Андрей Вознесенский - Ров
- Перед ремонтом [Симферополь - Москва. Декабрь 1985 - май 1986.
]
Известность произведения:
Низкая
В год приближения Галлеи
прощаюсь с Третьяковской галереей.
Картины сняты. Пусты анфилады.
Стремянкой от последнего холста
спускался человек, похожий на Филатова.
Снимали со стены «Явление Христа»
Рыдают бабы. На стенах разводы.
Ты сам статьями торопил ремонт.
«Явление Христа» уходит от народа
в запасный фонд.
Ты выступал, что всё гниёт преступно,
чего ж ты заикаешься от слёз?
Последним капитан уходит с судна -
непонятый художником Христос.
Художнику Христос не удавался.
Фигуркой, исчезающей из глаз,
вы думали - он приближался?
Он, пятясь, удаляется от вас.
До нового свиданья, Галерея!
До нового чертога, красота.
Не нам, не нам ты явишься, Галлея.
До новых зрителей, «Явление Христа».
На улицу, раздвинув операторов
и запахнув сатиновый хитон,
шёл человек, похожий на Филатова.
Я обознался. Это был не он.
Диагноз
Год уже, как столкнулся я с ужасом рва.
Год уже, как разламывается голова.
Врач сказал, что я нерв застудил головной,
хожу в шапочке шерстяной.
Джуна водит ладонями над головой,
говорит: «Будто стужей несёт ледяной!»
Оппонент мой хрюкает, мордой вниз:
«Говорил я, что холоден модернизм».
Неужели застуда идёт изнутри?
И могильная мысль может мозг изнурить?
Во мне стоны и крик, лютый холод миров.
Ты куда ведёшь, ров?
Схватка
Лязг зубов и лопат. У 10-й версты
нас закапывают мертвецы.
Старорыл с новорылом,
копай за двоих!
Перевыполним план по закопке живых!
Труд, как в тропиках - до трусов.
Аэробика мертвецов.
Кто свой палец отсёк, кто идёт вперехват.
Кто хоронит модёрн,
кто копает под МХАТ.
Дёрн, как правду, - вверх дном! -
Первый кто бросит ком?
Вслед им ведьмы летят на лопатах верхом...
Справедливый плакат водружён над шестом:
«Мертвецов - большинство,
а живых - меньшинство».
Поживей прохрипим:
«Панихиду живым!»
Я улыбок зубастых не знал широчей.
Аллилуйщик - теперь мастер смелых речей.
Жмут с лопатою грейдерной, мудрецы.
Закопают страну - только не удержи!
Но живой поднимается землекоп
вперехват мертвецам -
Пастернак, и - горбат от лопат - Смеляков,
и сажающий вишню пацан.
И небесный народ
рядом с ними идёт,
кто рискует не за металл,
чьей сапёрной лопаткою вертолёт
смерть реактора закопал.
Мертвецы и творцы, мертвецы и творцы -
вечный бой: вечный риск, вечный дых!
Искры встречных лопат от Тверцы до Янцзы,
схватка мёртвых лопат и живых.
Пастернак, ты терновник к забору садил,
бескорыстные брюки заправив в сапог.
И варнак не достал тебя меж светил.
Стал лопаты венец - твой венок.
Как он в слове весом,
мой неалчный народ.
Не случайно венцом он лопату зовёт.
Подымите её вверх венцом над собой -
вы увидите женщину с русой косой.
Отвернулась спиною.
Глядит на закат.
До земли опускается стержень косы.
За тебя на закате
сраженья кипят -
мертвецы и творцы, мертвецы и творцы.
Это всё матрици-
рует «аз, буки, рцы»
на холстах плащаниц, в адресах медресы.
Есть две нации - как ты ни мельтеши -
мертвецы и творцы, творцы и мертвецы.
Я живу невпопад.
За удары - мерси?
Но за новый твой взгляд мои годы летят.
Уходящего века читаю кресты
в инициалах скрещённых лопат.
У отверстой версты
мертвецы и творцы.
Нет границы у бытия.
Века двадцать какого-то об изразцы
обломилась лопата моя.
Финал
Жизнь - сюжета финал.
Суд порок наказал.
Люд к могиле спешит. Степь горчит.
К ней опять скороход
в тряпке заступ несёт.
И никто не несёт гиацинт.
Эпилог
Я всю мерзость собрал на страницы, как врач,
чтобы жечь тебя, алчь.
Разве рукописи не горят?
Ещё как полыхают!
Вечны авторы, говорят.
Ещё как подыхают.
Ляг, созданье, в костёр Соколиной горы.
Алчь, гори!
Все четыре героя в меня глядят -
Ров, Алчь, Речь, Взгляд.
- Ты быть Гойей стремился для русской зари.
В пепле корчатся упыри.
Друг твой за бок схватился. В душе - волдыри.
Или сам ты горишь изнутри?
Это ревность твоя приглашает на ланч,
что подпольной натурой была.
Это алчь, это алчь, это хуже, чем алчь,
твою жизнь искривило дотла.
- Ты сгубила товарища моего.
Честолюбничай, корчься, ячь!..
Словно взгляд или чистое вещество,
Над огнём выделяется алчь.
Я увидел, единственный из людей,
вроде жалкой улыбки твоей.
Совмещались в улыбке той Алконост,
и Джоконда, и утконос.
А за ней, словно змей ожиревший, плыло
бесконечное тело твоё.
И я понял, что алчь -
это ров, это ров,
где погиб за народом народ.
Помогите - кричали из чёрных паров.
И улыбка раскрыла твой рот.
И увидел я гибкое жало твоё,
что лица мне касалось аж.
Помню, жало схватил
и поджёг, как фитиль -
до Камчатки вспыхнула алчь
«Амнистируй, палач...
Три желанья назначь...»
«Три желания? Хорошо!
Чтобы сдохла ты, алчь.
Не воскресла чтоб, алчь
И ещё -
чтоб забыли тебя
в мире новых страстей.
В веке чистом, как альт,
спросит мальчик в читалке,
смутив дисплей:
«А что значит слово «Алчь»?»
The script ran 0 seconds.