Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Теннесси Уильямс - Стеклянный зверинец [1945]
Язык оригинала: USA
Известность произведения: Средняя
Метки: dramaturgy, prose_classic

Полный текст. Открыть краткое содержание.

1 2 3 

АМАНДА: О, будь рассудительным, Том – и не язви! (Она берет щетку для волос.) ТОМ: Что ты делаешь? АМАНДА: Я собираюсь расчесать этот вихор! (Она нападает на его волосы с щеткой.) Какую должность в магазине занимает этот молодой человек? ТОМ (с мрачным видом подчиняясь щетке и допросу): Этот молодой человек занимает должность почтового клерка, мама. АМАНДА: Похоже, что это довольно ответственная работа, работа, которой мог бы заниматься и ты, если бы только у тебя было больше предприимчивости. Сколько он зарабатывает? Ты не знаешь? ТОМ: Я бы предположил, что-то около восьмидесяти пяти долларов в месяц. АМАНДА: Хм – сумма не царская, но – ТОМ: На двадцать долларов больше, чем у меня. АМАНДА: Да, уж я это хорошо знаю! Но для семейного человека, на восемьдесят пять долларов в месяц можно только сводить концы с концами… ТОМ: Да, но Мистер О'Коннор не семейный человек. АМАНДА: Разве он не может стать таковым, а? Когда-нибудь в будущем? ТОМ: Понимаю. Планы и приготовления. АМАНДА: Ты единственный из известных мне молодых людей, который игнорирует тот факт, что будущее становится настоящим, настоящее прошлым, а прошлое обращается в вечное сожаление, если ты его не планировал! ТОМ: Я подумаю об этом еще раз, и посмотрю, что из этого получится. АМАНДА: Не говори так надменно с матерью! Расскажи мне побольше об этом – как его имя? ТОМ: Джеймс Д. О'Коннор. Д. от Делани. АМАНДА: Ирландец с обеих сторон! Помилуй! И не пьет? ТОМ: Мне позвонить ему прямо сейчас и спросить? АМАНДА: Единственный способ как можно узнать о таких вещах так это через осторожные расспросы при подходящем случае. Когда я была девушкой в Блу Маунтан и были подозрения, что молодой человек выпивает, та девушка, чье внимание он привлекал, если была такая девушка, иногда обращалась к пастору его церкви, или к нему обращался ее отец, если отец был жив, и таким образом разузнавала все о характере молодого человека. Вот каким образом тактично устраиваются такие дела, чтобы предохранить молодую женщину от совершения трагической ошибки! ТОМ: Тогда, как же получилось, что ты совершила трагическую ошибку? АМАНДА: Этот невинный взгляд твоего отца обманул всех! Он улыбался – и мир был зачарован! Отдаться на милость красивой внешности это худшее, что может сделать девушка! Я надеюсь, Мистер О'Коннор не слишком красив. ТОМ: Нет, он не слишком красив. Он весь в веснушках, и у него маленький нос. АМАНДА: Но ведь не так чтобы совсем невзрачный? ТОМ: Не так чтобы совсем невзрачный. Я бы сказал, этак, средней невзрачности. АМАНДА: Главное в человеке это характер. ТОМ: Как раз то, о чем я всегда говорил, мама. АМАНДА: Ты никогда ничего подобного не говорил, и я подозреваю, что никогда об этом и не думал. ТОМ: Не будь со мной такой подозрительной. АМАНДА: По крайней мере, я надеюсь, что он из людей напористых и предприимчивых. ТОМ: Мне кажется, он действительно стремится улучшить свое положение. АМАНДА: У тебя есть основания так думать? ТОМ: Он ходит в вечернюю школу. АМАНДА (сияя от удовольствия): Чудесно! И чем он занимается, то есть, что он изучает? ТОМ: Радиотехнику и публичные выступления! АМАНДА: Это значит, что он собирается преуспеть в этом мире! Любой молодой человек, занимающийся публичными выступлениями, нацеливается на руководящую должность! А радиотехника? Вещь для будущего! Оба эти факта многое разъясняют. Такие вещи мать должна знать о любом молодом человеке, который собирается посетить ее дочь. С серьезными намерениями, или – нет. ТОМ: Небольшое предостережение. Он не знает о Лоре. Я не раскрыл ему наши черные секретные планы. Я просто сказал, почему бы тебе не зайти к нам на ужин? Он сказал, хорошо, и на этом разговор закончился. АМАНДА: Ну уж, конечно! Ты красноречив как рыба. Однако, он узнает о Лоре как только появится здесь. Когда он увидит, как она мила и любезна и привлекательна, он возблагодарит свою счастливую звезду за то, что был приглашен на ужин. ТОМ: Мама, я не стал бы так рассчитывать на Лору. АМАНДА: Что ты имеешь в виду? ТОМ: Лора кажется такой мне и тебе, потому что она наша и мы любим ее. Мы даже не замечаем больше, что она калека. АМАНДА: Не говори калека! Ты же знаешь, я никогда не позволяю употреблять это слово! ТОМ: Но взгляни на факты, мама. Она калека – и это еще не все – АМАНДА: Что ты имеешь в виду «не все»? ТОМ: Лора очень отличается от других девушек. АМАНДА: Я думаю, это отличие только в ее пользу. ТОМ: Не совсем так – в глазах других – посторонних людей – она ужасно застенчива и живет, замкнувшись в своем мире, и людям вне нашего дома она кажется немного чудаковатой. АМАНДА: Не говори чудаковатой! ТОМ: Посмотри фактам в лицо. Она действительно чудаковата. (Музыка в танцевальном зале переходит в танго с грустным и в чем-то зловещим мотивом.) АМАНДА: Могу я спросить – в чем она чудаковата? ТОМ (ласково): Она живет в своем собственном мире – мире маленьких стеклянных украшений, мама… (Он поднимается. Аманда остается с щеткой в руках, встревожено глядя на него.) Она слушает старые пластинки и – вот и все – (Он бросает взгляд на себя в зеркале и направляется к двери.) АМАНДА (резко): Куда ты идешь? ТОМ: Я иду в кино. (Он выходит через внешнюю дверь.) АМАНДА: Только не в кино, каждый вечер в кино! (Она быстро подбегает к двери.) Я не верю, что ты каждый раз ходишь в кино! (Он ушел. Аманда некоторое время беспокойно глядит ему в след. Затем энергия и оптимизм снова возвращаются к ней, и она