Поделиться:
  Угадай поэта | Поэты | Карта поэтов | Острова | Контакты

Евгений Евтушенко - Казанский университет - Татарская песня [1970, Казань - Москва ]
Известность произведения: Низкая



Когда народы, распри позабыв... А. Пушкин Если с кем-либо придётся говорить, то не думай, какую религию он исповедует, а обрати внимание на его ум. Каюм Насыри Даже дворничиха Парашка армянину кричит: «Эй, армяшка!» Даже драная шлюха визжит на седого еврея: «Жид!» Даже вшивенький мужичишка на поляка бурчит: «Полячишка!» Даже пьяница, падая в грязь, на татарина: «Эй ты, князь!» Бедняков, доведённых до скотства, научают и власть и кабак чувству собственного превосходства: «Я босяк, ну а всё же русак!» А Володя вспоминает Кокушкино, бич с прилипнувшими колючками, колокольчиков колыхание, пастуха-татарчонка Бахавия. И, картофелину печёную из ладони в ладонь перекидывая, запевал Бахавий печальную свою песню под рокот ракитовый: «Сары, сары, сап-сары! Сары чечек, саплары! Сагынырсын, саргаирсын, кильсе сугыш, чеклары. Вы желты, желты, желты не от горя ли, цветы? Помертвеешь, пожелтеешь от войны, от маеты...» И в костёрике ветви похрустывают, и так больно от родственной боли. До чего эта песня русская - потому что татарская, что ли? А империя, мать уродов, воплотившись в двуглавом орле, стала страшной тюрьмой народов, да и русского в том числе. Но с хвостами и русские черты, и татарский шайтан с хвостом... Минарет над казанской мечетью поднят старческим бледным перстом. Здесь укрытое от государства государство печалей и ран, и морщины на лицах татарских - это русским понятный Коран. И в мечеть забредает Володя, где на каменных пыльных полах перешёптываются лохмотья позабытых тобою, аллах. А во храме Христа недалече, на пол капая сотнями слёз, перешёптываются свечи позабытых тобою, Христос. Разобщённо качаются тени, к небу общему руки воздев. Враг единый у всех - угнетенье, только разные боги у всех. Рай еврейский пророчит ребе, поп сулит православнейший рай, но, не веря в спасенье на небе, скажет с горькой усмешкой Тукай: «Святую правду, веру, честь не выше золота все чтут, - оно сильнее, чем Коран, Евангелие и Талмуд». Но что вас сблизит, божьи дети - татарин, русский, иудей? Неужто деньги, только деньги есть вера общая людей? А ты, мулла, бубнишь убого из складок жира своего, что нету бога, кроме бога, и Магомет - пророк его?! Но нет, спасенье - не иконы, не воззыванья к небесам, Не Магомет, не Иегова, а человек спасётся сам. И станет общей чья-то вера, и скажет кто-нибудь в свой срок: «Нет бога, кроме человека, и человек - себе пророк». И пусть над столькими богами звучит, людей боготворя, такая чистая, Бахавий, простая песенка твоя: «Сары, сары, сап-сары! Сары чечек, саплары! Сагынырсын, саргаирсын, кильсе сугыш, чеклары». 13. Федосеев Сегодня во время гулянья я нашёл перо вальдшнепа. Вероятно, бедняжка прельстился берёзами и, напуганный светом, ударился в белую стену. Посылаю Вам это пёрышко... Н. Е. Федосеев - Сергиевскому По-над тюрьмой Владимирской запах весны и пороха. Падает в руки льдиночкой вальдшнепа белое пёрышко. Маленький да удаленький, из-за обмана зрения он, словно ангел, ударился грудью о стену тюремную. Нету сильней агитации, нету сильней нелегальщины, если на тюрьмы кидаются самоубийцами вальдшнепы. Хорканье в небе истошное... Что вы задумались, узники, в самоубийцах восторженных сами собою узнаны? Кровью земля обрызгана после полёта вашего. Тяга к свободе убийственна, будто бы тяга вальдшнепов. Над молодой повиликою, мятою и сурепкою хлещет вас дробь, перелитая из тридцати сребреников. Но, улетев от охотника, что вы бросаетесь на стену? Сколько вас дробью ухлопано, сколько о стены разгваздано! И над весенними реками в мире, ещё не оттаявшем, хорканье вальдшнепов - реквием собственным крыльям отчаянным. Но, как письмо от подпольщика, переданное с воли, вальдшнепа белое пёрышко у Федосеева Коли. Жёсткие руки империи взяли семнадцатилетнего, Коля, тебя не первого, Коля, тебя не последнего. В путь, никому не завидуя, снежные