Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

А. С. Пушкин - Борис Годунов [1825]
Известность произведения: Высокая
Метки: dramaturgy, poetry, Драма, История, Поэма, Пьеса, Трагедия

Аннотация. В настоящем издании публикуется драма, созданная А.С.Пушкиным в михайловской ссылке, озаглавленная "Комедия о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве" (1825).

Полный текст. Открыть краткое содержание.

1 2 3 4 5 6 7 

Невольною дремотой обессилен, Не сотворю молитвы долгой к ночи – Мой старый сон не тих, и не безгрешен, Мне чудятся то шумные пиры, То ратный стан, то схватки боевые, Безумные потехи юных лет!   Г р и г о р и й   Как весело провел свою ты младость! Ты воевал под башнями Казани, Ты рать Литвы при Шуйском отражал, Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив! а я от отроческих лет По келиям скитаюсь, бедный инок! Зачем и мне не тешиться в боях, Не пировать за царскою трапезой? Успел бы я, как ты, на старость лет От суеты, от мира отложиться, Произнести монашества обет И в тихую обитель затвориться.   П и м е н   Не сетуй, брат, что рано грешный свет Покинул ты, что мало искушений Послал тебе всевышний. Верь ты мне: Нас издали пленяет слава, роскошь И женская лукавая любовь. Я долго жил и многим насладился; Но с той поры лишь ведаю блаженство, Как в монастырь господь меня привел. Подумай, сын, ты о царях великих. Кто выше их? Единый бог. Кто смеет Противу их? Никто. А что же? Часто Златый венец тяжел им становился: Они его меняли на клобук. Царь Иоанн искал успокоенья В подобии монашеских трудов. Его дворец, любимцев гордых полный, Монастыря вид новый принимал: Кромешники в тафьях и власяницах Послушными являлись чернецами, А грозный царь игуменом смиренным. Я видел здесь – вот в этой самой келье (В ней жил тогда Кирилл многострадальный, Муж праведный. Тогда уж и меня Сподобил бог уразуметь ничтожность Мирских сует), здесь видел я царя, Усталого от гневных дум и казней. Задумчив, тих сидел меж нами Грозный, Мы перед ним недвижимо стояли, И тихо он беседу с нами вел. Он говорил игумену и братье: «Отцы мои, желанный день придет, Предстану здесь алкающий спасенья. Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл, Вы все – обет примите мой духовный: Прииду к вам, преступник окаянный, И схиму здесь честную восприму, К стопам твоим, святый отец, припадши». Так говорил державный государь, И сладко речь из уст его лилася, И плакал он. А мы в слезах молились, Да ниспошлет господь любовь и мир Его душе страдающей и бурной. А сын его Феодор? На престоле Он воздыхал о мирном житие Молчальника. Он царские чертоги Преобратил в молитвенную келью; Там тяжкие, державные печали Святой души его не возмущали. Бог возлюбил смирение царя, И Русь при нем во славе безмятежной Утешилась – а в час его кончины Свершилося неслыханное чудо: К его одру, царю едину зримый, Явился муж необычайно светел, И начал с ним беседовать Феодор И называть великим патриархом. И все кругом объяты были страхом, Уразумев небесное виденье, Зане святый владыка пред царем Во храмине тогда не находился. Когда же он преставился, палаты Исполнились святым благоуханьем, И лик его как солнце просиял – Уж не видать такого нам царя. О страшное, невиданное горе! Прогневали мы бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли.   Г р и г о р и й   Давно, честный отец, Хотелось мне тебя спросить о смерти Димитрия-царевича; в то время Ты, говорят, был в Угличе.   П и м е н   Ох, помню! Привел меня бог видеть злое дело, Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич На некое был послан послушанье; Пришел я в ночь. Наутро в час обедни Вдруг слышу звон, ударили в набат, Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я Спешу туда ж – а там уже весь город. Гляжу: лежит зарезанный царевич; Царица мать в беспамятстве над ним, Кормилица в отчаянье рыдает, А тут народ, остервенясь, волочит Безбожную предательницу-мамку... Вдруг между их, свиреп, от злости бледен, Является Иуда Битяговский. «Вот, вот злодей!» – раздался общий вопль, И вмиг его не стало. Тут народ Вслед бросился бежавшим трем убийцам; Укрывшихся злодеев захватили И привели пред теплый труп младенца, И чудо – вдруг мертвец затрепетал – «Покайтеся!» – народ им завопил: И в ужасе под топором злодеи Покаялись – и назвали Бориса.   Г р и г о р и й   Каких был лет царевич убиенный?   