Поделиться:
  Угадай поэта | Поэты | Карта поэтов | Острова | Контакты

Фридрих Шиллер - Элевзинский праздник
Известность произведения: Низкая



Свивайте венцы из колосьев златых; Цианы лазурные в них заплетайте; Сбирайтесь плясать на коврах луговых И пеньем благую Цереру встречайте. Церера сдружила враждебных людей;   Жестокие нравы смягчила; И в дом постоянный меж нив и полей   Шатёр подвижной обратила.       Робок, наг и дик скрывался       Троглодит в пещерах скал;       По полям Номад скитался       И поля опустошал;       Зверолов с копьём, стрелами,       Грозен, бегал по лесам…       Горе брошенным волнами       К неприютным их брегам!       С Олимпийския вершины       Сходит мать Церера вслед       Похищенной Прозерпины:       Дик лежит пред нею свет.       Ни угла, ни угощенья       Нет нигде богине там;       И нигде богопочтенья       Не свидетельствует храм.       Плод полей и грозды сладки       Не блистают на пирах;       Лишь дымятся тел остатки       На кровавых алтарях;       И куда печальным оком       Там Церера ни глядит:       В унижении глубоком       Человека всюду зрит.       «Ты ль, Зевесовой рукою       Сотворенный человек?       Для того ль тебя красою       Олимпийскою облек       Бог богов и во владенье       Мир земной тебе отдал,       Чтоб ты в нём, как в заточенье       Узник брошенный, страдал?       Иль ни в ком между богами       Сожаленья к людям нет       И могучими руками       Ни один из бездны бед       Их не вырвет? Знать, к блаженным       Скорбь земная не дошла?       Знать, одна я огорченным       Сердцем горе поняла?       Чтоб из низости душою       Мог подняться человек,       С древней матерью-землёю       Он вступи в союз навек;       Чти закон времён спокойный;       Знай теченье лун и лет,       Знай, как движется под стройной       Их гармониею свет».       И мгновенно расступилась       Тьма, лежавшая на ней,       И небесная явилась       Божеством пред дикарей:       Кончив бой, они, как тигры,       Из черепьев вражьих пьют       И её на зверски игры       И на страшный пир зовут.       Но богиня, с содроганьем       Отвратясь, рекла: «Богам       Кровь противна; с сим даяньем       Вы, как звери, чужды нам;       Чистым чистое угодно;       Дар, достойнейший небес:       Нивы колос первородный,       Сок оливы, плод древес».       Тут богиня исторгает       Тяжкий дротик у стрелка;       Остриём его пронзает       Грудь земли её рука;       И берёт она живое       Из венца главы зерно,       И в пронзённое земное       Лоно брошено оно.       И выводит молодые       Класы тучная земля;       И повсюду, как златые       Волны, зыблются поля.       Их она благословляет       И, колосья в сноп сложив,       На смиренный возлагает       Камень жертву первых нив.       И гласит: «Прими даянье,       Царь Зевес, и с высоты       Нам подай знаменованье,       Что доволен жертвой ты.       Вечный бог, сними завесу       С них, не знающих тебя:       Да поклонятся Зевесу,       Сердцем правду возлюбя».       Чистой жертвы не отринул       На Олимпе царь Зевес;       Он во знамение кинул       Гром излучистый с небес;       Вмиг алтарь воспламенился;       К небу жертвы дым взлетел,       И над ней горе явился       Зевсов пламенный орел. И чудо проникло в сердца дикарей; Упали во прах перед дивной Церерой; Исторгнулись слёзы из грубых очей, И сладкой сердца растворилися верой. Оружие кинув, теснятся толпой   И ей воздают поклоненье; И с видом смиренным, покорной душой   Приемлют её поученье.       С высоты небес нисходит       Олимпийцев светлый сонм;       И Фемида их предводит,       И своим она жезлом       Ставит грани юных, жатвой       Озлатившихся полей       И скрепляет первой клятвой       Узы первые людей.       И приходит благ податель,       Друг пиров, весёлый Ком;       Бог, ремесл изобретатель,       Он людей дружит с огнём;       Учит их владеть клещами;       Движет мехом, млатом бьёт       И искусными руками       Первый плуг им создаёт.       И вослед ему Паллада       Копьеносная идёт       И богов к строенью града       Крепкостенного зовёт:       Чтоб приютно-безопасный       Кров толпам бродящим дать       И в один союз согласный       Мир рассеянный собрать.       И богиня утверждает       Града нового чертеж;       Ей покорный, означает       Термин камнями рубеж;       Цепью смерена равнина;       Холм глубоким рвом обвит;       И могучая плотина       Гранью бурных вод стоит.       Мчатся Нимфы, Ореады       (За Дианой по лесам,       Чрез потоки, водопады,       По долинам, по холмам       С звонким скачущие луком);       Блещет в их руках топор,       И обрушился со стуком       Побеждённый ими бор.       И, Палладою призванный,       Из зелёных вод встаёт       Бог, осокою венчанный,       И тяжёлый строит плот;       И, сияя, низлетают       Оры лёгкие с небес       И в колонну округляют       Суковатый ствол древес.       И во грудь горы вонзает       Свой трезубец Посидон;       Слой гранитный отторгает       От ребра земного он;       И в руке своей громаду,       Как песчинку, он несёт;       И огромную ограду       Во мгновенье создаёт.       И вливает в струны пенье       Светлоглавый Аполлон:       Пробуждает вдохновенье       Их согласно-мерный звон;       И весёлые Камены       Сладким хором с ним поют,       И красивых зданий стены       Под напев их восстают.       И творит рука Цибелы       Створы врат городовых:       Держат петли их дебелы,       Утверждён замок на них;       И чудесное творенье       Довершает, в честь богам,       Совокупное строенье       Всех богов, великий храм.       И Юнона, с оком ясным       Низлетев от высоты,       Сводит с юношей прекрасным       В храме деву красоты;       И Киприда обвивает       Их гирляндою цветов,       И с небес благословляет       Первый брак отец богов.       И с торжественной игрою       Сладких лир, поющих в лад,       Вводят боги за собою       Новых граждан в новый град;       В храме Зевсовом царица,       Мать Церера там стоит,       Жжёт курения, как жрица,       И пришельцам говорит:       «В лесе ищет зверь свободы,       Правит всем свободно бог,       Их закон – закон природы.       Человек, прияв в залог       Зоркий ум – звено меж ними, –       Для гражданства сотворён:       Здесь лишь нравами одними       Может быть свободен он». Свивайте венцы из колосьев златых; Цианы лазурные в них заплетайте; Сбирайтесь плясать на коврах луговых; И с пеньем благую Цереру встречайте: Всю землю богинин приход изменил;   Признавши её руководство, В союз человек с человеком вступил   И жизни постиг благородство.
Источник

The script ran 0.004 seconds.