Поделиться:
  Угадай писателя | Писатели | Карта писателей | Острова | Контакты

Григорий Горин - Тот самый Мюнхгаузен [1974]
Известность произведения: Высокая
Метки: dramaturgy, humor_prose, Драма, Комедия, Пьеса, Сатира, Юмор

Аннотация. Знаменитому фильму M. Захарова по сценарию Г. Горина «Тот самый Мюнхгаузен» почти 25 лет. О. Янковский, И. Чурикова, Е. Коренева, И. Кваша, Л. Броневой и другие замечательные актеры создали незабываемые образы героев, которых любят уже несколько поколений зрителей. Барон Мюнхгаузен, который «всегда говорит только правду»; Марта, «самая красивая, самая чуткая, самая доверчивая»; бургомистр, который «тоже со многим не согласен», «но не позволяет себе срывов»; умная изысканная баронесса, - со всеми ними вы снова встретитесь на страницах этой книги. Его рассказы исполняют с эстрады А. Райкин, М. Миронова, В. Гафт, С. Фарада, С. Юрский & Он уже давно пишет сатирические рассказы и монологи, с которыми с удовольствием снова встретится читатель.

Полный текст.
1 2 3 

— Это касается всех. Земля вращается вокруг солнца по эллиптической орбите, с этим ты не станешь спорить? — Нет! — Все остальное так же просто… — он бросился к центральному входу. Марта осталась в карете. На трибуне стояла баронесса. — Трудно говорить, когда на тебя смотрят столько сочувствующих глаз. По традиции мужчину после развода объявляют свободным, а женщину брошенной… Не жалейте меня, господа! Подумайте о себе! Много лет я держала этого человека в семейных узах и тем самым спасала от него общество. Теперь вы сами рубите это сдерживающее средство. Что ж… — она усмехнулась и закончила с пафосом: — Мне жалко вас! Не страшно, что я брошена, страшно, что он СВОБОДЕН! Толстые разодетые горожане из первых рядов отдувались и вытирали слезы кружевными платочками. Мюнхгаузен с трудом протиснулся в переполненный зал и остановился в дверях. — О чем это она? — спросил он у стоящего рядом горожанина. — Как — о чем? — горожанин даже не повернул головы. — Барона кроет. — Что ж она говорит? — поинтересовался барон. — Ясно что: подлец, мол, говорит. Псих ненормальный! — И чего хочет? — вновь полюбопытствовал барон. — Ясно чего: чтоб не бросал. — Логично, — заметил Мюнхгаузен и стал пробираться через переполненный зал. — Почему так поздно, Карл? — спросил встревоженный бургомистр, усаживая его рядом с собой. — По-моему, рано. Еще не все глупости сказаны. Бургомистр поморщился: — Только умоляю тебя!.. — Понял! Ни одного лишнего слова! — Это главное, — согласился бургомистр. — Главное в другом, — тихо шепнул Мюнхгаузен. — Я сделал удивительное открытие. — Опять?! — вздрогнул бургомистр. — Все вы ахнете. Это перевернет жизнь в нашем городе. — Умоляю, барон, — встревожился бургомистр, — только не сегодня. — Ответьте мне на один вопрос: сколько дней в году? — Триста шестьдесят пять… — Ладно, — отмахнулся Мюнхгаузен. — Остальное потом. — Вызывается барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен! — провозгласил судья, и, сопровождаемый любопытными взглядами публики, барон легко взбежал на возвышение. — Я здесь, господин судья! — Барон, что бы вы могли сообщить суду по существу дела? — Смотря что вы имеете в виду. — Как — что? — недовольно проворчал судья. — Объясните, почему разводитесь? Как это так: двадцать лет было все хорошо и вдруг — такая трагедия. — Извините, господин судья, — с улыбкой сказал Мюнхгаузен. — Существо дела выглядит не так: двадцать лет длилась трагедия, и только теперь должно быть все хорошо. Объясню подробней: дело в том, что нас поженили еще до нашего рождения. Род Мюнхгаузенов всегда мечтал породниться с родом фон Дуттен. Нас познакомили с Якобиной еще в колыбели, причем она мне сразу не понравилась, о чем я и заявил со всей прямотой, как только научился разговаривать. К сожалению, к моему мнению не прислушались, а едва мы достигли совершеннолетия, нас силой отвезли в церковь. В церкви на вопрос священника, хочу ли я взять в жены Якобину фон Дуттен, я честно сказал: «Нет!» И нас тут же обвенчали… Слушавший речь барона пастор попытался что-то возразить, но судья остановил его жестом. — После венчания, — продолжал Мюнхгаузен, — мы с супругой уехали в свадебное путешествие: я — в Турцию, она — в Швейцарию, и три года жили там в любви и согласии. Затем, уже находясь в Германии, я был приглашен на бал-маскарад, где танцевал с одной очаровательной особой в маске испанки. Воспылав чувством к незнакомке, я увлек ее в беседку, обольстил, после чего она сняла маску и я увидел, что это — моя законная жена. Таким образом, если я и изменял когда-нибудь в супружестве, то только самому себе. Обнаружив ошибку, я хотел тут же подать на развод, но выяснилось, что в результате моей измены у нас должен кто-то родиться. Как порядочный человек, я не мог бросить жену, пока ребенок не достигнет совершеннолетия. Я вернулся в полк, прошел с ним полмира, участвовал в трех войнах, где был тяжело ранен в голову. Вероятно, в связи с этим возникла нелепая мысль, что я смогу прожить остаток дней в кругу семьи. Я вернулся домой, провел три дня, общаясь с женой и сыном, после чего немедленно направился к аптекарю купить яду. И тут свершилось чудо. Я увидел Марту. Самую чудную, самую доверчивую, самую честную, самую… Господи, зачем я вам это говорю, вы же все ее знаете… Марта выбралась из кареты и бросилась бежать. У ступенек собора она опустилась на колени, с мольбой посмотрела на распятие: — Великий Боже, сделай так, чтоб все было хорошо. Помоги нам, Господи! Мы так любим друг друга… И не сердись на Карла, Господи! Он тут что-то опять придумал, Господи! Он дерзок, он часто готов спорить с тобой, но ведь ты, Господи, старше, ты мудрее, ты должен уступить… Уступи, Господи! Ты уже столько терпел. Ну потерпи еще немного!.. — Итак, господа, — провозгласил судья, — наше заседание подходит к концу… Соединить супругов не удалось, да и тщетно было на это надеяться. Если за двадцать лет столь уважаемые люди не могли найти путь к примирению, глупо было бы верить, что это произойдет в последнюю минуту. Что ж, начнем процедуру развода. Господин барон, госпожа баронесса, прошу подойти ко мне и ознакомиться с разводными письмами… Барон и баронесса подошли к столу, взяли в руки подготовленные документы, стали читать вслух: — «Я Карл фон Мюнхгаузен, будучи