П и м е н   Да лет семи; ему бы ныне было (Тому прошло уж десять лет... нет, больше: Двенадцать лет) – он был бы твой ровесник И царствовал; но бог судил иное. Сей повестью плачевной заключу Я летопись мою; с тех пор я мало Вникал в дела мирские. Брат Григорий, Ты грамотой свой разум просветил, Тебе свой труд передаю. В часы, Свободные от подвигов духовных, Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель в жизни будешь: Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса, Пророчества и знаменья небесны – А мне пора, пора уж отдохнуть И погасить лампаду... Но звонят К заутрене... благослови, господь, Своих рабов!.. подай костыль, Григорий.   (Уходит.) Г р и г о р и й   Борис, Борис! все пред тобой трепещет, Никто тебе не смеет и напомнить О жребии несчастного младенца, – А между тем отшельник в темной келье Здесь на тебя донос ужасный пишет: И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от божьего суда.    ПАЛАТЫ ПАТРИАРХА П а т р и а р х, и г у м е н Ч у д о в а м о н а с т ы р я. П а т р и а р х   И он убежал, отец игумен?   И г у м е н   Убежал, святый владыко. Вот уж тому третий день.   П а т р и а р х   Пострел, окаянный! Да какого он роду?   И г у м е н   Из роду Отрепьевых, галицких боярских детей. Смолоду постригся неведомо где, жил в Суздале, в Ефимьевском монастыре, ушел оттуда, шатался по разным обителям, наконец пришел к моей чудовской братии, а я, видя, что он еще млад и неразумен, отдал его под начал отцу Пимену, старцу кроткому и смиренному; и был он весьма грамотен: читал наши летописи, сочинял каноны святым; но, знать, грамота далася ему не от господа бога...   П а т р и а р х   Уж эти мне грамотеи! что еще выдумал! буду царем на Москве! Ах он, сосуд диавольский! Однако нечего царю и докладывать об этом; что тревожить отца-государя? Довольно будет объявить о побеге дьяку Смирнову али дьяку Ефимьеву; эдака ересь! буду царем на Москве!.. Поймать, поймать врагоугодника, да и сослать в Соловецкий на вечное покаяние. Ведь это ересь, отец игумен.   И г у м е н   Ересь, святый владыко, сущая ересь.   ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ Д в а с т о л ь н и к а. П е р в ы й   Где государь?   В т о р о й   В своей опочивальне Он заперся с каким-то колдуном.   П е р в ы й   Так, вот его любимая беседа: Кудесники, гадатели, колдуньи. – Всё ворожит, что красная невеста. Желал бы знать, о чем гадает он?   В т о р о й   Вот он идет. Угодно ли спросить?   П е р в ы й   Как он угрюм!   Уходят. Ц а р ь (входит)   Достиг я высшей власти; Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе. Не так ли Мы смолоду влюбляемся и алчем Утех любви, но только утолим Сердечный глад мгновенным обладаньем, Уж, охладев, скучаем и томимся?.. Напрасно мне кудесники сулят Дни долгие, дни власти безмятежной – Ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе. Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить, Щедротами любовь его снискать – Но отложил пустое попеченье: Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. Безумны мы, когда народный плеск Иль ярый вопль тревожит сердце наше! Бог насылал на землю нашу глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы – Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви. В семье моей я мнил найти отраду, Я дочь мою мнил осчастливить браком – Как буря, смерть уносит жениха... И тут молва лукаво нарекает Виновником дочернего вдовства Меня, меня, несчастного отца!.. Кто ни умрет, я всех убийца тайный: Я ускорил Феодора кончину, Я отравил свою сестру царицу, Монахиню смиренную... все я! Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто... едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветою. – Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда – беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек, И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах... И рад бежать, да некуда... ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.      КОРЧМА НА ЛИТОВСКОЙ ГРАНИЦЕ М и с а и л и В а р л а а м, бродяги-чернецы; Г р и г о р и й О т р е п ь е в, мирянином; х о з я й к а. Х о з я й к а   Чем-то мне вас потчевать, старцы честные?   В а р л а а м   Чем бог пошлет, хозяюшка. Нет ли вина?   Х о з я й к а   Как не быть, отцы мои! сейчас вынесу.   (Уходит.) М и с а и л   Что ж ты закручинился, товарищ? Вот и граница литовская, до которой так хотелось тебе добраться.   Г р и г о р и й   Пока не буду в Литве, до тех пор не буду спокоен.   В а р л а а м   Что тебе Литва так слюбилась? Вот мы, отец Мисаил да я, грешный, как утекли из монастыря, так ни о чем уж и не думаем. Литва ли, Русь ли, что гудок, что гусли: все нам равно, было бы вино... да вот и оно!..   М и с а и л   Складно сказано, отец Варлаам.   Х о з я й к а (входит)   Вот вам, отцы мои. Пейте на здоровье.   