Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Василий Шукшин - До третьих петухов [1975]
Известность произведения: Средняя
Метки: humor, humor_prose, prose_classic, prose_su_classics

Аннотация. «До третьих петухов» — сатирическая повесть-сказка, одно из последних произведений известного советского писателя Василия Макаровича Шукшина. И плюс великолепные и точные иллюстрации Юдина.

Аннотация. Иллюстрированное издание сатирической повести-сказки Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), написанной в последние годы жизни писателя.

Полный текст. Открыть краткое содержание.

1 2 3 

Его оглядели с ног до головы… И отвернулись. – Что же с собой не приглашаете? – жёстко спросил Иван. Его опять оглядели. – А что ты за князь такой? – спросил один, тучный, с большими рогами. – Я князь такой, что если счас понесу вас по кочкам, то от вас клочья полетят. Стать! Черти изумились… Смотрели на Ивана. – Я кому сказал?! – Иван дал ногой по бутылкам. – Стать!! Тучный вскочил и полез было на Ивана, но его подхватили свои и оттащили в сторону. Перед Иваном появился некто изящный, среднего возраста, в очках. – В чём дело, дружок? – заговорил он, беря Ивана под руку. – Чего мы шумим? Мм? У нас где-нибудь бо-бо? Или что? Или настроение испорчено? Что надо? – Надо справку, – зло сказал Иван. К ним ещё подошли черти… Образовался такой кружок, в центре которого стоял злой Иван. – Продолжайте, – крикнул Изящный музыкантам и девице. – Ваня, какую справку надо? О чём? – Что я – умный. Черти переглянулись… Быстро и непонятно переговорили между собой. – Шизо, – сказал один. – Или авантюрист. – Не похоже – возразил другой. – Куда-нибудь оформляется. Всего одну справку надо? – Одну. – А какую справку, Ваня? Они разные бывают… Бывает – характеристика, аттестат… Есть о наличии, есть об отсутствии, есть «в том, что», есть «так как», есть «ввиду того, что», а есть «вместе с тем, что» – разные, понимаешь? Какую именно тебе сказали принести? – Что я умный. – Не понимаю… Диплом, что ли? – Справку. – Но их сотни, справок! Есть «в связи с тем, что», есть «несмотря на то, что», есть… – Понесу ведь по кочкам, – сказал Иван с угрозой. – Тошно будет. Или спою «Отче наш». – Спокойно, Ваня, спокойно, – занервничал Изящный чёрт. – Зачем подымать волну? Мы можем сделать любую справку, надо только понять – какую? Мы тебе сделаем… – Мне липовая справка не нужна, – твёрдо сказал Иван. – мне нужна такая, какие выдаёт Мудрец. Тут черти загалдели все разом. – Ему нужна только такая, какие выдаёт Мудрец. – О-о!.. – Липовая его не устраивает… Ах, какая неподкупная душа! Какой Анжелико! – Какой митрополит! Он нам споёт «Отче наш». А «Сухой бы я корочкой питалась» ты нам споёшь? – Ша, черти! Ша… Я хочу знать: как это он понесёт нас по кочкам? Он же берёт нас на арапа! То ж элементарный арапинизм! Что значит, что этот пошехонец понесёт нас? Подошли ещё черти. Ивана окружили со всех сторон. И все глядели и размахивали руками. – Он опрокинул коньяк! – Это хамство! Что значит, что он понесёт нас по кочкам? Что это значит? Это шантаж? – Кубок «Большого орла» ему! – Тумаков ему! Тумаков! Дело могло обернуться плохо: Ивана теснили. – Ша, черти! Ша! – крикнул Иван. И поднял руку. – Ша, черти! Есть предложение!.. – Ша, братцы, – сказал Изящный чёрт. – Есть предложение. Выслушаем предложение. Иван, Изящный чёрт и ещё несколько чертей отошли в сторонку и стали совещаться. Иван что-то вполголоса говорил им, посматривая в сторону стражника. И другие тоже посматривали туда же. Перед стражником по-прежнему «несли вахту» певица и музыканты; девица пела теперь ироническую песенку «Разве ты мужчина!». Она пела и пританцовывала. – Я не очень уверен, – сказал Изящный чёрт. – Но… А? – Это надо проверить, – заговорили и другие. – Это не лишено смысла. – Да, это надо проверить. Это не лишено смысла. – Мы это проверим, – сказал Изящный чёрт своему помощнику. – Это не лишено смысла. Если этот номер у нас проходит, мы посылаем с Иваном нашего чёрта, и он делает так, что Мудрец принимает Ивана. К нему очень трудно попасть. – Но без обмана! – сказал Иван. – Если Мудрец меня не принимает, я вот этими вот руками… беру вашего чёрта… – Ша, Иван, – сказал Изящный чёрт. – Не надо лишних слов. Всё будет о'кей. Маэстро, что нужно? – спросил он своего помощника. – Анкетные данные стражника, – сказал тот. – Где родился, кто родители… И ещё одна консультация Ивана. – Картотека, – кратко сказал Изящный. Два чёрта побежали куда-то, а Изящный обнял Ивана и стал ходить с ним туда-сюда, что-то негромко рассказывал. Прибежали с данными. Один доложил: – Из Сибири. Родители – крестьяне. Изящный чёрт, Иван и маэстро посовещались накоротке. – Да? – спросил