Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Михаил Рощин - Валентин и Валентина [1971]
Известность произведения: Средняя
Метки: dramaturgy

Аннотация. Пьеса Михаила Рощина «Валентин и Валентина» (1970) не нуждается в представлении. Она была необыкновенно популярна, с нее, собственно говоря, и началась слава драматурга Рощина. В Советском Союзе, пожалуй, не было города, где имелся бы драмтеатр и не шла бы пьеса «Валентин и Валентина». Первыми ее поставили почти одновременно, в 1971 году, «Современник» (реж. В.Фокин) и МХАТ (реж. О.Ефремов), а уже вслед за ними – Г.Товстоногов, Р.Виктюк и другие. Также по пьесе был снят фильм (режиссер Г.Натансон, 1987).

Полный текст. Открыть краткое содержание.

1 2 3 

Катя выходит и почти сталкивается на пороге с Валей. Обе напряженно кивают друг другу. Маша с возгласом: «Кать, подожди!» – выбегает из комнаты и останавливается, видя Валю. Валя. Это я. Здравствуй, Машенька!.. Маша. Здрасте. Валентин. О, ты зашла, молодец!.. Маша, работать! О чем мы договорились? Валя. Я на минуточку. Такой холод, ужас! Валентин. Раздевайся, раздевайся, у нас тепло. (Помогает раздеться, пытается поцеловать, показывает, что Маша скоро уйдет.) У нас мама только что уехала. (Будто она этого не знает.) Ты есть не хочешь? А чаю?.. Вот сейчас согреешься… (Зажигает газовые конфорки, хлопочет.) Ты из института? Ну как коллоквиум, все о'кэй?.. Валя. А, не говори! Мухин был. Он вообще любит меня выдергивать, ему нравится, как я отвечаю, но со мной сегодня что-то странное было. Он меня вызвал, а я говорю: «Я устала, Борис Палыч». И села. Представляешь? У него прямо челюсть отвисла. И ребята смотрят, ничего не понимают. А я села, и все. Валентин. Красиво! Валя. Не говори! Инглиш нам на шестнадцатое перенесли… Как я вообще буду эту сессию толкать – не представляю… Валентин. Может, я тебе что сделаю? Валя. Ты свое-то успей. Валентин. За меня не волнуйся! Входит Маша. Маша. Я все! Валентин. Быстро! А если проверить? Маша. Проверь! Валентин. Ох, Маня!.. Ну ладно, поскольку обещал… Валя (с улыбкой). Маша растет не по дням, а по часам. Маша. По ночам. Человек растет в горизонтальном положении. Валентин. Стесняется, дурочка, своего роста. Скажи ей, что это чепуха. Маша. Хорошая чепуха! Тебе бы!.. Валентин. Мне-то не помешало бы!… Валя. Моя бабушка говорит, что женщина должна уметь превращать свои недостатки в достоинства. Самое главное, самой не думать, чувствовать себя свободной. Понимаешь?.. Валентин. Машка, я боюсь тебе пятерку давать. Маша. Ну уж! Что я, сдачи, что ли, не принесу? Валя. Я дам, Валя! (Быстро дает рубль.) Валентин. Ну конечно! Мало, что ты за меня всегда платишь… Валя. Как не стыдно! Бери, Маша! Еще на мороженое хватит. Маша. Сенкью, мисс Валя! (Уносится.) Валентин (вслед). Потом сразу домой… (Тут же бросается к Валентине, целует.) Она. Подожди! Ну подожди минутку! (О Маше.) Она не догадывается? Он. Ну что ты! Ребенок! Она. Ничего ребенок!.. Вот так и про нас думают, что мы дети… Подожди, я что-то так устала… Он. Хочешь, ляжь, полежи… Она. Не ляжь, а ляг… Подожди, Валь… Он. Ну, что ты такая? Не надо ни о чем, а?.. Я так по тебе соскучился, я тоже тебе письмо писал сегодня… я не могу!.. Будто сто лет тебя не видел… Знаешь, я понял: любовь – это когда невозможно не видеть. Просто тоска съедает. Кажется, еще день не увидишь – дышать не сможешь… Да? И у тебя? Я еще заметил: я не думаю о тебе только тогда, когда я с тобой, а так – все время, каждую минуту… Она. Я засыпаю, просыпаюсь, и только о тебе… Хожу, ем, сижу на лекциях, а сама… Я уже давно ничего не слышу на лекциях. Он. Точно, точно… Сколько я книг прочел, сколько фильмов, и даже влюблялся вроде иногда, но что я знал?.. Это гениально, что мы встретились, а?.. Вообще-то я всегда мечтал, конечно, хотя, как все ребята, смеялся: какая, мол, любовь, глупости! А она вон какая! Вот она какая! Вот!.. Она. Подожди, Валечка! Она такая, что мне страшно. Он. Не бойся… А помнишь, как я не мог дотронуться до тебя, мне казалось: как же так? Я оскорблю тебя этим… Она. Говорил мне «вы»!.. А я каждую минуту мечтала, чтобы ты меня хоть раз за руку взял… И я ведь первая начала?.. Он. Конечно! Тогда, в кино, помнишь?.. (Весело.) Я вообще, между прочим, ни при чем!.. Она. Ага, правильно бабка говорит: мужчины стали как женщины, а женщины – как мужчины. Он. Ну-ну! А кто тебе яблоко первый дал?.. Никогда не забуду! Тогда, утром, помнишь? Ты шла все медленнее, медленнее, помахивала своей папочкой и смотрела на меня… Она. А ты поравнялся и сказал: «Девушка, хотите яблоко?» Как змей-искуситель. Он. Глупенькая!.. Как Парис… Она. Смотри, у нас с тобой уже длинная какая история!.. Мы с тобой, по-моему, сто раз вспоминаем про эту нашу первую встречу. Он. И не надоедает… Она. Ага. Кто-то сказал: влюбленные не надоедают друг другу, потому что говорят только о себе. Он. Алечка!.. (Целует ее руки, сидит у ее ног.) Она. Подожди! Он. Она не придет, не бойся… Она. Сейчас, подожди… А ты всегда так знакомился с девушками?.. Он. Я? Я вообще ни с кем не знакомился. Она. Ой! Поклянись, что ничего не было у тебя! Он. Я уже клялся, ты что? Она. Еще клянись!.. Эта какая-то Леночка в туристском лагере, Катюша эта, твоя соседка! Ну? Он. Ты с ума сошла! Катюша? Смешно! Она. А эта красавица Дина из твоего класса? Он. Ну, Дина! Дина – свой человек, ты что? Она. Нет, нет, ты смотри мне в глаза!.. Эх, развратный ты тип. Ты Дон Жуан, больше ты никто!.. Не смейся!.. Если я еще услышу про эту Дину – не знаю что сделаю!.. Он. Аля, да перестань!.. Какая Дина, какая Катя? Я вообще никого не вижу. Все девушки исчезли из города, никого нет, кроме тебя!.. Она. Не надо, подожди… Он. Аля! Она. Подожди, милый… Он. Аля, ну!.. Она. Ты думаешь только об этом… Он. Алечка!.. Она. А если случится что-нибудь? Ты понимаешь?.. Он (беспечно, по-мальчишески). Ну, Алечка!.. Ну, родишь мальчика, подумаешь! Она. Ты – псих?.. Он. Купим ему железную дорогу. (Целует ее.) Ну!.. Она. Я лучше с моста брошусь. Он. Аля! Она. А институт?.. Он (в том же тоне). К черту институт! Она. У нас ничего нет… Он. Я заработаю… Ты моя родная… Она. Ты заработаешь! Я не могу позволить, чтобы ты из-за меня… Он (уже серьезно). Послушай, Алька! Я умру из-за тебя, если надо! Как ты не понимаешь!.. Она. Ты