Поделиться:
  Угадай поэта | Поэты | Карта поэтов | Острова | Контакты

Василий Фёдоров - «Женитьба Дон-Жуана» - Песнь шестая [Ялта. 9 апреля 1977 г. ]
Известность произведения: Низкая



1 2 3

Пришёл ко мне с той самою болячкой. А я шутил: - Скажу, не осердись, Чтобы вернулись лёгкость и свобода, Вам надо было начинать с развода, Сначала разойтись, потом сойтись. Все взрывы ревности в твоих фугасах, Все глупости Оставил бы ты в загсах. Невежда в психологии семейной, Ты стал капризней барышни кисейной, Ты упустил спасительный момент Из глупых статистических приличий, Стыдясь своим разводом увеличить Супругов разводящийся процент... - Он засмеялся, относя к потехам Всё это, Но, увы, последним смехом! Пока паслись мы На учёной ниве, Наташа становилась всё красивей, Хотя, казалось, чуточку бледней, Но бледность только брови оттенила, Да только губы ярче очертила, Да только строгость подчеркнула в ней, Да только подкрепила, словно в споре, Высокую отчаянность во взоре. Такое же, А может, и капризней, Бывает часто в яблоневой жизни. Когда недуг ей корни поразил, Когда коснулась гибельная хмара, То яблоня цветёт особо яро, Истрачивая все запасы сил. Но вот скажи, и все сочтут за бредни Слова о том, Что этот цвет последний. Напрасно хоть в очках, Хоть без очков Заглядывать на донышки цветков, Там не найти обещанную завязь. - Какая жалость! - скажет, наперёд Беды не угадавший садовод, Припоминая промахи и каясь. Но покаяния звучат века, Как самоотпущения греха. У бедной Наты В день и раз, и два Покруживаться стала голова, Тесниться грудь, тошнотка появляться. Пожаловалась матери, а та Заметила шутливо и спроста: - Э-э, кто-то младший догоняет братца! - И посоветовала, чтобы Ната Пошла к врачу За подтвержденьем факта. Но оказалось, Весь набор примет Обманчив был, как яблоневый цвет, Не давший сил приросту молодому. Задумчивый, как белокрылый грач В своём халате белом, старый врач Наташу передал врачу другому, Тот - третьему, а там вмешался чётный, И не последний, А всего четвёртый. И как же было Нате не смутиться, Когда пришла машина из больницы С высокой фарой, меченной крестом. Жуана не было, с ночной укладки Федяша ещё спал в ночной кроватке, А Тимофевна прибирала дом. Наташу так и обожгло словами Вбежавшей медсестрички: - Мы за вами!.. - А что мне взять? - На свой вопрос резонный Реакция её была мудрёной, Необъяснимой импульсом иным, Как страхом, заслонившим всё на свете. - Ах, да, да, да! - Она метнулась к Феде, Как будто ехать собиралась с ним. Лишь с плачем сына, сердце резанувшим, Она оторопела, как под душем. А тут бабуся подоспела кстати. - Моя Голуба-люба, мой касатик! - Напев заслышав, полусонный внук Со всею непосредственностью детства Заулыбался и предпринял бегство Из судорожных материнских рук. - Не паникуй! - Сказала Тимофевна, И Ната успокоилась мгновенно. Но, сделав шаг Из-под родного крова, Наташа к Феде устремилась снова, Да так, что впала в еле слышный стон В каком-то новом приступе печали. Разбуженный, испуганный вначале, На этот раз не испугался он, Лишь долго удивлёнными глазами Глядел на маму, Обращённый к маме. В беде Никто не знает меры бедствий, А в раннем расставанье всех последствий. Быть может, будет сын всю жизнь искать, Как и отец искал со страстью странной, Оставшуюся в памяти туманной Неведомо похожую на мать. Во всех исканьях будет этот образ Ему путеводительней, Чем компас. Не так ли в детстве, К жизни пробуждённый, Глядел я, Музою заворожённый, В глаза её, внимателен и тих. Как часто, наградив