Изящный. – Как штык, – ответил Иван. – Чтоб мне сдохнуть! – Маэстро? – Через… две с половиной минуты – ответил маэстро, поглядев на часы. – Приступайте – сказал Изящный. Маэстро и с ним шестеро чертей – три мужского пола и три женского – сели неподалёку с инструментами и стали сыгрываться. Вот они сыгрались… Маэстро кивнул головой, и шестеро грянули: По диким степям Забайкалья, Где золото роют в горах, Бродяга, судьбу проклиная, Тащился с сумой на плечах. Здесь надо остановить повествование и, сколь возможно, погрузиться в мир песни. Это был прекрасный мир, сердечный и грустный. Звуки песни, негромкие, но сразу какие-то мощные, чистые, ударили в самую душу. Весь шабаш отодвинулся далеко-далеко; черти, особенно те, которые пели, сделались вдруг прекрасными существами, умными, добрыми, показалось вдруг, что смысл истинного их существования не в шабаше и безобразиях, а в ином – в любви, в сострадании. Бродяга к Байкалу подходит, Рыбачью он лодку берёт, Унылую песню заводит, О родине что-то поёт. Ах, как они пели! Как они, собаки, пели! Стражник прислонил копьё к воротам и, замерев, слушал песню. Глаза его наполнились слезами, он как-то даже ошалел. Может быть, даже перестал понимать, где он и зачем. Бродяга Байкал переехал, – Навстречу родимая мать. Ой, здравствуй, ой, здравствуй, родная, Здоров ли отец мой и брат? Стражник подошёл к поющим, сел, склонил голову на руки и стал покачиваться взад-вперёд. – М-мх… – сказал он. * * * А в пустые ворота пошли черти. А песня лилась, рвала душу, губила суету и мелочь жизни – звала на простор, на вольную волю. А черти шли и шли в пустые ворота. Стражнику поднесли огромную чару… Он, не раздумывая, выпил, трахнул чару о землю, уронил голову на руки и опять сказал: – М-мх… Отец твой давно уж в могиле, Сырою землёю зарыт. А брат твой давно уж в Сибири – Давно кандалами гремит. Стражник дал кулаком по колену, поднял голову – лицо в слезах. А брат твой давно уж в Сибири – Давно кандалами гремит, – Пропел он страдальческим голосом. – Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Дай «Камаринскую»! Пропади всё пропадом, гори всё синим огнём! Дай вина! – Нельзя, мужичок, нельзя, – сказал лукавый маэстро. – Ты напьёшься и всё забудешь. – Кто?! – заорал стражник. И лаппул маэстро за грудки. – Кто тут меня учить будет?! Ты, козёл? Да я тебя… в три узла завяжу, вонючка! Я вас всех понесу по кочкам!.. – Что они так обожают кочки? – удивился Изящный чёрт. – Один собирался нести по кочкам, другой… Какие кочки вы имеете в виду, уважаемый? – спросил он стражника. – Цыть! – сказал стражник. – «Камаринскую»! – «Камаринскую», – велел Изящный музыкантам. – Вина! – рявкнул стражник. – Вина – покорно вторил Изящный. – Может, не надо? – заспорил притворяшка маэстро. – Ему же плохо будет. – Нет, надо! – повысил голос Изящный чёрт. – Ему будет хорошо! – Друг! – заревел стражник. – Дай я тебя поцелую! – Иду! – откликнулся Изящный чёрт. – Счас мы с тобой нарежемся! Мы их всех понесём по кочкам! Мы их всех тут!.. Иван удивлённо смотрел на чертей, что крутились вокруг стражника, особенно изумил его Изящный чёрт. – Ты-то чего раздухарился, эй? – спросил он его. – Цыть! – рявкнул Изящный чёрт. – А то я тебя так понесу по кочкам, что ты… – Что, что? – угрожающе переспросил Иван. И поднялся. – Кого ты понесёшь по кочкам? Ну-ка, повтори. – Ты на кого это тут хвост поднимаешь? – тоже угрожающе спросил верзила-стражник Ивана. – На моего друга?! Я из тебя лангет сделаю! – Опять лангет, – сказал Иван, останавливаясь. – Вот дела-то! – «Камаринскую»! – раскапризничался Изящный чёрт. – Иван нам спляшет. «Камаринскую»! Ваня, давай! – Пошёл к дьяволу! – обозлился Иван. – Сам давай… с другом вон. – Тогда я не посылаю с тобой чёрта, – сказал Изящный чёрт. И внимательно, злобно посмотрел на Ивана. – Понял? Попадёшь ты к Мудрецу!.. Ты к нему ни-ког-да не попадёшь. – Ах ты, харя ты некрещёная! – задохнулся от возмущения Иван. – Да как же это? Да нечто так можно? Где же стыд-то у тебя? Мы же договорились. Я же такой грех на душу взял – научил вас, как за ворота пройти. – Последний раз спрашиваю: будешь плясать? – О, проклятие!.. – застонал Иван. – Да что же это такое-то? Да за что же мне муки такие? – «Камаринскую»! – велел Изящный чёрт. – «Пошехонские страдания». Черти-музыканты заиграли «Камаринскую». И Иван пошёл, опустив руки, пошёл себе кругом, пошёл пристукивать лапоточками. Он плясал и плакал. Плакал и плясал. – Эх, справочка!.. – воскликнул он зло и горько. – Дорого же ты мне достаёшься! Уж так дорого, что и не скажешь, как дорого!.. * * * И вот – канцелярия. О, канцелярия! Вот уж канцелярия так канцелярия. Иван бы тут вконец заблудился, если бы не чёрт. Чёрт пригодился как нельзя