значения. Имеет значение то, что написано на доске. А на доске нет такого характеризователя - "березовые". Потом Люся задумалась и спросила: — Каких характеризователей еще нет на доске? Пусть, кто знает, скажет. — А можно про дрова? — спросил Сева. — Конечно, можно. — Они невкусные. — Почему? — Потому что березовые. Если бы осиновые, были бы вкуснее. — Я не пробовала ни осиновых, ни березовых, — сказала Люся. — Но я тебе верю. Еще что мы можем сказать о грузовике и о поселке? Вот вы скажите, — обратилась она к Биби-Моки. — Хотя бы про шофера. Что мы можем про него сказать? — Что он холостой. — Почему? — удивилась Люся. — Потому что он дрова возит. Люся так удивилась, что не знала, что и сказать. — А что? Она права, — вмешался Цоки-Цокин пап. — У нас на дрова всегда молодежь бросают. И на уголь. И на снег. А солидные водители возят дорогие товары. Я, например, хендрики вожу. Люся поняла, что она скоро запутается в хендриках, дровах и холостых грузовиках. Она сказала: — Все. У нас хватит характеризователей. Теперь мы вставим их в предложение. Вот что получится: СИНИЙ И СИЛЬНЫЙ ГРУЗОВИК С МОЛОДЫМ ХОЛОСТЫМ ШОФЕРОМ ЕДЕТ ПО ДАЧНОМУ ПОСЕЛКУ С БЕРЕЗОВЫМИ НЕВКУСНЫМИ ДРОВАМИ. Прогудел начинальник. В кабинете директора белочкин пап подошел к Люсе: — Я просто восхищен вами. Вы так хорошо все объясняете. — Он повернулся к диру: — Оказывается, предложения состоят из дров. А солидные люди возят хендрики. — Кстати о хендриках, — сказал дир Люсе, — вы сегодня получите аванс. А сейчас я хочу вас угостить. На столе стоял поднос с фруктами горкой. Фрукты были какие-то неведомые. Они были фиолетовые и напоминали баклажаны. Баклажаны, опоясанные застежкой "молнией". Если "молнию" потянуть, появлялась земляничного цвета мякоть. По вкусу — смесь ананаса с грецким орехом. И непонятно было: то ли их упаковывают в кожуру с "молнией", то ли они так и растут. Внутри была глубокочерная косточка. Дир и белочкин пап эти косточки прокалывали специальными спицами. — А то они высыхают, сжимаются и начинают взрываться, — пояснил Меховой Механик. — И как? — спросила Люся. — Сильно? — Очень сильно. Они выплевывают темноту. Получается такая черная клякса метров на двадцать. — Поэтому косточки мы малышам не даем, — сказал пап Цоки-Цоки. - Плоды даем, а косточки вынимаем. — Они их держат в воде, — объяснил директор, — а потом вынимают, сушат и устраивают взрыв. — Объясните, как они это делают, — попросила Люся. — Да очень просто! — сказал пап. — Они их высуси… вышуси… То есть сушат и везде раскладывают. Как эти семена начнут взрываться! Кругом ночь и никаких занятий. Мы тоже в молодости так делали. — А как эти фрукты называются? — Жахтрили, — ответил дир. — А семена называются жахты. В это время подошли ученики и выстроились в очередь у окна. Белочкин пап стал выдавать им жахтрили и отбирать у них косточки. А Мехмех отозвал Люсю к себе за стол для серьезного разговора. — Уважаемая Люся. У нас к вам два дела, — начал директор. — Скажите, пожалуйста, что такое комиссия из области? — Не знаю, — ответила Люся. — А что случилось? — Сегодня утром к нам пришла одна женщина. Она сказала, что она - товарищ Клюева и что она — комиссия из области. Она спросила, есть ли у нас выписка о нашем создании? Кому мы принадлежим — Министерству просвещения или Министерству пушной промышленности? И просила подготовить все документы. Вы не знаете, как это сделать? — Не знаю, — сказала Люся. — Еще она посмотрела учеников и сказала, что они не соответствуют инструкции. Как нам быть? Люся подумала, что учеников, наверное, надо постричь и одеть в школьную форму. А может быть, в спортивную. Тогда они будут немного соответствовать. Но не решилась сказать это Мехмеху. Люся ответила строго: — Я не знаю, как