душевным жженьем, Она ко мне являлась с утешеньем, С надеждой в начинаниях моих. Зато теперь, когда мой мир в расстрое, Меня забыла и моих героев. О, сжалься, Муза, Возвратись, приди, Несчастье от Наташи отврати! О, Муза, Муза, искренняя вроде, Ты, замечавшая и тихий плач, Ведёшь себя уклончивей, чем врач В плохой больнице При плохом исходе. Тебя зову я, отзовись на поклик, Спасеньем увенчай Жуана подвиг! Я звал, Я упрекал её, она же Сиделкою сидела при Наташе, На этот раз реальная вполне. Свой давний долг отсиживая честно, Она Жуану уступала место, Когда тот приходил к своей жене, Со стороны глядела, видя диво: Как он красив И как она красива! У скромницы И у скандальной тётки, Почти у всех в больнице лица кротки. Там все мы, все - и ты, и он, и я, - Почувствовав себя намного бренней, Становимся добрее и смиренней Пред мрачной вечностью небытия. Ещё живём, но будет же решаться: Кому уйти, Кому пока остаться. У многих неприятий И приязней Немало остаётся скрытых связей, Не ставших связью зримой и прямой. Однажды с послаблением недуга Наташа стала умолять супруга: - Мне лучше, забери меня домой! - Тогда и повстречалися друг с другом Мой друг Жуан С гордеевским хирургом. Тому бы знать, Что, хоть ролями разны, Они к событью одному причастны, А поточнее - к личности одной, И каждый дело делал без отсрочек: Жуан, как разухабистый раскройщик, Хирург, как многоопытный портной, Что речь пойдёт с надеждою вмешаться О жертве жертвы Этого красавца. А знай он Всю историю живую, Свою с ней связь, такую узловую, Помог бы этот узел расплести, Ведь признавать бессилие не просто: Суметь спасти Гордеева-прохвоста, А вот Наташу не суметь спасти. Но, ничего не ведая об этом, Он спрятал руки: - Слово терапевтам. Тоска по Феде У Наташи вскоре На время заглушила боль от хвори. Хоть не врачам, а только ей самой Казаться стало, что она здорова, А потому и запросилась снова: - Мне легче, забери меня домой! - Врачи про Нату что-то больше знали, Но всё-таки Задерживать не стали. На лестнице В домашней кацавейке Наташа пошатнулась на ступеньке. Но не успела выдохнуть и «ах» Обескураженной и удивлённой, Как, поднятая над плитой бетонной, Притихла на Жуановых руках. О как на этот раз она, несома, Была легка, Почти что невесома! Жуан заторопился, зашагал Так, будто бы Наташу умыкал, Боясь услышать окрик за плечами, Нет, не врачей, а неузримой той, Которая следит с недобротой За трудными больными и врачами, Чтобы самой, скучавшей не при деле, Однажды встать У роковой постели. Жуан, сходя, На лестничных пролётах С Наташей виражил на поворотах И снова шёл в пике, суров и лих, С такой неоспоримостью побега Заспорившего с горем человека, Что встречные шарахались от них. А он спешил с ней, словно от угара, Из пламени Таёжного пожара. Не зря Наташа В страхе и надломе Затосковала о родимом доме, О горнице, где родилась она, Где ярче материнского подола Ей памятна любая складка пола, Где ей сподручна каждая стена. Здесь, дома, в обстановке завсегдашней, Болезнь и та Становится домашней. Довольная Наташа замечала, Что на душе Жуана полегчало. Казалось, уже виделся просвет И жизнь уже светлела понемножку, Как в палисадник узкое окошко К зиме, когда на ветках листьев нет. Так, слабому здоровью не противясь, Болезнь притворно Ослабляла привязь. Но вдруг привиделось, Что тихо-тихо Какая-то курносая ткачиха На ветхом стане тёмный холст ткала. Челнок мелькал легко и бирюзово, Уток сверкал, а тёмная основа К ней в душу протянулась из угла. И вот тканьё, навитое на валик, Ткачиха