кстати. Долго ходили они по лестницам и коридорам, пока нашли приёмную Мудреца. – Минуточку, – сказал чёрт, когда вошли в приёмную. – Посиди тут… Я скоро – И куда-то убежал. Иван огляделся. В приёмной сидела молоденькая секретарша, похожая на библиотекаршу, только эта другого цвета, и зовут Милка. А ту – Галка. Секретарша Милка печатала на машинке и говорила сразу по двум телефонам. – Ой, ну это же пшено! – говорила она в одну трубку и улыбалась. – Помнишь, у Моргуновых: она напялила на себя жёлтое блестящее платье, копну сена, что ли, символизировала? Да о чём тут ломать голову? О чём? И тут же – в другую, строго: – Его нету. Не зна… А вы не интонируйте, не интонируйте, я вам пятый раз говорю: его нету. Не знаю. – Во сколько ты там был? В одиннадцать? Один к одному? Интересно… Она одна была? Она кадрилась к тебе? – Слушайте, я же ска… А вы не интонируйте, не интонируйте. Не знаю. Иван вспомнил: их библиотекарша, когда хочет спросить по телефону у своей подруги, у себя ли её начальник, спрашивает: «Твой бугор в яме?» И он тоже спросил Милку: – А бугор когда будет в яме? – Он вдруг что-то разозлился на эту Милку. Милка мельком глянула на него. – Что вы хотите? – спросила она. – Я спрашиваю: когда бу… – По какому вопросу? – Нужна справка, что… – Понедельник, среда, девять тире одиннадцать. – Мне… – Иван хотел сказать, что ему нужна справка до третьих петухов. Милка опять отстукала: – Понедельник, среда, с девяти до одиннадцати. Тупой? – Это пшено, – сказал Иван. И встал и вольно прошёлся по приёмной. – Я бы даже сказал, компот. Как говорит наша Галка: «собачья радость на двух», «смесь козла с „грюндиком“». Я спрашиваю глобально: ты невеста? И сам отвечаю: невеста. Один к одному, – Иван всё больше накалялся. – Но у тебя же – посмотри на себя – у тебя же нет румянца во всю щёку. Какая же ты невеста? Ты вот спроси меня – я вечный жених – спроси: появилась у меня охота жениться на тебе? Ну-ка, спроси. – Появилась охота? – Нет, – твёрдо сказал Иван. Милка засмеялась и захлопала в ладоши. – Ой, а ещё? – попросила она. – Ещё что-нибудь. Ну, пожалуйста. Иван не понял, что «ещё»? – Ещё покажите что-нибудь. – А-а, – догадался Иван, – ты решила, что я шут гороховый. Что я – так себе, Ванёк в лапоточках… Тупой, как ты говоришь. Так вот знай: я мудрее всех вас… глубже, народнее. Я выражаю чаяния, а вы что выражаете? Ни хрена не выражаете! Сороки. Вы пустые, как… Во мне суть есть, а в вас и этого нету. Одни танцы-шманцы на уме. А ты даже говорить толком со мной не желаешь. Я вот как осержусь, как возьму дубину!.. Милка опять громко засмеялась. – Ой, как интересно! А ещё, а? – Худо будет! – закричал Иван. – Ой, худо будет!.. Лучше вы меня не гневите, не гневите лучше!.. Тут в приёмную влетел чёрт и увидел, что Иван орёт на девицу. – Тю, тю, тю, – испуганно затараторил чёрт и стал теснить Ивана в угол. – Чего это тут такое? Кто это нам разрешил выступать?.. А-я-я-я-яй! Отойти никуда нельзя. Предисловий начитался – пояснил он девице «выступление» Ивана. – Сиди тихо, счас нас примут. Счас он придёт… Я там договорился: нас примут в первую очередь. Только чёрт сказал так, в приёмную вихрем ворвался некто маленький, беленький – сам Мудрец, как понял Иван. – Чушь, чушь, чушь, – быстро сказал он на ходу. – Василиса никогда на Дону не была. Чёрт почтительно склонил голову. – Проходите, – сказал Мудрец, ни к кому отдельно не обращаясь. И исчез в кабинете. – Пошли, – подтолкнул чёрт Ивана. – Не вздумай только вылететь со своими предисловиями… Поддакивай, и всё. * * * Мудрец бегал по кабинету. Он, что называется, рвал и метал. – Откуда?! Откуда они это взяли?! – вопрошал он кого-то и поднимал руки кверху. – Откуда?! – Чего ты расстроился, батя? – спросил Иван участливо. Мудрец остановился перед посетителями, Иваном и чёртом. – Ну? – спросил он сурово и непонятно. – Облапошили Ивана? – Почему вы так сразу ставите вопрос? – увёртливо заговорил чёрт. – Мы, собственно, давно хотели… – Что вы? Что вам надо в монастыре? Ваша цель? – Разрушение примитива, – твёрдо сказал чёрт. Мудрец погрозил ему пальцем. – Озоруете! А теоретически не готовы. – Нет, ну серьёзно… – заулыбался чёрт на стариковскую нестрашную угрозу. – Ну тошно же смотреть. Одни рясы чего стоят! – Что им, в полупендриках ваших ходить? – Зачем в полупендриках? Никто к этому не призывает. Но, положа руку на сердце: неужели не ясно, что они безнадёжно отстали? Вы скажете – мода. А я скажу: да, мода! Ведь если мировые тела совершают свой круг по орбите, то они, строго говоря, не совсем его совершают… – Тут, очевидно, следует говорить не о моде, – заговорил старик важно и взволнованно, – а о возможном положительном влиянии крайнебесовских тенденций на