быть. Я с папой посоветуюсь. Он у меня журналист и все про инструкции знает. — Очень хорошо, — сказал дир. — Этим вы поможете. Теперь второе дело. Девочка Люся, у деньги? — Есть. Один рубль. — А много денег? Чтобы купить двойной домашний говоритель? Люся сразу догадалась, что это телефон. — Столько денег у меня нет. Но если очень надо, я попробую достать. — Нам обязательно нужно купить один говоритель и провода. Пожалуйста, отмените урок и поезжайте в город в магазин. Выручите нас, девочка Люся. Мы вам потом все объясним. — Прямо сейчас ехать? — Сейчас. — Но пока я съезжу туда и обратно, вечер будет. — Очень нужно, девочка Люся. Люся не стала миндальничать и любопытствовать. Наверное, телефонный аппарат был нужен Меховому Механику не на шутку. У Киры Тарасовой были общественные деньги. Собранные на посещение Большого театра. А так как посещение откладывалось из-за трудностей с билетами, все понемногу пользовались этими деньгами, как подпольным банком. Около выхода из поселка Люсе попался какой-то мрачный охотник с ружьем. "Зачем ружья выдают мрачным людям? — подумала Люся. — Надо, чтобы выдавали только веселым". Но тут же она поняла, что веселым людям ружья не нужны. Им и так хорошо, веселым людям. Без ружей. … Кира Тарасова минут двадцать выпытывала у Люси, зачем ей деньги. — Мне надо купить телефонный аппарат. — Может быть, югославскую сумку? Или шведские колодки в обувном магазине? — Честное слово, телефонный аппарат. — У тебя же есть. — Это не мне. Это одному знакомому. — Он в каком классе? — Он — директор. — Красивый? Брюнет или блондин? — Он полосатый. Одна полоса блондин, одна — брюнет. В одном месте, на затылке, немного лысик. Тут Кира Тарасова восстала: — Если ты мне не скажешь, что ты хочешь покупать, я тебе не дам общественные деньги. — Возьми свои общественные деньги, — сказала Люся. — И пойдем в магазин "Орбита". Ты увидишь, что я буду покупать. Кира Тарасова долго мурзала по разным местам — доставала деньги из потайных углов и тряпочек. Наконец она насобирала шесть общественных трешниц и три общественных металлических рубля. И девочки вышли из дома. В магазине "Орбита" им не очень обрадовались. У продавцов были более важные дела, помимо продавания и обслуживания. Какая-то охватила их общая задумчивость. Осенняя. Но после определенной настойчивости со стороны Люси, а главным образом Киры, телефонный аппарат им продали. И большой моток проводов. Теперь Кира поняла, что деньги нужны для телефона. Но не успокоилась, а даже наоборот: — Где ты его будешь ставить? — Это у меня в дачном поселке. Поехали, и все увидишь. Кира никогда в жизни не встречала блондино-брюнетика, а местами лысика. Но ехать она отказалась: — Из-за какого-то полулысика ехать за город на ночь глядя! Поезжай одна. И Люся отправилась одна. Ехать в электричке было еще туда-сюда. На станции в это время было совсем неуютно. Дул ветер и страшно качались фонари. Они швырялись в разные стороны темнотой. Люся оказалась единственной пассажиркой, сошедшей на платформе. И тут ее ожидал сюрприз. Вдруг засветились, засверкали фонари. И вся меховая орава высыпала навстречу девочке. Они схватили Люсю под руки и потащили к совершенно необыкновенного вида машине. С одной стороны, машина была старинная, окнастая, как карета, с ненужными медными и никелированными штучками. С другой — в ней чувствовалась какая-то неведомая сила, непривычной мощности двигатель. Меховой Механик открыл перед Люсей дверцу и сел рядом с ней на заднее сиденье. За рулем был важный-преважный Цоки-Цокин пап. Рядом с ним сидела сама Цоки-Цоки. Интересно, что руля в машине не было. В руках, то есть в лапах, Цоки-Цокиного папа была коробочка с круглыми ручками и блестящими рычажками. Пап тронул один рычаг, и