М и с а и л   Спасибо, родная, бог тебя благослови.     Монахи пьют; Варлаам затягивает песню: Как во городе было во Казани... В а р л а а м (Григорию)   Что же ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь?   Г р и г о р и й   Не хочу.   М и с а и л   Вольному воля...   В а р л а а м   А пьяному рай, отец Мисаил! Выпьем же чарочку за шинкарочку... Однако, отец Мисаил, когда я пью, так трезвых не люблю; ино дело пьянство, а иное чванство; хочешь жить, как мы, милости просим – нет, так убирайся, проваливай: скоморох попу не товарищ.   Г р и г о р и й   Пей да про себя разумей, отец Варлаам! Видишь: и я порой складно говорить умею.   В а р л а а м   А что мне про себя разуметь?   М и с а и л   Оставь его, отец Варлаам.   В а р л а а м   Да что он за постник? Сам же к нам навязался в товарищи, неведомо кто, неведомо откуда,– да еще и спесивится; может быть, кобылу нюхал...   (Пьет и поет: Молодой чернец постригся.) Г р и г о р и й (хозяйке)   Куда ведет эта дорога?   Х о з я й к а   В Литву, мой кормилец, к Луёвым горам.   Г р и г о р и й   А далече ли до Луёвых гор?   Х о з я й к а   Недалече, к вечеру можно бы туда поспеть, кабы не заставы царские да сторожевые приставы.   Г р и г о р и й   Как, заставы! что это значит?   Х о з я й к а   Кто-то бежал из Москвы, а велено всех задерживать да осматривать.   Г р и г о р и й (про себя)   Вот тебе, бабушка, Юрьев день.   В а р л а а м   Эй, товарищ! да ты к хозяйке присуседился. Знать, не нужна тебе водка, а нужна молодка; дело, брат, дело! у всякого свой обычай; а у нас с отцом Мисаилом одна заботушка: пьем до донушка, выпьем, поворотим и в донушко поколотим.   М и с а и л   Складно сказано, отец Варлаам...   Г р и г о р и й   Да кого ж им надобно? Кто бежал из Москвы?   Х о з я й к а   А господь его ведает, вор ли, разбойник – только здесь и добрым людям нынче прохода нет – а что из того будет? ничего; ни лысого беса не поймают: будто в Литву нет и другого пути, как столбовая дорога! Вот хоть отсюда свороти влево, да бором иди по тропинке до часовни, что на Чеканском ручью, а там прямо через болото на Хлопино, а оттуда на Захарьево, а тут уж всякий мальчишка доведет до Луёвых гор. От этих приставов только и толку, что притесняют прохожих да обирают нас, бедных.   Слышен шум. Г р и г о р и й   Хозяйка! нет ли в избе другого угла?   Х о з я й к а   Нету, родимый. Рада бы сама спрятаться. Только слава, что дозором ходят, а подавай им и вина, и хлеба, и неведомо чего – чтоб им издохнуть, окаянным! чтоб им...   Входят приставы. Х о з я й к а   Добро пожаловать, гости дорогие, милости просим.   О д и н п р и с т а в (другому)   Ба! да здесь попойка идет: будет чем поживиться. (Монахам.) Вы что за люди?   В а р л а а м   Мы божии старцы, иноки смиренные, ходим по селениям да собираем милостыню христианскую на монастырь.   П р и с т а в (Григорию)   А ты?   М и с а и л   Наш товарищ...   Г р и г о р и й   Мирянин из пригорода; проводил старцев до рубежа, отселе иду восвояси.   М и с а и л   Так ты раздумал...   Г р и г о р и й (тихо)   Молчи.   П р и с т а в   Хозяйка, выставь-ка еще вина – а мы здесь со старцами попьем да побеседуем.   Д р у г о й п р и с т а в (тихо)   Парень-то, кажется, гол, с него взять нечего; зато старцы...   П е р в ы й   Молчи, сейчас до них доберемся. – Что, отцы мои? каково промышляете?   В а р л а а м   Плохо, сыне, плохо! ныне христиане стали скупы; деньгу любят, деньгу прячут. Мало богу дают. Прииде грех велий на языцы земнии. Все пустилися в торги, в мытарства; думают о мирском богатстве, не о спасении души. Ходишь, ходишь; молишь, молишь; иногда в три дни трех полушек не вымолишь. Такой грех! Пройдет неделя, другая, заглянешь в мошонку, ан в ней так мало, что совестно в монастырь показаться; что делать? с горя и остальное пропьешь: беда да и только.– Ох плохо, знать пришли наши последние времена...   Х о з я й к а (плачет)   Господь помилуй и спаси!   В продолжение Варлаамовой речи первый пристав значительно всматривается в Мисаила. П е р в ы й п р и с т а в   Алеха! при тебе ли царский указ?   В т о р о й   При мне.   П е р в ы й   Подай-ка сюда.   М и с а и л   Что ты на меня так пристально смотришь?   П е р в ы й п р и с т а в   А вот что: из Москвы бежал некоторый злой еретик, Гришка Отрепьев, слыхал ли ты это?   М и с а и л   Не слыхал.   П р и с т а в   Не слыхал? ладно. А того беглого еретика царь приказал изловить и повесить. Знаешь ли ты это?   М и с а и л   Не знаю.   П р и с т а в (Варлааму)  

The script ran 0.003 seconds.