та Взяла на притужальник. Ей стало больно, Но в работе срочной Зигзагом бегал огонёк челночный, Всё продолжал светиться и мелькать. Основы тёмной натягая жилы, Ткачиха полоротая спешила Своё тканьё нездешнее доткать. Сопротивлялось, билось, не хотело По жилочкам Разматываться тело. - Ткачиха!.. Стой!.. - Вскричала Ната, видя, Как посветлел настрой душевных нитей, Давно ли цветом равных с темнотой. О, значит, вновь чиста и вновь здорова, Коль стала в ней душевная основа Раскручиваться пряжей золотой. Ткачиха дрогнула, вскочила с места. Наташа прошептала: - Наконец-то! Жуан не знал, Сидевший у постели, О чём она? В бреду ли? В тяжком сне ли? Тревожный, он не мог найти никак К чему-то цельному и даже следа В порывах чувств, В обрывках сна и бреда, В обломках мира, павшего во мрак. Всё, как мираж, - вот был и нет миража. - Ну, что?.. Ну, что?.. Что, Ната?.. О, Наташа!.. На грани жизни, На исходе грана Она ещё услышала Жуана, Глаза открыла, тотчас их прикрыв, Как бы от света, Свет был слишком светел. Вскочив его тушить, Жуан заметил Наташи протестующий порыв. - Пусть, пусть горит! - Сказала тихогласно. - Пусть светит до рассвета! - И погасла. И тихо-тихо стало, Что в затишке Тишей не пробежать и тихой мышке, Стал тихим дом, за домом мир стал тих. Почувствовав себя несчастно пришлым, Жуан рыдал рыданием неслышным, Упав лицом в ограду рук своих, Но и за нею видел тонкобровый Наташин профиль Строгий и суровый. Жуан не слышал, Как, придя со смены, Запричитала Марфа Тимофевна, Бесслёзно повела печальный сказ, Неспешно жизнь дочернюю итожа. - Красавица моя, да на кого же Федяшу ты оставила и нас? - При этом поправлять не забывала Ей веки, прядки, Руки, одеяло. Во исполнение её завета Свет яркий не гасили до рассвета, До полного исхода темноты. А утром, когда стал уже не в новость Ей смерти страх, И строгость и суровость Покинули Наташины черты. Казалось, кто-то в ней, Уже любезный, Смягчился и разжал Кулак железный. Как школьницу Когда-то в первый класс, Наташу наряжали и сейчас, О новой школе зная понаслышке, Не ведая её учителей, Не зная толком и программы всей, Какие там в ходу стихи и книжки, Какие там уроки в толще стен, Какие сроки вечных перемен. Друзей-свидетелей Её урока На этот случай было много-много, Они за гробом рядом шли со мной, Иные сетуя, иные плача, Решая для себя её задачу, Лишь при смерти решённую самой. Задача та с её концом фатальным Ко мне пришла Под знаком интегральным. Случалось быть наедине с бедой, В бессилии перед бедою той Я говорил себе: живи, как травы, - Прольётся дождь, цветком в росе гори, А засуха сожжёт тебя, умри Другим без пользы, Для себя без славы. Но возникал вопрос невольный сразу: Тогда зачем же человеку разум? А если есть, Зачем он не глубинный, Не полный, а какой-то половинный? Пусть страхов стало менее в числе, Но всё равно мне горестно и больно, Что столько зла блуждает бесконтрольно На нашей изумительной земле. Нам истины даются у могилы: Наташа - жертва Этой тёмной силы. Когда земля На гроб упала с гулом, Впервые друга видел я сутулым, Позволившим беде себя согбить, Ошеломлённым кровною утратой. Какою непомерно тяжкой платой За истины приходится платить, Чтобы ему и всем от злого мрака Вперёд шагнуть Хотя бы на полшага! Средь Кузьминых, Средь родственников их Здесь было много наших заводских, С тоской в глазах Стоявших не для вида, А в меру старой памяти их дружб. По обязательству совместных служб, Услуг взаимных, лишь Аделаида, Пока Жуан не отошёл последним, В слезах стояла За крестом