включились мощные фары. Как будто рядом ехали, две электрички. Все стало белым. Пап тронул другой рычаг, в машине что-то мощно и бесшумно заработало, закрутилось. И она тронулась. Меховая ребятня бежала следом, размахивая фонарями. И даже ветер и плохая погода отступили. Машина повернула с дороги к воротам поселка. Вдруг поворачивающийся луч света выхватил из тьмы человека. Он был с ружьем. Человек метнулся в сторону, пытаясь выскочить из луча, но упал. Кажется, сейчас машина налетит на него. Будет удар… Но машина резко дернула носом и, взмыв, проплыла над упавшим. Внизу под днищем что-то брякнуло. Отъехав метров десять, белочкин пап выпрыгнул из висящей над дорогой машины и достал ружье, прилепившееся снизу. — Электрическое притягивание, — пояснил он Мехмеху. Переломил ружье, вынул из него патроны, а ружье положил на дорогу. Машина снова тронулась. Человек остался сидеть на земле. При этом он ругался злыми словами. Когда подъехали к интернату, мелкота обсыпала Люсю: — Вы видели Темнотюра? Вы видели Темнотюра? — Видела, — ответила Люся. — Это и есть Темнотюр? — Да. — Он очень нападательный, — сказал Сева Бобров. Мехмех велел даже добродуши и забыванты включить на полную силу, - добавил Иглосски. — Что это такое — добродуши и забыванты? Мелкота задумалась. — Это такие добродуши и забыванты, — объяснил Иглосски. — Это такие добродуши и такие забыванты, — еще подробнее растолковал Сева. Меховой Механик позвал Люсю в кабинет, и она так ничего и не поняла из объяснений Севы и Иглосски. — Девочка Люся, — сказал дир. — Мы вам очень благодарны за говоритель. — Очень-преочень! — добавил белочкин пап. — А теперь посмотрите, пожалуйста, сюда. — Он раздернул шторы на стене. — Это карта дачного поселка. С трубкой во рту и с важной походкой Мехмех был очень внушителен и напоминал не очень крупного военного руководителя. — Покажите, пожалуйста, на карте дома, в которых есть телефоны. Люся задумалась: — На станции есть телефон у кассирши. Еще два автомата на Москву - за платформой. Один автомат вот здесь, около правления. Он, правда, плохо работает. В самом правлении есть телефон. На зиму его переносят в дом сторожа. Есть еще телефон вот в этой даче, у замминистра газового хозяйства. Все указанные объекты Меховой Механик отметил крестиком. Белочкин пап тоже хлопотал у карты, заглядывая через плечо дира. — Большое спасибо, девочка Люся. — И от всего папо-мамовского собирания спасибо, — добавил пап. — Теперь вам пора домой, — сказал директор. — Каретный перемещатель мы брать не станем. Он слишком велик… Я просто дам вам провожатых из интернатников покрепче. Они вас проводят до станции. Хорошо? — Большое спасибо, дир. — Вот вам на дорогу. — Он протянул девочке фиолетовый жахтриль. - Угощайтесь. — До свидания, дир. До следующего воскресенья. — Она улыбнулась Цоки-Цокиному папу: — До встречи. Как только она вышла на крыльцо, на ее руке повис Мохнурка Великолепный. Он был прекрасным сопровождающим в ночное время. Потому что в темноте видел лучше, чем днем. Больше никого не было. Они шли вдвоем. Правда, потом у станции оказалось, что были Снежная Королева и Лаковая Молния. Просто они бесшумно скользили спереди и сзади, как невидимое прикрытие. А Мохнурка болтал, что ему кажется, что Мехмеху кажется, что, кажется, есть какая-то опасность для интерната. Со стороны Темнотюра и проверяльщиков. И что Мехмеху это кажется зря. Потому что погода прекрасная, особенно ночью. Темнотюр просто пьяница. И вся его компания такая. А выясняльщики просто выясняют и проверяют. На станции Люсина охрана спряталась в темень. Подошла электричка. В пустом вагоне было тепло и уютно. Две бабушки вязали на спицах. Люся пристроилась к ним и задремала. Жахтриль она решила не есть. А