в здравом рассудке и ясной памяти, добровольно разрываю брачные узы с Якобиной фон Мюнхгаузен и объявляю ее свободной». — «Я, Якобина фон Мюнхгаузен, урожденная фон Дуттен, будучи в здравом рассудке и ясной памяти, добровольно разрываю брачные узы с Карлом фон Мюнхгаузеном и объявляю его свободным». — Скрепите эти документы своими подписями! Поставьте число! — скомандовал судья. — Теперь передайте эти письма друг другу! Не скрывая неприязни, баронесса протянула Мюнхгаузену свое письмо, взяла у него такой же лист и передал его своему адвокату Рамкопфу. Пастор поднялся со своего места и провозгласил: — Именем святой духовной консистории объявляю вас свободными… Он начал торжественно поднимать руку, и вдруг раздался истошный вопль Рамкопфа: — Остановитесь! Пастор замер с протянутой рукой. — Остановитесь! — кричал Рамкопф, размахивая листом бумаги. — Наш суд превращен в постыдный фарс! Господин судья, прочтите внимательно письмо барона Мюнхгаузена… Судья взял письмо: — «Я, Карл фон Мюнхгаузен…» — Дату! Читайте дату! — «Тысяча семьсот семьдесят шестой год, тридцать второе мая…» В зале раздался шум, недоуменные возгласы. — Барон, — сказал судья, — вы ошиблись… такого числа не бывает. — Бывает! — сказал Мюнхгаузен и торжествующе посмотрел в зал. — Но если вчера было тридцать первое мая, то сегодня какое? — Тридцать второе! — провозгласил ликующий Мюнхгаузен. Шум в зале суда усилился, часть публики вскочила со своих мест. — Господа! — воскликнул Мюнхгаузен. — Сейчас я вам все объясню… Этот день — мое открытие! Мой подарок родному городу! — Фигляр! — закричала баронесса. — Сумасшедший! Зал засвистел, затопал ногами. — Да подождите! — умолял публику барон. — Позвольте я вам объясню… Это правда… Существует такой день! Вернее, он должен существовать! Это необходимо!.. — Что вы натворили, Карл? — Бургомистр в отчаянии всплеснул руками. — Я не шучу, — искренне сказал барон, но его голос потонул в общем шуме. — Будь проклят, исчадье ада! — крикнул пастор. — Будь проклят каждый, кто прикоснется к тебе! — Суд оскорблен! — кричал судья и бил молоточком в гонг. — Решение о разводе отменяется! Заседание закрывается! Публика шумно поднялась с мест. Кто-то смеялся, кто-то улюлюкал, кто-то кричал что-то, указывая в сторону Мюнхгаузена. — Ведь я умолял вас! — бургомистр обхватил голову руками. — Почему нельзя было подождать хотя бы до завтра! — Потому что каждый лишний час дорог… Я вам сейчас все объясню. — Мюнхгаузен попытался овладеть вниманием бургомистра, схватил его под руку, но тот в отчаянии затряс головой: — Я старый больной человек. У меня слабое сердце. Мне врачи запретили волнения. Взглянув еще раз на распятие, Марта услышала все нарастающий шум голосов. Она испуганно обернулась, попятилась и бросилась бежать. Бургомистр в изнеможении сидел в углу кабинета, обхватив голову руками. — Вы — умный человек, вы должны понять, — говорил Мюнхгаузен, стоя перед бургомистром. — Я глупый… Я не хочу этого знать… — Сколько дней в году? Триста шестьдесят пять! Точно?… Нет, не точно, — Мюнхгаузен ласково погладил бургомистра, пытаясь его ободрить. — В обыкновенном году триста шестьдесят пять дней и шесть часов. Эти шесть часов суммируют, и возникает еще один день, то есть каждый четвертый год становится високосным! Но казалось, что и этого недостаточно. В обычном году — триста шестьдесят пять дней, шесть часов и еще… еще… три СЕКУНДЫ! Это подтвердит вам любой астроном. Надо лишь взлететь к звездам с хронометром в руках и проследить за вращением Земли. Три секунды неучтенного времени! Три секунды, которые сбрасывают почему-то со счета!.. Почему? — он стремительно обернулся к двери. Перед ним стояла Марта. Не замечая ее дорожного наряда, он бросился к ней, восторженно обнял за плечи. — Милая! Все дело в том, что в нашем распоряжении есть лишние секунды, но мы их не учитываем! Но ведь за годы эти секунды складываются в минуты, за столетия — в часы… И вот, дорогие мои, оказалось, что за время существования нашего города нам натикало лишний день. Тридцать второе мая! — Все? — устало спросил бургомистр. — Все! — сказал счастливый барон. — И вы ничего умней не придумали, как сообщить об этом на суде? — При чем тут суд? — удивился барон. — Мне важно было сообщить об этом людям, и я это сделал. — Только теперь он заметил, что за спиной Марты стоял испуганный Томас, за Томасом — растерянные музыканты. — Вы надеялись, вам поверят? — Бургомистр поднялся со своего места. — Ну а куда ж деться от фактов? Ну не идиоты же мы, чтоб отказываться от лишнего дня в жизни? — Мюнхгаузен подошел к Томасу. — Томас, ты доволен, что у нас появилось тридцать второе мая? — Вообще-то… — замялся Томас, — не очень, господин барон, первого июня мне платят жалованье… — Ты не понял, — недовольно поморщился барон. — Появился лишний день, глупый. А вы рады новому дню? — обратился он к музыкантам. — Смотря на что он падает, — ответил за всех скрипач. — Если на выходной, то обидно, а если, скажем, на понедельник, то зачем нам два понедельника?… — Убирайтесь! — гневно крикнул барон. Томас и музыканты поспешно удалились. — Вы напрасно сердитесь, — усмехнулся бургомистр. — Люди не любят новшеств… Есть порядок… Скажу вам по секрету, я тоже не очень доволен нашим календарем. Но я не позволяю себе срывов! Время для срывов не пришло… — А ты, Марта? — барон грустно посмотрел на жену. — Ты-то понимаешь, что я прав? — Извини меня, Карл, — Марта отвела взгляд. — У меня все перепуталось в голове… Наверное, ты прав. Я плохо разбираюсь в расчетах… Но нас уже не обвенчают. Это я поняла. И я ухожу. Не сердись, милый… Я устала… Музыканты заиграли в отдалении тему их томно-шутливого танца. — Я люблю тебя, — растерянно и тихо сказал Мюнхгаузен. — Я знаю, милый, — вздохнула Марта. — Но ради меня ты не хочешь поступиться даже в мелочах… Помнишь, когда мы встречались с Шекспиром, он сказал: «Все влюбленные клянутся исполнить больше, чем могут, а не исполняют даже возможного…» — Но потом добавил: «Препятствия любви только усиливают ее». — У нас их чересчур много, этих препятствий, — улыбнулась Марта сквозь слезы. — Они мне не по силам… Господи ну почему ты не женился на Жанне д'Арк? Она ведь была согласна… А я — обыкновенная женщина. Я не гожусь для тридцать второго мая. — Послушайте, — вмешался