правда меня любишь?.. Он. О! Я не знаю, как об этом сказать… Она. А если все кончится? По Фрейду, знаешь, любовь длится года четыре… Он. Какой еще Фрейд? К черту!.. Она. Первая любовь всегда плохо кончается… Он. Первая любовь не кончается никогда… Аля!.. Ну Аля!.. Свет меркнет, остаются гореть голубые газовые конфорки. Они целуются. Раздается звонок в дверь. Суматоха. Свет вспыхивает. Валентина сидит на прежнем месте, Валентин открывает дверь. Влетает Маша. Делает вид, что не смотрит на них. Валентин. Маша? Ты что? Маша (с ходу). Да ну их! Совсем уж! «Детям до шестнадцати… Детям до шестнадцати»! С Соней мы запросто проходим, а с этой Дюймовочкой никогда не пустят, зачем я ее только взяла! Валентин. Ну-ну, не разоряйся!.. Раздевайся, будем чай пить. Маша. Да ну! (Отдает Вале деньги.) Сенкью, мисс Валя. Валя. Доун мэншн, мисс Маша. (Встает.) Валентин. Ты что? Ты куда? Маша отходит. Валя. Мне пора. Валентин. Ну что ты! Выпьешь чаю и пойдешь. Валя. Уже поздно, Валя. Валентин. Ну что ты, что ты! Маш, а что сегодня по телеку? Сбегала бы к Оле своей. Маша. Я с ней уже неделю не разговариваю. Валентин. Что это? На какой почве? Маша. На почве – врать поменьше надо. Валентин (шепотом). Ну я прошу… Подожди… Валя (тоже шепотом, едко). Оставь. Это противно все. (Быстро одевается.) Валентин тоже берет свое пальто. Маша выходит и смотрит на них с порога. (Наигранно.) Гуд бай, мисс Маша! Не огорчайся и не бери в другой раз Дюймовочку… Маша. Куда же вы?.. Я к Катюше, она обещала мне по русскому… (В руке ее учебник, она проходит, потупясь, между Валентиной и братом.) Валентина коротко плачет, уткнувшись в стену, потом выбегает. Валентин идет за ней, и они снова оказываются на улице. Мороз, фонари, грохот города. Он. Я тебе говорю, нам надо расписаться. Поставить всех перед фактом. Тогда хоть не надо будет скрываться, врать, все портить… Она. Это самое унизительное – вранье. Он. Я переведусь на заочное, пойду работать. Скоро нам дадут квартиру. Проживем, не бойся. И не такие уж это большие жертвы за нашу большую любовь. Люди умирали ради любви!.. У нас ведь любовь, это не шутки, другие бы отдали за такую любовь не знаю что, понимаешь? А мы сами готовы закопать ее в землю. Ты слышишь?.. У нас с тобой еще вся жизнь впереди! Уедем куда-нибудь, будем работать в одной школе, ты будешь мучить ребят своей математикой, а я историей. А потом я напишу диссертацию. Она. Ох, ничего не известно! Он. Валя, ты что? Она. Нет-нет, это все потому, что я такая! Я дура, я несовременная! Надо относиться ко всему легко и просто, надо на все наплевать! Другие ни о чем не думают, живут сегодняшним днем! Моя Тамарка смеется надо мной, она выучилась после школы на парикмахершу, стала самостоятельная, у нее есть деньги, она одета, обута. И правильно она говорит, что я не знаю жизни, что в жизни все не так. Надо жить, и быть счастливой, и не задумываться… А я измучила и тебя и себя… Мне хочется быть с тобой всегда, и работать вместе, конечно, и чтобы у нас был дом, и дети, я бы так все устроила, я каждый вечер перед сном мечтаю, как бы я все устроила, я ведь умею, меня бабка всему научила… Может, меня не так воспитали? Может, я просто собственница, мещанка? И я не могу, пойми!.. Это унизительно, это стыдно! Мы даем девочке рубль, чтобы она ушла из дому, и делаем вид, что она ничего не понимает. А потом она будет так же делать, да?.. Ты говоришь: любовь! Но из-за любви люди убивают друг друга, делаются как звери, разве так не бывает? А я хочу быть человеком, я хочу гордиться своей любовью, я хочу нести ее как корону на голове, а не как проклятый крест на плечах. Я не хочу, чтобы она раздавила нас!.. Прости меня. Прости, что я такая. Тебе тяжело со мной… Он. Не говори глупости. Я что-нибудь придумаю… Я посоветуюсь с ребятами… Она. Но я не могу иначе. Ты же видишь… Он. Я все сделаю, чтобы тебе было легко. Она. Ты можешь прогнать меня, бросить… Он. Аля!.. Она. Я не обижусь, я пойму… Он. Иди, тебе надо отдохнуть… Главное, нам с тобой держаться, понимаешь? Не отчаяться, не сломаться. Ты меня любишь?.. Она (устало). Да. Он. И я тебя. Это самое главное… Ну иди… Она. Завтра в шесть? У маленького метро? Он. Да… Но если хочешь, отдохни, не приходи… Она (испуганно). Что? Почему? Он. Нет, я так… просто из-за тебя… Она. Чем страшнее, чем невозможнее, тем сильнее я хочу видеть тебя. Еще ночь, день… боже мой! Он. До завтра! Она. До завтра! (Уходит.) Валентин стоит, думает, идет. Мы попадаем вместе с ним в комнату, где собралась компания молодых людей, которых мы видели в прологе. Это бывшие одноклассники Валентина, студенты и рабочие. Среди них выделяются: Очкарик – девушка в очках; красивая Дина; строгий Карандашов; друг Валентина Бухов – тот самый паренек, который брал интервью о любви. Очкарик. Стая, тихо!.. Тихо же!.. Бухов, у тебя все?.. Бухов. Да! Не я против, а Карандаш, как всегда. Карандашов. Почему – как всегда? У меня свое мнение. В отличие (несколько презрительно) от стаи. Очкарик. Карандаш, ты потом скажешь!.. Бухов, все? Бухов. Все! Я только повторяю: здесь все нормально, и юридически и граждански… Карандашов. Вот только не надо о гражданственности! Бухов. Хорошо! Даже биологически, если хочешь! Сейчас ускоренное развитие! Первый студент. Акселерация. Это точно. Бухов. Это не фактор! А уровень жизни?.. Первый студент. Правильно. В обществе с ростом потребления происходит повышение сексуального ряда… Бухов. Возьмите социологию, официальные цифры: небывалое количество ранних браков! Очкарик. Это потому, что люди стали честнее! Дина. И небывалое количество ранних разводов!.. Второй студент. Чего я-то вот не влюблюсь, а?.. У нас в цеху одни девчата, а я – никак! Третий студент. Дайте сказать!.. Карандашов. Ох, до чего лучше иметь дело с ЭВМ! Машина, а умней вас всех в миллион раз! Скажите проще: развивается потребительское отношение к жизни, и обыватель его культивирует. Вместо того чтобы давать обществу, хотят от него только брать!.. Бухов. При чем здесь Валька и его любовь?.. Дина. Он думает, все можно рассчитать на машине!.. Карандашов. При чем? А при том! Потому что мы наблюдаем роль любви в превращении человека в обезьяну. Спокойно!.. Был человек, работал, отлично поступил, отлично учится, есть цель, есть способности. Хотя сидит на шее у матери и имеет еще двух сестер. Все нормально… Но вдруг, видите ли, начинается любовь – и все летит к черту. Ах, люблю, и все! Трава не расти! Любовь – центр мироздания, центр существования, все остальное – побоку!.. Первый студент. Экзюпери отлично сказал: «Любовь, одна любовь – какой тупик». Очкарик. Ну уж, Экзюпери не мог так сказать… Второй студент. Да какая любовь? Где это любовь?.. Третий студент. Дайте сказать, а? Карандашов. Тысячи лет всякие недоумки воспевают людей, которые умирают от любви, стреляются, бросаются с башен… Бухов (всем). Это Шекспир и Пушкин недоумки!.. Карандашов (продолжая). И вот льют над ними слезы, жалеют, плачут, стенают! Ах, Ромео и Джульетта!.. Ах, кто там еще? Тахир и Зухра, что ли?.. Бухов. Карандашу апломб вечно заменял образование! (Перечисляет.) Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Дафнис и Хлоя, Зигфрид и Кримгильда, Франческа и Паоло!.. Очкарик. Онегин и Татьяна!.. Бухов. Фауст и Гретхен! Эгмонт и Клерхен!.. Хватит?.. Дина. Потрясно, Бухов! Второй студент. Шапошников и Вальцев! Очкарик. Все-таки в гуманитарных вузах больше влюбляются: ну что наше химическое машиностроение? Сушь! Карандашов. Насчет моего апломба и образования не будем. Вам нравится – пожалуйста! А по мне – это глупость, и я могу только презирать человека, который распадается и гибнет от любви!.. Дина. Ой, как бы я распалась и погибла!.. Карандашов. И грош цена такой любви, которая заслоняет человеку весь свет! Это патология и распущенность! Интеллектуальная, эмоциональная, какая хотите! Не может самая распрекрасная возлюбленная заменить человеку весь мир, не может!.. Бухов. Но и мир, как сказал поэт, не может ее заменить. Первый студент. Зачем такие полюса? Вот мы были летом в стройотряде, и там у нас тоже, например… Второй студент. Да кого любить-то, кого?.. Третий студент. Дайте сказать! Очкарик!.. Карандашов. Я еще могу понять, когда какая-нибудь дура, у которой нет в жизни никаких интересов… Дина. Это он про меня. Карандашов. …жрет десять таблеток снотворного оттого, что ее не любят. Но кто из вас может представить умирающим от любви Эйнштейна? Маркса? Ньютона? Первый студент. Ну, почему? Маркс, например… Бухов. Ты путаешь «рацио» и «эмоцио»!.. Карандашов. Да не бывает никаких ваших обезьяньих «эмоцио» у разумного человека! Это только дети живут чувствами! И нелепо почти в двадцать лет бегать в коротких штанишках! Нам и без того прожужжали все уши, что мы инфантильны, безответственны, что ничего нас не интересует. Не о любви надо думать, а о деле! Дел много, дел!.. Бухов. «Суров ты был, ты в молодые годы учил рассудку страсти подчинять»… Карандашов. А, без толку!.. Вас научишь!.. Бухов. А я вот где-то прочел недавно: один старичок француз гордился тем, что всю жизнь любил женщин. А больше ничего не делал. И вся жизнь на это ушла!.. Второй студент. Ну, так французы вообще… Дина. Как будто у нас нет таких старичков… Карандашов. Ох боже мой!.. Очкарик. Карандаш и тут против!.. Карандашов. А что за охота повторять пошлости? У французов была великая революция, Коммуна, у них в Пантеоне лежат лучшие умы мира, а их все – жуирами!.. Скажешь: «француз», и уже улыбочка, скажешь: «француженка», и уже черт знает что! Третий студент. Дайте мне сказать, братцы! Первый студент. Послушайте, что мы все о любви да о любви! Кто читал «Сумму технологии»? Очкарик. К делу! Ближе к делу! Мы собрались помочь или болтать? Если десятый «А» еще что-то значит для Вальки… Карандашов. Надо поступать честно, а честные люди делают это не так! Бухов (Карандашову). Может, хватит обличать?.. (Всем.) На самом деле! Как говорил Буратино черепахе Тортилле: тут не ругаться, тут помочь человеку надо. Третий студент. Мне слово, мне! Карандашов. Я вообще могу уйти… Второй студент (вдруг смеясь). А кто мультик смотрел про черепаху? Укатаешься! Очкарик! Химик! А ты смотрела? Очкарик. Да погодите вы! Ничего я не смотрела!.. Валя!.. Валентин (встает). Ну ладно, братцы!.. Спасибо, что посотрясали воздух в мою честь. Разберемся сами… Все умолкают. Очкарик (обиженно). Ну, я не понимаю… Дина. Ну а что, в самом деле? Кричим, кричим, а толку? Слушать, что ли, как Карандаш мораль читает? (Карандашову.) Когда у тебя будет жена, ты ее по полочкам разложишь? Карандашов. Я сначала заведу полочки. Очкарик. Перестаньте! Не хватало еще всем переругаться! Валентин (Бухову). Потопаем? Бухов. Сейчас… Эх, братцы, братцы! Что же деется-то, а? Вспомните, какая была стая!.. Мы были беспечные, веселые, мы ржали и дурачились с самого утра, все уроки подряд! Мы никогда не расставались, мы на самом деле держались как стая! Я всегда мчался в школу, как Валька теперь на свои свидания. А ты, Валька? Ты же был веселый, легкий человек! От любви, как говорил товарищ Маяковский, надо мосты строить и детей рожать, а ты тоже! Эх, стая! Не успели вылететь на волю, а уже холодно, уже неуютно нам? Ветер и дождь? А что ж дальше будет? Будем сидеть в тапочках у телевизора и ругать своих детей за двойки? Будем приходить в школу по одному, по два, как приходят теперь бывшие десятиклассники через десять лет?.. И не будем детьми, не будем жить чувствами, как призывает нас к тому Карандаш?.. А чем мы будем жить, пищеварением? Но оно, между прочим, тоже зависит от чувств!.. Мне скучно на вас смотреть. Человек влюбился, а мы устраиваем панихиду. И он сам сидит как покойничек. Вместо того чтобы петь! Вместо того чтобы устроить свадьбу! Ромео и Джульетта! Дафнис и Хлоя! Да неужели мы хуже этих средневековых пацанов, неужели мы не заслуживаем поэм и трагедий о нашей любви? Разве не так же стучат наши сердца, разве не тридцать шесть и шесть в нашей крови? Прокаженные мы, что ли, или уроды? Если бы я влюбился и меня запустили бы в космос, то я (откидывается, как космонавт, в кресле) …то я бы сказал: «Земля! Земля, ты слышишь меня? Земля, я так люблю эту женщину!» Дина. Бухов! Солнышко! Правильно!.. Очкарик. Вот!.. Действительно!.. Бухов. Даю со стипендии десятку и предлагаю обмыть это дело сразу после сессии! Голоса. Правильно! – Ура! – И я даю! – Дайте сказать!.. Карандашов. Да остановитесь вы! Не будьте толпой-то!.. Проклятье какое-то!.. (Бухову.) То-то я смотрю, не зовут тебя в отряд космонавтов: догадываются, что ты будешь