показать завтра в школе своей задушевной подруге Кире Тарасовой. Междуглавие четвертое. ТАМ МОХНУРКА, ЗДЕСЬ КИСЕЛЕВ С жахтрилем вышла история. Люся вынула его из сумки с учебниками и положила в стол. И пошла к ребятам. А когда вошла в класс на урок, жахтриля не было. — Кто взял жахтриль? — спросила она у Киры Тарасовой. — Не знаю, не знаю, — сказала Кира. — Я видела здесь только фиолетовый кошелек, набитый вареньем. — И где он? — Его Киселев у меня выхватил. — Эй, Киселев, отдай жахтриль! — Нет у меня. — Отдай, тупица. Люся допустила ошибку. Потому что разозлилась. Киселев разозлился еще больше: — Сама ты тупица! Брюква несчастная! Я вижу, на третьей парте бушуют страсти, — сказала, входя, учительница Ирина Вадимовна. — Поэтому я прощу Брюкину пойти к доске. Люся безрадостно отправилась за отметкой. Урока она не выучила. — Если я правильно помню, — сказала Ирина Вадимовна, — мы проходили склонение числительных. Прошу просклонять "полторы бочки варенья". Люся горестно начала: — Именительный — кто, что? Полторы бочки варенья. Родительный - кого, чего? Полторы бочки варенья. Винительный — кого, что? Полторы бочки варенья. Творительный — кем, чем? Полторем бочкем вареньем. Предложный — о ком, о чем? О полтором бочком варенья. "Что-то я не так делаю", — поняла Люся под конец. Потому что у нее все расплылось, появились какие-то загадочные бочкомы и полторемы. Что такое домком, Люся знала. Это домовый комитет. А что такое бочком? Это комитет по бочкам? — Блистательный ответ, — сказала учительница. — Я буду вам очень благодарна, если вы все это запишете на доске. Люся стала записывать полторемы и бочкемы, Ирина Вадимовна сказала: — Получается так, что дикий человек пришел сюда в класс и пытается изъясняться на малознакомом русском языке. "Чем вы гордитесь?" - "Полторой бочкой варенья". — "Чем, чем?" — "Полторем бочкем". Прэлестно!.. — Кто скажет, как правильно? — спросила учительница у класса.- Ну-ка, Тарасова, чем мы гордимся? — Полторами бочками варенья. — Спасибо. Тоже дикая девочка. Не полторами, а полутора. Неужели так трудно запомнить одно простое правило. В именительном, винительном пишем полторы. В остальных падежах мы пишем полутора. Садись, Брюкина, два. Невеселая девочка-учительница Люся побрела на свое место. Она еще таила надежду, что Ирина Вадимовна не поставит двойку в Большой Бумажный Получальник. Но Ирина Вадимовна вписала туда эту несчастную получалку. Более того, она еще попросила у Люси малый домашний получальник, то есть дневник, и вписала двойку туда. Зато когда Люся вернулась за парту, она увидела в столе жахтриль. Половина содержимого в нем была на месте, а половина была аккуратно срезана ножом. И не было самого главного — жахта. То есть косточки. Жахт оказался очень удобной штукой. Он был каплевидной формы и скользкий. Если зажать его между пальцами и надавить посильней, он мог выскочить как из пушки и шлепнуть кого-то в лоб со страшной силой. И еще рикошетил в соседа. — Бьем по Трофимову и в угол к Спальникову! — сказал Киселев и щелкнул косточкой. Косточка скользнула по затылку Трофимова, изменила направление и шлепнула Спальникова в щеку, Спальников тотчас же схватил косточку, облизал ее и выстрелил в Киселева. — Отдай! — закричала Люся Киселеву. — Отдай, а то как тресну! — Она, видите ли, треснет! — сказал Трофимов. — Она, видите ли, хрустальная! Девочка-ваза! — Девочка-ваза! Девочка-ваза! — подхватил Киселев. — Ваза наподобие унитаза. — И он запрятал косточку в карман. "Ах, так! — подумала девочка-ваза. — Не буду у тебя отбирать жахтриль! Посмотрим, что выйдет". И вот что вышло. Шел себе Киселев из школы. Банку гуталинную гонял. Шел и радовался. Как маршал в отпуске. Как раз автобус подъехал, двери открыл. И не надо