тракты утаптывай! Совести русской планидою стала планида этапная. Крылья о стены каменные бьются, не сдавшись на милость. Лучше крылатость в камере, чем на свободе бескрылость. Наши марксисты первые, в тюрьмы спокойно идущие, вальдшнепов белыми перьями письма писали в грядущее. Были они ещё мальчики даже в мужской суровости. Были в одном догматики - не предавали совести. Что же случилось, Коля, если в себя ты выстрелил, навзничь упав на корни всеукрывающих лиственниц? Губы ответить стараются, а на лице - ни кровиночки, и муравей взбирается к солнцу по алой тропиночке. Тюрьмы, этапы выдюжил с детской улыбкой Мышкина. Лишь одного не выдержал - подлости единомышленника. Спишь с восковыми веками. Ты застрелился, сломался, первый марксист, оклеветанный, братом своим во Марксе. Лиственницы разлапые, что вы шумите невесело? Вальдшнепы, стены разламывая, станут ещё буревестниками! Ну а пока что - валится снег надо тобой, империя, словно разбившихся вальдшнепов тусклые, мёртвые перья... 14. Пешков Когда говорили о народе, я с изумлением и недоверием в себе чувствовал, что на эту тему не могу думать так, как думают эти люди. Для них народ являлся воплощением мудрости, духовной красоты и добросердечия, существом почти богоподобным и единосущным, вместилищем начал всего прекраснодушного, справедливого, величественного. Я не знал такого народа. Я видел плотников, грузчиков, каменщиков, знал Якова, Осипа, Григория, а тут говорили именно о единосущном народе и ставили себя куда-то ниже его, в зависимости от его воли. М. Горький «Мои университеты» По Казани купецкой, кабацкой, азиатской, такой и сякой, конокрадской, законокрадской, полицейской и шулерской, по Казани крамольной, подпольной, где гектографы и бунтари, по рабочей и подневольной, ну а всё-таки вольной внутри - мимо щёлкания орешков, мимо звонких пролёток господ Алексей по фамилии Пешков хлеб в корзине студентам несёт. Он идёт по Проломной, Горшечной, и, не зная о том ничего, каждый встречный и поперечный заграбастан глазами его. Это горьковские истоки - собирательство лиц и судеб. Пахнут хлебом горячим листовки и листовками свежими хлеб. Пахнет утро поющим рубанком, и рассвет у дверей кабака парусит золотою рубахой отплясавшего Цыганка. С детства в люди, как в нелюди, отдан, Пешков знает, как знает суму: в умилении перед народом есть частица презренья к нему. И он видит народ не всеправым мудрым богом с подъятым перстом, а шальным Цыганком кучерявым, надорвавшимся под крестом. Но в аду мыловарен, красилен и в цехах под гуденье станков пролетарское племя России зарождается из Цыганков. И с ухваткою мастерового примет Пешков тот крест на себя, и он в люди отдаст своё слово, на дорогу его осеня: «Отдаю тебя, слово, в люди, словно душу и плоть мою. Отдаю тебя, слово, вьюге, в руки белые отдаю. Я ли, слово, тебя не холил и у сердца не грел своего? Но выталкиваю на холод, чтобы ты не боялось его. Там, за дверью моею, - злоба, там и слава, как западня, но ты выросло, моё слово, и уже проживёшь без меня. Ты не будь перед барами в страхе, - уступать этим харям грешно, и во прахе или на плахе ты веди себя хорошо! Околоточным не поддайся и с лакеями не кумись. В морду вмажут - а не продайся, мёдом смажут - а не купись! И, как нового гражданина, не суля несмышлёнышу рай, воспитай, моё слово, сына и опять его в люди отдай!» 15. Шпик Если царь был первый сыщик в государстве, то каждый желавший сделать карьеру становился сыщиком, - и канцелярии Российских университетов фактически превратились в отделения жандармских управлений. Из воспоминаний профессора Н. Н. Фирсова Пока крамольничали лодыри - эх, на язык бы им типун! - топтал у окон снег до одури Его Величества топтун. С глазами пёсьими, скулёжными, с продрогшим в варежке свистком, в казённых чёсанках с галошами, он сам крамольничал тайком. И, с бульбой носа помидорного, припоминал, страдая, страж вальяж Матрёны Дормидонтовны, не умещавшийся в трельяж. Припоминал стерлядку жирную и самовитого сига, и политическою жертвою охранник чувствовал