Поделиться:
  Угадай поэта | Поэты | Карта поэтов | Острова | Контакты

Андрей Вознесенский - Ров - Летят вороны [Симферополь - Москва. Декабрь 1985 - май 1986. ]
Известность произведения: Низкая



Миграция ворон! Миграция ворон! Несётся в небесах шоссе из чёрных «Волг». Базарчик разорён. Пуст в Ховрине перрон, Электропоезд встал и в темноте заглох. Когтей невпроворот. Детей надо беречь! О чём ты каркаешь на нами, серый смерч? То, может, бюрократ, неизмерим числом, несётся из хором, ненастьями сметён? Они меняют курс. Сломался ход природ. Куда несёшься, мрак? На Керчь или покров? Ты помнишь - крот в пенсне, плетя переворот, направил на Москву миграцию воров? А может, графоман несётся напролом? Вся улица Воровского усыпана пером. Над нами небеса кричали в мегафон: «Следите за детьми! Миграция ворон». Ты с дочкою своей в коляске шла двором, Её ты от небес прикрыла животом. И по твоей спине, содравши кожи ком, промчалась бороной миграция ворон. Когда-нибудь на пляж придёте вы вдвоём. Проступит сквозь загар узор иных времён. И на её вопрос ты лишь пожмёшь плечом: «Как жаль несчастных птиц! Миграция ворон». Если алчь со временем собирается в золото, то, думаю, бескорыстность собирается художниками и становится духовными ценностями. На всенародные средства был построен храм Христа Спасителя в честь победы над Наполеоном. Бескорыстным был дар Третьякова городу своего детища. В своё время мне приходилось писать о том, что здание Третьяковки гибнет от сырости. Сейчас Москва решительно взялась за его перестройку, разрубив гордиев узел волокиты. Пунцовому серду Замоскворечья будут вставлены новые клапаны. Практически воздвигается новое здание. Но как бережно надо строить и реставрировать - ведь идёт операция на сердце! Демонтированный Демон, верещагинский «Апофеоз», философский Филонов на 4 года переезжают в запасник. Меня пригласили взглянуть последний раз на старые стены перед переселением самого большого полотна - шедевра Александра Иванова. Я шёл к Галерее через перерытые улицы и переулки - скоро здесь будет заповедная пешеходная зона. Как тревожно стало в опустевших залах! Все знали, что это необходимо и к лучшему, но какая-то грусть была, что-то уходило вместе со стенами, пропитанными дыханием стольких людей и лет. Перед ремонтом В год приближения Галлеи прощаюсь с Третьяковской галереей. Картины сняты. Пусты анфилады. Стремянкой от последнего холста спускался человек, похожий на Филатова. Снимали со стены «Явление Христа» Рыдают бабы. На стенах разводы. Ты сам статьями торопил ремонт. «Явление Христа» уходит от народа в запасный фонд. Ты выступал, что всё гниёт преступно, чего ж ты заикаешься от слёз? Последним капитан уходит с судна - непонятый художником Христос. Художнику Христос не удавался. Фигуркой, исчезающей из глаз, вы думали - он приближался? Он, пятясь, удаляется от вас. До нового свиданья, Галерея! До нового чертога, красота. Не нам, не нам ты явишься, Галлея. До новых зрителей, «Явление Христа». На улицу, раздвинув операторов и запахнув сатиновый хитон, шёл человек, похожий на Филатова. Я обознался. Это был не он. Диагноз Год уже, как столкнулся я с ужасом рва. Год уже, как разламывается голова. Врач сказал, что я нерв застудил головной, хожу в шапочке шерстяной. Джуна водит ладонями над головой, говорит: «Будто стужей несёт ледяной!» Оппонент мой хрюкает, мордой вниз: «Говорил я, что холоден модернизм». Неужели застуда идёт изнутри? И могильная мысль может мозг изнурить? Во мне стоны и