Киселеву в автобус. И денег нет. И едет автобус в другую сторону. И все равно Киселев — прыг туда! Как хорошо проехать мимо зоопарка! И места свободные в автобусе есть. Так и приглашают. Едет Киселев, Москву осматривает. Все ли в порядке? Все ли пешеходы идут куда надо? Все ли памятники на местах правильно стоят? А билета Киселев не берет. Ликует, радуется. Как маршал в отпуске. А тут контролер появился. Откуда он возник, опытный Киселев не понял. Такое впечатление, будто он шапку-невидимку снял и сразу перед Киселевым вырос. Который в это время расслабился и за порядком в городе следил. — Ваш билетик. Засуетился опытный Киселев, стал по карманам шарить, на пол смотреть: — Где-то тут он только что был. Да контролер тоже, видно, опытный попался, бывалый: — Был, да сплыл. В таком случае тоже штраф платят. Ничего не нашел Киселев. И взял его контролер за руку и вывел из автобуса милиционеру сдать. Милиционер посмотрел на Киселева и говорит: — Давай дневник. Если есть пятерки, отпустим тебя. Если нет, придется родителей вызывать. Но контролер не согласен: — При чем тут родители? При чем тут пятерки? Если он без билета ехал, пусть штраф платит — три рубля. Милиционер задумался и возразил: — А при том, что этот молодой человек такой большой денежной бумажки и в глаза не видел. Три рубля — шутка ли! Какого они цвета? Киселев не помнил, какого они цвета, но очень боялся сказать правильно. Тут на его счастье в кармане у него что-то как жахнет! Даже дырка сбоку получилась — брюки продырявились. И выскочила на улицу большая черная… как бы это сказать… клякса не клякса, дырка не дырка. В общем, небольшая ночь. Местного значения. Метров на двадцать в диаметре. Милиционер хвать Киселева за руку. Контролер — хвать. Вся улица замерла. Машины, пешеходы и троллейбусы — все остановились. А когда тьма рассеялась, на середине тротуара стоял контролер и держал за руку милиционера. Стоял милиционер и держал за руку контролера. А Киселева не было. Испарился. Изжахтрился. А три рубля, между прочим, зеленого цвета. Междуглавие пятое. ПАПО-МАМОВСКОЕ СОБИРАНИЕ В ЛЮСИНОЙ ШКОЛЕ Учительница Ирина Вадимовна вела родительское собрание. Папо-мамовское собирание, говоря по-интернатски. — В общем, если не принимать во внимание успеваемость, наши ребята учились хорошо. Что касается поведения, здесь хвастать нечем. Спальников принес в класс будильник. На всех уроках его стал заводить. Между прочим, когда у него спросили, откуда у него возникла такая идея, он сказал: от папы. В молодости папа с друзьями так поступали. Они всем классом приносили в школу будильники и звенели. Я очень благодарна товарищу Спальникову-старшему за наставления сыну. Они сильно облегчают нам учебный процесс. Но мне помнится, в послевоенные годы кое у кого из детей и патроны в карманах встречались. И если товарищ Спальников найдет в своих архивах гранату, пусть он не дает ее сыну в школу. Нам здесь только противотанковых гранат не хватает. Теперь о Карине Мариношвили. У меня такое ощущение, что она в школу ходит, как на танцы. Зато на танцы ходит, как в школу. Когда она собирается на школьный вечер, она серьезная девочка, вдумчивая и танцует на вечерах, как десятиклассница. А когда она идет на арифметику, она не готова, несобранна, уроки не учила. Единственно, что ногти накрасит и брови. И туфли наденет на высоком каблуке. Но для учебы этого мало. И если родители Карины такие обеспеченные люди, не надо это демонстрировать в школе. У девочки есть шуба. Французские сапоги. Затемненные очки на пол-лица. У нас сейчас не каждая учительница может так одеваться, как она. А о детях и говорить нечего. Кто здесь из родителей Мариношвили? — Из родителей никого нет. Есть из бабушек. Это я. — Вам не кажется, что вы