кричать оттуда глупости… Дина. Ты надоел!.. Карандашов. Вы мне не меньше!.. (Валентину.) Влюбляйся, женись, но отвечай за это! И не обременяй своими любовями других! Можешь ты сейчас бросить институт, идти работать, снимать комнату, лишить мать своей помощи? Тогда валяй! Сломай все, уткнись в бабью юбку и живи!.. А через годик-другой я на тебя посмотрю! Очкарик. Правильно! Именно это и надо делать! Перевестись на заочное, пойти работать, снять комнату. Второй студент. Из-за чего это надо делать-то все?.. Первый студент. Только не следует хотя бы до конца института заводить детей. Третий (прорвавшись наконец). Вот! Вот я это же самое хотел сказать! Очкарик. Тише! Бухов. Да об этом и идет речь. Конечно, Валька пойдет работать и снимет комнату, и вообще… Я займусь комнатой! Все! Первый студент. Правильно! Это конкретно. Я могу продать кое-какие пластинки. Второй студент. Я с получки двадцать рэ могу дать! Валентин. Ребята, да перестаньте!.. Очкарик. Да почему? У нас, например, есть детская коляска. Карандашов. «Детская коляска»!.. Ну ладно, я ушел, я не могу больше слушать этот бред! Пока! (Валентину.) Если я получу повышенную, могу дать тебе пять… нет, семь рублей. Бухов. Он обойдется. Валентин. Спасибо. Карандашов. Спаси бог от этой любви! (Уходит.) Дина (вслед ему). Деревяшка!.. Очкарик, сделай список, потом соберем со всех. Очкарик. Бухов, мы с тобой оргкомитет… Голоса. Все ясно, идем! – Братцы, когда соберемся? – Валь, не тушуйся, не пропадешь! Звони! – Старичишки, мы уж дошли, по три месяца не видимся! И опять, словно стая, срываются, прощаются, уходят. Все расходятся, разбегаются. Валентин идет к тому месту, где должна быть Валентина. Но ее нет. Он волнуется. К нему подходит Дина. Они идут вместе. Телефон-автомат. Он просит Дину позвонить. На другом конце сцены Бабка идет к телефону, пыхтя и бормоча. Валентин. Позови ее женским голосом. Дина. Попросите, пожалуйста, Валю. Бабка. Вали нет… Это кто так поздно-то?.. Дина показывает, что Вали нет, Валентин удивляется: спроси, где она? Дина. А где она? Не скоро будет?.. Бабка. Да это кто? Она в гостях с Женей. Валентин. Скажи, Тамара. Дина. Это Тамара. Бабка. Тамара? Что-то я твой голос не узнаю… Женя ее куда-то потащила… Она разве не к тебе прическу ходила делать?.. Дина. Что?.. Я простудилась немножко… Прическу?.. Да, вообще-то… Валентин нажимает рычаг. Бабка. О, прервали! Оглашенные!.. Кавалеристы!.. Дина. Хоть научил бы заранее, что врать! Ну чего ты?.. Валентин. Не понимаю, где она… Дина. Ну ладно… Ревнуешь, что ли?.. Валентин. Да при чем тут – ревнуешь?.. Прическу, говорит, делала?.. Дина. Ого! А ты суровый муж будешь. Никуда жену не выпустишь. Валентин. Да ладно тебе. Пока!.. Дина. Ты куда? Пойдем ко мне! Валентин. Да нет, поздно. Дина. Перестань! Предки обрадуются, они ж тебя любят. Валентин. Да нет. У меня Машка одна… Дина. Ну перестань, перестань, не заводись. Никуда она не денется. От меня еще позвоним. Идем! (Увлекает его за собой.) Валентин на секунду приостанавливается и видит следующую картину: Валентина, нарядная и причесанная, сидит где-то в каком-то доме, скажем, на подоконнике, болтает ножками, а рядом стоит морской офицер, «каплей», капитан-лейтенант, веселый и молодой, которого зовут Саша Гусев. Издалека музыка и голоса веселящейся компании. Валентин смотрит и слушает. Гусев. Ну бросьте, ну уважьте военно-морской флот! Всего полчаса дела! Берем мотор, заезжаем за моим чемоданишком в готель, потом на аэровокзал, шефу велим подождать, и он отбуксирует вас домой в целости-сохранности. Ну Валечка!.. Валя (смеясь). Да ну, Гусев! Вы с ума сошли!.. Гусев. Чокнулся слегка!.. Но представьте: как моряку приятно будет, что его проводила такая красивая девушка! А? Прихожу в кают-компанию и говорю: старики, говорю, какая девочка меня провожала, шоб вы знали!.. Валя. Ну, Гусев, ну я же вам говорила: мне вообще военные не нравятся. Гусев. Эх, Валечка!.. Ну что вы знаете про военных? Откуда вам знать! Вы ж думаете, что все военные жлобы, все серые, как туман, тупые, неинтеллигентные люди?.. Валя. Ну почему, у меня отец военный… Гусев (продолжая). Ай, шо вы знаете!.. Спросите Славку, мы с ним вместе кончали Бауманский, а в это лето он жил у меня, извините, с вашей сестричкой, в Севастополе. Спросите Славика, какая у Сашки Гусева библиотека, – все подписные есть! Спросите, какие записи, какие пластиночки! Жаль, пианино нет, я бы вам оторвал такого Чайковского, вы бы закачались! У нас в Феодосии есть художник, Зяма Пирогов, – спросите, кто у него купил картину под названием «Миндаль»? Вот такусенькая картина, как тетрадочка, а Гусев отдал за нее пол месячного жалованья. А сказать, какое у меня месячное жалованье?.. То-то, рыбочка, вы не знаете военных, не надо говорить! Валя. Вы смешной! Я ничего и не говорю! И вы мне как раз нравитесь! Гусев. О, другой разговор!.. А чего ж вы не захотели со мной танцевать? И вообще сидели такая?.. Чтобы молоденькая девушка не хотела танцевать? Конец, света! Валя. Я не знаю военных, а вы не знаете молоденьких девушек. Гусев. Один – ноль в вашу пользу! Это факт. Но откуда мне их знать? Мне, между прочим, тридцать лет, у всех наших девочек вот такие дети, и все они стали шире себя… Но вообще я имею дело с хлопцами как раз вашего возраста. Ах, какие хлопцы, между прочим! Когда мне начинают капать на голову и говорить что-то такое про нашу молодежь, я всегда отвечаю: извините!.. Знаете, есть такой народ, не доверяют, не верят: мол, мальчики, девочки, чего они могут, все у них несерьезно. Но пока не доверишь человеку дела, не узнаешь, на что он годится. Так?.. Вот такие у меня хлопцы… Конечно, бывает всякое, и армия не карусель с лошадками, но, когда мы идем в поход, я знаю: мои хлопцы будут на высоте. И мы друг друга понимаем – вот так!.. Едем? Валя. Куда? Гусев. Как – куда? На аэродром… Вам же все равно не нравится эта компания, я ж бачу!.. Славик – мой друг, а ваша сестра, конечно, в порядке, такую женщину можно ставить в рекламу Аэрофлота, но, между нами, девочками, говоря… Вы не обидитесь?.. Я человек военный, прямой, и вы поймите, я не то чтобы насчет аморалки, но я тыщу лет знаю Инночку, Славкину жену, и его детишек, и все такое. Вы меня поняли?.. И я бачу, что вам тоже это не по вкусу. Валя. Вы