бургомистр, — дорогой барон, нельзя так испытывать терпение женщины. Ради нее, ради вашей семьи вы можете признать, что сегодня тот день, который в календаре? — Как же это можно? Ведь я говорю правду! — Да черт с ней, с правдой, — закричал бургомистр. — Иногда необходимо соврать… Господи, и такие очевидные вещи приходится объяснять барону Мюнхгаузену. С ума сойдешь с вами! — Ты тоже так считаешь? — спросил барон Марту. Та пожала плечами, хотела что-то сказать, барон остановил: — Нет. Не говори! Я сам пойму! Она не ответила. Он подошел к ней, заглянул в глаза. — Хорошо! — вздохнул барон. — Ладно. Пусть будет по-вашему. Что мне надо сделать, бургомистр? За столом сидел печальный и озабоченный герцог Георг. Рядом с ним — пастор Франц Мусс и группа ближайших советников. Мюнхгаузен, как провинившийся ученик стоял в центре кабинета. У двери расположился бургомистр, который изо всех сил пытался выглядеть спокойным. — Да, — сочувственно вздохнул герцог. — Да! Да! Да! В мире существует определенный порядок. Один день сменяет другой, за понедельником наступает вторник… Нельзя менять ход времени! Это недопустимо! Люди не будут различать праздники и будни! Возникает путаница, что надевать: деловой сюртук или нарядный камзол! — Самое страшное, — вмешался пастор, — прихожане не смогут точно знать, когда Рождество, а когда Пасха. — Ваше величество, — осторожно вмешался бургомистр, — барон осознал свою ошибку. Он погорячился и теперь раскаивается… — Значит, вы готовы признать, что сегодня первое июня? — спросил герцог. — Хоть десятое! — устало сказал Мюнхгаузен. — Не десятое, а первое! — возмутился пастор. — И не делайте нам одолжения! — Барон, ведь вы разумный человек, — примирительно сказал герцог. — Я всегда относился к вам с симпатией… — Всегда! — кивнул пастор. — Вы правильно и со вкусом одеты: свободная линия плеча, зауженные панталоны… Вы могли бы стать примером для молодежи. И если вы встанете на верный путь, я уверен, наш уважаемый пастор обвенчает вас с вашей избранницей! Не так ли, святой отец? — Да, — сказал пастор. — Но при одном условии: барон должен отказаться от всего… — От «всего»? — вздрогнул Мюнхгаузен. — От всех ваших богомерзких фантазий! — сухо пояснил пастор. — Вы должны публично признать, что все это — ложь! Причем я требую, чтобы это было сделано письменно! — Письменно? — Да. Письменно врали, письменно отрекайтесь. — Мне не написать второй книги, — вздохнул Мюнхгаузен. — Я и на эту истратил целую жизнь… — Никто от вас книги и не требует, — сказал герцог. — Все должно быть сделано в форме официального документа: «Я, барон Мюнхгаузен, заявляю, что я обыкновенный человек, я не летал на Луну, не вытягивал себя за волосы из болота, не скакал на ядре…» — «…Не отпускал жареных уток, — подхватил пастор, достав книгу барона и листая ее, — не выращивал на голове оленя вишневого дерева…» И так далее. По всем пунктам! Мюнхгаузен безучастно поглядел в окно. — Хорошо! — устало вздохнул он. — Я все подпишу… Раз новый день никому не нужен, пусть будет по-вашему… — Ну вот и славно, — довольный герцог поднялся с места и похлопал барона по плечу. — И не надо так трагично, дорогой мой. Смотрите на все это с присущим вам юмором. В конце концов, и Галилей отрекался! — Поэтому я всегда больше любил Джордано Бруно! — с улыбкой ответил Мюнхгаузен. Марта на цыпочках пересекла гостиную и, улыбнувшись музыкантам, торжественно взмахнула рукой. Музыканты тихо заиграли. В одной из дверей показалась встревоженная физиономия бургомистра. С верхней галереи смотрел вниз озадаченный Томас. Марта успокоила их взглядом. Приблизилась к кабинету Мюнхгаузена и осторожно заглянула в дверь. Возле пылающего камина барон Мюнхгаузен сжигал свои рукописи, рисунки, замысловатые схемы… Потом в его руках появилась книга. Он перевел взгляд на приоткрытую дверь. Бургомистр, Марта и Томас стояли на пороге и смотрели на него с напряженным вниманием. Бургомистр сделал успокаивающий жест и прошептал: — Но помните, что втайне вы можете верить! Втайне… — Я не умею втайне, — вздохнул барон. — Я могу только открыто. Он начал листать книгу. — Ну-ну, мой друг, — бургомистр сделал шаг вперед, с трудом подыскивая нужные слова, — во всем есть хорошая сторона. Во всяком случае, город перестанет смеяться над вами. — Да! — Мюнхгаузен отступал в темный угол кабинета, словно готовясь к прыжку. — Я не боялся казаться смешным… Это не каждый может себе позволить. — Он ринулся прочь мимо растерянных друзей, удивленных музыкантов. Марта первая бросилась следом. — Карл! Не надо! Я умоляю!.. Замелькали предметы, захлопали двери… Марта, бургомистр, Томас заглядывали во все углы, смотрели в окна, пока не раздался выстрел. Они замерли на месте, не понимая, где именно это случилось. Наступила продолжительная пауза. Томас перевел взгляд на музыкантов, тихо прошептал: — Я не понял… Это который час?! Музыканты поспешно схватили инструменты и, весело смеясь, заиграли стремительную и отчаянную тему барона Мюнхгаузена. По лицам улыбающихся музыкантов поплыли финальные титры. Конец первой части Часть вторая Написанный на холсте глаз смотрел на мир с сожалением. — Итак, господа, я заканчиваю, — прозвучал голос Генриха Рамкопфа. — Три года прошло с того дня, как перестало биться сердце барона Мюнхгаузена! Написанный на холсте глаз являлся составной частью известного портрета барона Мюнхгаузена. Известный портрет барона висел в изголовье большой деревянной кровати, на которой полусидели, прикрывшись общим одеялом, баронесса Якобина фон Мюнхгаузен и Генрих Рамкопф. Перед Рамкопфом лежала дощечка с чернильницей и большим гусиным пером. Генрих вдохновенно, с выражением бесконечной скорби зачитывал только что написанные строчки: — «И все три года этот прославленный герой живет в сердцах своих благодарных соотечественников. Пусть же этот памятник, который мы устанавливаем в его честь, станет символом беззаветной любви города к своему гражданину…» — Нет, — поморщилась баронесса, — «станет символом» — как-то вяло. — Хорошо, — согласился Генрих, — пусть «станет не только символом». — Лучше. — Так! — Генрих взялся за перо. — «Не только символом беззаветной любви города к своему гражданину…» — Лучше: «…к своему великому сыну». — Лучше, — согласился Генрих и тотчас продолжил: — «Пусть он будет источником отваги, смелости и родником живительного оптимизма, который никогда не перестанет»… Может быть, «напоминать»?