некоторые устоявшиеся нормы морали… – Конечно! – воскликнул чёрт, глядя на Мудреца влюблёнными глазами. – Конечно, о возможном положительном влиянии. – Всякое явление, – продолжал старик, – заключает в себе две функции: моторную и тормозную. Всё дело в том, какая функция в данный момент больше раздражается: моторная или тормозная. Если раздражитель извне попал на моторную функцию – всё явление подпрыгивает и продвигается вперёд, если раздражитель попал на тормозную – всё явление, что называется, съёживается и отползает в глубь себя. – Мудрец посмотрел на чёрта и на Ивана. – Обычно этого не понимают… – Почему, это же так понятно, – сказал чёрт. – Я всё время твержу, – продолжал Мудрец, – что необходимо учитывать наличие вот этих двух функций. Учитывайте функции, учитывайте функции! Всякое явление, если можно так выразиться, о двух головах: одна говорит «да», другая говорит «нет». – Я видел явление о трёх головах… – вякнул было Иван, но на него не обратили внимания. – Ударим одну голову, услышим «да»; ударим другую, услышим «нет». – Старик Мудрец стремительно вскинул руку, нацелился пальцем в чёрта. – Какую ударили вы? – Мы ударили, которая сказала «да», – не колеблясь, ответил чёрт. Старик опустил руку. – Исходя из потенциальных возможностей данных голов, данного явления, голова, которая говорит «да» – крепче. Следует ожидать, что всё явление подпрыгнет и продвинется вперёд. Идите. И – с теорией, с теорией мне!.. – Старик опять погрозил пальцем чёрту. – Манкируете? Смотрите! Распушу!.. Ох, распушу! Чёрт, мелко кивая головой, улыбаясь, пятился и пятился к выходу… Задом открыл дверь и так с подкупающей улыбкой на мордочке исчез. Иван же как стоял, так упал на колени перед Мудрецом. – Батя, – взмолился он, – ведь на мне грех-то: я научил чертей, как пройти в монастырь… – Ну?.. Встань-ка, встань – я не люблю этого. Встань, – велел Мудрец. Иван встал. – Ну? И как же ты их научил? – с улыбкой спросил старик. – Я подсказал, чтоб они спели родную песню стражника… Они там мельтешили перед ним – он держался пока, а я говорю: вы родную его запойте, родную его… Они и запели… – Какую же они запели? – «По диким степям Забайкалья». Старик засмеялся. – Ах, шельмы! – воскликнул он. – И хорошо запели? – Так запели, так сладко запели, что у меня у самого горло перехватило. – А ты петь умеешь? – быстро спросил Мудрец. – Ну, как умею?.. Так… – А плясать? – А зачем? – насторожился Иван. – Ну-ка… – заволновался старичок, – вот чего! Поедем-ка мы в одно место. Ах, Ваня!.. Устаю, дружок, так устаю – боюсь, упаду когда-нибудь и не встану. Не от напряжения упаду, заметь, от мыслей. Тут вошла секретарша Милка. С бумагой. – Сообщают: вулкан «Дзидра» готов к извержению, – доложила она. – Ага! – воскликнул старичок и пробежался по кабинету. – Что? Толчки? – Толчки. Температура в кратере… Гул. – Пойдём от аналогии с беременной женщиной, – подстегнул свои мысли старичок. – Толчки… Есть толчки? Есть. Температура в кратере… Общая возбудимость беременной женщины, болтливость её – это не что иное, как температура в кратере. Есть? Гул, гул… – Старичок осадил мысли, нацелился пальцем в Милку: – А что такое гул? Милка не знала. – Что такое гул? – Старичок нацелился в Ивана. – Гул?.. – Иван засмеялся – Это смотря какой гул… Допустим, гул сделает Илья Муромец – это одно, а сделает гул Бедная Лиза – это… – Вульгартеория, – прервал старичок Ивана. – Гул – это сотрясение воздуха. – А знаешь, как от Ильи сотрясается! – воскликнул Иван. – Стёкла дребезжат! – Распушу! – рявкнул старичок. Иван смолк. – Гул – это не только механическое сотрясение, это также… утробное. Есть гул, который человеческое ухо не может воспринять… – Ухо-то не может воспринять, а… – не утерпел опять Иван, но старичок вперил в него строгий взор. – Ну что, тебя распушить? – Не надо, – попросил Иван. – Больше не буду. – Продолжим. Все три признака великой аналогии – налицо. Резюме? Резюме: пускай извергается. – Старичок выстрелил пальчиком в секретаршу: – Так и запишите. Секретарша Милка так и записала. И ушла. – Устаю, Ваня, дружок, – продолжал старичок свою тему, как если бы он и не прерывался. – Так устаю, что иногда кажется: всё, больше не смогу наложить ни одной резолюции. Нет, наступает момент, и опять накладываю. По семьсот, по восемьсот резолюций в сутки. Вот и захочется иной раз… – Старичок тонко, блудливо засмеялся. – Захочется иной раз пощипать… травки пощипать, ягодки… чёрт-те что!.. И, знаешь ли, принимаю решение… восемьсот первое: перекур! Есть тут одна такая… царевна Несмеяна, вот мы счас и нагрянем к ней. Опять вошла секретарша Милка: – Сиамский кот Тишка прыгнул с восьмого этажа. – Разбился? – Разбился. Старичок подумал… – Запишите, – велел