поворачивается от двери и идет к портьерам.) Лора! Лора! (Лора отзывается из кухни.) ЛОРА: Да, мама. АМАНДА: Оставь эту посуду и подойди сюда! (Лора появляется с кухонным полотенцем в руках. Аманда радостно обращается к ней.) Лора, подойди сюда и загадай желание на луну! (Образ на экране: Луна.) ЛОРА (появляясь): Луна – луна? АМАНДА: Маленькая серебряная туфелька луны. Посмотри через левое плечо, Лора, и загадай желание! (Лора слегка растерянна, как будто ее только что разбудили. Аманда берет ее за плечо и поворачивает под углом к двери.) Вот теперь! Теперь, милая, загадывай! ЛОРА: Что мне загадать, мама? АМАНДА (ее голос дрожит, иглаза внезапно наполняются слезами): Счастья! Удачи! (Доносятся звуки скрипки, и сцена затемняется.) СЦЕНА ШЕСТАЯ Свет падает на площадку пожарной лестницы. Том курит, прислонившись к решетке. (Образ на экране: Герой средней школы.) ТОМ: Итак, на следующий вечер я привел Джима к нам домой на ужин. Я был поверхностно знаком с Джимом еще в средней школе. В школе Джим был героем. Он обладал замечательным ирландским добродушием и жизнерадостностью, и внешностью прилежно отполированной фарфоровой чашки. Казалось, он постоянно движется в луче света. Он был звездой баскетбола, капитаном дискуссионного клуба, президентом выпускного класса и песенного клуба, и пел мужские партии в ежегодных небольших операх. Он передвигался только бегом или вприпрыжку, и никогда не ходил шагом. Казалось, что он вот-вот преодолеет загон тяготения. В юности он продвигался вперед с такой скоростью, что вполне логично было бы ожидать, что к тридцати он достигнет Белого Дома и никак не меньше. Но видимо, помехи усилились после окончания школы в Солдане. Его скорость заметно снизилась. Спустя шесть лет после школы он занимал должность немногим выше моей. (Образ на экране: Конторский служащий) С ним одним в магазине я был в приятельских отношениях. Он ценил меня как человека, помнящего о его былой славе, бывшего свидетелем его баскетбольных побед и завоеванного Серебряного кубка в соревновании дискуссионного клуба. Он знал о моем секретном обыкновении уединяться в умывальную комнату, когда торговля в магазине шла медленно, и трудиться над стихотворениями. Он называл меня Шекспиром. И хотя другие парни в магазине смотрели на меня с подозрительной враждебностью, Джим относился ко мне с юмором. Постепенно его отношение повлияло на остальных, их враждебность смягчилась, и они стали улыбаться мне, как улыбаются глядя на собаку странного вида, рысцой перебегающей дорогу в отдалении. Я знал, что Джим и Лора были знакомы друг с другом в Солдане, и слышал как Лора восхищенно отзывалась о его голосе. Я не знал, помнит ли ее Джим или нет. Насколько Джим блистал в школе, настолько Лора оставалась в тени. Если он и помнил Лору, то не как мою сестру, ибо когда я пригласил его на ужин, он широко улыбнулся и сказал: «Ты знаешь, Шекспир, я никогда не думал, что у тебя есть родня!» Ему предстояло это обнаружить… (Надпись на экране: «Звук приближающегося шага») (Фигура Тома затемняется, и свет появляется в гостиной Вингфилдов – нежный лимонный свет. Пятница, около пяти часов вечера, время поздней весны, которая появляется, «рассыпая по небу стихи.») (Готовясь к приходу визитера, Аманда работала как турок. Результаты впечатляют. Новый торшер с розовым шелковым абажуром стоит на своем месте, цветной бумажный фонарик прикрывает разбитое крепление люстры на потолке, на окнах новые вздымающиеся белые шторы, на стульях и диване яркие ситцевые чехлы, впервые появляется пара новых диванных подушек. На полу в беспорядке разбросаны открытые коробки и папиросная бумага.) (Лора стоит посреди комнаты, подняв руки, пока Аманда присев перед ней с благоговением и обрядовой торжественностью поправляет складки на ее новом платье. Платье окрашено и создано по памяти. Волосы Лоры уложены по-другому; нежесткая прическа ей больше к лицу. В Лоре открылась хрупкая неземная прелесть: она похожа на задетое светом прозрачное стеклышко, со скоротечным блеском, нереальным, преходящим.) АМАНДА (раздраженно): Почему ты дрожишь? ЛОРА: Мама, ты заставила меня так волноваться! АМАНДА: Из-за чего это я заставила тебя волноваться? ЛОРА: Из-за всей этой суматохи! Ты превращаешь это в событие такой важности! АМАНДА: Я не понимаю тебя, Лора. Ты же не можешь довольствоваться тем, что просто сидишь дома, и тем не менее, как только я пытаюсь что-нибудь устроить для тебя, ты как бы противишься этому (Она встает.) Посмотри на себя! Нет, погоди! Погоди минутку – у меня идея! ЛОРА: Что такое? (Аманда достает две пуховки, заворачивает их в платки и засовывает Лоре за пазуху.) ЛОРА: Мама, что ты делаешь? АМАНДА: Они называют это «Веселыми Обманщиками»! ЛОРА: Я не стану их носить! АМАНДА: Станешь! ЛОРА: Зачем мне это надо? АМАНДА: Потому что, если быть жестоко откровенной, у тебя плоская грудь. ЛОРА: Выглядит так, как будто мы подстраиваем западню. АМАНДА: Все симпатичные девушки это западня, симпатичная западня, и мужчины именно этого от них и ожидают. (Надпись на экране: «Симпатичная западня.») А теперь взгляни на себя, молодая леди. Ты никогда не будешь красивей, чем сейчас. (Она отходит назад, чтобы полюбоваться Лорой.) Теперь мне надо привести в порядок себя. Ты удивишься, увидев как выглядит твоя мать! (Аманда проходит сквозь портьеры, весело напевая. Лора медленно подходит к длинному зеркалу и пристально и сосредоточенно смотрит на себя. Ветер медленно и грациозно всколыхнул вовнутрь белые шторы, издавая тихий печальный вздох.) АМАНДА (откуда-то из-за портьер): Еще не слишком темно. (Лора медленно поворачивается у зеркала с беспокойным взглядом.) (Надпись на экране: «Это моя