… — Лучше «струиться». — Лучше! «Струиться в душе каждого истинного германца!» Как? — Хорошо! Генрих выскочил из-под одеяла и прошелся по комнате. — Не высокопарно? — Нет, Генрих, — с большим внутренним волнением сказала баронесса, — этого требует торжественность момента. Одеваясь на ходу, Генрих поспешно выбежал из спальни… Распахнулась дверь кабинета. Не обращая внимания на протесты чиновников, ожидающих в приемной, Генрих бросился к письменному столу, из-за которого поднялся бургомистр. Чиновники в приемной повскакивали со своих мест и, негодуя, попытались воспрепятствовать визиту Генриха, но были оттеснены обратно к дверям решительным секретарем бургомистра. — «И все три года этот прославленный герой, — зачитывал Генрих, все более воодушевляясь, — живет в сердцах своих благодарных соотечественников!» — Да, да, да, — взволнованно кивал бургомистр, расхаживая вокруг Генриха, — мое сердце принадлежит ему. Он постоянно со мной… С этими словами бургомистр перевел взгляд на картину, висящую на стене. Картина изображала задушевную беседу двух неразлучных друзей — барона Мюнхгаузена и бургомистра. — Не могу забыть его юмора, Генрих! Не все понимали его, а я всегда смеялся, — сказал бургомистр и заплакал. — Я думаю, он одобрил бы наш проект. С этими словами бургомистр сдернул полотно с макета, и взору Генриха открылась передняя часть лошади, на которой восседал Мюнхгаузен. Голова лошади была опущена, как и положено при водопое. — Ты помнишь эту историю? — спросил довольный бургомистр. — Он оказался на разрубленной лошади, первая половина которой не могла утолить жажду, в то время как вторая половина мирно паслась неподалеку. На всякий случай мы изготовим и вторую половину. Можно установить ее на другой площади. — Да, да, я вспоминаю, — улыбнулся Генрих, — забавная шутка! — Нет, Генрих, — метафора! — поправил бургомистр. — Когда прозвучит фраза «пусть же он струится в душе каждого истинного германца», из лошади польется вода… Из скульптуры брызнула струя воды. — В окружении советников герцог поднялся с места: — Так! — на лице герцога появились следы творческого вдохновения. — В целом, господа, мне нравится! — Да! Хорошо! — тотчас поддержали герцога советники. Его величество приблизился к скульптуре. — Выразительная штуковина! — сощурясь произнес он. — Жаль только, что одна половина… Советники понимающе вздохнули, искренне сожалея. — А куда, собственно, девалась вторая? — заинтересовался герцог. — Согласно известному рассказу барона, она мирно паслась неподалеку, — быстро пояснил бургомистр. — А что если все-таки как-то хотя бы… приблизить? Среди помощников и адъютантов возникло ложное движение, завершившееся быстрым появлением второй половины, которую внесли в кабинет и поставили неподалеку от передней половины. — Уже точнее, — обрадовался герцог. — Да! — согласились советники. — Гораздо точнее. Уже. — Но поскольку скульптура барона состоит у нас из двух половин, впечатление от барона все-таки раздваивается, — горестно вздохнул герцог. — В том-то и дело! — сокрушенно произнес один из советников. — Неудобно. Человек многое сделал и для Ганновера и для всей Германии, — продолжал размышлять герцог. — Чего нам, собственно, бояться? — Не надо бояться! — сказал один из самых смелых советников. — Но ведь в этом, так сказать, весь смысл изваяния, — попробовал возразить бургомистр. — В этом вся соль! Это смешно… — Кто же с этим спорит? Но именно поэтому не хотелось бы рассматривать заднюю часть барона отдельно от передней, — сказал герцог и сделал жест, характерный для человека ищущего и глубоко творческого. — Что если… а? — Соединить их воедино! — предложил самый молодой советник. — Кто такой? — тихо спросил герцог, бросив быстрый взгляд на советников. — Прикажете отметить? — Нет, пока просто понаблюдайте! Секретарь сделал пометку в блокноте, в то время как задняя часть скульптуры была благополучно сомкнута с передней. Среди советников возникло тревожное ожидание. — А?! — сказал герцог. — Так даже смешнее. Бургомистр, потрясенный случившимся, приблизился к скульптуре и почувствовал себя неуверенно: — Откуда же тогда будем лить воду? — тихо спросил он. — Из какого места? Среди присутствующих воцарилось молчание. Многие искренне озадачились. Герцог внимательно оглядел скульптуру и пришел к заключению: — Из Мюнхгаузена воду лить не будем. Незачем. Он нам дорог просто как Мюнхгаузен, как Карл Фридрих Иероним, а пьет его лошадь или не пьет — это нас не волнует! Герцога поддержал гул одобрительных голосов и аплодисменты. — Но в одном я решительно не согласен с проектом, — резко произнес герцог, приблизившись к бургомистру. — Почему у барона зауженный рукав и плечо реглан? Нет, нет, двойная петля на кушаке. — Он показал, какая именно и где. — Здесь тройная оборка, и все! Никаких возражений! Все! Присутствующие дружно устремились к дверям. Грянули дружные аплодисменты посетителей трактира. На маленькой эстраде, где выступали музыканты, скрипач сделал шаг вперед: — А сейчас, по просьбе уважаемой публики… Гвоздь сезона! Песня «С вишневой косточкой во лбу»! Трактир содрогнулся от восторженного рева. Перед оркестром появилась певица — любимица Ганновера. И зажигательная песня полетела по улицам города. Заплаканная физиономия Феофила не вынесла летящего над городом припева: «С вишневой косточкой во лбу я брожу, по улицам Ганновера и жду, когда у меня на голове вырастет вишневое дерево». Такие или приблизительно такие слова ворвались в раскрытое настежь окно и повергли Феофила в горечь воспоминаний. Он громко всхлипнул. — Так нельзя, Фео! Будь мужчиной! — прикрикнула баронесса, входя в гостиную. На ней был траурный наряд. Рядом — Рамкопф в черном сюртуке. Позади — хмурый Томас. В центре просторной гостиной красовался пышно сервированный стол. — Да, да, конечно, извините меня. — Феофил мужественно боролся со слезами. — Нервы! Когда я слышу о нем, то вспоминаю… Господи, Господи! Как мы были несправедливы к нему, как жестоки… — Дорогой мой, — торжественно изрек Генрих, — кто же знал, что так все обернется? Мы были искренни в своих заблуждениях. Время открыло нам глаза! Баронесса многозначительно вздохнула: — Такова судьба всех великих людей: современники их не понимают. — Современники — возможно! — воскликнул Феофил. — Но мы-то родственники! Страшно вспомнить: я мечтал о дуэли с отцом. Я хотел убить его! И убил… — Прекрати, Фео! — снова прикрикнула баронесса. — Мне надоели твои истерики! Феофил посмотрел на мать затуманенным взором и гневно процитировал: — «Еще и башмаков не износила, в которых гроб отца сопровождала в слезах, как Ниобея!» — Ой, ой, ой, — затыкая уши, застонала баронесса, — что за пошлость, Фео! — Это не пошлость, мама, это монолог Гамлета! Я тоже переписываюсь с Шекспиром! — Ну и как? — заинтересовался Генрих. — Уже отправил ему письмо. — А он? — Пока не отвечает. — Ты совершенно теряешь голову, Фео! — Баронесса с трудом сдерживала негодование. — Допустим, мы тоже виноваты, допустим! Но нельзя же теперь всю жизнь казнить себя! — Прошу прощения, — произнес Томас, приблизившись к баронессе. — Господин барон просил предупредить его… Феофил пришел в состояние крайнего возбуждения: — Они летят?! — Летят, господин барон! — подтвердил Томас. — Сейчас будут как раз над нашим домом. — Опять? — усмехнулся Генрих. — Феофил, вам не надоело? — Пусть попробует еще раз! — по-матерински нежно произнесла баронесса. — Да, мама! — Феофил рванулся в сторону и снял со стены ружье. — Еще разок! Сегодня я чувствую вдохновение… Командуй, Томас! Феофил сунул ружье в камин, на его лбу выступил пот. Томас с подзорной трубой занял место у окна: — Минуточку, господин барон… приготовились… На лицах присутствующих отразилось возрастающее напряжение. Никем не замеченный, в дверях появился пастор Франц Мусс. — Пли! — закричал Томас. Грянул выстрел. Наступила тишина. Феофил засунул голову в очаг и стал смотреть в дымоход. Через секунду он с остервенением повторил выстрел и полез вверх по дымоходу. Баронесса поморщилась. — Томас, когда молодой барон вернется, помойте его пемзой. Боже, как я измучилась с ним, — дрожащим голосом произнесла она и вынула носовой платок. — Сегодня утром я случайно увидела, как он стоял на стуле и тянул себя за волосы… Это так глупо! — И очень больно, — добавил Генрих, поправляя волосы. — Вы тоже пробовали? — Господин пастор Франц Мусс! — неожиданно объявил Томас. Стоящий в дверях пастор поклонился: — О, — всплеснула руками баронесса, — какой приятный сюрприз! Я уже отчаялась увидеть вас! Прошу! Баронесса сделала гостеприимный жест. Все прошли к столу. Сели. Наступило неловкое молчание. — Как добрались? — улыбнулась хозяйка. — Скверно, — ответил пастор. — Дождь, туман… Вся ганноверская дорога размыта. — Да-а, — задумчиво протянул Генрих, — после смерти барона льют такие дожди… — Не вижу никакой связи между этими двумя явлениями, — недовольно произнес пастор. — Я тоже, — поспешно согласилась баронесса. — Не говори ерунды, Генрих. — А что тут такого? — удивился Рамкопф. — Все говорят, что с его уходом климат изменился. Пастор отложил обеденный прибор: — Глупое суеверие. — Абсолютно с вами согласна, пастор. — Баронесса бросила недовольный взгляд на Генриха. — Вообще мне не хотелось бы, чтобы наша беседа начиналась так напряженно… Но раз уж вы приехали к нам, несмотря на вашу занятость, давайте поговорим откровенно. Не буду вам рассказывать, какие сложные отношения были у нас с мужем. Однако время идет, обиды и чудачества забываются. Остается светлая память и всеобщая любовь сограждан, которую вы не сможете отрицать. — Я и не отрицаю, — ответил пастор. — Я не одобряю ее. — Почему? — спросил Генрих. — Популярность барона растет, — улыбнулась баронесса, — а оппозиция церкви идет только ей же во вред. Разумно ли это? Не правильней ли проявить милосердие и снять негласное проклятие? — Это невозможно! — пастор вышел из-за стола. — Церковь не может признать истинными так называемые подвиги барона. Они — результат фантазии и непомерного самомнения. Простой смертный не может совершить ничего похожего. Стало быть, барон либо хвастун и враль, либо… святой? — А почему бы и нет? — Баронесса решительно приблизилась к пастору, и в глазах ее заиграли дерзкие огоньки. Пастор открыл рот и, не найдя подходящих слов, сперва молча поклонился, потом быстро двинулся к выходу. Баронесса догнала его и некоторое время шла рядом: — Избави Бог, я не утверждаю, что барон был святым. Было бы нескромно говорить так про собственного мужа. Но согласитесь, что некоторая сверхъестественная сила ему сопутствовала. Иначе как объяснить такое везение во всем? На лице пастора возникла саркастическая улыбка: — От дьявола! — Не будем делать поспешных выводов, — ласково предложила баронесса. — Вы знаете, пастор, что господин Рамкопф готовится защищать научный трактат о творчестве моего покойного мужа. Так вот, представьте, изучая его литературное наследие, он вдруг наткнулся на редкий экземпляр Библии… Генрих мгновенно приблизился к баронессе и передал ей книгу. Баронесса протянула ее пастору. — Что же в Библии? — недоверчиво произнес пастор, заложив руки за спину. — А вы посмотрите… — опустив глаза, скромно попросила баронесса и протянула Библию, раскрыв ее на титульном листе. На уголке листа вилась надпись на иврите: «Дорогому Карлу от любящего его»… Побледнев, пастор надел очки. — «…от любящего его Матфея»?! — Он в ужасе отпрянул от Библии. — Неслыханное кощунство! — Возможно, — кивнула баронесса. — Хотя подпись святого Матфея достаточно разборчива. — Мерзкая фальшивка! — Пастор почувствовал, что задыхается. — Вероятно, так, — вздохнула баронесса. — Но мы обязаны передать эту реликвию на экспертизу. Вы знаете, что в духовной консистории у вас достаточно противников. Дело наверняка передадут в Церковный совет. Начнутся долгие споры… — Которые еще неизвестно чем кончатся, — вставил Генрих. — Вот именно, — согласилась баронесса, открывая маленький пузырек и капая в рюмку лекарство. — Представьте: победят ваши противники, что тогда? Барон причисляется к лику святых, а его недоброжелатели с позором изгоняются. Поймите, дорогой мой, речь идет о вашей духовной карьере! Пастор дрожащей рукой опрокинул рюмку с лекарством. — Боже мой, — прошептал он, — за что такие испытания? Что вы от меня хотите? — Милосердия! — почти пропела баронесса. — Чуть-чуть милосердия… О, если бы сам пастор Франц Мусс принял участие в торжественной литургии и прочитал проповедь на открытии памятника… — Нет! Никогда! — у