смешной, Гусев! Вы хороший! Гусев. Я дико смешной. Животики надорвешь. Особенно когда возвращаюсь из похода… Океан – смешная вещь!.. Валя. Это все-таки страшно, да?.. Гусев. Не страшней войны. Ну-ну! Не будем раскрывать военные тайны, чтобы добиться сочувствия хорошеньких студенток! Приезжайте в Севастополь, выходите за меня замуж, подождите меня с полгодика с моря, – тогда я вам, может, что-нибудь расскажу… Едем, Валечка?.. Входит Женя с бокалом, возбужденная, но не слишком веселая. Женя. А, вот они где! Тет-а-тет?.. Гусев, я говорила, какая у меня сестричка? Гусев. Ну? Женя. То-то! Будь она немножко поумней… Гусев, дай я тебя поцелую! Какие ты мне унты привез!.. Валя, это Гусев унты привез. Валя. Я поняла. Женя. Я выйду в них на улицу – все ахнут! Как ты их только достал?.. Гусев. Объявили тревогу по Северному флоту: приехал, говорят, Гусев, за унтами для Жени. И – порядок!.. Женя. Чего-чего? Ничего… Гусев, ты – прелесть! На, отпей. (Обнимает его.) Правда, он прелесть? Ты настоящий англичанин, Гусев, ты мужчина, тебе жутко идет форма!.. Валя. У Жени пунктик: Англия! Женя. А что? (С иронией.) Как говорит Славик, все на свете начинается с Англии. Гусев, ты мог бы меня полюбить? Гусев. Теперь все начинается с Москвы, миледи. Я мог бы тебя полюбить как родственницу моей жены. Женя. Ого! Я вижу, вы не теряли времени даром!.. Никто меня не любит, Гусев, и, главное, я никого не могу полюбить. Может, никакой любви вообще нет? А, капитан?.. Гусев. Конечно, нет, Женечка, какая любовь! Женя. Вот! Вот и ей скажи то же, Гусев! Любовь! Семечки!.. Гусев. Конечно!.. Берешь стакан семечек, идешь и поплевываешь… Валя. Ты, может, оставишь эту тему? Гусев. Тихо, девочки!.. Любви, конечно, нет, но очень хочется, чтобы она была. Ей-богу. Особенно хочется, чтобы она была, когда уже есть все другое. Ах, как хочется! Я был заводной малый, я больше всего на свете любил море и корабли. Я думал: этого хватит на всю жизнь. И этого хватит, да! Я хотел звездочки, я хотел корабль, еще я хотел, чтобы из окна моей квартиры всегда было видно море… Ты знаешь мою квартиру? Женя. У тебя гениальная квартира!.. Гусев. Ну! У меня гениальная квартира, гениальная служба, вот такие друзья, у меня все!.. Но знаешь, чего мне хочется больше всего? Чтобы пришел человек и взял все это как подарок. Любовь – это когда хочется все отдать, когда ходишь и ждешь: кто возьмет, кому отдать, что еще сделать? Чем еще обрадовать, удивить, украсить? Любишь одеваться? Пожалуйста, будешь у меня как куколка! Хочешь там всякую мебель? Ради бога! Колечки-цацки? Возьми! Не потому, что я тебя покупаю, а потому, что мне приятно, мне хочется сделать для тебя! Все, что хочешь!.. Женя. Как-как? Ничего!.. Валя. А если она захочет луну с неба? Гусев. Пожалуйста! Это теперь тоже не так уж сложно! Луну! Марс! Белого медведя!.. Валя. Я хочу белого медведя!.. Гусев. Да? Без шуток? Женя. Не говори, это же Гусев… Гусев. Вы хотите? Вы только скажите, что вы хотите… Валя. Я хочу белого медведя, я хочу поскорее кончить институт, я хочу жить в гениальной квартире, из которой видно море, я хочу сына и дочку, я хочу быть одета как куколка!.. Гусев. Стоп! Все!.. Все лежит вот здесь, в этом кармане! Женя, будь свидетель. Там еще осталось шампанское?.. Сейчас мы выпьем и полетим с Валечкой в город-герой Севастополь! А, Валечка?.. Или я вам нравлюсь, как говорят в Одессе?.. Женя. А что! Вот только так и происходит настоящее… Гусев. Валечка? Ну?.. Валя. Вы мне нравитесь, Саша. Но я люблю другого человека. Женя. О господи! Человека! Гусев. Бах! В самое сердце! Валя. Гусев! Гусев. Сейчас, сейчас!.. Женя. Гусев, не умирай! Эти гёрлочки ничего не понимают! Гусев, возьми меня лучше!.. (Вале.) А вы не можете, вам всех надо оповещать?.. Гусев!.. Гусев. Все, все! Норма!.. Глоточек бы, Женечка. Шампанского. Умоляю! Женя. Сейчас. Не расстраивайся, она у нас немножко того. (Уходит.) Гусев. Нельзя! Так же можно убить человека!.. Поехали, а то времени уже – все. Фюнф минут. Валя. Я не поеду. Это правда, Гусев. Гусев. Да, я понял… Ах, какие подросли интересные девушки! Пять баллов!.. Вот так живешь-живешь, а они подрастают, и у них уже своя компания… Да, восемнадцать лет! Правильно! А разве я в восемнадцать лет был не человек? И разве не знал, чего хотел?.. Да… Валя. Ну не надо, Гусев!.. Гусев. Нет, я ничего. Все о'кэй!.. Только я всегда ведь думал как? Я думал, что ворвусь однажды в какую-нибудь компанию, а там будет сидеть девушка на подоконнике, болтать ножками. И я посмотрю на нее, а она посмотрит на меня. А потом я скажу: послушайте, крошка, меня зовут каплей Александр Гусев, Саша, и вот я весь перед вами. И у меня никого нет. И, может, мне даже грех заводить семью, потому что я работаю не банщиком, и не зубным техником, и долго-долго не бываю на берегу. Но я думал, что я скажу: поехали со мной, крошка! И крошка спрыгнет с подоконника и скажет: поехали!.. Красиво я думал?.. Ну ладно, не будем! Отставить погружение!.. Опояшем сердце мужеством, как говорит наш командир, – очень, кстати, интеллигентный человек: два института, три языка… Мне пора… А кто он, если не секрет?.. Валя. Один мальчик. Гусев. Один мальчик!.. Ах, мальчики, девочки!.. Один – это уже много… Входит Женя с бутылкой вина и бокалами. О, Женечка! Умница!.. А шампанеи нет?.. Ну ничего, можно и сухонького! (Разливает.) Все о'кэй, девочки, все о'кэй! Виноград, как говорили в одном хорошем кино!.. Женя. Ты смешной, Гусев! Ты расстроился, что ли?.. Гусев. Я жутко смешной! Обхохочешься!.. Женя. Да ты перестань, ты что? Ты приезжай через годик, и девушка уже забудет, как его звали-то. Все кончается на этом свете!.. Гусев. Нет, вот этого не надо. Пожелаем, наоборот, счастья!.. От души, Валечка! Поверьте каплею Гусеву! Но если вам будет худо, если чего такое, – только свистните… Женя. «Ты свистни – тебя не заставлю я ждать…» Гусев. Да! Ну, будем! И пусть, пусть!.. (Пьет.) Все, девочки! Меня нет! Время!.. Валя. Гусев! Я поеду! Я провожу вас. Женя. Ну конечно!.. Валя!.. Гусев, подожди!.. Гусев. Не стоит, Валечка. Не надо… Валя. Но мне хочется вас проводить… Гусев. Ну, если хочется!.. По местам!.. Женя. Не пропадай, Гусев! Гусев чмокает Женю в щеку, хватает Валентину за руку и выбегает с ней. Валя на секунду