Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Август Стриндберг - Соната призраков
Язык оригинала: SWE
Известность произведения: Низкая
Метки: dramaturgy

Аннотация. Одна из пяти «камерных» пьес Стриндберга, предназначенных им для Интимного театра. Соната призраков» создана писателем в период увлечения философией буддизма, это пьеса о мудрости, которая приходит с годами, когда накоплен жизненный опыт и искусство созерцания целого наконец проявляет себя. Большинство людей, по мнению Стриндберга, довольствуются воображаемым счастьем и скрывают свои беды...

Полный текст. Открыть краткое содержание.

1 2 

Студент. Самая большая радость… Фрекен. Но как дорого она обходится! Стоит ли жизнь таких трудов? Студент. Ну, это смотря по тому, какой награды ждешь за свои труды… Я ни за чем бы не постоял, только бы получить вашу руку. Фрекен. Молчите! Никогда я не буду вашей! Студент. Почему? Фрекен. И не спрашивайте. Пауза. Студент. Вы уронили в окно браслет… Фрекен. Да, просто у меня рука похудела… Пауза. Кухарка появляется в дверях с японской бутылкой. Фрекен. Вот кто сожрет меня и нас всех! Студент. А что это у нее в руках? Фрекен. Это красящая жидкость, со знаками скорпиона на бутылке! Это соя, обращающая воду в бульон, заменяющая соус, в котором варят капусту, из которого делают черепаховый суп. Студент. Вон отсюда! Кухарка. Вы сосете соки из нас; а мы из вас; мы берем вашу кровь, а вам возвращаем воду – подкрашенную. Это краска! Ладно, я уйду, но только когда мне самой захочется! (Уходит.) Студент. За что у Бенгтсона медаль? Фрекен. За его великие заслуги. Студент. И у него вовсе нет недостатков? Фрекен. О! Недостатки у него тоже великие, но за них не дают медалей. (Оба смеются.) Студент. В вашем доме такое множество тайн… Фрекен. Как в каждом доме… Господь с ними, с нашими тайнами… Пауза. Студент. Вы любите откровенность? Фрекен. Пожалуй, но до известного предела. Студент. Порой на меня находит безумное желание высказать все, все; но я знаю – мир бы рухнул, если б мы были до конца откровенны. (Пауза.) На днях я был в церкви… на отпевании… как торжественно и прекрасно! Фрекен. Это когда отпевали директора Хуммеля? Студент. Да, моего мнимого благодетеля! У изголовья гроба стоял друг усопшего, пожилой человек, и он же потом первый шел за гробом; пастор особенно тронул меня достоинством жестов и проникновенностью речи. Я плакал, все мы плакали. Потом мы отправились в трактир… И там я узнал, что тот пожилой друг усопшего пылал страстью к его сыну… Фрекен смотрит на него пристально, не понимая. Усопший же брал взаймы у поклонника своего сына. (Пауза.) А через день арестовали пастора – он ограбил церковную кассу! Прелестно! Фрекен. Ух! Пауза. Студент. Знаете, что я про вас думаю? Фрекен. Нет, не говорите, не то я умру! Студент. Нет, я скажу, не то я умру! Фрекен. Это в больнице люди говорят все, что думают… Студент. Совершенно верно! Отец мой кончил сумасшедшим домом… Фрекен. Он был болен! Студент. Нет, он был здоров. Только он был сумасшедший! Вот как-то раз это и обнаружилось, и при следующих обстоятельствах… Как у всех у нас, были у него знакомые, которых он для краткости именовал друзьями; разумеется, кучка ничтожеств, то есть самых обычных представителей рода человеческого. Но надо же ему было с кем-то водить знакомство, он не выносил одиночества. Мы ведь не говорим людям, что мы про них думаем, вот и он тоже ничего им не говорил. Он видел их лживость, понимал их коварство… но он был человек умный и воспитанный и обходился с ними учтиво. А как-то раз у него собралось много гостей; дело было вечером, он устал за день работы, и вдобавок ему приходилось напрягаться – то сдерживаться и молчать, то молоть всякий вздор с гостями… Фрекен пугается. Ну и вот, вдруг он просит внимания за столом, берет стакан, собирается говорить тост… И тут отпустили тормоза, и он в длинной речи разделалприсутствующих по очереди, всех до единого, объяснил им, как все они лживы. А потом, усталый, сел прямо на стол и послал их всех к чертям! Фрекен. Ух! Студент. Я был при этом, и я никогда не забуду, что тут началось!