себя. Ну а зубровочка, рябиновка, ну а груздочки - каково! И клял правительство родимое личарда преданный его. Он рассуждал, соплю прикусывая, как будто свисший сталактит: «Пусть лучше будет революция, но лишь бы не радикулит». И сыпанул бы рысью с искрами, когда б не схвачен был уздой, шпик - самовластия российского так неустойчивый устой. Но с орденами, словно с цацками, за ним самим следить должны, топтали Русь министры царские - в хорьковых шубах топтуны. И величаво, как приличествует, в почтенном облаке седин топтал страну Его Величество - топтун под номером один. Они следили за смутьянами, давя зелёные ростки, и за Володею Ульяновым, как за врагом всея Руси. О вы, топтавшие отечество! Вас нет, а он сегодня встал в тужурке бронзовой студенческой, «смутьян», взойдя на пьедестал. Так, предвкушая с маком бублички и то селянку, то блины, места для памятников будущего вытаптывали топтуны. 16. Сходка Собрало нас сюда не что иное, как сознание невозможности всех условий, в которые поставлена русская жизнь вообще и студенческая в частности... Из петиции казанских студентов 4 декабря 1887 года В Москве или Казани, нафабривши усы, преподают казаки историю Руси. Студентов кони давят, и, сжата в пятерне, нагайка смачно ставит отметки на спине. И что призыв к прогрессу, и что наивный бунт, когда в нагайке весу, пожалуй, целый фунт. Нагаечка, нагайка, казаческая честь. В России власть - хозяйка, пока нагайка есть. И против нагаек, штыков, государственной страшной махинищи студенты, мальчишечки. Но если боится чего-то такая махина, то, значит, лишь сверху тверда, а внутри - как мякина. От страха - в ручищах лабазников ломы и гири. От страха - цензура, от страха - остроги Сибири. Боятся суков, на которых сидят, своих же шпиков и своих же солдат. И Зимний дворец - как штыками утыканный торт, где морды сидят за оградой из морд. Гитара поёт, притишая струну, в студенческой тесной каморке: «О, если б все морды сложились в одну и дать бы по морде той морде!» И кто-то кричит в молодом озорстве, заусенцы кусая: «Пощечину славно влепили в Москве, а что мы, безруки в Казани?!» На сходку! Ещё не загинул народ, пока среди рабства и скотства в нём дочь новгородского веча живёт - студенчества русского сходка!» - «Хотят кнутовище нагайки засунуть нам в глотку?» - «На сходку! На сходку!» - «Россию навек уподобить хотят околотку?» - «На сходку! На сходку!» - «Политзаключённых по тюрьмам вгоняют в чахотку?» - «На сходку! На сходку!» - «Забрали и право и власть, а народу оставили водку?» - «На сходку! На сходку!» И юная лава, кипящая неудержимо, и слева и справа летит на Помпею режима. И гневно, упрямо в котле мятежа, в клокотанье Володя Ульянов со вскинутыми кулаками. И в актовом зале, как будто бы в зале Конвента, за выкриком выкрик взлетают несметно, кометно. «Клянитесь спасти наш народ, историческим рабством клеймённый!» - «Клянёмся! Клянёмся!» - «Клянитесь, что в этой борьбе не допустит никто вероломства!» - «Клянёмся! Клянёмся!» Инспектор Потапов, примите награду почётную - пощёчину! И выстрел «Авроры» над питерскими проспектами, как эхо пощёчины, влепленной в морду инспектору! Студенчество мира, лети по-казански вулканно на морды и мифы со вскинутыми кулаками! Уже не нагайку - дубинку суют полицейские в глотку, но ты продолжаешь казанскую вечную сходку. И юно и яро, отчаянно спрыгнувший с полки, Володя Ульянов бушует в Мадриде и Бёркли. В ответ на несущие смерть самолёты, эсминцы, подлодки: от сходки студентов - до всечеловеческой сходки! Все морды планеты сложились в глобальную сальную морду. К чёрту! Тряситесь от страха, все морды планеты. Вы душите правду, но вам вопреки мой Ленин - бессмертно семнадцатилетний, поднявший тогда и на вас кулаки! 