Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Владимир Маяковский - Стихотворения. (1912—1917) [1912-1917]
Известность произведения: Высокая
Метки: Классика, Поэзия

Полный текст.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 

                   Слезают слезы с крыши в трубы,       к руке реки чертя полоски;       а в неба свисшиеся губы       воткнули каменные соски.                 И небу — стихши — ясно стало:       туда, где моря блещет блюдо,       сырой погонщик гнал устало       Невы двугорбого верблюда.              [1913 ]                За женщиной*                    Раздвинув локтем тумана дрожжи,       цедил белила из черной фляжки       и, бросив в небо косые вожжи,       качался в тучах, седой и тяжкий.                 В расплаве меди домов полуда,       дрожанья улиц едва хранимы,       дразнимы красным покровом блуда,       рогами в небо вонзались дымы.                 Вулканы-бедра за льдами платий,       колосья грудей для жатвы спелы.       От тротуаров с ужимкой татьей       ревниво взвились тупые стрелы.                 Вспугнув копытом молитвы высей,       арканом в небе поймали бога       и, ощипавши с улыбкой крысьей,       глумясь, тащили сквозь щель порога.                 Восток заметил их в переулке,       гримасу неба отбросил выше       и, выдрав солнце из черной сумки,       ударил с злобой по ребрам крыши.              [1913 ]                Я                    «По мостовой моей души изъезженной…»                        По мостовой        моей души изъезженной        шаги помешанных        вьют жестких фраз пяты.        Где города        повешены        и в петле облака        застыли        башен        кривые выи —        иду        один рыдать,        что перекрестком        распяты        городовые.                 [1913 ]                    Несколько слов о моей жене*                        Морей неведомых далеким пляжем        идет луна —        жена моя.        Моя любовница рыжеволосая.        За экипажем        крикливо тянется толпа созвездий пестрополосая.        Венчается автомобильным гаражем,        целуется газетными киосками,        а шлейфа млечный путь моргающим пажем        украшен мишурными блестками.        А я?        Несло же, палимому, бровей коромысло        из глаз колодцев студеные ведра.        В шелках озерных ты висла,        янтарной скрипкой пели бедра?        В края, где злоба крыш,        не кинешь блесткой лесни.        В бульварах я тону, тоской песков овеян:        ведь это ж дочь твоя —        моя песня        в чулке ажурном        у кофеен!                 [1913 ]                    Несколько слов о моей маме*                        У меня есть мама на васильковых обоях.        А я гуляю в пестрых павах,        вихрастые ромашки, шагом меряя, мучу.        Заиграет вечер на гобоях ржавых,        подхожу к окошку,        веря,        что увижу опять        севшую        на дом        тучу.        А у мамы больной        пробегают народа шорохи        от кровати до угла пустого.        Мама знает —        это мысли сумасшедшей ворохи        вылезают из-за крыш завода Шустова.        И когда мой лоб, венчанный шляпой фетровой,        окровавит гаснущая рама,        я скажу,        раздвинув басом ветра вой:        «Мама.        Если станет жалко мне        вазы вашей муки,        сбитой каблуками облачного танца, —        кто же изласкает золотые руки,        вывеской заломленные у витрин Аванцо*?..»                 [1913 ]                    Несколько слов обо мне самом*                        Я люблю смотреть, как умирают дети.        Вы прибоя смеха мглистый вал заметили        за тоски хоботом?        А я —        в читальне улиц —        так часто перелистывал гроба том.        Полночь        промокшими пальцами щупала        меня        и забитый забор,        и с каплями ливня на лысине купола        скакал сумасшедший собор.        Я вижу, Христос из иконы бежал,        хитона оветренный край        целовала, плача, слякоть.        Кричу кирпичу,        слов исступленных вонзаю кинжал        в неба распухшего мякоть:        «Солнце!        Отец мой!        Сжалься хоть ты и не мучай!        Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней.        Это душа моя        клочьями порванной тучи        в выжженном небе        на ржавом кресте колокольни!        Время!        Хоть ты, хромой богомаз,        лик намалюй мой        в божницу уродца века!        Я одинок, как последний глаз        у идущего к слепым человека!»                 [1913 ]                    Исчерпывающая картина весны*                    Листочки.       После строчек лис —       точки.              [1913 ]                От усталости*                    Земля!       