приостанавливается, ищет Валентина. На прежнем месте его уже нет. Где он? И она видит: Валентин полулежит на полу в комнате Дины. Полумрак. Крутится магнитофон. Дина танцует одна. Гусев отпускает руку Вали, оставляя ее смотреть, что будет. Валентин. Смешно! Вспомнишь, какими мы были в школе или даже полгода назад, и кажется, елки зеленые, как давно! А ведь думали: мы уже взрослые! Читали взрослые стихи, курили, выпивали… Дина. Целовались. Валентин. Да. Рассуждали, судили. Дина. Вы все про политику… Валентин. Да. Смешно… Дина. Слушай, тебе джинсовый костюм не надо? Один чмырь может достать. Валентин. Обойдусь. (Продолжая.) Дети играют в войну, но это не война. Девочки играют в дочки-матери, но это не семья… Дина. Он еще сигареты американские достает, а?.. Валентин (не отвечая). А мы играли во взрослых. Но это было не по-настоящему. Дина. А теперь у тебя по-настоящему? Валентин. Не знаю. Тяжко мне, во всяком случае, по-настоящему. Дина. Ты пессимист какой-то стал! А я в туристскую записалась. На июнь в Болгарию. Представляешь? Восемнадцать дней! Золотые пески, Варна! И недорого. Сила? Мы вчетвером записались. Две девчонки из хирургии и мы еще из терапевтического… Валентин (раздумывая). Все мы в юности малость пессимисты, сказал Горький. Потому что хотим многого, а сделать можем мало. Отлично сказано! Дина. Ну, мы дадим там шороху! Там иностранцы всякие, бары, танцы всю ночь! Одно слово – юг!.. Валентин. Как я всегда завидовал ребятам, которые уже что-то делают, работают, за что-то отвечают. Кому-то нужны. А мы: стая! Стая! Дурака валять, образ Печорина, объем наклонного параллелепипеда, и все легко, никакого пота, никаких мозолей!.. Дина. Серьезный ты стал – жуткое дело! Молодость дается один раз, Валя! Побудем молодыми-то!.. Валентин. Игра кончилась, началась жизнь. Потому что надо отвечать. Хотя бы за одного человека… Дина. Жизнь, жизнь! Ну и хорошо, что жизнь! Ты так говоришь, как будто какая-то каторга началась. Ну вот я работаю в больнице. «Мы с Тамарой ходим парой, мы с Тамарой санитары!» Утки и горшки выносим, клизмы ставим, дежурим. Это вам не КВН и не кино «Дворянское гнездо». Ну и что? И противно бывает, и дел вагон, и все такое. Но жизнь-то красота! Все есть, все достать можно, одеться! Поехать, поесть, чего хочешь! О-ля!.. Юг – одно слово! Валентин. А, перестань!.. Я хочу понять: готов я или нет?.. Дина. К жизни, что ли?.. (Смеется.) Как будто тебя будут ждать: готов ты или нет?.. Вот вы умные-умные, а дурачки все-таки! Ну чего ты тоску-то разводишь? Прямо смотрю на тебя, и страх берет: мне тоже охота влюбиться, очень, но если оно так вот все будет – извините. Лучше чего попроще. А то вот так врежешься тоже в мальчика и – «Я вам пишу, чего же боле!». Еще замуж надо будет идти! А зачем замуж? Пеленки стирать? Я в больнице за год наслушалась, насмотрелась, – больница как энциклопедия, все узнаешь. Валентин. Да ладно, Дин, ну тебя!.. Дина. Ну вот, ну! Что я – дурочка, не понимаю! Ну, вы все серьезные, все ребята такие умные, на таких вся земля стоит… А мы-то легкомысленные, мы перебьемся! А? (Танцует, демонстрируя себя.) Дина не урод, Дина не старуха, сейчас мода на таких, понял? Валентин. Да, ты перебьешься. Дина. Можете не волноваться! У нас один молодой хирург, Аркадий Иваныч, когда я иду по коридору, в обморок падает. Дина, говорит, Сандро Боттичелли!.. Валентин (смеясь). Ты хоть знаешь, кто такой Боттичелли-то? Дина. Не волнуйтесь! Купили альбомчик!.. Теперь все всё знают. Вот Нефертити (показывает на стены и полки), вот вам Боттичелли! Есенин – пятитомничек, Марчелло, Ален Делон, а это, между прочим, автограф самого… Валентин. Пушкина?.. Дина. Дурачок! Муслима! Муслимчика!.. Валентин. Это кто?.. Дина. Муслима не знает! Ну даешь!.. Жизнь, жизнь! Ну, ты совсем жизни не знаешь!.. Валентин. Ох, какой была, такой ты и осталась! В каком это ты классе Африку-то не могла на карте показать? В восьмом? Дина. В девятом! Но это не важно! Пока вы ее будете тут показывать, я уже туда съезжу, своими глазами погляжу! Валентин. Не удивлюсь. Дина. Вот-вот! Аркадия Иваныча как пошлют туда – у нас уже четверых посылали, – и привет!.. Валентин. Ну ладно, Боттичеля, я пойду. Дина. Сиди, чего ты! Валентин. Спасибо! Дина (вдруг). Если бы меня кто так полюбил, я бы не знаю что сделала! Я бы на край света пошла! Вы думаете: Дина дура, Динка легкомысленная, троечница была, троечницей осталась… Эх!.. Валентин. Ну чего ты?.. Дина. Да ничего! А ты… ты радуйся. Что ты уж совсем так. Валентин (усмешка). Я радуюсь. Дина. Я вижу… Ладно, ариведерчи, мне завтра к семи… Валентин. Счастливо. Розу из Болгарии привези, там розы знаменитые. Дина. Юг! Одно слово! Валентин уходит. Вбегает в телефонную будку. На другом конце трубку берет Мать Валентины. Она в очках, халате, с машинописными бумагами в руках. Мать. Алло! Алло!.. Я слушаю!.. Нажмите кнопочку!.. Женя, Валя! Если это вы, перезвоните! Вам пора домой! Валентин вешает трубку. Идет к тому месту, где должна быть Валентина. Ее нет. Холодно. Холодный свет фонарей. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Валентин и Валентина в чужой маленькой комнате. Это комната Катюши, соседки. Валентина лихорадочно наводит порядок, хотя и без того все, кажется, на месте. Валентин в рубашке, она бросает ему его свитер. Оба их монолога могут быть обращены друг к другу, но Валентин может обращаться и к кому-то из друзей, скажем, к Бухову, или просто к зрителям. Он. Я ничего не понимаю! Всю неделю ты потихоньку уносила в портфеле вещички из дому, прятала их здесь, мы оба смеялись, хотя мне, ты знаешь, неприятна была эта конспирация. Вчера ты на все решилась, не пошла домой, послала туда Тамарку, что ты, мол, не придешь ночевать. Мне тоже не понравилось: потому что надо было пойти нам вместе, самим все сказать… Но ладно! Ты решилась, и тебе стало легко, вспомни, какая ты была веселая!.. Ты была прекрасная вчера, смелая, простая, – кажется, никогда я тебя такой не видел. И я прибежал, сказал обо всем маме. И как она реагировала? Она хоть чем-то показала, что ей тоже нелегко? Она просто поцеловала тебя и сказала: ничего не бойся, если решили. Так? И нам было страшно, но весело. И мы еще помчались на концерт, слушали музыку, ты мне купила апельсин в буфете… И я привел тебя