он. – Кот Тимофей не утерпел. – Всё? – спросила секретарша. – Всё. Какая по счёту резолюция на сегодня? – Семьсот сорок восьмая. – Перекур. Секретарша Милка кивнула головой. И вышла. – К царевне, дружок! – воскликнул освобождённый Мудрец. – Сейчас мы её рассмешим! Мы её распотешим, Ваня. Грех, грех, конечно, грех… А? – Я ничего. До третьих петухов-то успеем? Мне ещё идти сколько. – Успеем! Грех, говоришь? Конечно, конечно, грех. Не положено, да? Грех, да? – Я не про тот грех… Чертей, мол, в монастырь пустили – вот грех-то. Старичок значительно подумал. – Чертей-то? Да – сказал он непонятно – Всё не так просто, дружок, всё, милый мой, очень и очень не просто. А кот-то… А? Сиамский-то. С восьмого этажа! Поехали! * * * Несмеяна тихо зверела от скуки. Сперва она лежала просто так… Лежала, лежала и взвыла. – Повешусь! – заявила она. Были тут ещё какие-то молодые люди, парни и девушки. Им тоже было скучно. Лежали в купальных костюмах среди фикусов под кварцевыми лампами – загорали. И всем было страшно скучно. – Повешу-усь! – закричала Несмеяна. – Не могу больше! Молодые люди выключили транзисторы. – Ну, пусть, – сказал один. – А что? – Принеси верёвку, – попросила его. Этот, которого попросили, полежал-полежал… сел. – А потом – стремянку? – сказал он. – А потом – крюк искать? Я лучше пойду ей по морде дам. – Не надо, – сказали. – Пусть вешается – может, интересно будет. Одна девица встала и принесла верёвку. А парень принёс стремянку и поставил её под крюк, на котором висела люстра. – Люстру сними пока, – посоветовали. – Сам снимай! – огрызнулся парень. Тогда тот, который посоветовал снять люстру, встал и полез на стремянку – снимать люстру. Мало-помалу задвигались… Дело появилось. – Верёвку-то надо намылить. – Да, верёвку намыливают… Где мыло? Пошли искать мыло. – Есть мыло? – Хозяйственное… Ничего? – Какая разница! Держи верёвку. Не оборвётся? – Сколько в тебе, Алка? – Алка это и есть Несмеяна. – Сколько весишь? – Восемьдесят. – Выдержит. Намыливай. Намылили верёвку, сделали петлю, привязали конец к крюку… Слезли со стремянки. – Давай, Алка. Алка-Несмеяна вяло поднялась… зевнула и полезла на стремянку. Влезла… – Скажи последнее слово, – попросил кто-то. – Ой, только не надо! – запротестовали все остальные. – Не надо, Алка, не говори. – Этого только не хватает! – Умоляю, Алка!.. Не надо слов. Лучше спой. – Ни петь, ни говорить я не собираюсь, – сказала Алка. – Умница! Давай. Алка надела на шею петлю… Постояла. – Стремянку потом ногой толкни. Но Алка вдруг села на стремянку и опять взвыла: – Тоже скучно-о!.. – не то пропела она, не то заплакала. – Не смешно-о! С ней согласились. – Действительно… – Ничего нового: было-перебыло. – К тому же патология. – Натурализм. И тут-то вошли Мудрец с Иваном. – Вот, изволь, – бодренько заговорил старичок, хихикая и потирая руки, – дуреют от скуки. Ну-с, молодые, разумеется, все средства испробованы, а как избавиться от скуки – такого средства нет. Так ведь? Несмеянушка? – Ты прошлый раз обещал что-нибудь придумать, – зло сказала Несмеяна со стремянки. – А я и придумал! – воскликнул старичок весело. – Я обещал, я и придумал. Вы, господа хорошие, в поисках так называемого веселья совсем забыли о народе. А ведь не скучал! Народ смеялся!.. Умел смеяться. Бывали в истории моменты, когда народ прогонял со своей земли целые полчища – и только смехом. Полчища окружали со всех сторон крепостные стены, а за стенами вдруг раздавался могучий смех… Враги терялись и отходили. Надо знать историю, милые люди… А то мы… слишком уж остроумные, интеллектуальные… а родной истории не знаем. А, Несмеянушка? – Что ты придумал? – спросила Несмеяна. – Что я придумал? Я взял и обратился к народу! – не без пафоса сказал старичок. – К народу, к народу, голубушка. Что мы споём, Ваня? – Да мне как-то неловко: они нагишом все… – сказал Иван. – Пусть хоть оденутся, что ли. Молодые безразлично промолчали, а старичок похихикал снисходительно – показал, что он тоже не в восторгe от этих средневековых представлений Ивана о стыдливости. – Ваня, это… Ну, скажем так: не нашего ума дело. Наше дело – петь и плясать. Верно? Балалайку! Принесли балалайку. Иван взял её. Потренькал, потинькал – подстроил… Вышел за дверь… И вдруг влетел в комнату – чуть не со свистом и с гиканьем – с частушкой: Эх, милка моя, Шевелилка моя, Сама ходит шевелит… – О-о!.. – застонали молодые и Несмеяна – Не надо! Ну, пожалуйста… – Не надо, Ваня. – Так, – сказал старичок. – На языке офеней это называется – не прохонже. Двинем резерв. Перепляс! Ваня, пли! – Пошёл к чёртовой матери! – рассердился Иван. – Что я тебе, Петрушка? Ты же видишь, им не смешно! И мне тоже не смешно. – А справка? – зловеще спросил