балуете девочку? — спросила Ирина Вадимовна. — Вы где работаете? — В Большом театре. — Это и заметно. Ваша внучка ходит в школу как из дома моделей. Не каждая семья может так зарабатывать. Не надо все это выставлять напоказ. — Да я уборщицей работаю! В Большом театре полдня пыль вытираю, полдня в Торговой Палате. И еще успеваю вечернюю смену в Госплане прихватить. Там знаете как мусорят? У меня заработок небольшой. — А почему девочка так одета? — Она говорит: "Не купишь шубу, в школу ходить не стану. У нас все в шубах ходят. А туфли на высоком каблуке просто заставляют носить. Если каблук меньше трех сантиметров, его отламывают. Я, — говорит, — в нашей школе, как золушка. Самая неприхотливая". Поэтому я и стараюсь для внучки. И еще она говорит, что их школа показательная. Их иностранцам все время показывают. И приезжающим из других городов. Родители остальных учеников задумались. Много неожиданного и полезного узнали они из сообщения Карининой бабушки. Встал папа ученицы Катялушиной… То есть Кати Лушиной: — Вам хорошо, — замахал он руками точь-в-точь как это делала его дочка, — вы на трех работах работаете. Да в таких учреждениях. А я всего лишь кандидат наук. В авиационном институте. Я за вашей Кариной не угонюсь. Где я ей, своей дочке, французские сапоги куплю? Если я их жене купить не могу. — Недавно в ГУМе были! — раздался чей-то жаркий шепот с задней парты. — Любые размеры. — Не подсказывайте! — сурово остановила чью-то маму Ирина Вадимовна. И продолжала собрание: — Вы просто губите вашу внучку, бабушка Мариношвили. Не надо подметать так много учреждений ради одной, даже самой лучшей ученицы. А ваша Карина к тому же и учится ужасно. Вы ее избалуете, а как она всю остальную жизнь будет жить? Без вас? Без вашей метелки? — А меня другое волнует! — встал дедушка Киры Тарасовой. — Я чего у своей не спрошу, она мне в ответ: "Ты, дедушка, этого не поймешь". Я ее в поход зову по военным местам, она говорит: "Я люблю военные места, но только вместе со всем классом". А когда они всем классом собираются, она говорит: "А зачем, дедушка, ты нам нужен? Нам и без тебя хорошо". В общем, не наше поколение растет, чужое. Мы с таким поколением ничего не построим. Не любят они нас, не уважают и не ценят. Потом пришла завуч Эмилия Игнатьевна. Она поставила перед родителями много задач. Родители должны были убедить детей учиться. Должны были рассказать им, что без дисциплины и арифметики сейчас в нашей стране ничего не достигнешь. И главное, она просила приучить детей к труду. Она очень убедительно и правильно говорила: — Сейчас даже подсобный рабочий в овощном магазине обязан в науке разбираться, в разных микробах и бациллах. Тут встал папа Спальникова: — Это правильно. Вот у нас в овощном магазине недавно такая бацилла пробежала с картошкой в зубах — до сих пор разобраться не можем: то ли это картофельная крыса, то ли кто-то свою собачонку картошку воровать научил. — Может, это кошка была с мышонком? — оторопела Эмилия Игнатьевна. — Какое там кошка с мышонком! Другие люди эту чучелу еще раз видели. Она с соленым огурцом бегала. И уже зеленая была, как скамейка, и с рожками. В краску, наверное, вляпалась. — Вы эту проблему с учителем зоологии обсудите! — сказала Эмилия Игнатьевна. — Только я думаю, у вас в магазине производственная дисциплина хромает. Если у вас в рабочее время всякая живность с огурцами в зубах носится. В общем, все твердо решили, что дети воспитываются еще недостаточно хорошо. Не очень внимательно слушают учителей и родителей. Только не выяснили, кто же в этом виноват — школа или дом. Что касается меня, я считаю, что родители больше отвечают за детей. Они ведь целых пять лет ребенка воспитывают до школы.

The script ran 0.008 seconds.