в эту комнату. Куда же я мог тебя привести? И что ты теперь мечешься? Ты же знала, куда идешь, ведь так? Ты на минутку испугалась, когда увидела здесь свет, но это горела настольная лампа, для нас… Это мать взяла ключ и все устроила. И даже положила для тебя свою ночную рубашку – самую лучшую, между прочим, какая у нее есть. И вчера у тебя хватило души оценить это, быть благодарной матери… И ты обо всем забыла, вспомни, как ты забыла и ничего не боялась!.. Никто не пришел, никто нас не тронул… Зачем же, а? Ты понимаешь, что теперь уже не кто-то другой, а мы сами можем все испортить? Почему ты стала такой? Что случилось, Валя? Она. Да-да, все так. Я счастлива и никогда не забуду эту ночь. Но неужели ты ничего не понимаешь? Я думала, что ты и я – одно, что ты все ощущаешь так же, как я, и не надо даже говорить и объяснять. Но, видишь, каких-то вещей и ты не понимаешь, и мне страшно от этого, потому что тогда остаешься одна… Неужели ты не понимаешь, чего мне стоило это «вчера»? Мы перешли Рубикон, как ты сказал, но ты историк, а не вдумался, что ли, в то, что значит перейти Рубикон? А чего мне стоило таскать потихоньку вещи из родного дома? Тебе не нравилось, но что ты мог предложить? Купить мне все новое, все другое?.. И я не могла иначе. Я уже погрязла в этом вранье! Ты сейчас будешь меня презирать, но я не посылала Тамарку, я тебя обманула. Я сама позвонила домой из Концерта, пока ты курил, я сказала, что готовлюсь к зачетам у Сонечки и, может, заночую, а телефона у Сонечки нет. И нарочно дула потом в трубку, как будто телефон сломался… Прости меня! Но я не могла им сказать, не могла, что хочешь со мной делай!.. И думаешь, мне легко было, когда твоя мама меня поцеловала, а я знала, что вру, что я не так пришла! И эта рубашка жгла меня потом как огнем!.. Я хотела тебе сказать правду, но ты был такой счастливый, что я уже не могла, я решила нести эту ложь одна… Ты понимаешь, чего мне стоило быть веселой?.. А этот дом? Эта комната, где стоят твои фотографии, куда мы пробирались на цыпочках? Думаешь, мне приятно? Я за всю жизнь ни разу не ночевала вот так, в чужом месте, а теперь у меня больше нет, больше не будет моей комнаты, моей постели, зеркала, моих вещей, книг, моих детских кукол – ничего!.. Думаешь, это легко? И главное, кто я здесь? Я просыпаюсь в чужом доме, куда каждую минуту могут войти, я боюсь выскочить на секунду даже в коридор – все страшно, стыдно, опасно! Все чужое, чужой запах… Катюша тебя просто любит, она уехала и отдала свой ключ, но, думаешь, я не чувствую ее присутствия, ее взгляда?.. Ужас! Это же ужас, если вдуматься!.. И все это я, все это происходит со мной, с маменькиной дочкой, с бабушкиной Аленькой, с чистюлей, – я же брезгливая, я даже газировку не пью никогда на улице. Бог ты мой!.. Вот что такое любовь, вот она какая, я поняла! Любовь – жестокая и беспощадная вещь, она ничего не щадит, она как пожар на страшном ветру. Она входит в нас словно чума, и нельзя вылечиться. И мы – уже не мы, от нас остается только оболочка: в нас вселился, и размножается, и пирует сумасшедший микроб, который мы бессильны остановить со всей нашей наукой, техникой и мудростью. И если выживешь, излечишься, все равно будешь в шрамах. Где я? Кто я? Разве это я?.. Что это? (Пугается звуков, вдруг донесшихся из-за стены.) Мы вновь попадаем в квартиру Валентина, в ту же кухню-прихожую. Лиза хлопочет у плиты, а в комнате, за столом, сидят: Рита, ее подруга, тоже проводница, удалая женщина лет тридцати, и с нею ее знакомый, Володя, с гитарой, добрый и хмельной малый. Володя (с пьяным обаянием). А я потерпекораблекруше… ни-е! (Играет.) «Лиза, Лиза, Лизавета, я люблю тебя за это…» Лизочка! Иди сюда! Ты хороший человек!.. Рита. Да что ты нам тренькаешь, старомодина? Ты нам Окуджаву давай! Высоцкого! Евтушенку!.. А ну-ка! Можешь? (Поет.) «А снег повалится, повалится»… Володя (подпевая). С необ… с необыкновенной быстротой! Рита (смеется). Чучело ты сибирское! Поглядите на него! Усохнуть! Пой: «И я прочту его конверт»… Лиза. Да не конверт, Рит! «В его канве»! Рита. Да ну, в канве! В какой еще канве! Играй, пугало. (Поет.) «И снег повалится, повалится…» Володя (поет). С очень большою быстротой… (Улыбается.) Рита. Да ну тебя в прорубь! Все портишь!.. Ну что губы-то распустил? Выпей!.. Володя. А где Лизочка? Хороший человек… Рита. Ты смотри! Он на тебя, Лиз, глаз положил. Да встряхнись, дядя!.. (Лизе.) Подруга, веришь, вчера полвагона споил! Гулял как не знаю кто! «Горячее сердце» смотрели? Э! Да вы разве чего смотрите? И для кого только театры сделаны! Я вот везде хожу! Я Олега Ефремова вот так, как тебя, видела!.. Володя. А я потерпекорабле… Рита. Да соберись, сказали, голубь!.. Веришь, подруга, я вчера по коридору ползала, десятки его собирала, он их так, веером… Эй, сибиряк! Чего ты там строишь-то?.. Володя. Спокойно, девушки! Мы такое строим… Мы – буренцы, буровики!.. А ты кто?.. Рита. Здрасте! С добрым утром!.. Володя. А! Ты, Риточка, проводница… А Лиза где?.. Лиза (отходит от плиты). Вот я, вот! (Раскраснелась, миловидная, молодая.) А что ж это никто у нас не поет, не пьет! Володя! Это не дело! Володя. Лизочка!.. Рита. Видала? Глянулась ты ему!.. Ну-ну, ты руками-то не рассуждай! Ну, чучело! (Смеется.) Володя. Нет, спокойно, я, конечно, потерпе… Рита. Да ладно тебе, «потерпе», «потерпе»! Аккредитивов еще полон бумажник! И за что им только такие деньжищи отваливают, а?.. Володя. Не в этом дело… Мы – историческое явление. Сейчас мы, конечно, немножко того, но мы в отпуску. А вообще мы добываем сибирскую нефть, Лизочка, мы ее добываем! Мы, Лизочка, можем все!.. Рита. Ну, мне уйти, что ли, совсем? Лиза. Володя, Володя, я понимаю… Закусите!.. Рита. Да у нее сын с тебя, дядя! Да еще двое! Чего пристал? Приставай ко мне, у меня нет никого!.. Володя. Нет, я Лизочку уважаю!.. Лиза. Володя, Володя!.. У меня сын женится! (Рите.) Может, разбудить их, позавтракают пускай?.. Володя. И замечательно, пускай все женятся!.. Рита. Не трогай, пусть… Да тише ты!.. Неужели такая любовь, Лиз?.. Лиза. Что ты? Я ж тебе говорила: вчера прибегают оба, сами не свои. Мама, говорит, она из дому ушла, что нам делать? Ну посуди, что мне-то? Не выгонишь же!.. Ее-то мать и встречаться ей с моим не велит, совсем