старичок. – А? Справка-то… Её ведь надо заработать. – Ну вот, сразу – в кусты. Как же так, батя? – А как же! Мы же договорились. – Но им же не смешно! Было бы хоть смешно, ей-богу, но так-то… Ну стыдно же, ну… – Не мучай человека, – сказала Несмеяна старичку. – Давай справку, – стал нервничать Иван. – И так проваландались сколько. Я же не успею. Первые петухи-то когда ишо пропели!.. Вот-вот вторые грянут, а до третьих надо успеть. А мне ишо идти да идти. Но старичок решил всё же развеселить молодёжь. И пустился он на очень и очень постыдный выверт – решил сделать Ивана посмешищем: так охота ему стало угодить своей «царевне», так невтерпёж сделалось старому греховоднику. К тому же и досада его взяла, что никак не может рассмешить этих скучающих баранов. – Справку? – спросил он с дурашливым недоумением. – Какую справку? – Здрассте? – воскликнул Иван. – Я же говорил… – Я забыл, повтори. – Что я умный. – А! – «вспомнил» старичок, всё стараясь вовлечь в нехорошую игру молодёжь тоже. – Тебе нужна справка, что ты умный. Я вспомнил. Но как же я могу дать такую справку? А? – У тебя же есть печать… – Да печать-то есть… Но я же не знаю: умный ты или нет. Я, допустим, дам тебе справку, что ты умный, а ты – дурак дураком. Что это будет? Это будет подлог. Я не могу пойти на это. Ответь мне прежде на три вопроса. Ответишь – дам тебе справку, не ответишь – не обессудь. – Давай – с неохотой сказал Иван. – Во всех предисловиях писано, что я вовсе не дурак. – Предисловия пишут… Знаешь, кто предисловия пишет? – Это что, первый вопрос? – Нет, нет. Это ещё не вопрос. Это так… Вопрос вот какой; что сказал Адам, когда Бог вынул у него ребро и сотворил Еву? Что сказал при этом Адам? – Старичок искоса и лукаво поглядел на свою «царевну» и на других молодых: поинтересовался, как приняли эту его затею с экзаменом. Сам он был доволен. – Ну? Что же сказал Адам? – Не смешно – сказала Несмеяна. – Тупо. Плоско. – Самодеятельность какая-то – сказали и другие. – Идиотизм. Что он сказал? «Сам сотворил, сам и живи с ней»? Старичок угодливо засмеялся и выстрелил пальчиком в молодого человека, который так сострил. – Очень близко!.. Очень! – Мог бы и поостроумнее сказать. – Минуточку… Минуточку… – суетился старичок. – Самое же интересное – как ответит Иван! Ваня, что сказал Адам? – А можно, я тоже задам вопрос? – в свою очередь спросил Иван. – Потом… – Нет, сначала ответь: что сказал… – Нет, пусть он спросит – закапризничала Несмеяна. – Спроси, Ваня. – Да что он может спросить? Почём куль овса на базаре? – Спроси, Ваня. Спроси, Ваня. Ваня, спроси. Спроси, Ваня! – Ну-у, это уже ребячество, – огорчился старичок. – Хорошо, спроси, Ваня. – Ответь мне, почему у тебя одно лишнее ребро? – Иван, подражая старичку, нацелился в него пальцем. – То есть? – опешил тот. – Нет, нет, не «то есть», а почему? – заинтересовалась Несмеяна. – И почему ты это скрывал? – Это уже любопытно, – заинтересовались и другие. – Лишнее ребро? Это же из ряда вон!.. – Так вот вся мудрость-то откуда! – Ой, как интересно-о! – Покажите, пожалуйста. Ну, пожалуйста! Молодые люди стали окружать старичка. – Ну, ну, ну, – испугался старичок, – зачем же так? Ну что за шутки? Что, так понравилась мысль дурака, что ли? Старичка окружали всё теснее. Кто-то уже тянулся к его пиджаку, кто-то дёргал за штаны – Мудреца вознамерились раздеть без всяких шуток. – И скрывать действительно такое преимущество… Зачем же? – Подержите-ка пиджак, пиджак подержите!.. О, тут не очень-то их прощупаешь! – Прекратите! – закричал старичок и начал сопротивляться изо всех сил, но только больше раззадоривал этим. – Немедленно прекратите это безобразие! Это не смешно, понимаете? Это не юмор, это же не юмор! Дурак пошутил, а они… Иван, скажи, что ты пошутил! – По-моему, я уже нащупал!.. Рубашка мешает, – вовсю шуровал один здоровенный парень. – У него тут ещё майка… Нет, тёплое бельё! Синтетическое. Лечебное. Подержите-ка рубашку… С Мудреца сняли пиджак, брюки. Сняли рубашку. Старичок предстал в нижнем тёплом белье. – Это безобразие! – кричал он. – Здесь же нет основания для юмора! Когда смешно? Смешно, когда намерения. цель и средства – всё искажено! Когда налицо отклонение от нормы! Здоровенный парень деликатно похлопал его по круглому животу. – А это… разве не отклонение? – Руки прочь! – завопил старичок. – Идиоты! Придурки!.. Никакого представления, что такое смешно!.. Кретины! Лежебоки… В это время его аккуратненько пощекотали, он громко захохотал и хотел вырваться из окружения, но молодые бычки и тёлки стояли весьма плотно. – Почему вы скрывали о наличии лишнего ребра? – Да какое ребро? Ой, ха-ха-ха!.. Да где? Ха-ха-ха!.. Ой, не могу!.. Это же… Ха-ха-ха!.. Это же… Ха-ха-ха!.. – Дайте ему