сестра. Встречайте ее с музыкой!» Играет музыка.) АМАНДА (смеясь, все еще невидима): Я покажу тебе кое-что. Я произведу эффектное появление! ЛОРА: Каким образом, мама? АМАНДА: Облеки свою душу в терпение – и ты увидишь! Я возвратила к жизни кое-что из этого старого сундука. В конце концов, мода не так ужсильно переменилась… (Она раздвигает портьеры.) А взгляни на свою мать! (На ней девическое платье из желтоватого муслина с голубым шелковым поясом. У нее в руках букет нарциссов – историяеемолодости почти ожила. Теперь она лихорадочно говорит): В этом платье я вела кадриль. Дважды выигрывала кекуок[15] в Сансет Хилле, одевала его однажды весной на Губернаторский Бал в Джексоне! Видишь, Лора, как я скользила по залу? (Она приподнимает юбку и семенящими шагами проходиться по комнате.) По воскресеньям я одевала это платье для моих визитеров! Оно было на мне в тот день, когда я встретила твоего отца… Всю ту весну у меня был малярийный жар. Смена климата Восточного Теннесси на климат Дельты – ослабила сопротивляемость. Все это время у меня была небольшая температура – не достаточная, чтобы быть опасной – но достаточная, чтобы сделать меня неугомонной и легкомысленной! Приглашения сыпались – праздники по всей Дельте! «Оставайся в постели,» говорила мама, «у тебя жар!» – но я просто не могла. Я принимала хинин, но все ходила и ходила! Вечера, танцы! После обеда длинные, длинные прогулки на лошадях! Пикники – чудесно! Так чудесно, эта провинциальная природа в мае – вся в кружевах кизила, буквально затоплена нарциссами! В ту весну я сходила с ума от нарциссов. Нарциссы стали моим абсолютным помешательством. Мама говорила, «Милая, у нас нет больше места для нарциссов.» А я приносила еще. Как только я их где– нибудь замечала, я говорила, «Остановитесь! Остановитесь! Я вижу нарциссы!» Я заставляла молодых людей помогать мне срывать нарциссы! Это стало курьезом, Аманда и ее нарциссы. В конце концов, не осталось ни одной вазы, куда можно было бы их поставить, все возможные места были заполнены нарциссами. Нет ваз? Хорошо, я сама буду держать их! И тогда я – (Она останавливается перед портретом. Играет музыка.) встретила твоего отца! Малярийный жар, и нарциссы, и потом – этот – парень…. (Она зажигает розоватую лампу.) Надеюсь, они доберутся сюда до того, как начнется дождь. (Она пересекает комнату и ставит нарциссы в вазу на столе.) Я дала твоему брату немного лишних денег, чтобы он и Мистер О'Коннор могли взять таксомотор домой. ЛОРА (с изменившимся взглядом): Как ты сказала его зовут? АМАНДА: О'Коннор. ЛОРА: Как его имя? АМАНДА: Не помню. Ах, да, помню. Джим! (Лора слегка покачивается и хватается за стул.) (Надпись на экране: «Только не Джим!») ЛОРА (тихо): Нет – не Джим! АМАНДА: Да, так и есть, это Джим! Я никогда не знала ни одного плохого Джима! (Музыка становится угрожающей.) ЛОРА: Ты уверена, что его зовут Джим О'Коннор? АМАНДА: Да. А что? ЛОРА: Это тот парень, с которым Том был знаком в школе? АМАНДА: Он этого не говорил. Я думаю, он познакомился с ним в магазине. ЛОРА: В школе мы оба были знакомы с одним Джимом О'Коннором – (затем, с усилием) Если Том приведет на ужин этого Джима – ты должна будешь извинить меня, я не выйду к столу. АМАНДА: Что это еще за глупости? ЛОРА: Как-то ты спросила меня, нравился ли мне когда-нибудь какой-нибудь парень. Ты помнишь, я показывала тебе его фотографию? АМАНДА: Тот парень, которого ты мне показывала вшкольном альбоме? ЛОРА: Да, тот самый. АМАНДА: Лора, Лора, ты любила этого парня? ЛОРА: Я не знаю, мама. Все что я знаю, это то, что я не смогу сидеть с ним за одним столом! АМАНДА: Это не он! Ни малейшей вероятности. Но он это, или нет, ты выйдешь к столу. Ты не будешь освобождена. ЛОРА: Я должна буду, мама. АМАНДА: Я не намерена потакать твоей глупости, Лора. С меня достаточно всего того, что я перенесла от тебя и твоего брата. Поэтому, сядь и успокойся пока они не пришли. Том забыл свой ключ, так что ты впустишь их, когда они приедут. ЛОРА (панически): О, мама – ты открой дверь! АМАНДА (весело): Я буду занята – на кухне! ЛОРА: О, мама, пожалуйста, открой дверь сама, не заставляй это делать меня! АМАНДА (заходит на кухню): Мне надо приготовить соус к лососине. Так волноваться – глупости! – из-за визитера! (Дверь захлопывается. Лора остается одна.) (Надпись на экране: «Ужас!») (Она издает слабый стон и гасит лампу – окостенело садится на край дивана, сжимая вместе пальцы рук.) (Надпись на экране: «Открытие двери!») (Том и Джим появляются на ступенях пожарной лестницы и поднимаются на площадку. Заслышав их приближение, Лора поднимается с паническим жестом. Она уходит за портьеры. Звенит дверной звонок. Лора задерживает дыхание и дотрагивается рукой до горла. Раздается низкий звук.) АМАНДА (зовет): Лора, любимая! Дверь! (Лора уставилась на нее без движения.) ДЖИМ: Я думаю, мы как раз обогнали дождь. ТОМ: А-га. (Он снова звонит, нервно. Джим посвистывает и выуживает сигарету.) АМАНДА (очень, очень радостно): Лора, это твой брат и Мистер О'Коннор! Ты впустишь их, дорогая? (Лора подходит к кухонной двери.) ЛОРА (задыхаясь): Мама – ты подойди к двери! (Аманда выходит из кухни и разъяренно смотрит на Лору. Она повелительно указывает на дверь.) ЛОРА: Пожалуйста, пожалуйста! АМАНДА (гневным шепотом): Что с тобой происходит, глупое дитя? ЛОРА (отчаянно): Пожалуйста, подойди ты, пожалуйста! АМАНДА: Я сказала, Лора, что не буду тебе потакать. Почему тебе надо было лишилась рассудка именно в эту минуту? ЛОРА: Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, подойди ты! АМАНДА: Ты подойдешь к двери, потому что я не могу! ЛОРА (безнадежно): И я не могу! АМАНДА: Почему? ЛОРА: Мне плохо! АМАНДА: Мне тоже плохо – от твоей несуразности! Почему ты и твой брат не можете быть нормальными людьми? Причудливые капризы и поведение! (Том протяжно звонит.) Нелепые привычки! У тебя есть хоть одна причина – (Она восторженно отзывается.) Иду! Одну секунду! – чтобы бояться открыть дверь? Отвечай же, Лора! ЛОРА: О, о, о… (Она возвращается за портьеры, кидается к Виктроле, судорожно заводит ее и ставит играть.) АМАНДА: Лора Вингфилд, ступай сейчас же к двери! ЛОРА: Да – да, мама! (Далекое, небрежное исполнение «Дарданеллы» смягчает воздух и дает ей силы, чтобы пройти сквозь него. Он скользит к двери и осторожно приоткрывает ее. Входит Том с визитером, Джимом О'Коннором.) ТОМ: Лора, это Джим. Джим, это моя сестра, Лора. ДЖИМ (входя внутрь): Я не знал, что у Шекспира есть сестра! ЛОРА (трепещущая и окоченевшая, отступая от двери): Здра – вствуйте. ДЖИМ (тепло, протягивая руку): Привет! (Лора несмело касается его своей рукой.) ДЖИМ: У тебя холодная рука, Лора! ЛОРА: Да, я – я заводила Виктролу… ДЖИМ: Ты, наверное, слушала на ней классическую музыку! Чтобы согреться, тебе следовало бы немного послушать джазовой музыки! ЛОРА: Извините – я еще не закончила с Виктролой… (Она неуклюже разворачивается и спешным шагом заходит в переднюю комнату. На секунду она останавливается над Виктролой. Затем, затаив дыхание, устремляется запортьеры, как испуганный олень.) ДЖИМ (широко улыбаясь): Что случилось? ТОМ: Ах – с Лорой? Лора – ужасно застенчива. ДЖИМ: Застенчива, хм? В наши дни редкость встретить застенчивую девушку. Я не помню, чтобы ты когда-нибудь упоминал, что у тебя есть сестра. ТОМ: Ну, теперь-то ты это знаешь. У меня есть сестра. Вот, Почтовый Курьер; тебе дать страницу? ДЖИМ: А-га. ТОМ: Что именно? Комиксы? ДЖИМ: Спорт! (Он быстро просматривает ее.) Оли Диззи Дин ведет себя скверно. ТОМ (равнодушно): Да-а? (Он закуривает и идет к пожарному выходу.) ДЖИМ: А тыкуда направился? ТОМ: Выйду на террасу. ДЖИМ (идет за ним): Ты знаешь, Шекспир – я скажу тебе кое-что. ТОМ: Что? ДЖИМ: Ты же знаешь, я хожу на занятия. ТОМ: Ну и? ДЖИМ: Я занимаюсь публичными выступлениями! Мы с тобой не созданы для магазина. ТОМ: Спасибо – это замечательная новость. Но какое отношение к этому имеют публичные выступления? ДЖИМ: Это подготавливает тебя – к руководящей должности! ТОМ: А-а… ДЖИМ: Могу тебе сказать, что мне это чертовски помогло. (Образ на экране: Управляющий за столом.) ТОМ: В чем тебе это помогло? ДЖИМ: Во всем! Спроси себя, чем ты и я отличаемся от этих людей, сидящих в кабинетах? Мозгами? – Нет! – Способностями? – Нет! Тогда чем? Всего лишь одной маленькой деталью – ТОМ: Какой такой маленькой деталью? ДЖИМ: В основном все сводится к – умению держать себя в обществе! Уметь обходиться с людьми и не упускать своего на любом социальном уровне! АМАНДА (из кухни): Том? ТОМ: Да, мама? АМАНДА: Это ты с Мистером О'Коннором? ТОМ: Да, мама. АМАНДА: Отлично, устраивайтесь там поудобней. ТОМ: Да, мама. АМАНДА: Спроси Мистера О'Коннора, хочет ли он помыть руки. ДЖИМ: Э, нет – нет – спасибо – я сделала это в магазине. Том – ТОМ: Да? ДЖИМ: Мистер Мендоза говорил со мной о тебе. ТОМ: Что-нибудь приятное? ДЖИМ: А как ты думаешь? ТОМ: Ну – ДЖИМ: Если ты не проснешься, ты потеряешь работу. ТОМ: Я просыпаюсь – ДЖИМ: Ты не подаешь признаков. ТОМ: Признаки внутри. (Образ на экране: Опять парусное судно с Веселым Роджером.) ТОМ: Я намереваюсь измениться. (Он прислоняется к перилам пожарной лестницы, говорит оживленно. Сверкающий шатер и вывески премьерных кинотеатров освещают его лицо через переулок. Он похож на мореплавателя.) Я как раз собираюсь вверить себя будущему, в котором нет ни магазина, ни Мистера Мендозы,ни даже вечерних занятий по публичным выступлениям. ДЖИМ: Что это ты несешь? ТОМ: Я устал от фильмов. ДЖИМ: Фильмов! ТОМ: Да, фильмов! Посмотри на них – (Взмах рукой в сторону чудес Большой Авеню.) У всех этих обаятельных людей – есть приключения – хватать и пожирать все вокруг! Ты знаешь, что происходит? Люди ходят в кино, вместо того чтобы двигаться самим[16]! Считается, что герои Голливуда ведут жизнь полную приключений за всех нас в Америке, в то время как все люди в Америке сидят по темным комнатам и наблюдают за этим! Да, то тех пор, пока не начнется война. Вот тогда приключения становятся доступными массам! Все в этой тарелке, а не только Гэйбл! Тогда люди в темных комнатах выходят из темных комнат, чтобы самим испытать приключения – как трогательно! Теперь наша очередь отправляться на остров в Южном море – вести охотничьи экспедиции – пробовать экзотики, подальше отсюда! Но я не терпелив. Я не хочу ждать до того времени. Я устал от фильмов, от этой бегущей ленты, и очень скоро я убегу сам! ДЖИМ (недоверчиво): Убежишь? ТОМ: Да. ДЖИМ: Когда? ТОМ: Скоро! ДЖИМ: Куда? Куда? (Кажется, что на вопрос отвечает музыка, пока Том обдумывает его. Он что-то ищет в кармане.) ТОМ: Я начинаю кипеть изнутри. Мне известно, что я кажусь мечтателем, но внутри – я, я закипаю! Каждый раз, когда я беру в руки ботинок, я чуть содрогаюсь, при мысли как коротка жизнь, и что делаю я! И что бы это ни значило, я знаю, это не связано с ботинками – или только разве что с ботинками на ногах путешественника! (Он находит то, что он искал в кармане и протягивает Джиму бумагу.) ДЖИМ: Что? ТОМ: Я вступил. ДЖИМ (читает): Союз Моряков Торгового Флота. ТОМ: Я заплатил взнос за этот месяц, вместо того, чтобы заплатить за свет. ДЖИМ: Ты пожалеешь об этом, когда они отключат свет. ТОМ: Меня здесь не будет. ДЖИМ: А твоя мать? ТОМ: Я весь в своего отца. Ублюдочный сын ублюдка! Ты заметил, как он улыбается на этом портрете? А он не появлялся уже шестнадцать лет! ДЖИМ: Все