крик, лютый холод миров. Ты куда ведёшь, ров? Схватка Лязг зубов и лопат. У 10-й версты нас закапывают мертвецы. Старорыл с новорылом, копай за двоих! Перевыполним план по закопке живых! Труд, как в тропиках - до трусов. Аэробика мертвецов. Кто свой палец отсёк, кто идёт вперехват. Кто хоронит модёрн, кто копает под МХАТ. Дёрн, как правду, - вверх дном! - Первый кто бросит ком? Вслед им ведьмы летят на лопатах верхом... Справедливый плакат водружён над шестом: «Мертвецов - большинство, а живых - меньшинство». Поживей прохрипим: «Панихиду живым!» Я улыбок зубастых не знал широчей. Аллилуйщик - теперь мастер смелых речей. Жмут с лопатою грейдерной, мудрецы. Закопают страну - только не удержи! Но живой поднимается землекоп вперехват мертвецам - Пастернак, и - горбат от лопат - Смеляков, и сажающий вишню пацан. И небесный народ рядом с ними идёт, кто рискует не за металл, чьей сапёрной лопаткою вертолёт смерть реактора закопал. Мертвецы и творцы, мертвецы и творцы - вечный бой: вечный риск, вечный дых! Искры встречных лопат от Тверцы до Янцзы, схватка мёртвых лопат и живых. Пастернак, ты терновник к забору садил, бескорыстные брюки заправив в сапог. И варнак не достал тебя меж светил. Стал лопаты венец - твой венок. Как он в слове весом, мой неалчный народ. Не случайно венцом он лопату зовёт. Подымите её вверх венцом над собой - вы увидите женщину с русой косой. Отвернулась спиною. Глядит на закат. До земли опускается стержень косы. За тебя на закате сраженья кипят - мертвецы и творцы, мертвецы и творцы. Это всё матрици- рует «аз, буки, рцы» на холстах плащаниц, в адресах медресы. Есть две нации - как ты ни мельтеши - мертвецы и творцы, творцы и мертвецы. Я живу невпопад. За удары - мерси? Но за новый твой взгляд мои годы летят. Уходящего века читаю кресты в инициалах скрещённых лопат. У отверстой версты мертвецы и творцы. Нет границы у бытия. Века двадцать какого-то об изразцы обломилась лопата моя. Финал Жизнь - сюжета финал. Суд порок наказал. Люд к могиле спешит. Степь горчит. К ней опять скороход в тряпке заступ несёт. И никто не несёт гиацинт. Эпилог Я всю мерзость собрал на страницы, как врач, чтобы жечь тебя, алчь. Разве рукописи не горят? Ещё как полыхают! Вечны авторы, говорят. Ещё как подыхают. Ляг, созданье, в костёр Соколиной горы. Алчь, гори! Все четыре героя в меня глядят - Ров, Алчь, Речь, Взгляд. - Ты быть Гойей стремился для русской зари. В пепле корчатся упыри. Друг твой за бок схватился. В душе - волдыри. Или сам ты горишь изнутри? Это ревность твоя приглашает на ланч, что подпольной натурой была. Это алчь, это алчь, это хуже, чем алчь, твою жизнь искривило дотла. - Ты сгубила товарища моего. Честолюбничай, корчься, ячь!.. Словно взгляд или чистое вещество, Над огнём выделяется алчь. Я увидел, единственный из людей, вроде жалкой улыбки твоей. Совмещались в улыбке той Алконост, и Джоконда, и утконос. А за ней, словно змей ожиревший, плыло бесконечное тело твоё. И я понял, что алчь - это ров, это ров, где погиб за народом народ. Помогите - кричали из чёрных паров. И улыбка раскрыла твой рот. И увидел я гибкое жало твоё, что лица мне касалось аж. Помню, жало схватил и поджёг, как фитиль - до Камчатки вспыхнула алчь «Амнистируй, палач... Три желанья назначь...» «Три желания? Хорошо! Чтобы сдохла ты, алчь. Не воскресла чтоб, алчь И ещё - чтоб забыли тебя в мире новых страстей. В веке чистом, как альт, спросит мальчик в читалке, смутив дисплей: «А что значит слово «Алчь»?»

The script ran 0 seconds.