пастора подкосились ноги, и он почувствовал, что теряет сознание. — Я не могу… я не готов!.. — А я вам дам свой конспект! — воскликнул Рамкопф. — Обойдусь! — оттолкнул Рамкопфа пастор. — Разумеется, — согласилась баронесса. — Вы сами найдете нужные слова. А можно и под музыку. — Она сделал знак музыкантам. Музыканты запели: «С вишневой косточкой во лбу!» — И тут вступает орган, — напирал на пастора Рамкопф. — И за ним сразу детский хор… — И вы, пастор Франц Мусс, стоите на амвоне с Библией в руках, на которой оставил подпись сам святой Матфей! — продолжала натиск баронесса, засовывая Библию пастору под мышку. — Как это величественно! Ударили колокола Ганновера, раскачиваясь в такт церковному песнопению, в котором легко угадывалась все та же мелодия. У городских торговых рядов царило предпраздничное оживление. Особенно бойко раскупались цветы… В небольшой цветочной лавочке согбенная спина хозяина мелькала перед лицами покупателей. — Тюльпанчики, господа, тюльпанчики! — звучал скрипучий голос хозяина. — Всего по талеру за штучку! — Как это «по талеру»? — возмутилась покупательница. — Еще вчера они шли по полталера. — Вчера — это вчера, — скрипел хозяин, — а сегодня — праздник! Годовщина со дня смерти нашего славного барона, упокой, Боже, его душу. — Гвоздики почем? — спросила покупательница. — По два талера. — Да вы что? — возмутилась покупательница, брезгливо разглядывая гвоздики. — Они ж вялые! — Вялые! — кивнул хозяин. — Наш барон, пока был жив, тоже дешево ценился, а завял — стал всем дорог. — На, подавись! — покупательница швырнула монеты, схватила цветы и вышла. Хозяин суетливо стал подбирать рассыпавшиеся деньги. Открылась дверь. В лавку вошел Томас с корзинкой. Огляделся. — Чем могу служить? — спина хозяина приняла форму вопросительного знака. — Астры? Левкои? Гвоздики? — Мне бы фиалки! — сказал Томас. — Фи! — поднял плечи хозяин. — Дикий лесной цветок. У меня в лавке культурные растения. Оранжерейные! Вот рекомендую каллы… Всего по три талера! — Нет! — вздохнул Томас. — Мой покойный хозяин любил фиалки! — Грубый вкус, — отозвался хозяин и замер на месте. — Что-что? — Ваш хозяин не умел ценить истинную красоту… — Да кто вы такой, чтобы рассуждать о моем хозяине? — Томас приблизился вплотную к владельцу цветочной лавки, и его пристальный негодующий взгляд позволил нам наконец рассмотреть лицо этого человека. С едва заметной печальной улыбкой на Томаса взирал не кто иной, как несколько подобревший и отчасти постаревший барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен. В первую секунду Томас от неожиданности даже не шелохнулся. Во вторую секунду корзина выпала из рук Томаса, и он осторожно, чтобы отдалить момент возможного потрясения, повернулся к двери и двинулся на цыпочках. Потом силы оставили его и он, резко обернувшись, пошатнулся. — «С вишневой косточкой во лбу, — громко пропели за окнами цветочной лавки, — я хожу по улицам Ганновера и жду, когда у меня на голове вырастет вишневое дерево!» Слезы выступили на глазах Томаса, он рванулся к Мюнхгаузену. — Здравствуйте, господин барон! — Тссс!.. — зашипел Мюнхгаузен. — Не называй меня так. Я — Миллер. Садовник Миллер. Понятно? — Понятно, — кивнул Томас. — Здравствуйте, господин Миллер, господин барон. Он бросился в объятия бывшему хозяину, и слезы выступили на его глазах. — Я знал! Я верил! Не могло быть, чтобы мы не встретились… — Конечно, конечно, — Мюнхгаузен высвободился из его объятий и поспешно закрыл лавку на ключ. — Я знал, я не верил, что вы умерли, — причитал Томас. — И когда в газетах сообщили, не верил… И когда отпевали, не верил, и когда хоронили — сомневался. Ах, как я счастлив, господин барон! — Умоляю, не называй меня так, — замахал руками Мюнхгаузен. — Говорят же тебе — Миллер. — Для меня вы всегда — барон Мюнхгаузен. — Тогда добавляй «покойный» или «усопший», как тебе удобней. Новая группа уличных музыкантов подхватила песню. Чуть протяжнее, чуть печальнее. Вечерние тени упали на землю. В опустевшем трактире они сидели вдвоем за дальним столиком. Перед ними стояла бутыль вина и блюдо с жареной уткой. — И тогда я пальнул в воздух, — закончил свой рассказ Мюнхгаузен, — попрощался со своей прошлой безумной жизнью и стал обыкновенным садовником по фамилии Миллер. — Откуда такая фамилия? — удивился Томас. — Самая обыкновенная. В Германии иметь фамилию Миллер — все равно что не иметь никакой. Томас улыбнулся: — Вы шутите? — Давно бросил. Врачи запрещают. — С каких это пор вы стали ходить по врачам? — Сразу после смерти, — объяснил Мюнхгаузен. — И не шутите? — Нет. Томас огорчился: — А говорят, ведь юмор — он полезный. Шутка, мол, жизнь продлевает… — Не всем, — перебил барон. — Тем, кто смеется, тем продлевает, а тому, кто острит, — укорачивает. Томас кивнул: — И чего делаете? — Ничего. Живу. Ращу цветочки. — Красивые? — Выгодные. По талеру за штуку. А если учесть количество свадеб, юбилеев, премьер… Да одни мои похороны дали мне больше денег, чем вся предыдущая жизнь. — А по виду не скажешь, — усмехнулся Томас. — Одеты вы скромно. — Не хочу бросаться в глаза, — подмигнул барон. — Зачем мне разговоры: простой садовник, а живет лучше барона. Вот я хожу в холстине… Зато белье! — Он рванул рубаху на груди. — Батист с золотым шитьем! Можешь потрогать. Томас с восхищением покачал головой: — А как фрау Марта? — Все хорошо, — он принялся жевать мясо, — то есть, значит, все тихо. У нас сыночек родился. — Ну? — Да! — Хороший мальчик? — оживился Томас. — Двенадцать килограмм. — Бегает? — Зачем? Ходит. — Болтает? — Молчит. — Умный мальчик. Далеко пойдет. — Знаешь что, — сказал Мюнхгаузен, — едем ко мне. Покажу дом… Для Марты это будет сюрприз… Свет от канделябра расцветил тысячами огней хрустальные вазы, засветились ажурной голубизной фарфоровые сервизы и украшенные позолотой статуэтки. Мюнхгаузен вел Томаса по залу, уставленному антикварной мебелью. — Мебель павловская… из России, — хвастал захмелевший барон. — Это саксонский фарфор… Это китайский… А вон там — индийский… Только руками ничего не трогай. Это там… в том доме все было шаляй-валяй, а здесь порядок! — Извините, конечно, господин, Миллер, — Томас печально посмотрел на Мюнхгаузена. — А не скучно? — Что? — не понял барон. — Не скучно вам здесь? — Почему? — пожал плечами барон. — У