Дай исцелую твою лысеющую голову       лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.       Дымом волос над пожарами глаз из олова       дай обовью я впалые груди болот.       Ты! Нас — двое,       ораненных, загнанных ланями,       вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.       Дым из-за дома догонит нас длинными дланями,       мутью озлобив глаза догнивающих в ливнях огней.       Сестра моя!       В богадельнях идущих веков,       может быть, мать мне сыщется;       бросил я ей окровавленный песнями рог.       Квакая, скачет по полю       канава, зеленая сыщица,       нас заневолить       веревками грязных дорог.              [1913 ]                Любовь*                    Девушка пугливо куталась в болото,       ширились зловеще лягушечьи мотивы,       в рельсах колебался рыжеватый кто-то,       и укорно в буклях проходили локомотивы.                 В облачные пары сквозь солнечный угар       врезалось бешенство ветряной мазурки,       и вот я — озноенный июльский тротуар,       а женщина поцелуи бросает — окурки!                 Бросьте города, глупые люди!       Идите голые лить на солнцепеке       пьяные вина в меха-груди,       дождь-поцелуи в угли-щеки.              [1913 ]                Мы*                    Лезем земле под ресницами вылезших пальм       выколоть бельма пустынь,       на ссохшихся губах каналов —       дредноутов улыбки поймать.       Стынь, злоба!       На костер разожженных созвездий       взвесть не позволю мою одичавшую дряхлую мать.       Дорога — рог ада — пьяни грузовозов храпы!       Дымящиеся ноздри вулканов хмелем расширь!       Перья линяющих ангелов бросим любимым на шляпы,       будем хвосты на боа обрубать у комет, ковыляющих в ширь.              [1913 ]                Шумики, шумы и шумищи*                    По эхам города проносят шумы       на шепоте подошв и на громах колес,       а люди и лошади — это только грумы,       следящие линии убегающих кос.                 Проносят девоньки крохотные шумики.       Ящики гула пронесет грузовоз.       Рысак прошуршит в сетчатой тунике.       Трамвай расплещет перекаты гроз.                 Все на площадь сквозь туннели пассажей       плывут каналами перекрещенных дум,       где мордой перекошенный, размалеванный сажей       на царство базаров коронован шум.              [1913 ]                Адище города*                    Адище города окна разбили       на крохотные, сосущие светами адки.       Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,       над самым ухом взрывая гудки.                 А там, под вывеской, где сельди из Керчи —       сбитый старикашка шарил очки       и заплакал, когда в вечереющем смерче       трамвай с разбега взметнул зрачки.                 В дырах небоскребов, где горела руда       и железо поездов громоздило лаз —       крикнул аэроплан и упал туда,       где у раненого солнца вытекал глаз                 И тогда уже — скомкав фонарей одеяла —       ночь излюбилась, похабна и пьяна,       а за солнцами улиц где-то ковыляла       никому не нужная, дряблая луна.              [1913 ]                Нате!*                    Через час отсюда в чистый переулок       вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,       а я вам открыл столько стихов шкатулок,       я — бесценных слов мот и транжир.                 Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста       где-то недокушанных, недоеденных щей;       вот вы, женщина, на вас белила густо,       вы смотрите устрицей из раковин вещей.                 Все вы на бабочку поэтиного сердца       взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.       Толпа озвереет, будет тереться,       ощетинит ножки стоглавая вошь.                 А если сегодня мне, грубому гунну,       кривляться перед вами не захочется — и вот       я захохочу и радостно плюну,       плюну в лицо вам       я — бесценных слов транжир и мот.              [1913 ]                Ничего не понимают*                    Вошел к парикмахеру, сказал — спокойный:       «Будьте добры, причешите мне уши».       Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,       лицо вытянулось, как у груши.       «Сумасшедший!       Рыжий!» —       запрыгали слова.       Ругань металась от писка до писка,       и до-о-о-о-лго       хихикала чья-то голова,       выдергиваясь из толпы, как старая редиска.              [1913 ]                В авто*                    «Какая очаровательная ночь!»       «Эта,       (указывает на девушку),       что была вчера,       та?»       Выговорили на тротуаре       «поч —       перекинулось на шины       та».       Город вывернулся вдруг.       Пьяный на шляпы полез.       Вывески разинули испуг.       Выплевывали       то «О»,       то «S».       