это просто слюнтяйские разговоры. Что твоя мать думает об этом? ТОМ: Тсс! Мать идет сюда! Мать ничего не знает о моих планах! АМАНДА (входя через портьеры): Где вы все? ТОМ: На террасе, мама. (Они заходят внутрь. Аманда направляется им навстречу. Том заметношокирован ее внешностью. Даже Джим слегка прищурился. Он впервые соприкасается с такой девичьей Южной живостью, и несмотря на свои вечерние занятия публичными выступлениями, он частично захвачен врасплох неожиданным обилием светского обаяния. Его попытки что-то ответить начисто сметены веселым смехом и неудержимой болтовней Аманды. Том чувствует себя неловко, но Джим, оправившись от первого шока, реагирует очень дружественно. Он расплывается в улыбке и хихикает, он полностью завоеван.) (Образ на экране: Девушка Аманда.) АМАНДА (жеманно улыбаясь, тряся своими девичьими локонами): Так, так, так, значит это Мистер О'Коннор. Представления совершенно излишни. Я так много слышала о вас от моего мальчика. Наконец я сказала ему, Том – ради всего святого! – почему бы тебе не пригласить этого образцового человека к нам на ужин? Мне бы хотелось познакомиться с этим молодым человеком из магазина! – вместо того, чтобы просто слушать, как ты расхваливаешь его! Я не знаю, почему мой сын такой замкнутый – это не Южный темперамент! Давайте сядем, и – я полагаю еще немного воздуха нам не повредит! Том, оставь дверь приоткрытой. Я только что ощущала приятный свежий ветерок. Куда он исчез? Хмм, уже стало так жарко! А ведь еще даже и не лето. Мы все сгорим, когда лето начнется по-настоящему. В любом случае, у нас – у нас очень легкий ужин! Мне кажется, что для этого времени года легкая пища подходит больше всего. Так же как и легкая одежда. Легкая пища и легкая одежда, вот все, что надо в жаркую погоду. Вы знаете, зимой кровь так густеет – и требуется время, чтобы привыкнуть! – когда сменяется сезон…. В этом году смена произошла так неожиданно. Я не была готова. И вдруг – на тебе! Уже лето! Я бросилась к сундуку и достала вот это легкое платье – ужасно старое! Почти историческое! Но очень удобно сидит – удобно и прохладно, вы знаете… ТОМ: Мама – АМАНДА: Да, милый? ТОМ: Как насчет – ужина? АМАНДА: Милый, сходи спроси у сестры, готов ли ужин. Ты же знаешь, за ужин сегодня полностью отвечает твоя сестра! Скажи ей, что голодные ребята ждут. (Джиму) Вы познакомились с Лорой? ДЖИМ: Она – АМАНДА: Открыла вам дверь? Ах, замечательно, вы уже познакомились с ней! Это так необычно для такой приятной и милой девушки как Лора быть такой домоседкой! Но, слава небесам, Лора не только очень мила, но и чрезвычайно привязана к дому. Я совсем не такая. И никогда такой не была. Кроме гоголь-моголя, я ничего не умела готовить. Ну, на Юге у нас было столько прислуги. Все прошло, прошло, прошло. Все следы хорошей жизни! Полностью испарились! Я не была готова к такому будущему. Все мои визитеры были сыновьями плантаторов, и, разумеется, я полагала, что я выйду замуж за одного из них и буду растить семью посреди широких угодий с множеством слуг. Но мужчина делает предложение – а женщина предложение принимает! Я вышла замуж за человека, работающего в телефонной компании! Вон тот галантно улыбающийся джентльмен! (Она указывает на картину.) Телефонист – влюбившийся в междугородние расстояния! Теперь он путешествует. А я даже не знаю где! Но что это я все говорю о своих – бедах? Расскажите лучше о своих – я надеюсь у вас их нет! Том? ТОМ (возвращаясь): Да, мама? АМАНДА: Ужин почти готов? ТОМ: Мне показалось, что ужин на столе. АМАНДА: Схожу, посмотрю – (Она изящно встает и смотрит через портьеры.) Ах, замечательно! Но где сестра? ТОМ: Лора чувствует себя нехорошо, она сказала, что ей, наверное, лучше не выходить к столу. АМАНДА: Что? Глупости! Лора? Ах, Лора! ЛОРА (из кухни, тихо): Да, мама. АМАНДА: Ты обязательно должна выйти к столу. Мы не сядем, до тех пор, пока ты не выйдешь к столу! Проходите, Мистер О'Коннор. Садитесь здесь, а я … Лора? Лора Вингфилд! Ты заставляешь нас ждать, дорогая! Мы не можем благословить пищу, пока ты не села за стол! (Кухонная дверь несмело приоткрывается и входит Лора. Она заметно бледна, ее губы дрожат, широко раскрытые глаза смотрят невидящим взглядом. Она нетвердо идет к столу.) (Надпись на экране: «Ужас!») (За окном быстро надвигается летняя гроза. Ветер задувает белые занавески вовнутрь, и из глубины голубого сумрака доносится заунывный шелест.) (Вдруг Лора спотыкается; со слабым стоном она хватается за стул.) ТОМ: Лора! АМАНДА: Лора! (Раздается удар грома.) (Надпись на экране: «Ах!») (в отчаянии) Ах, Лора, милая, ты и в самом деле больна! Том, помоги сестре пройти в гостиную! Посиди в гостиной, Лора – отдохни на диване. Что ж! (обращаясь к Джиму, пока Том помогает Лоре устроится на диване в гостиной) Она стояла у горячей плиты, и от этого ей стало нехорошо. Я говорила ей, вечер сегодня слишком жаркий, но – (Том возвращается за стол.) Лора в порядке? ТОМ: Да. АМАНДА: Что это такое? Дождь? Пошел приятный освежающий дождь! (Она с опаской бросает взгляд на Джима.) Я полагаю, мы можем – благословить пищу – (Том тупо уставился на нее.) Том, милый, – скажи ты молитву! ТОМ: О… «За эти и за все милости твои – « (Они склоняют головы, Аманда с беспокойством посматривает на Джима. В гостиной Лора, растянувшись на диване, едва сдерживает рыдания, прижимая руки к губам.) Святое имя Господне да будет прославленно – (Сцена затемняется.) СЦЕНА СЕДЬМАЯ Полчаса спустя. Ужин заканчивается, Лора по прежнему сидит забившись в углу дивана, поджав под себя ноги. Ее голова покоится на бледно-голубой подушке, ее глаза широко раскрыты и взгляд таинственно наблюдателен. Свет от нового торшера