меня музыка есть… — он подошел к огромной шарманке, взялся за ручку. — Музыкантов я прогнал. Ящик надежней! Все ноты правильно берет и в нужной тональности… Он закрутил ручку, раздалось невнятное бренчание, которое доставило Мюнхгаузену видимое удовольствие. — Марта, Марта! — громко позвал он. — Иди к нам! В дверях появился испуганный мажордом в расшитой золотом ливрее. Его взгляд насторожил Мюнхгаузена. Он бросил шарманку: — Где Марта? Мажордом не ответил, отвел испуганный взгляд. Побежали быстрые тени. Мюнхгаузен с горящим канделябром вошел в огромную темную комнату. Повсюду были следы торопливых сборов. В распахнутом шкафу все платья висели на своих местах. Но на огромном зеркале губной помадой было начертано: «Прости, дорогой, но мне все осточертело. Больше так жить не могу. Прощай. Марта». Мюнхгаузен приблизился к зеркалу. В его тусклых глазах вдруг появился какой-то странный лихорадочный блеск. В комнату вошел Томас, изумленно уставился на фарфоровые вазы, стоявшие на подставках. — И это саксонский? — спросил он, указывая на одну из ваз. — Нет, — ответил барон. — Это дневнеиндийский. — Да как же вы их различаете? — По звону! — объяснил Мюнхгаузен и с силой запустил вазу в зеркало. Осколки разлетелись в разные стороны. — Слышишь? А это — саксонский! — Взял вторую вазу и с силой шарахнул ее об стену. — Точно! Саксонский, — удовлетворенно кивнул Томас. Мажордом выскочил в коридор и замер от ужаса. Вслед ему донесся новый удар и звон разбитой посуды. — Китайский, — заключил мажордом. Баронесса прошла через гостиную к огромной картине, изображающей героического Мюнхгаузена на вздыбленном коне, и поправила стоящие возле картины цветы. С кресла поднялся ожидающий ее молодой офицер и ринулся к ней с букетом в руках. — Как вы сюда попали, Вилли? — спросила баронесса с улыбкой. — Через дверь, естественно, — поклонился офицер. — Какая проза! — поморщилась баронесса. — Я же вам, кажется объясняла… Существуют определенные традиции. — Момент! — Офицер тотчас бросился прочь из дома. Баронесса прошла в свой будуар и выбросила через окно веревочную лестницу. Сверху было видно, как по ней стал быстро взбираться мужчина. Баронесса приняла несколько рискованную, но эффектную позу. — Ты спешишь ко мне? — Да! — раздался голос за окном, и на подоконник влез Мюнхгаузен. Баронесса вскрикнула, инстинктивно запахнула пеньюар. — Не волнуйся, свои! — Мюнхгаузен спрыгнул в комнату. — Карл! — ужаснулась баронесса. — Какое безрассудство!.. Тебя могли увидеть… Кто-нибудь из прислуги. — Ничего страшного! — подмигнул ей Мюнхгаузен. — Сочтут за обыкновенное привидение. — Что тебе надо? — Поговорить с тобой. — Сегодня? Мюнхгаузен кивнул. — Ты сошел с ума! — Баронесса нервно заметалась по комнате. — Я занята. Завтра годовщина твоей смерти. Ты хочешь испортить нам праздник? Это нечестно. Ты обещал… Сюда идут! Боже милостивый, умоляю тебя, поговорим в другой раз… — Хорошо. Сегодня в полночь у памятника. — У памятника кому? — Мне! — Барон направился к окну. В окне появилась физиономия офицера. — Я здесь, — радостно сообщил он. — Очень приятно, — вежливо сказал Мюнхгаузен. — Прошу! Офицер спрыгнул с подоконника, барон занял его место и быстро начал спускаться по веревочной лестнице. Несколько мгновений офицер оставался неподвижным, затем бросился к окну: — Ой! Разве вы не умерли? — Умер, — спокойно отозвался барон. — Слава Богу, — офицер вытер вспотевший лоб. — Я чуть было не испугался! Рамкопф с победоносным видом оглядел студенческую аудиторию: — Таким образом, господа, мой научный трактат разрушает последние возражения моих оппонентов и свидетельствует о том, каким порой извилистым путем шагает истина во второй половине восемнадцатого столетия, иными словами, в наше время. — Он откашлялся и подошел к огромной схеме — плакату, на котором был изображен барон Мюнхгаузен, утопающий вместе с конем в болоте. — Перед нами уже ставшая классической схема вытягивания самого себя из болота за волосы, гениально проделанная в свое время незабвенным бароном! Нынешние схоласты и демагоги и сегодня еще кое-где твердят: не-воз-мож-но! — Рамкопф усмехнулся. — Как близкий человек покойного, я неоднократно видел этот взлет своими собственными глазами… Как ученый и теоретик утверждаю: главное — правильный вектор приложения рычага! Берется голова, — Рамкопф указал на схему, — берется рука… Неожиданно из-за схемы появилась чья-то рука и взяла его за шиворот. — После чего рука подтягивает туловище вверх, — объяснил Рамкопф. Появившаяся рука подняла Рамкопфа и утащила за схему. Здесь он нос к носу встретился с Мюнхгаузеном. — Ровно в полночь! — прошептал барон. — У моего памятника. Важный разговор. Быть обязательно. — И он разжал ладонь. Рамкопф шлепнулся на пол на глазах изумленной аудитории. Студенты вскочили со своих мест. — Вот и все, — сказал Рамкопф, вставая с пола. — Видите, как просто. Есть вопросы? В ответ раздался гром аплодисментов. Кабанчик бежал по лесу, сопровождаемый далеким улюлюканьем охотников и лаем собак. Неожиданно на него накинули сеть, и кабанчик беспомощно забарахтался в веревках, которые держали егеря. На лесную поляну верхом на лошади выскочил бургомистр, недовольно посмотрел на кабанчика и егерей. — Господин бургомистр, — быстро доложил старший. — Его величество герцог опять промахнулись. Четвертый раз гоним этого кабанчика мимо его величества, а его величество, извините за выражение, мажет и мажет. — Прикажете прогнать в пятый раз? — спросил другой егерь. — Нет, — сказал бургомистр. — Неудобно… он уже запомнил его в лицо. — Кто кого? — Герцог кабанчика! — строго пояснил бургомистр. — Позор! И это — королевская охота! Докатились! С одним кабанчиком справиться не можем… — Осмелюсь доложить, господин бургомистр, — заметил старший, — его величество вообще в этот раз лесом недоволен. Вот если бы, говорит, подстрелить медведя! — Где я ему возьму медведя? — в отчаянии воскликнул бургомистр. — Разве у цыган одолжить? — предложил кто-то из егерей. — Одалживайте! — крикнул бургомистр и спрыгнул с лошади. — Через полчаса медведь должен быть в лесу! Все! Егеря бросились к лошадям. Бургомистр, тяжело вздохнув, уселся в тени развесистого дуба. Тотчас чья-то заботливая рука протянула ему флягу. Бургомистр охотно принял ее и сделал несколько глотков: — С ума