17. Первый арест Для спасения благомыслящих не щадите негодяев. Телеграмма министра просвещения И. Д. Делянова в Казань после студенческой сходки Как георгиевскому кавалеру самый памятный - первый крест, так и революционеру самый памятный - первый арест. Арестованный - это званье. Круг почёта - тюремный круг. Арестованным быть - признанье государством твоих заслуг. Где один человек настоящий не под слежкой - ну хоть бы один?! В подозрительных не состоящий подозрителен как гражданин. В государстве рабов и хозяев поднят лозунг незримый на щит: «Для спасения негодяев благомыслящих не щадить». Косит глазом конь буланый и копытами частит. Арестованный Ульянов не особенно грустит. Почему должно быть грустно, если рот хотят зажать? Пусть грустят в России трусы, кого не за что сажать. Рот пророческий, зажатый полицейским кулаком - самый слышимый глашатай на России испокон. Страшно, брат, забыть о чести, душу вывалять в дерьме, а в тюрьме не страшно, если цвет отечества в тюрьме. В дни духовно крепостные, в дни, когда просветов нет, тюрьмы - совести России главный университет. И спасибочко, доносчик, что властям, подлец, донёс, и спасибочко, извозчик, что в тюрьму, отец, довёз. Вот уже её ворота. Конь куражится, взыграв. Улыбается Володя. Арестован - значит, прав. Благодушный рыхлый пристав с ним на «вы», а не на «ты». У него сегодня приступ бескорыстной доброты. Мальчик мягкий, симпатичный, чем-то схож с его детьми. Сразу видно - из приличной, из начитанной семьи. Замечает пристав здраво: «Тюрем - много, жизнь - одна. Что бунтуете вы, право? Перед вами же стена...» Но улыбка озорная у Володи: «Да, стена, только, знаете, - гнилая. Ткни - развалится она...» Обмирает пристав, ёжась: «Это слышу я стрезва? Неужели есть возможность, что она того... разва...» Для него непредставимо, что развалится режим, как давным-давно для Рима, что падёт прогнивший Рим; как сегодня на Гаити для тонтонов Дювалье, и в Мадриде на корриде, и на греческой земле. Топтуны недальнозорки. Заглянуть боясь вперёд, верят глупые подпорки, что стена не упадёт. А смеющийся Ульянов ловит варежкою снег, и летит буланый, прянув, прямо в следующий век. Там о смерти Че Гевары, как ацтеки о богах, мексиканские гитары плачут, струны оборвав. Но за ржавою решёткой нацарапано гвоздём по-Володиному чётко: «Мы пойдём другим путём». Может, слышится в Китае: «Перед вами же стена...», а в ответ звучит: «Гнилая... Ткни - развалится она». И в отчаянном полёте карусельного коня продолжается, Володя, вечно молодость твоя. Бедный пристав - дело скверно. Не потей - напрасный труд. Что ломает стены? Вера в то, что стены упадут! Эпилог Спасибо, стены города Казани, за то, что вы мне столько рассказали. Мне вновь планида оказала милость, и, вновь даря свой выстраданный свет, как в Братской ГЭС, Россия мне раскрылась в тебе, Казанский университет. Фантазия моя весьма слаба. Я верю только фактам. Я не мистик. История России есть борьба свободной мысли с удушеньем мысли. История - не в тезоименитствах, а в скрытых соках матери-земли, и сколько ни рождалось бы магницких, в России Лобачевские росли. ...Апрель в Казани. Ледоход на Волге. Жизнь продолжает вечную игру, и девочка с лицом народоволки прощается со мною на углу. Чистейшая, как выдох твой, природа, она летит по воздуху легко. Два голубых осколка ледохода заполонили всё её лицо. Она - как веткой по небу рисунок, а с крыш гремит серебряный каскад: блистательная временность сосулек кончается раздрызгом об асфальт. Ах, молодость, лети, хрусти по льдинкам, живи и властвуй в мире молодом и будь всегда прекрасным поединком души с бездушьем и огня со льдом. Но нарастает на душе короста, и постаренья ход неуследим. Быть молодым, когда ты молод, - просто, и подвиг - быть бессмертно молодым. Прошло сто ледоходов, сто цветений с тех пор, когда над грохотом реки родился тот апрельский русский гений и вскинул над планетой кулаки. Склонимся же у входа в Мавзолей. Склонимся у незримых пьедесталов тех дочерей страны и сыновей, кто в зрелости не предал идеалов вольнолюбивой юности своей. Люблю тебя, Отечество моё, не только за частушки и природу - за пушкинскую тайную свободу, за сокровенных рыцарей её, за вечный пугачёвский дух в народе, за доблестный гражданский русский стих, за твоего Ульянова Володю, за будущих Ульяновых твоих.

The script ran 0.006 seconds.