с розоватым шелковым абажуром подобающе мягко падает на ее лицо, выявляя ее хрупкую, неземную прелесть, обычно ускользающую от внимания. Снаружи доносится равномерный шум дождя, но он затихает и вскоре прекращается; когда луна пробивается сквозь облака, воздух снаружи бледнеет и источает свет. Через минуту после поднятия занавеса свет в обоих комнатах мигает и гаснет. ДЖИМ: Эй, ты, Мистер Светильник! (Аманда нервно смеется.) (Надпись на экране: «Отключение коммунальных услуг».) АМАНДА: Где был Моисей, когда выключили свет? Ха-ха. Вы знаете ответ, Мистер О'Коннор? ДЖИМ: Нет, мадам, так где же? АМАНДА: В темноте! (Джим вежливо смеется.) Все так тихо сидят. Я зажгу свечи. Какая удача, что они у нас на столе. Где спички? Кто из вас, джентльмены, снабдит меня спичкой? ДЖИМ: Вот. АМАНДА: Благодарю вас, сэр. ДЖИМ: Не за что, мадам! АМАНДА (зажигая свечи): Кажется, пробки перегорели. Мистер О'Коннор, вы отличите перегоревшую пробку? Я знаю, что я не смогу, а Том совершенно теряется, когда дело доходит до механики. (Они поднимаются из-за стола и идут на кухню, откуда слышны их голоса.) Ой, осторожно, не ударьтесь о что-нибудь. Мы бы не хотели, чтобы наш визитер сломал себе шею. Вот был бы хороший фокус! ДЖИМ: Ха-ха! Где здесь пробки? АМАНДА: Здесь у плиты. Вы что-нибудь видите? ДЖИМ: Секунду. АМАНДА: Разве электричество не загадочное явление? Кажется, это был Бенджамин Франклин, кто привязал ключ к воздушному змею? Некоторые люди утверждают, что наука разрешает все загадки. По мне, так она только умножает их! Вы нашли их? ДЖИМ: Да, мадам. Но все пробки на вид в порядке. АМАНДА: Том! ТОМ: Да, мама? АМАНДА: Этот счет за свет, что я дала тебе несколько дней назад. Тот, о котором я говорила, что нам пришло уведомление. (Надпись на экране: «Ха!») ТОМ: А-а – да. АМАНДА: Ты случайно не забыл заплатить по нему? ТОМ: Э-э, я – АМАНДА: Не заплатил! Я должна была бы догадаться об этом. ДЖИМ: Скорей всего, Шекспир использовал счет, чтобы записать на нем стихотворенье, Миссис Вингфилд. АМАНДА: Я должна была бы знать, что ему нельзя доверять с этим! За халатность в этом мире приходится так дорого платить! ДЖИМ: Возможно, за свое стихотворение он получит приз в десять долларов. АМАНДА: Нам просто придется провести остаток вечера в девятнадцатом веке, до тех пор, пока Мистер Эдисонн сделает свою Маздовскую лампочку! ДЖИМ: Свет от свечей мне нравится больше всего. АМАНДА: Это говорит о том, что вы романтичны! Но это не извиняет Тома. Ну, мы закончили ужин. Очень вежливо с их стороны, что они позволили нам закончить ужин перед тем как ввергнуть нас в вечную тьму, не так ли, Мистер О'Коннор? ДЖИМ: Ха-ха! АМАНДА: Том, в наказание за свою небрежность ты поможешь мне с посудой на кухне. ДЖИМ: Позвольте мне помочь вам! АМАНДА: Ни в коем случае! ДЖИМ: Я должен же сгодиться на что-нибудь. АМАНДА: Сгодиться на что-нибудь? (Она произносит восторженно.) Вы? Никто, никто не доставлял мне больше удовольствияза последние годы, чем вы! ДЖИМ: Э-э, что вы, Миссис Вингфилд! АМАНДА: Я ничуть не преувеличиваю! Но сестрица осталась совсем одна. Пойдите, побудьте с ней в гостиной! Я вам дам этот красивый старый канделябр, который стоял на алтаре церкви Небесного Успокоения. Он немного оплавился во время пожара в церкви. Однажды весной в нее ударила молния. В то время Джипси Джонс проповедовал пробуждение, и он заявил, что она была уничтожена за то, что члены Епископальной церкви устраивали вечеринки с картами. ДЖИМ: Ха-ха. АМАНДА: А как насчет того, чтобы задобрить сестрицу бокалом вина? Я думаю, ей это пойдет на пользу! Вы можете снестии то и другое сразу? ДЖИМ: Конечно. Я же супермен. АМАНДА: А теперь, Томас, одевай передник! (Джим входит в столовую, держа в одной руке канделябр с зажженными свечами, а в другой бокал вина. Дверь на кухню захлопывается, и Аманда весело смеется; колеблющийся свет приближается к портьерам. Лора вся в напряжении, когда, наконец, появляется Джим. Почти непереносимая скованность от того, что она осталась наедине с незнакомым человеком едва не лишает ее дара речи.) (Надпись на экране: «Наверное, вы меня совсем не помните!») (Поначалу, пока обаяние Джима не растопило ее парализующее смущение, Лора говорит тонким голосоми задыхаясь, как будто ей только что пришлось взбежать по крутой лестнице. Джим держится вежливо и иронично. Хотя, по всей очевидности, событие не представляет особой важности, для Лоры это кульминация ее потаенной жизни.) ДЖИМ: Ну, привет, Лора. ЛОРА (еле слышно): Привет. (Она прокашливается.) ДЖИМ: Как ты себя чувствуешь сейчас? Лучше? ЛОРА: Да. Да, спасибо. ДЖИМ: Это тебе. Немного вина из одуванчиков. (Он чрезвычайно галантно протягивает ей бокал.) ЛОРА: Спасибо. ДЖИМ: Выпей это – но не напейся! (Он искренне смеется. Лора неуверенно берет бокал; она смущенно усмехается.) Куда мне поставить свечи? ЛОРА: О – о, куда-нибудь. ДЖИМ: Как насчет стола? Есть возражения? ЛОРА: Нет. ДЖИМ: Я подстелю под них газету, чтобы не капало на стол. Я люблю сидеть на полу. Не возражаешь, если я сяду? ЛОРА: О, нет. ДЖИМ: Дашь мне подушку? ЛОРА: Что? ДЖИМ: Подушку! ЛОРА: О… (Она быстро подает ему подушку.) ДЖИМ: А ты? Ты не любишь сидеть на полу? ЛОРА: О – да. ДЖИМ: Тогда садись. ЛОРА: Я – сяду. ДЖИМ: Бери подушку! (Лора берет. Она садится на пол по другую сторону от канделябра. Джим скрестил ноги и обворожительно улыбается ей.) Ты сидишь так далеко, я тебя почти не вижу. ЛОРА: Я – тебя вижу. ДЖИМ: Я знаю, но это не честно, на меня падает свет. (Лора пододвигает подушку чуть ближе.) Замечательно! Теперь я вижу тебя! Удобно? ЛОРА: Да. ДЖИМ: И мне тоже. Удобно как корове! Может, жевательную резинку? ЛОРА: Нет, спасибо. ДЖИМ: Ну, тогда, с