уж!.. Рита. Уж твой Валя им нехорош – не знаю, какого еще рожна надо! У тебя золото, а не сын! Не голова – Совет Министров. Володя. За сына – давайте!.. У меня сын, я сам сын… Лиза. Я ж вижу: они до предела дошли! Еще натворят чего! Рита. Что ты! Лиза. У них там не шала-бола, мать-то не обманешь! Его так и несет, как на крыльях, она тоже – глядит вокруг, а сама не видит, не слышит! Студенты ведь, книжек набрали в голову, все стихи да музыка, он лучше не поест, а цветочек ей на полтинник купит… Володя. Полтинник? Что такое – полтинник? Рита. Любо-овь!.. Лиза. Не говори. И что это будет – не представляю себе! Но тоже – травить их, ломать, сама знаешь… Рита. Ой, знаю я это, подруга! Не дай бог!.. Володя. Любовь должна быть всегда! А то б никого не было. Рита. Да помолчи ты, тайга!.. Я уж любила, любила и натерпелась через эту любовь, не тебе говорить, и били меня, и мучили, и чуть насовсем не убили, а я как дура, ей-богу! Как в кино про любовь, в театре или по телеку – умираю! А как понравился человек – не могу, и все! Да вспомни, говорю себе, дура ты проклятая, вспомни, сколько ты натерпелась, сколько слезонек пролила, сколько кровушки твоей на эту любовь ушло, словно на войне всякий раз побываешь и вся израненная ворочаешься! Говорю себе, все знаю, а сердце: тук-тук! Тук-тук! И уж руки сами собой глаза намазывают, чулки натягивают, все самое лучшее на себя, самое чистое, а сердце поет, и бежишь к нему, и стоишь перед ним, сукиным сыном, как девушка, как будто в первый раз. Ах, Лиза! Пока жива буду, пока морщинами не испекусь, пока руки-ноги и все такое на месте, буду пить я эту отравушку, потому что слаще нет ничего! Володя (восторженно). Кораблекруше!.. Рита. А ты не слушай, пень еловый! Что глаза-то выкатил? Пой! Гляди, какие бабы сидят, любви ждут, а вы все водку трескаете, идолы! А потом храпите, как слоны, пока бабы рядом маются!.. Лиза (смеется). Ой, Ритка, да ну тебя!.. Рита. Да чего да ну! Пускай любят! На любви земля крутится! Лишь бы подлая какая не попалась: хорошим ребятам вечно змея достанется! Володя. Это железно, это… Лиза. Я сама думаю: тонковатая она, слабая еще, как рюмочка, как она в трудностях-то окажется!.. Володя. В трудностях надо… Мы знаешь в каких трудностях! Рита. Да ладно тебе! Не знаешь ничего – не встрюй!.. Играй давай, старомодина! И выпьем-ка за любовь! За ребят твоих, Лиз! Дай им бог счастья, а жэк – квартиру! (Пьет.) Пой, валенок!.. Володя (с ходу). «Вись снег повалится, повалится…» Рита. «И я прочту его конверт…» Лиза (тоже подхватив). «Что моя молодость повадится…» Они поют. Валентин и Валентина продолжают разговор. Он. Ну чего ты боишься, чего? Ты не веришь? Тебе не нравится моя мать? Наша жизнь, Катюша, ее комната?.. Что с тобой? Неужели ты думаешь, что жизнь будет предлагать нам и давать только то, что нам нравится? А самим-то надо что-нибудь делать?.. Зачем ты все портишь? Врать не надо, и совесть будет на месте! А то все норовят, вроде твоей мамы, чтобы и волки сыты и овцы это самое… Она. Не хами… Он. А ты не дрожи! Боишься – не делай, а сделала – не бойся! Она. Тебе легко говорить! Ты парень. Он. Ну, еще скажи какую-нибудь пошлость! «Поматросил и бросил» или что там говорится в таких случаях? Почему мне-то легко? Разве я не с тобой, разве я хоть чем-нибудь предал тебя? Ты до того боишься, что уже и мне не веришь!.. Она. Зачем ты-то меня еще хлещешь? Он. А ты провожай моряков на аэродром, валандайся с женатиками, как твоя сестра, – тогда тебе ничего не будет. Все шито-крыто!.. Она. Ты с ума сошел, что ты говоришь! Он. Валя! Валечка!.. Мне плакать хочется… Нет, я никому тебя не отдам! Что ты хочешь? Она. Я ничего не хочу. Надо идти. Я каждую секунду ощущаю, как они там мечутся, что они думают… Они могли уже поехать к Соне! Понимаешь? Сегодня суббота… Ох, боже мой!.. Он. И ты пойдешь?.. Она. Валя, ну а как же? Он. И ты придешь как ни в чем не бывало, и обманешь их, и сядешь пить чай? Она. Не говори так!.. Мне страшно, пойми!.. Я одна, я одна! Он. Одна? Ну спасибо!.. Она. Тебе не понять. Я одна! Боже, как страшно!.. (Плачет.) Он. Кукла! Снова звуки песни. Рита, Володя и Лиза поют. Там, у них, раздается звонок в дверь. Лиза, продолжая петь, распахивает дверь широко и весело. На пороге стоят Мать Валентины и Женя. Валентина в ужасе закрывает лицо руками. Женя. Здравствуйте. Простите, что потревожили. Лиза. Здрасте. Что вы, пожалуйста!.. Извиняюсь, это мы так, ради субботы, у подруги день рождения. Да заходите!.. Мать. Да, весело, во дворе слышно. Женя. Нет-нет, спасибо, мы на минуту… Скажите, у вас Вали нет? Я ее сестра, а это мать… А вы мать Валентина, да? Лиза. Ой, это вы! Извиняюсь… Здравствуйте. Да заходите! Мать. Здравствуйте! Рита (из комнаты, хохоча). Подруга! Ой! Иди сюда! Глянь, что он делает! Пусти, черт, тундра серая!.. Ой, умру!.. Лиза (захлопнув дверь в комнату). Извиняюсь… Женя. Да не беспокойтесь, мы сейчам уйдем. Просто Валя… Мать. Она ведь у вас бывает?.. Лиза. Валя?.. Мать. Да. Она моя дочь. Понимаете?.. Лиза. Да. У него много вообще друзей приходит. Мать. Вы понимаете, она не ночевала дома, и в последнее время… Женя. Мама, спокойнее… Мать (не слушая). …их увлечение, вашего сына и моей дочери… Вам известно, что у них увлечение? Или ваш мальчик скрывает это от вас? Лиза. Нет, я слышала вообще… Мать. А он дома? Лиза. Он?.. Он вообще-то грузит в субботу, на станции… Мать. Грузит? Разве он не студент?.. Лиза. Нет, студент, как же! Студент… Подрабатывает… У меня ведь их трое, две девочки еще… Женя. Мама, может, она действительно у Сони, и мы зря?.. Мать (Жене). Оставь с Соней! Вы еще только думаете что-нибудь сделать, а мать уже за неделю знает, что и как!.. Да, я слышала, что у вас трое детей. А вам известно, что наши дети, ваш сын и моя дочь, чуть ли не жениться собираются?.. Женя. Мама! Мать. Оставь!.. Вам известно? Лиза кивает потупясь. Ах, так!.. И что же, вы считаете это возможным? Лиза молчит. Вы считаете возможным, если они в этом возрасте сломают друг другу жизнь, бросят учебу и все прочее?.. Лиза. Да я ж тоже говорю! Ни кола ни двора, помощи ждать не приходится… Мать. Они же дети! И разве не наша обязанность оградить их, уберечь от ошибки?.. Лиза. Ну! Погуляли бы, коли так, а жениться-то зачем?

The script ran 0.003 seconds.