можно сойти! Он вернул флягу ее владельцу. Им оказался сидящий под тем же дубом барон Мюнхгаузен. — Кстати, барон, давно хотел вас спросить, где вы, собственно, доставали медведей? — Уже не помню, — пожал плечами Мюнхгаузен. — По-моему, прямо в лесу и доставал. — Абсолютно исключено, — отмахнулся бургомистр. — У нас они не водятся. — И тем не менее нам надо поговорить. — Докатились! — возмутился бургомистр. — Сейчас вам не до меня. Буду ждать вас ровно в полночь у памятника. — У цыган одалживаем медведей! — Прошу вас. Очень важно. — А ведь были буквально родиной медведей, — продолжал бургомистр. — А теперь и это — проблема. Позади беседующих появился медведь, который с любопытством обнюхал обоих. — Итак, до встречи! — улыбнулся Мюнхгаузен и, похлопав бургомистра по плечу, быстро пошел прочь. Бургомистр задумчиво посмотрел на появившуюся перед ним морду медведя. — Не надо, барон, — сказал он с недовольной гримасой. — Мне сейчас не до шуток. Оставьте это для другого раза. Нельзя же каждый раз, ей-богу, любое дело превращать в розыгрыш! Часы на городской башне пробили ровно полночь. Огромное белое полотнище, закрывающее памятник, глухо трепетало под порывами ветра. В глубине темного пространства остановилась карета. Через секунду рядом с ней застыла вторая. Еще через мгновение появился третий экипаж. Одновременно раскрылись дверцы, и на мостовую сошли Якобина фон Мюнхгаузен, бургомистр и Генрих Рамкопф. Они торопливо приблизились к памятнику и недоуменно огляделись по сторонам. Некоторое время слышалось только завывание ветра, потом прозвучал звук английского рожка. Все трое ринулись на звуки знакомой мелодии, откинули край материи и заглянули под белое полотнище. В глубине образовавшегося пространства, уютно развалившись в кресле возле самого постамента, сидел барон Мюнхгаузен. — Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие, — приветливо произнес он и улыбнулся. — Черт возьми, отличная фраза для начала пьесы… Надо будет кому-нибудь предложить… — Карл, если можно, не отвлекайтесь. — Баронесса вошла под навес вместе с бургомистром и Генрихом. Мюнхгаузен сделал обнадеживающий жест и решительно поднялся с кресла: — Итак, дорогие мои, три года назад по обоюдному согласию я ушел из этой жизни в мир иной и между нами было заключено джентльменское соглашение о том, что ни я вас, ни вы меня беспокоить не станем. Я условия этого соглашения соблюдал честно, чего нельзя сказать про вас… — Но, Карл… — попробовал вмешаться Рамкопф. — Оправдания потом! — резко перебил его Мюнхгаузен. — Пока вы хоронили мое бренное тело, я старался не обращать внимания, но когда вы стали отпевать мою душу… — Я не понимаю, о чем речь? — удивился бургомистр. — Об этом! — Мюнхгаузен поднял вверх книгу. — «Полное собрание приключений барона Мюнхгаузена». — Что ж вам не нравится? — изумился Рамкопф. — Прекрасное издание! — Это не мои приключения, это не моя жизнь, — резко возразил Мюнхгаузен. — Она приглажена, причесана, напудрена и кастрирована. — Не согласен, — обиделся Рамкопф. — Обыкновенная редакторская правка. — Когда меня режут, я терплю, но когда дополняют — становится нестерпимо. Какая-то дурацкая экспедиция на Борнео, затем чудовищная война в Австралии… — Да поймите, наконец, что вы уже себе не принадлежите. — В голосе Рамкопфа зазвучали проникновенные нотки. — Вы — миф, легенда! И народная молва приписывает вам новые подвиги. — Народная молва не додумается до такого идиотизма. — Ну знаете ли… — Да, господин Рамкопф! — повысил голос Мюнхгаузен. — Я требую изъятия этой вздорной книги… Теперь о памятнике. Он мне не нравится. Мюнхгаузен приблизился к пьедесталу и оглядел барельефы. — Извини, мы с тобой не посоветовались, — злобно усмехнулась баронесса. — И напрасно! — Мюнхгаузен сделал над собой усилие и спокойно продолжал: — Скульптура еще ничего, но барельефы омерзительны. Взять хотя бы картину, где я шпагой протыкаю десяток англичан… — Но, дорогой, — улыбнулся бургомистр, — вы же воевали с Англией?! — Вы знаете, что в этой войне не было пролито ни капли крови. — А я утверждаю, что было! — воскликнул Рамкопф. — У меня есть очевидцы. — Я никогда не шел с таким зверским лицом в атаку, как изображено, — спокойно объяснил Мюнхгаузен, — и не орал: «Англичане — свиньи». Это гадко. Я люблю англичан, я дружил с Шекспиром… Короче, я запрещаю ставить этот памятник. — Послушайте, Карл! — ласково вмешался бургомистр. — Наверное, мы все виноваты перед вами. — Он взглядом остановил негодующий порыв баронессы. — Наверное, допущен ряд неточностей. Но поверьте мне, вашему старому другу, это произошло от безмерной любви и уважения. Рамкопф прав: вы уже себе не принадлежите. Вы — наша гордость, на вашем примере мы растим молодежь. Поэтому мы и возводим этот памятник. Бог с ними, с неточностями… Через год воздвигнем другой, более достоверный. — Нет! — покачал головой Мюнхгаузен. — Сейчас мы просто не успеем переделать! — вспыхнула баронесса. — Съехались гости. Завтра — тридцать второе мая! — Именно поэтому памятник не годится! — Что за спешка? — Бургомистр подошел вплотную к Мюнхгаузену и внимательно посмотрел ему в глаза. — Вы словно с цепи сорвались… Какие-нибудь неприятности с торговлей? Что-нибудь случилось? Ну, откройтесь мне как другу. — От меня ушла Марта, — тихо произнес Мюнхгаузен. — Это не страшно. Мы ее уговорим! — уверенно произнес бургомистр. — Нет, — усмехнулся Мюнхгаузен. — Вы ее плохо знаете. Чтобы вернуть ее, придется вернуть себя. — Как это понимать? — удивился Рамкопф. — Я решил воскреснуть. — Вы этого не сделаете, Карл! — решительно произнес бургомистр. — Сделаю, — печально вздохнул Мюнхгаузен. — Вы умерли, барон Мюнхгаузен, — взволнованно объяснил Рамкопф. — Вы похоронены, у вас есть могила. — Придется снести! — Настроение Мюнхгаузена изменилось. Он резко поднялся на ноги… — Как бургомистр я буду вынужден принять экстренные меры! — Это меня не остановит. — Мюнхгаузен двинулся к краю полотнища, задержался на мгновение, обернулся к бургомистру: — Прощайте, господа, я искренне сожалею, но… — И я сожалею, — тяжело вздохнул бургомистр и опустил глаза. Мюнхгаузен отбросил полотнище и вышел на площадь. Впереди стояли плотные ряды вооруженных гвардейцев. Он огляделся вокруг — площадь была оцеплена со всех сторон.

The script ran 0.005 seconds.