сказать. – Это примитив! Это юмор каменного века! Всё глупо, начиная с ребра и кончая вашим стремлением… Ха-ха-ха!.. О-о-о!.. – И тут старичок пукнул, так это – по-старчески, негромко дал, и сам очень испугался, весь встрепенулся и съёжился. А с молодыми началась истерика. Теперь хохотали они, но как! – взахлёб, легли. Несмеяна опасно качалась на стремянке, хотела слезть, но не могла двинуться от смеха. Иван полез и снял её. И положил рядом с другими – хохотать. Сам же нашёл брюки старика, порылся в кармане… И нашёл. Печать. И взял её. – Вы пока тут занимайтесь – сказал он – а мне пора отправляться. – Зачем же ты всю-то… печать-то? – жалко спросил Мудрец – Давай, я тебе справку выдам. – Я сам теперь буду выдавать справки. Всем подряд, – Иван пошёл к двери. – Прощайте. – Это вероломство, Иван, – сказал Мудрец. – Насилие. – Ничего подобного, – Иван тоже стал в позу. – Насилие – это когда по зубам бьют. – Я ведь наложу резолюцию! – заявил Мудрец с угрозой. – Наложу ведь – запляшете! – Слабо, батя! – крикнули из компании молодых. – Клади! – Возлюбленный мой! – заломила руки в мольбе Несмеяна. – Наложи! Колыхни атмосферу! – Решение! – торжественно объявил Мудрец. – Данный юмор данного коллектива дураков объявляется тупым! А также несвоевременным и животным, в связи с чем он лишается права выражать собой качество, именуемое в дальнейшем – смех. Точка. Мой так называемый нежданчик считать недействительным. * * * И грянула вдруг дивная, стремительная музыка… И хор. Хор, похоже, поёт и движется – приплясывают. Песенка чертей Аллилуйя – вот, Три-четыре – вот. Шуры-муры. Шуры-муры. Аллилуйя-а! Аллилуйя-а! Мы возьмём с собой в поход На покладистый народ – Политуру. Политуру. Аллилуйя-а! Аллилуйя-а! Наше – вам С кистенём; Под забором, Под плетнём – Покультурим. Покультурим. Аллилуйя-а! Аллилуйя-а! Это где же так дивно поют и пляшут? Где так умеют радоваться? Э-э!.. То в монастыре. Черти. Монахов они оттуда всех выгнали, а сами веселятся. Когда наш Иван пришёл к монастырю, была глубокая ночь. Над лесом, близко, висела луна. На воротах стоял теперь стражник-чёрт. Монахи же облепили забор и смотрели, что делается в монастыре. И там-то как раз шёл развесёлый бесовский ход: черти шли процессией и пели с приплясом. А песня их далеко разносилась вокруг. Ивану стало жалко монахов. Но когда он подошёл ближе, он увидел: монахи стоят и подёргивают плечами в такт чёртовой музыке. И ногами тихонько пристукивают. Только несколько – в основном пожилые – сидели в горестных позах на земле и покачивали головами… Но вот диковина; хоть и грустно они покачивали, а всё же в такт. Да и сам Иван – постоял маленько и не заметил, как стал тоже подёргиваться и притопывать ногой, словно зуд его охватил. Но вот визг и песнопение смолкло в монастыре – видно, устали черти, передых взяли. Монахи отошли от забора… И тут вдруг вылез из канавы стражник-монах и пошёл с пьяных глаз на своё былое место. – Ну-ка, брысь! – сказал он чёрту. – Ты как здесь? Чёрт-стражник снисходительно улыбался. – Иди, иди, дядя, иди проспись. Отойди! – Эт-то што такое?! – изумился монах. – По какому такому праву? Как ты здесь оказался? – Иди проспись, потом я тебе объясню твоё право. Пшёл! Монах полез было на чёрта, но тот довольно чувствительно ткнул его пикой. – Пшёл, говорят! Нальют глаза-то и лезут… Не положено подходить! Вон инструкция висит: подходить к воротам не ближе десяти метров. – Ax ты, харя! – заругался монах – Ах ты, аборт козлиный!.. Ну, ладно, ладно… Дай, я в себя приду, я тебе покажу инструкцию. Я тебя самого повешу заместо инструкции! – И выражаться не положено, – строго заметил чёрт. – А то я тебя быстро определю – там будешь выражаться, сколько влезет. Обзываться он будет! Я те пообзываюсь! Иди отсюда, пока я те… Иди отсюда! Бочка пивная. Иди отсюда! – Агафангел! – позвали монаха. – Отойди… А то наживёшь беды. Отойди от греха. Агафангел, покачиваясь, пошёл восвояси. Пошёл и загудел: По диким степям Забайкалья, Где золото роют в горах, Бродяга, судьбу проклиная… Чёрт-стражник захихикал ему в спину. – Агафангел… – сказал он, смеясь. – И назовут же! Уж скорей – «Агавинус». Или просто – «Вермут». – Што же это, братцы, случилось-то с вами? – спросил Иван, подсаживаясь к монахам. – Выгнали? – Выгнали, – вздохнул один седобородый. – Да как выгнали! Пиночьями, вот как выгнали! Взашей попросили. – Беда, беда, – тихо молвил другой. – Вот уж беда так беда: небывалая. Отродясь такой не видывали. – Надо терпеть, – откликнулся совсем ветхий старичок и слабо высморкался. – Укрепиться и терпеть. – Да что же терпеть-то?! – воскликнул Иван. – Что терпеть-то?! Надо же что-то делать! – Молодой ты, – урезонили его. – Потому и шумишь. Будешь постарше – не будешь шуметь. Што делать? Што тут сделаешь – вишь, сила какая! – Это нам за грехи наши. – За грехи, за грехи… Надо терпеть. – Будем терпеть. Иван с силой, зло, стукнул кулаком себя по колену. И сказал горько: – Где была моя голова дурная?! Где она была, тыква?! Я виноватый, братцы, я виноватый! Я подкузьмил вам. На мне грех. – Ну, ну, ну, – стали его успокаивать. – Что ты? Эка, как тебя сграбастало. Чего ты? – Эх-х!.. – сокрушался Иван. И даже заплакал. – Сколько же я на душу взял… за один-то поход! Как же мне тяжко!.. – Ну, ну… Не казнись, не надо. Что теперь сделаешь? Надо терпеть, милок. Тут вышел из ворот Изящный чёрт и обратился ко всем. – Мужички, – сказал он, – есть халтура! Кто хочет заработать? – Ну? А чего такое? – зашевелились монахи. – Чего надо-то? – У вас там портреты висят… в несколько рядов… – Иконы. – А? – Святые наши, какие портреты? – Их надо переписать: они устарели. Монахи опешили. – И кого же заместо их писать? – тихо спросил самый старый монах. – Нас. Теперь уж все смолкли. И долго молчали. – Гром небесный, – сказал старик монах. – Вот она, кара-то. – Ну? – торопил Изящный чёрт. – Есть мастера? Заплатим прилично… Всё равно ведь без дела сидите. – Бей их! – закричал вдруг один монах. И несколько человек вскочило… И кинулись на чёрта, но тот быстро вбежал в ворота, за стражника. А к стражнику в момент подстроились другие черти н выставили вперёд пики. Монахи остановились. – Какие вы всё же… грубые, – сказал им Изящный чёрт из-за частокола. – Невоспитанные. Воспитывать да воспитывать вас… Дикари. Пошехонь. Ничего, мы за вас теперь возьмёмся – И он ушёл. И только он ушёл, в глубине монастыря опять грянула музыка… И послышался звонкий перестук копыт по булыжнику – черти били на площади массовую чечётку. Иван взялся за голову и пошёл прочь. * * * Шёл он по лесу, а его всё преследовала, догоняла, стегала окаянная музыка, чертячий пляс. Шёл Иван и плакал – так горько было на душе, так мерзко. Сел он на ту же поваленную лесину, на какой сидел в прошлый раз. Сел и задумался. Сзади подошёл Медведь и тоже присел. – Ну, сходил? – спросил он. – Сходил, – откликнулся Иван. – Лучше бы не ходил… – Что? Не дали справку? Иван только рукой махнул, не стал говорить – больно было говорить. Медведь прислушался к далёкой музыке… И всё понял без слов. – Эти… – сказал он. – Всё пляшут? – Где пляшут-то? В монастыре пляшут-то! – Ох, мать честная! – изумился Медведь. – Прошли? – Прошли. – Ну, всё, – сказал Медведь обречённо, – надо уходить. Я так и знал, что пройдут. Они помолчали. – Слушай, – заговорил Медведь, – ты там ближе к городу… Какие условия в цирке? – Вроде ничего… Я, правда, не шибко знаю, но так, слышно, ничего. – Как насчёт питания, интересно… Сколькиразовое? – Шут его знает. Хочешь в цирк? – Ну, а что делать-то? Хочешь не хочешь – пойдёшь. Куда больше? – Да, – вздохнул Иван. – Дела. – Сильно безобразничают? – спросил Медведь, закуривая. – Эти-то? – А что же… смотреть, что ли, будут! – Это уж… не для того старались. Погарцуют теперь. Тьфу, в душу мать-то совсем!.. – Медведь закашлялся. Долго с хрипом кашлял. – Ещё откажут вот… цирке-то. Собрался… Забракуют. Лёгкие как тряпка стали. Бывало, пробку вышибал – с оглоблю толщиной вылетала, а давеча за коровой погнался… кхо, кхо, кхох… с версту пробежал и язык высунул. А там небось тяжести надо подымать. – Там надо на задних лапах ходить, – сказал Иван. – Зачем? – не понял Медведь. – Да что же ты, не знаешь, что ли? Тех и кормят, кто на задних лапах умеет. Любая собака знает… – Да какой интерес-то? – Это уж я не знаю. Медведь задумался. Долго молчал. – Ну и ну, – сказал. – У тебя семья-то есть? – поинтересовался Иван. – Где!.. – горько, с отчаянием воскликнул Михайло Иваныч. – Разогнал. Напился, начал буянить-то – они все разбежались. Где теперь, сам не знаю. – Он ещё помолчал. И вдруг встал и рявкнул: – Ну, курва! Напьюсь водки, возьму оглоблю и пойду крушить монастырь! – Зачем же монастырь-то? – Они же там! – Нет, Михайло Иваныч… не надо. Да ты и не попадёшь туда. Михайло Иваныч сел и трясущимися лапами стал закуривать. – Ты не пьёшь? – спросил. – Нет. – Зря, – зло сказал Михайло Иваныч. – Легче становится. Хошь, научу? – Нет, – решительно сказал Иван. – Я пробовал – она горькая. – Кто? – Водка-то. Михайло Иваныч оглушительно захохотал… И хлопнул Ивана по плечу. – Эх, дитё ты, дитё!.. Чистое дитё, ей-богу. А то научу? – Нет. – Иван поднялся с лесины. – Пойду: время осталось с гулькин нос. Прощай. – Прощай, – сказал Медведь. И они разошлись в разные стороны. * * * И пришёл Иван к избушке Бабы-Яги. И хотел уж было мимо протопать, как услышал – зовут: – Иванушка, а Иванушка! Что ж мимо-то?

The script ran 0.034 seconds.