А на горе,       где плакало темно       и город       робкий прилез,       поверилось:       обрюзгло «О»       и гадко покорное «S».              [1913 ]                Кофта фата*                    Я сошью себе черные штаны       из бархата голоса моего.       Желтую кофту из трех аршин заката.       По Невскому мира, по лощеным полосам его,       профланирую шагом Дон-Жуана и фата.                 Пусть земля кричит, в покое обабившись:       «Ты зеленые весны идешь насиловать!»       Я брошу солнцу, нагло осклабившись:       «На глади асфальта мне хорошо грассировать!»                 Не потому ли, что небо голубо,       а земля мне любовница в этой праздничной чистке,       я дарю вам стихи, веселые, как би-ба-бо*,       и острые и нужные, как зубочистки!                 Женщины, любящие мое мясо, и эта       девушка, смотрящая на меня, как на брата,       закидайте улыбками меня, поэта, —       я цветами нашью их мне на кофту фата!              [1914 ]                Послушайте!*                    Послушайте!       Ведь, если звезды зажигают —       значит — это кому-нибудь нужно?       Значит — кто-то хочет, чтобы они были?       Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?       И, надрываясь       в метелях полуденной пыли,       врывается к богу,       боится, что опоздал,       плачет,       целует ему жилистую руку,       просит —       чтоб обязательно была звезда! —       клянется —       не перенесет эту беззвездную муку!       А после       ходит тревожный,       но спокойный наружно.       Говорит кому-то:       «Ведь теперь тебе ничего?       Не страшно?       Да?!»       Послушайте!       Ведь, если звезды       зажигают —       значит — это кому-нибудь нужно?       Значит — это необходимо,       чтобы каждый вечер       над крышами       загоралась хоть одна звезда?!              [1914 ]                А все-таки*                    Улица провалилась, как нос сифилитика.       Река — сладострастье, растекшееся в слюни.       Отбросив белье до последнего листика,       сады похабно развалились в июне.                 Я вышел на площадь,       выжженный квартал       надел на голову, как рыжий парик.       Людям страшно — у меня изо рта       шевелит ногами непрожеванный крик.                 Но меня не осудят, но меня не облают,       как пророку, цветами устелят мне след.       Все эти, провалившиеся носами, знают:       я — ваш поэт.                 Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!       Меня одного сквозь горящие здания       проститутки, как святыню, на руках понесут       и покажут богу в свое оправдание.                 И бог заплачет над моею книжкой!       Не слова — судороги, слипшиеся комом;       и побежит по небу с моими стихами подмышкой       и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.              [1914 ]                Еще Петербург*                    В ушах обрывки теплого бала,       а с севера — снега седей —       туман, с кровожадным лицом каннибала,       жевал невкусных людей.                 Часы нависали, как грубая брань,       за пятым навис шестой.       А с неба смотрела какая-то дрянь       величественно, как Лев Толстой.              [1914 ]                Война объявлена*                    «Вечернюю! Вечернюю! Вечернюю!       Италия! Германия! Австрия!»       И на площадь, мрачно очерченную чернью,       багровой крови пролилась струя!                 Морду в кровь разбила кофейня,       зверьим криком багрима:       «Отравим кровью игры Рейна!       Громами ядер на мрамор Рима!»                 С неба, изодранного о штыков жала,       слёзы звезд просеивались, как мука в сите,       и подошвами сжатая жалость визжала:       «Ах, пустите, пустите, пустите!»                 Бронзовые генералы на граненом цоколе       молили: «Раскуйте, и мы поедем!»       Прощающейся конницы поцелуи цокали,       и пехоте хотелось к убийце — победе.                 Громоздящемуся городу уродился во сне       хохочущий голос пушечного баса,       а с запада падает красный снег       сочными клочьями человечьего мяса.                 Вздувается у площади за ротой рота,       у злящейся на лбу вздуваются вены.       «Постойте, шашки о шелк кокоток       вытрем, вытрем в бульварах Вены!»                 Газетчики надрывались: «Купите вечернюю!       Италия! Германия! Австрия!»       А из ночи, мрачно очерченной чернью,       багровой крови лилась и лилась струя.              20 июля 1914 г.                Мама и убитый немцами вечер*                    По черным улицам белые матери       судорожно простерлись, как по гробу глазет.       Вплакались в орущих о побитом неприятеле:       «Ах, закройте, закройте глаза газет!»                 Письмо.                 Мама, громче!       Дым.       Дым.       Дым еще!

The script ran 0.001 seconds.