соседним. Мне приходилось замечать не раз: Уход кого-то сплачивает нас, В процессии ухода мы едины, Нас музыка печальная ведёт, Никто не забегает наперёд, Держась благоразумной середины. А после наши связи уже хрупки - Похоронив, мы делимся на группки. Шёл первый снег. Два срока есть в году, Оберегающие красоту С особой ревностью за человеком: Цветение и снегопад, что сам Догадливо прикрыл могилы шрам Своим неторопливым первым снегом, Но для рубца, горевшего багрово В душе Жуана, Не было покрова. Он понял, Что в душе его отцовой Необходим для сына Феди новый, Почти что материнский уголок. Пусть будет нечувствительным к утратам, Пусть вырастает смелым и крылатым Торителем космических дорог. Да, да, пусть женский, Чёрт возьми, халатик Не затмевает красоты галактик. Так рано К слову доброму «отец» Прибавилось недоброе «вдовец» С его ходячим вариантом «вдовый». Теперь в любви родительской горяч, Даже во сне заслышав Федин плач, Жуан вставал, помочь ему готовый, Готовый с человечностью предельной Его утешить Песней колыбельной. «Спи-засни, мой сыночек, Подрастай, мой росточек, А когда подрастают, Дети спят и летают. Как закроются глазки, Полетишь ты, как в сказке, Над родною землёю И над Бабой Ягою. У старухи, у злыдни, Нет заботы о сыне, У старухи, у злючки, Нет ни внука, ни внучки. Злыдня зла не скрывает, В старой ступе летает, Вместо крыльев над мглою Машет грязной метлою. Спи-засни, мой сыночек, Окрыляйся, росточек, Настоящие крылья Подарю тебе с былью. Полетишь ты далёко, Полетишь ты высоко Над родною землею И над Бабой Ягою...» Читатель милый, Вспомни, что в начале Мы песни запевали без печали. Счастливые концы всего милей, Но я писал без мысли, чтобы легче, Нет, не стихи, а судьбы человечьи В мучительных исканиях путей, В исканиях любви - до пониманья Её, как высшего В нас достоянья. Все беды, Лезущие даже в строчку, Увы, неотвратимы в одиночку. Нам не дано самим изобрести Свой лёгкий путь, Свою любовь и нежность. К трагедии приводит неизбежность, А к драме может случай привести, Хотя и случай, будучи нечаянным, В ряду других Бывает не случайным. Что мне сказать, Тоской не бременя, Когда о счастье спросите меня? Скажу вам, склонный К прежнему пристрастью: Большое счастье - это, На мой взгляд, Не только сам конечный результат, Но и дорога, что вела нас к счастью. И пусть никто из нас не забывает, Что в чистом виде Счастья не бывает. А если так, Зачем иных старанья, Чтоб приуменьшить наши испытанья? Ведь если счастье нам далось трудней, То радость и торжественней и выше. А если это так, зачем самим же Обкрадываться в гордости своей? Суровый счёт ведите неудачам, Особо тем, Когда за всех мы плачем. Да будет слово Громом и набатом. Суровый счёт ведите всем утратам, С пристрастием судите - чья вина? Да будет вериться, что в наших буднях Кому-нибудь на трудных перепутьях Задаст урок Наташа Кузьмина, Как жертва сил, пока ещё несметных, Не только тёмных, Но и полусветлых. Большой урок, Не подчиняясь срокам, Для всех времен становится уроком. Безоблачной мечтая видеть даль, Но кое-что уже предвидя кроме, Мы мужеству учились на «Разгроме», На том пути, «Как закалялась сталь». О, если б и моя строка крепила На стройке века Хоть одно стропило! И если бы При виде тяжких мук Обиженному другу верный друг Сказал однажды, поздно или рано: - Из многих книг, а их хоть пруд пруди, Ты книгу, если есть она, найди И перечти «Женитьбу Дон-Жуана»! - Тогда б я и за гробом Верил страстно, Что жизнь свою Потратил не напрасно!

The script ran 0.001 seconds.