твоего позволения, я возьму одну. (Он задумчиво разворачивает пачку, достает резинку и держит ее перед собой.) Представь, какое состояние сделал то, кто впервые изобрел жевательную резинку. Удивительно, а? Здание Уиригли[17] одно из достопримечательностей Чикаго – я видел его, когда был на выставке Век Прогресса. Ты не участвовала в Веке Прогресса? ЛОРА: Нет. ДЖИМ: Ну, это была потрясающая выставка. Но больше всего меня поразил Зал Наук. Можно составить представление о том, какое будущее будет в Америке, даже удивительней нашего времени! (Пауза. Джим улыбается ей.) Твой брат говорит, что ты стеснительна. Это правда, Лора? ЛОРА: Я – не знаю. ДЖИМ: Я считаю тебя старомодной девушкой. Ну, я думаю, что это совсем неплохо. Надеюсь, ты не считаешь, что я слишком фамильярен? ЛОРА (торопливо, смущаясь): Я думаю, я возьму жевательную резинку, если вы не против. (Прокашливается.) Мистер О'Коннор, вы – все еще поете? ДЖИМ: Я? Пою? ЛОРА: Да. Я помню, какой у вас был прекрасный голос. ДЖИМ: Когда ты меня слышала? (Лора не отвечает, и во время длинной паузы слышен поющий голос за сценой.) ГОЛОС: О, дуйте ветры веселей, В долину мытарств и скорбей, Отправлюсь я любви вослед, В руках перчатка-амулет – Меж нами десять тысяч миль! ДЖИМ: Ты говоришь, что слышала как я пою? ЛОРА: О, да! Да, очень часто… Наверное – вы меня – совсем не помните? ДЖИМ (неуверенно улыбаясь): Ты знаешь, у меня впечатление, что я видел тебя раньше. Это впечатление появилось как только ты открыла дверь. Мне даже показалось, что я вот-вот вспомню твое имя. Но имя, которое я хотел произнести – не было именем! И я замолчал, так и не выговорив его. ЛОРА: Это было – Синие Розы? ДЖИМ (подпрыгивая, осклабившись): Синие Розы! Боже, да – Синие Розы! Имя вертелось у меня на языке, когда ты открыла дверь! Забавные шутки играет с нами память. Твой образ никак не соединялся со школой. А вот, оказывается, где это было; это было в школе. Я даже не знал, что у Шекспира есть сестра. Эх, я извиняюсь. ЛОРА: Я не думала, что ты будешь помнить. Ты – едва знал меня! ДЖИМ: Но ведь мы были поверхностно знакомы, а? ЛОРА: Да, мы – разговаривали друг с другом. ДЖИМ: Когда ты узнала меня? ЛОРА: О, сразу! ДЖИМ: Как только я вошел в дверь? ЛОРА: Когда я услышала твое имя, я подумала, что это, наверное, ты. Я знала, что Том немного знал тебя в школе. Поэтому, когда ты вошел в дверь – ну, тогда я – уже была уверена. ДЖИМ: Почему же ты ничего не сказала? ЛОРА (задыхаясь): Я не знала, что сказать, я была – слишком удивлена! ДЖИМ: Ради Бога! Ты знаешь, это действительно забавно! ЛОРА: Да! Да, разве это не … ДЖИМ: У нас были уроки вместе, разве не так? ЛОРА: Да, были. ДЖИМ: Что это был за предмет? ЛОРА: Это было – хоровое – пение! ДЖИМ: А-а! ЛОРА: В зале я сидела в ряду напротив от тебя. ДЖИМ: А-а! ЛОРА: По понедельникам, средам и пятницам! ДЖИМ: Теперь я вспоминаю – ты всегда опаздывала. ЛОРА: Да, мне было так трудно подниматься по лестнице. У меня был этот браслет на ноге – и я так громко шаркала! ДЖИМ: Я ни разу не слышал, чтобы ты шаркала. ЛОРА (содрогаясь при воспоминании): По мне, так я просто громыхала. ДЖИМ: Так, так, так. Я никогда не замечал. ЛОРА: Когда я приходила, все уже сидели на местах. И я должна была проходить мимо них всех. Мое место было на заднем ряду. Шаркая, я должна была идти по проходу, когда все смотрели! ДЖИМ: Тебе не стоило быть такой мнительной. ЛОРА: Да, но так выходило. Когда начинали петь, мне становилось намного легче. ДЖИМ: Ага, теперь я определил тебя! Я звал тебя Синие Розы. Как так вышло, что я стал называть тебя так? ЛОРА: У меня был плеврит, и я не ходила в школу. Когда я вернулась, ты спросил, что со мной случилось. Я сказала, что у меня был сильный плюрозис – а ты подумал, что я сказала Синие Розы. И после этого, ты всегда так называл меня. ДЖИМ: Надеюсь, ты не обижалась. ЛОРА: О, нет – мне так нравилось. Видишь ли, я знала не так уж много людей… ДЖИМ: Я припоминаю, ты всегда была сама по себе. ЛОРА: Мне – мне – никогда не везло – с друзьями… ДЖИМ: Я не вижу для этого причин. ЛОРА: Ну, я – плохо смотрелась. ДЖИМ: Ты имеешь в виду этот – ЛОРА: Да, он как бы – стоял между мной – ДЖИМ: Не надо было допускать этого! ЛОРА: Я знаю, но так выходило, и – ДЖИМ: Ты была застенчива с людьми! ЛОРА: Я пыталась не быть такой, но никак не могла – ДЖИМ: Преодолеть это? ЛОРА: Да, я – я никак не могла! ДЖИМ: Застенчивость, надо полагать, это то, что преодолевается постепенно. ЛОРА (с сожалением): Да – наверное так – ДЖИМ: Это требует времени! ЛОРА: Да – ДЖИМ: Люди не так ужасны, когда их знаешь. Ты должна это запомнить! И у всех есть проблемы, не только у тебя, но практически у всех есть какие-то проблемы. Ты думаешь, что ты одна в таком положении, что ты одна разочарована. Но просто посмотри вокруг себя, и ты увидишь, как много людей обманулись в своих надеждах как и ты. Например, когда я еще ходил в школу, то надеялся, что в это время, шесть лет спустя, я уйду гораздо дальше, чем сейчас. Ты помнишь эту замечательную приписку под моей фотографией в Факеле? ЛОРА: Да! (Она встает и подходит к столу.) ДЖИМ: Там было сказано, что я обязательно добьюсь успеха в любой области! (Лора возвращается со школьным альбомом.) Боже! Факел! (Он с благоговением берет его. Они восхищенно улыбаются друг другу над книгой. Лора подсаживается к нему и они начинают листать страницы. Застенчивость Лоры растворяется в его теплоте.) Лора: А вот ты в «Пиратах из Пензанса»! Джим (задумчиво): Я исполнял партию баритона в этой оперетте. Лора (восхищенно): И так – прекрасно! Джим (протестуя): Не-е – Лора: Да, да – прекрасно – прекрасно! Джим: Так ты меня слышала? Лора: Все три раза! Джим: Быть не может! Лора: Да! Джим: Все три представления? Лора (смотрит вниз): Да. Джим: Зачем? Лора: Я – хотела попросить тебя – расписаться на моей программе. (Она достает программу из школьного альбома и показывает ему.) Джим: Отчего же ты не попросила? Лора: Ты был всегда в кругу своих друзей, и у меня все никак не получалось. Джим: Тебе надо было просто – Лора: Да, я – думала, что ты можешь подумать, что я – Джим: Думала, что я могу подумать, что ты – что? Лора: Ну-у – Джим (отдаваясь приятным воспоминаниям): В те дни девушки меня буквально осаждали. Лора: Ты пользовался потрясающим успехом! Джим: Да-а – Лора: Ты мог так – привлекать – Джим: Я был порядком испорчен в школе. Лора: Все – любили тебя! Джим: И ты тоже? Лора: Я – да, я – тоже – (Она осторожно закрывает альбом, держа его на коленях.) Джим: Так, так, так! Дай-ка мне эту программу, Лора. (Она передает ему. Он размашисто расписывается.) Вот, пожалуйста, – лучше поздно, чем никогда! Лора: Ах, я – какой – подарок! Джим: Мой автограф сейчас не стоит очень дорого. Но, может быть, когда-нибудь он поднимется в цене! Одно дело быть разочарованным, и совсем другое дело быть обескураженным. Я разочарован, но не обескуражен. Мне двадцать три года. Сколько тебе лет? Лора: В июне мне будет двадцать четыре. Джим: Это не так уж много! Лора: Нет, но – Джим: Ты закончила школу? Лора (с заминкой): Я перестала туда ходить. Джим: То есть, ты бросила школу? Лора: Я плохо сдала последние экзамены (Она встает и кладет альбом и программу на стол. В ее голосе чувствуется напряжение). А как – поживает Эмили Мейзенбах? Джим: А, эта пустоголовая девчонка! Лора: Почему ты ее так называешь? Джим: Потому что она и есть такая. Лора: Так ты с ней – больше не встречаешься? Джим: Я больше ее не вижу. Лора: В отделе «Личная жизнь» было напечатано, что вы – помолвлены! Джим: Я знаю, но меня это ничуть не впечатлило – пропаганда! Лора: Значит, это не было – правдой? Джим: Разве что только в оптимистических мечтах Эмили. Лора: А-а – (Джим закуривает и лениво облокачивается назад, улыбаясь Лоре с теплотой и обаянием, которые зажигают внутри нее алтарные свечи. Она остается у стола, берет что-то из своей стеклянной коллекции зверей и вертит это в руках, пытаясь скрыть смятение.) Джим (задумчиво выпуская клубы дыма): Чем ты занималась после школы? (Она, кажется, не слышит его) А? (Лора поднимает на него глаза) Я говорю, чем ты занималась после школы? Лора: Ничем особенным. Джим: Но что-то же ты должна была делать в эти долгие шесть лет? Лора: Да. Джим: Ну так, и что? Лора: Я брала уроки по бизнесу в Бизнес колледже – Джим: И как все прошло? ЛОРА: Ну, не очень – хорошо – Мне пришлось бросить курсы; у меня от них случалось расстройство желудка. (Джим тихо смеется.) ДЖИМ: Что ты делаешь теперь? ЛОРА: Не так что бы я делаю – много. Ах, только ты не подумай, пожалуйста, что я просто сижу и ничем не занимаюсь! Моя стеклянная коллекция отнимает уйму времени. Ведь о стекле необходимо как следует заботиться. ДЖИМ: Как ты сказала – о стекле? ЛОРА: О коллекции, я сказала – у меня есть – (Она кашляет и отворачивается снова, внезапно смутившись) ДЖИМ (резко): Ты знаешь, что я думаю с тобой не в порядке? Комплекс неполноценности! А знаешь ты, что это? Так это называется, когда кто-то слишком низко себя ценит! Я это понимаю, потому что у меня самого это случалось. Хотя мой случай не так был запущен, как твой. У меня это было до тех пор, пока я не стал ходить на курсы публичного выступления, развил свой голос и обнаружил, что у меня есть способности к наукам. До этого я вообще не считал себя хоть в чем-нибудь особенным. И теперь, хотя я никогда этому не учился систематически, один мой друг говорит, что я могу анализировать людей лучше, чем доктора, которые сделали это своей профессией. Я не утверждаю, что именно так оно и есть, но уж угадать чью-нибудь психологию, Лора, я смогу! (Он выбирает изо рта жевательную резинку). Извини, Лора, я всегда ее выбираю, когда проходит вкус. Я заверну ее в эту бумагу. Уж я-то знаю что бывает, когда она прилепляется к ботинку (Он заворачивает жевательную резинку в бумагу и опускает в свой карман.) Да, – вот это, я считаю, и есть твоя главная проблема. Отсутствие уверенности в себе как личности. Тебе недостает веры в свои силы. Я основываю свои заключения на твоих замечаниях и на некоторых собственных наблюдениях. Например, то что в школе ты с таким ужасом относилась к своему громкому шарканью. Ты говоришь, что ты даже боялась идти на урок. Ты видишь, что ты сделала? Ты бросила школу, не закончив образование из-за своей двойной подошвы, которая, насколько я знаю, практически не существует! Небольшой телесный изъян – это все что у тебя есть. Даже едва заметный! Увеличенный в тысячу раз воображением! Знаешь, какой хороший совет я дам тебе? Думай о себе так, как будто ты в чем-то лучше других! ЛОРА: Лучше в чем? ДЖИМ: Лора, как же ты не знаешь? Посмотри вокруг себя. Что ты видишь? Мир, полный обыкновенных людей! Все они когда-то родились, и все они когда-то умрут! Кто из них обладает хотя бы десятой частью твоих преимуществ? Или моих! Или чьих-либо еще, если уж на то пошло! Всякий преуспевает в чем-то одном. Некоторые во многом! (Он нечаянно смотрит на себя в зеркале). Все что тебе нужно сделать, это обнаружить в чем! Возьми, например, меня. (Он смотрится в зеркало и поправляет галстук). Так получилось, что меня увлекает электродинамика. Я хожу на курсы радиотехники в вечерней школе, Лора, и это ко всему тому, что у меня достаточно ответственная должность в магазине. Я хожу на эти курсы и упражняюсь в публичных выступлениях. ЛОРА: О-го-го

The script ran 0.007 seconds.