… Мать с отцом стали ссориться, гости бросились за дверь… и отца отвезли в сумасшедший дом, и там он умер! (Пауза.) Долгое молчание – как застойная вода. Она гниет. Вот так и у вас в доме. Тут тоже пахнет гнилью! А я-то решил, что здесь рай, когда увидел однажды, как вы выходили на улицу! Было воскресное утро, я стоял и смотрел; я видел полковника, и вовсе он был не полковник; у меня был благородный покровитель, и он оказался разбойником, и ему пришлось удавиться; я видел мумию – никакую не мумию, я видел деву… кстати, куда делось целомудрие? Где красота? В природе ли, в душе ли моей, когда все в праздничном уборе! Где честь и вера? В сказках и детских спектаклях! Где человек, верный своему слову? В моей фантазии! Вот цветы ваши отравили меня и сам я сделался ядовит! Я просил руки вашей, мы мечтали, играли и пели, и тут вошла кухарка… Sursum corda! [4] Попытайся же опять извлечь пурпур и пламя из золотой своей арфы… попытайся же, я прошу, я на коленях тебя молю… Ладно же, я сам! (Берет арфу, но струны не звучат.) Она нема, глуха! Подумать только – прекраснейшие цветы – и так ядовиты, самые ядовитые на свете! Проклятье на всем живом, проклята вся жизнь… Отчего не согласились вы стать моей невестой? Оттого что вы больны и всегда были больны… вот, вот, кухонный вампир уже сосет из меня соки, это Ламия [5], сосущая детскую кровь, кухня губит детей, если их не успела выпотрошить спальня… одни яды губят зренье, другие яды открывают нам глаза. И вот с ними-то в крови я рожден, и не могу называть безобразное красивым, дурное – добрым, не могу! Иисус Христос сошел во ад, сошествие во ад было его сошествие на землю, землю безумцев, преступников и трупов; и глупцы умертвили его, когда он хотел их спасти, а разбойника отпустили, разбойников всегда любят! Горе нам! Спаси нас, Спаситель Мира, мы гибнем! Фрекен падает, бледная как мел, звонит в звонок, входит Бенгтсон. Фрекен. Скорее ширмы! Я умираю! Бенгтсон возвращается с ширмами и ставит их, загораживая фрекен. Студент. Идет Избавитель! Будь благословенна, бледная, кроткая! Спи, прекрасная, спи, бедная, спи, невинная, неповинная в страданьях своих, спи без снов, а когда ты проснешься… пусть встретит тебя солнце, которое не жжет, и дом без грязи, и родные без позора, и любовь без порока… Ты, мудрый, кроткий Будда! Ты ждешь, когда из земли прорастет небо, пошли же нам терпения в скорбях, чистоты в помыслах, и да не посрамится надежда наша! Вдруг звучат струны арфы, комната полнится белым светом. Солнце зрел я, и Сокрытый Встал передо мною. Каждый небесам подвластен. Всяк в грехах покайся. Злобы не питай к тому, Кому вредил успешно. Всяк блажен, добро творящий. Оскорбленного – утешь, Лишь в самом добре – награда. И блажен невинный. За ширмами слышится стон. Бедное, милое дитя, дитя ошибок, греха, страданья, смерти – дитя нашего мира; мира вечных перемен, разочарования и боли! Отец небесный да будет милостив к тебе… Комната исчезает; задник – «Остров мертвых» Бёклина [6]; музыка, тихая, нежно-печальная, плывет с острова. Я видел солнце, И мне казалось, Что зрю Сокрытого; Всяк блажен, добро творящий, Если и соделал зло, Злобою не искупай. Успокой, кого обидел, В доброте твоя награда. И блажен невинный.

The script ran 0.004 seconds.